День Воскрешения (часть 3) События Судного Дня
Дуновение в Рог (Сур)
Рог[1] – это труба, которую ангел по имени Исрафиль постоянно держит в руке в ожидании приказа Аллаха. Когда придёт время, Аллах велит Исрафилю провозгласить об этом и подуть в Рог. При первом дуновении падут замертво все живые существа как на земле, так и на небе, кроме тех, кого Аллах пожелает оставить в живых. Затем Аллах велит ангелу подуть в Рог второй раз, и когда Исрафиль сделает это, то воскреснут все, кто когда-либо жил в этом мире.
Что произойдёт со всеми живыми творениями при первом дуновении?
1) Аллах Всевышний сказал в священном Коране:
«Отвернись же от них. В тот День, когда глашатай призовет к неприятной вещи, они с униженными взорами выйдут из могил, словно рассеянная саранча. Они устремятся к зовущему, и неверующие скажут: „Это — Тяжкий день!”»[2].
2)
«Но подуют в Рог, и тогда погибнут те, кто на небесах, и те, кто на земле, кроме тех, кого Аллах пожелает оставить. Потом в нее подуют еще раз, и тогда они восстанут к жизни и будут смотреть»[3].
3)
«В тот день подуют в Рог, и придут в ужас те, кто на небесах и на земле, кроме тех, кого Аллах пожелает выделить. Все предстанут перед Ним смиренными»[4].
Срок между двумя дуновениями в Рог
Сообщается со слов Абу Хурейры, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
«Между двумя дуновениями пройдёт сорок».
Люди, слышавшие этот хадис от Абу Хурейры, спросили: «Абу Хурейра, сорок дней?» − он сказал: «Не скажу». Они спросили: «Сорок месяцев?» − он вновь сказал: «Не скажу». И когда они спросили его: «Сорок лет?» − он также сказал: «Не скажу»[5].
Когда наступит Последний Час?
1) Сообщается от Абу Хурейры, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
«С тех пор, как носителю Рога было дано поручение, его взгляд с готовностью направлен в сторону Трона из-за страха, что это веление будет дано до того, как он успеет перевести свой взор. Его глаза подобны двум сверкающим звёздам»[6].
2) Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
«Лучший день, над которым когда-либо вставало солнце, – это пятница: в этот день был создан Адам, в этот день его поселили в Раю, и в этот же день он был изгнан оттуда. И Конец Света настанет именно в пятницу»[7].
Три этапа, которые суждено пройти каждому человеку за всё время своего существования
Вначале человек рождается и проживает свою жизнь в этом мире. Затем он умирает и продолжает своё существование во второй стадии, в Барзахе, который также именуется загробной или могильной жизнью. Затем Аллах воскресит человека для жизни вечной − либо в Раю, либо в Аду.
Воскрешение
Воскрешение – это оживление мёртвых, оно произойдёт в тот момент, когда Исрафиль подует в свой рог дважды. В тот день люди предстанут перед Господом миров босыми, нагими, необрезанными, и каждый будет воскрешён в соответствии с теми делами, совершая которые он встретил свою смерть.
1) Аллах (Велик Он и Славен) сказал:
«Протрубят в Рог, и вот они устремляются к своему Господу из могил. Они скажут: „О, горе нам! Кто поднял нас с места, где мы спали?” Это − то, что обещал Милостивый, и посланники говорили правду»[8].
2) Также Всевышний Аллах сказал:
«После этого вы непременно умрете. А потом, в День Воскрешения, вы непременно будете возвращены к жизни»[9].
Каким образом будет происходить воскрешение?
Всевышний Аллах низведёт с небес воду, и люди начнут расти подобно траве. Он сказал:
«Он (Аллах) − Тот, Кто направляет ветра доброй вестью о Своей милости. Когда же они приносят тяжёлые облака, Мы гоним их к мертвой земле, проливаем воду и посредством этого взращиваем различные плоды. Таким же образом Мы воскрешаем мертвых. Быть может, вы помяните назидание»[10].
Сообщается от Абу Хурейры, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
«Между двумя дуновениями пройдёт сорок».
