Фетвы больших ученых о Рамадане. Часть 8
Некоторые хадисы о достоинстве поста.
Первый вопрос из фетвы № 18559.
Вопрос:
Достоверны ли эти два хадиса: «Поститесь и будете здоровыми» и «Сон в месяц Рамадан является поклонением»?
Ответ:
Во-первых, слова «Поститесь и будете здоровыми» представляют собой часть слабого хадиса, который привели Ат-Табарани в книге «Аль-Аусат» и Абу Ну’ейм от Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах). Также этот хадис привёл Ибн ‘Адий со слов Ибн Аббаса (да будет доволен им Аллах). В цепочке есть передатчик Нахшаль, который является лицом, предание от которого не принимается («матрук»).
Во-вторых, что касается слов «Сон в месяц Рамадан является поклонением», то, насколько мы знаем, нет такого хадиса. Однако передаётся хадис со следующими словами: «Сон постящегося – это поклонение». Эту версию хадиса упомянул Ас-Суюти в книге «Аль-джами’ ас-сагыр», ссылаясь на Аль-Байхакый. При этом он указал на то, что хадис слабый, ибо в его цепочке есть передатчик по имени Ма’руф ибн Хассан, который является слабым.
Да поможет вам Аллах! Мир и благословение Аллаха пророку Мухаммаду и его семье![1]
О поздравлении с наступлением месяца Рамадан.
Фетва № 20638.
Вопрос (вкратце):
Можно ли сказать, что поздравление с наступлением благословенного месяца Рамадана относится к традициям или это считается поклонением? И если лучше оставить поздравление, то что делать тому, кого поздравили? Нужно ли порицать поздравляющих, пожимая им руки или обнимая их, учитывая, что они делают это из благих намерений?
Ответ:
Комитет, изучив вопрос, пришёл к следующему выводу: нет ничего плохого в поздравлении с наступлением месяца Рамадан. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) возвещал радостной вестью своих сподвижников о наступлении Рамадана, говоря им: «Вот наступил великий и благословенный месяц»[2]. Также Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) напоминал им о достоинствах Рамадана и побуждал их проводить этот месяц с пользой.
Да поможет вам Аллах! Мир и благословение Аллаха пророку Мухаммаду и его семье![3]
Что делать, если страна опирается на календарь?
Первый вопрос из фетвы № 20400.
Вопрос:
Наступление месяца Рамадан и праздник Разговения (‘Ид аль-фитр) в Индии определяются посредством календаря на год, который издаётся парламентом Индии. Таким образом, определение дат происходит в начале каждого года. Сюда же относится установление дня Жертвоприношения (‘Ид аль-адха), который определяется посредством того же календаря на год и не опирается на день стояния на Арафате. Поэтому здесь у нас обычно проводят жертвоприношение после того, как это сделают мусульмане в других странах, в особенности после того, как это сделают в арабских странах. Наш вопрос, в частности, касается поста в месяц Рамадан. Мы обычно постимся после телефонного звонка к родственникам, проживающим в Саудовской Аравии, в Кувейте или, в общем, проживающим в странах Залива. Обычно наш пост бывает за день до того числа, когда начинают поститься мусульмане Индии. Считается ли наш пост правильным или ошибочным? Учитывая при этом, что большинство иностранных студентов в Индии постятся после того, как услышат о зрительной фиксации в странах Залива. Я желаю получить ответ.
Ответ:
Вам необходимо (обязательно) поститься с мусульманами вашей страны, и не должно быть разногласий между жителями одной страны в этом вопросе. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Пост (наступает), когда вы все поститесь, разговение (наступает), когда вы все разговляетесь, а жертвоприношение (наступает), когда вы все приносите в жертву»[4].
В соответствии с Шариатом наступление месяца определяется посредством зрительной фиксации: либо увидев месяц воочию, либо с помощью оптических телескопов. При этом, если месяц не будет увиден, то необходимо отсчитать тридцать дней предыдущего месяца, потому что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Поститесь, когда вы увидите его (новый месяц) и прекращайте, когда снова его увидите, если же он будет скрыт от вас, то отсчитайте тридцать дней».[5]
Да поможет вам Аллах! Мир и благословение Аллаха пророку Мухаммаду и его семье![6]
Когда начинается день?
