Лекция № 4: Основы исламской акыды

Знай, что исламская акыда, являющаяся убеждением спасённой общины, сторонников Сунны и джамаата, имеет шесть фундаментальных основ…

Лекция № 4: Основы исламской акыды


Хвала Аллаху, к Нему мы обращаемся за помощью, у Него просим прощения и защиты от зла наших душ и скверны наших дел. Тот, кого Аллах повел по верному пути, того никто не сможет сбить, тот же, кого Аллах сделал заблудшим, того никто не наставит на прямой путь. Свидетельствуем, что нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха, и свидетельствуем, что Мухаммад – Его раб и посланник.

Дорогой мусульманин, пусть Аллах даст сопутствие и легкость на твоём пути. Знай, что исламская акыда, являющаяся убеждением спасённой общины, сторонников Сунны и джамаата[1], имеет шесть фундаментальных основ: Вера в Аллаха, в Его ангелов, в Его писания, в Его пророков, в Судный день и в предопределение (кадар) всего хорошего и плохого.

В Коране и Сунне существует множество указаний на необходимость соблюдения этих основ, и вся исламская умма единогласно их принимает. Аллах сказал:

لَّيْسَ الْبِرَّ أَن تُوَلُّواْ وُجُوهَكُمْ قِبَلَ الْمَشْرِقِ وَالْمَغْرِبِ وَلَكِنَّ الْبِرَّ مَنْ آمَنَ بِاللّهِ وَالْيَوْمِ الآخِرِ وَالْمَلآئِكَةِ وَالْكِتَابِ وَالنَّبِيِّينَ

«Благочестие состоит не в том, чтобы вы обращали ваши лица на восток и запад. Но благочестив тот, кто уверовал в Аллаха, в Последний день, в ангелов, в Писание, в пророков» (Коран, 2: 177).

إِنَّا كُلَّ شَيْءٍ خَلَقْنَاهُ بِقَدَرٍ

«Воистину, Мы сотворили каждую вещь согласно предопределению» (Коран, 54: 49).

آمَنَ الرَّسُولُ بِمَا أُنزِلَ إِلَيْهِ مِن رَّبِّهِ وَالْمُؤْمِنُونَ كُلٌّ آمَنَ بِاللّهِ وَمَلآئِكَتِهِ وَكُتُبِهِ وَرُسُلِهِ لاَ نُفَرِّقُ بَيْنَ أَحَدٍ مِّن رُّسُلِهِ

  «Посланник и верующие уверовали в то, что ниспослано ему от Господа. Все они уверовали в Аллаха, Его ангелов, Его Писания и Его посланников. Они говорят: «Мы не разделяем[2] между Его посланниками» (Коран, 2: 285).

وَمَن يَكْفُرْ بِاللّهِ وَمَلاَئِكَتِهِ وَكُتُبِهِ وَرُسُلِهِ وَالْيَوْمِ الآخِرِ فَقَدْ ضَلَّ ضَلاَلاً بَعِيدًا

«А кто не уверовал в Аллаха, Его ангелов, Его Писания, Его посланников и Последний день, тот впал в глубокое заблуждение» (Коран, 4: 136).

В достоверном хадисе сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

الإِيمَانُ أَنْ تُؤْمِنَ بِاللَّهِ وَمَلائِكَتِهِ وَكُتُبِهِ وَرُسُلِهِ وَالْيَوْمِ الآخِرِ وَتُؤْمِنَ بِالْقَدَرِ خَيْرِهِ وَشَرِّهِ

«Вера (Иман) – это значит, что ты должен верить в Аллаха, в Его ангелов, в Его пророков, в Его писания, в Судный день, а также верить в предопределение (кадар) всего хорошего и плохого»[3].

В этом хадисе пересказаны самые великие основы, их принято называть столпами Имана. Все посланники и все шариаты[4] были едины в призыве к этим основам. Все небесные Писания были ниспосланы, дабы нести людям эти принципиальные основы Веры. Никто не может отрицать их или даже малую часть из них, ведь тот, кто отрицает их, выходит за пределы истинной Веры (Иман) и становится неверующим. Аллах (Свят Он и Возвышен) говорит:

إِنَّ الَّذِينَ يَكْفُرُونَ بِاللّهِ وَرُسُلِهِ وَيُرِيدُونَ أَن يُفَرِّقُواْ بَيْنَ اللّهِ وَرُسُلِهِ وَيقُولُونَ نُؤْمِنُ بِبَعْضٍ وَنَكْفُرُ بِبَعْضٍ وَيُرِيدُونَ أَن يَتَّخِذُواْ بَيْنَ ذَلِكَ سَبِيلاً * أُوْلَئِكَ هُمُ الْكَافِرُونَ حَقًّا وَأَعْتَدْنَا لِلْكَافِرِينَ عَذَابًا مُّهِينًا * وَالَّذِينَ آمَنُواْ بِاللّهِ وَرُسُلِهِ وَلَمْ يُفَرِّقُواْ بَيْنَ أَحَدٍ مِّنْهُمْ أُوْلَئِكَ سَوْفَ يُؤْتِيهِمْ أُجُورَهُمْ وَكَانَ اللّهُ غَفُورًا رَّحِيمًا

«Воистину, те, которые не веруют в Аллаха и Его посланников, хотят разделить  между Аллахом и Его посланниками и говорят: «Мы веруем в одних и не веруем в других», – и желают найти путь между этим, — они являются подлинными неверующими.

Мы приготовили для неверующих унизительные мучения.

А тех, которые уверовали в Аллаха и Его посланников и не делают разделения между любым из них, Он одарит их наградой. Аллах – Прощающий, Милосердный» (Коран, 4:150-152).

Эти великие основы и непоколебимые столпы нашей Веры необходимо разъяснять, что мы и сделаем на последующих уроках этой книги, если пожелает Аллах.

  Хвала Аллаху, Господу миров. Мир и благословение Посланнику Аллаха, а также его семье и всем его сподвижникам.

 

Из книги «Aль-Иршад иля сахих аль-И’тикад»
Шейх Салих ибн Фаузан ибн Абдулла  Аль-Фаузан
Перевод: Абу Ясин Руслан Маликов
Корректор текста: Тамки́н Р.Г.
Каноническая редакция: М. Каримов
Для сайта – www.whyislam.ru

 

Вопросы для проверки усвоения прочитанного:

1) Исламская акыда имеет шесть фундаментальных основ, назови их.

2) Кто такие «Ахлю ас-Сунна ва аль-джамаа» (сторонники Сунны и общины)?

3) Шесть основ исламской акыды также принято называть …?

4) Приведи аяты из Корана, указывающие на шесть столпов Имана.

5) С начала сотворения человечества Аллах отправил к людям множество пророков, отличались ли их учения друг от друга в том, что касается вопросов акыды в общем, и шести столпов Имана в частности?

6) Что такое Шариат?

7) Отличались ли шариаты разных пророков друг от друга? Если отличались то в чём?

8) Можно ли назвать верующим человека, который верит в одних божьих пророков и не верует в других? Обоснуй свой ответ доводом из Корана.

9) Является ли верующим в понимании Ислама человек, отрицающий хотя бы один из столпов Имана?

 


  • [1] Джамаат – община. Термин «Ахлю ас-Сунна ва аль-джамаа» (сторонники Сунны и общины) подразумевает истину, содержащуюся в пути (Сунне) Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха) и общине его сподвижников, а также  большинства исламских учёных из двух последующих поколений. Иными словами  «Ахлю ас-Сунна ва аль-джамаа» — это те, кто придерживается того же, чего придерживался Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) и его сподвижники.
  • [2] Т.е.: мы веруем во всех посланников и не отказываемся ни от кого из них.
  • [3] Хадис привёл Муслим.
  • [4] Шариат (досл. Путь) – это закон, который передается Аллахом через Его пророков, чтобы урегулировать жизнь людей на земле. Шариаты пророков отличались в некоторых аспектах, в соответствии с мудростью Аллаха и Его милостью к своим рабам,  потому что положение  и обстоятельства жизни людей сильно отличались. Каждый пророк Аллаха приходил с увещеванием только к своему народу, и Всевышний давал ему тот Шариат (Закон), который подходил им в данное время, в данном месте и в данных обстоятельствах. Затем Аллах послал Пророка Мухаммада с универсальным и вечным Шариатом, завершающим череду ниспослания откровений. Этот последний Шариат ниспослан для всего человечества, на все времена до самого Судного дня. При этом надо отметить одну важную вещь: несмотря на различие пророческих шариатов в практической части вероисповедания (то есть в юридической и обрядовой сфере), ни один из шариатов не противоречил другому в том, что касается вопросов убеждений. Акыда, вероубеждения, правильное мировоззрение, которым  пророки обучали своих последователей, всегда были едиными, ничем друг от друга не отличались, начиная со времен нашего праотца Адама и заканчивая Шариатом Печати пророков – Мухаммада (мир им и благословение Аллаха).

]]>]]>