Первый вопрос из фетвы № 17638.
Вопрос:
Когда начинается день у мусульман? Начинается ли он с момента появления утренней зари или после полуночи, как об этом утверждают астрономы? И какой довод на это из Корана и Сунны?
Ответ:
День у мусульман начинается с появления второй утренней зари. Всевышний Аллах сказал: «Вам дозволено вступать в близость с вашими женами в ночь поста. Ваши жены — одеяние для вас, а вы — одеяние для них. Аллах знает, что вы предаете самих себя (ослушаетесь Аллаха и вступаете в половую близость с женами по ночам во время поста в Рамадане), и поэтому Он принял ваши покаяния и простил вас. Отныне вступайте с ними в близость и стремитесь к тому, что предписал вам Аллах. Ешьте и пейте, пока вы не сможете отличить белую нитку рассвета от черной, а затем поститесь до ночи…»(сура «Корова», 187).
Кроме того, Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Поистине, Билял произносит азан ночью, так ешьте и пейте, пока Ибн Умм Мактум не станет взывать к молитве».[7]
Что делать тому, кто узнал о наступлении месяца Рамадан днём?
Вопрос:
Если человек стал поститься днём с того момента, как узнал о наступлении месяца Рамадан, нужно ли ему будет возместить этот день? Некоторые приводят в качестве довода хадис, в котором говорится: «Нет поста у того, кто не вознамерился соблюдать его с ночи». И каково положение того, кто, услышав о наступлении Рамадана днём, не стал поститься в этот день? Нужно ли ему возмещать за этот день и делать искупление?
Ответ:
Кто узнал о наступлении месяца Рамадан днём, тот обязан воздерживаться в оставшуюся часть этого дня от еды, питья и всего, что нарушает пост, проявляя тем самым почтение к этому месяцу. Также он должен возместить этот день.
Да поможет вам Аллах! Мир и благословение Аллаха пророку Мухаммаду и его семье![8]
Перевод Вахитов М.
Для сайта Почему Ислам?
www.whyislam.ru
- [1] Сборник фетв постоянного комитета по научным исследованиям и фетвам (второй сборник), 9/6. Члены комитета: Бакр Абу Зейд, Салих Аль-Фаузан, Абдуль- ’Азиз Аль Аш-Шейх,Абдуль- ’Азиз ибн Абдулла ибн Баз.
- [2] «Сунан Ан-Насаи», (2106), «Муснад Ахмад», (2/230).
- [3]Сборник фетв постоянного комитета по научным исследованиям и фетвам (второй сборник), 9/7-8. Члены комитета: Салих Аль-Фаузан,Абдуль- ’Азиз Аль Аш-Шейх,Абдуль- ’Азиз ибн Абдулла ибн Баз.
- [4] Абу Дауд (2/743, номер хадиса: 2324); Ат-Тирмизи (3/80, 165, номер хадиса: 697, 802); Ибн Маджа (1/531, номер хадиса: 1660); Ад-Даракутни (2/164, 224, 225); Аль-Байхакый (4/252); Аль-Багауи в книге «Шарх ас-Сунна» (6/247, 248, номер хадиса: 1725, 1726).
- [5] «Сахих Аль-Бухари», (1909), «Сахих Муслим», (1081).
- [6]Сборник фетв постоянного комитета по научным исследованиям и фетвам (второй сборник), 9/11-12. Члены комитета: Бакр Абу Зейд, Салих Аль-Фаузан, Абдулла ибн Гудайян, Абдуль- ’Азиз Аль Аш-Шейх, Абдуль- ’Азиз ибн Абдулла ибн Баз.
- [7]«Сахих Аль-Бухари», (1919), «Сахих Муслим», (1092).
- [8]Сборник фетв постоянного комитета по научным исследованиям и фетвам (второй сборник), 9/13-14. Члены комитета: Бакр Абу Зейд, Салих Аль-Фаузан, Абдулла ибн Гудайян, Абдуль- ’Азиз Аль Аш-Шейх, Абдуль- ’Азиз ибн Абдулла ибн Баз.