Люди, слышавшие этот хадис от Абу Хурейры, спросили его: «Абу Хурейра, сорок дней?» − он ответил им: «Не скажу». Они спросили: «Сорок месяцев?» − он вновь ответил: «Не скажу». И когда они спросили его: «Сорок лет?» − он также сказал: «Не скажу». Затем Абу Хурейра продолжил повествование пророческого хадиса:
«Потом Аллах низведёт с небес воду, и люди начнут расти подобно тому, как растёт трава. Нет у человека части тела, которая не истлела бы, кроме одной единственной кости − кроме копчика. Из него будут воссозданы люди в День Воскрешения»[11].
Первый человек, над которым разверзнется земля
Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
«Я − предводитель сынов Адама в День Воскрешения, и я − первый, над кем раскроется могила, и первый, кто станет заступаться за людей, и первый, кому будет дано разрешение заступаться»[12].
Кто будет воскрешён в День Суда?
В тот День будут возвращены к жизни все, кто когда-либо жил, без исключения.
1) Аллах (Велик Он и Славен) сказал:
«Скажи: «Воистину, как первые, так и последние поколения будут собраны в определенном месте в известный день»[13].
2) Всевышний Аллах сказал:
«Каждый, кто на небесах и на земле, явится к Милостивому только в качестве раба. Он знает их число и пересчитал их. Каждый из них явится к Нему в День Воскрешения в одиночестве»[14].
3) Аллах сказал:
«В тот День Мы заставим двигаться горы, и ты увидишь, что земля станет плоской. Мы соберем их всех и никого не упустим»[15].
Описание земли, на которой люди будут собраны для Великого Суда
1) Всевышний Аллах сказал:
«В тот день земля будет заменена другой землёй, равно как и небеса, и они предстанут перед Аллахом, Единственным, Могущественным»[16].
2) Сообщается от Сахля ибн Саада, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
«Люди будут собраны в День Воскрешения на земле белого цвета с красным оттенком, подобно лепёшке из чистой муки, и не будет на ней никаких признаков[17]».[18]
Какими будут воскрешённые люди?
1) Сообщается от Аиши, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
«Люди будут воскрешены в День Суда босыми, нагими, необрезанными». Аиша спросила: «О Посланник Аллаха, женщины и мужчины вместе и будут смотреть друг на друга?!» Пророк (мир ему и благословение Аллаха) ответил: «Аиша, всё будет намного страшнее, и не будет им дела до того, чтобы смотреть друг на друга»[19].
2) Верующие будут собраны как почётная делегация, как сказал Всевышний Аллах:
«В тот день Мы соберем богобоязненных к Милостивому Аллаху почтенной делегацией»[20].
3) Неверные (кяфиры) будут собраны слепыми, глухими, немыми, изнывающими от жажды, глаза их будут синего цвета. Их притащат к месту сбора лицом по земле, и первые из доставленных будут ждать последних, а затем, когда все соберутся, их всех вместе погонят в Ад.
- Всевышний Аллах сказал:
«Тот, кого Аллах ведет прямым путем, следует прямым путем. А для того, кого Аллах вводит в заблуждение, ты не найдешь покровителей вместо Него. В День Воскрешения Мы соберем их лежащими ничком, слепыми, немыми, глухими. Их пристанищем будет адская Бездна. Как только она утихает, Мы добавляем им пламени.
Таково возмездие им за то, что они не уверовали в Наши знамения и говорили: „Неужели после того, как мы превратимся в прах и останки, мы будем воскрешены в новом творении?”»[21].
- Аллах (Велик Он и Славен) сказал:
«…а грешников погоним в адскую Пропасть, [подобно тому, как гонят животных на водопой]»[22].
- Аллах сказал:
«В тот День подуют в Рог, и в тот День Мы соберем грешников с синими[23] глазами»[24].
- Всевышний Аллах сказал:
«В тот день, когда враги Аллаха будут собраны перед Огнем, их задержат»[25].
- Всевышний Аллах сказал:
«Соберите беззаконников и им подобных и тех, кому они поклонялись вместо Аллаха, и ведите по дороге в Ад»[26].
- Сообщается от Анаса ибн Малика, что один человек спросил: «О Посланник Аллаха, каким образом неверные будут согнаны в День Суда на своих лицах?» Пророк ответил:
«А разве Тот, Кто дал ему возможность ходить на ногах в этом мире, не сможет заставить его ходить на лице в День Воскрешения?!»[27]
4) Также в День Суда будут воскрешены все животные: домашний скот, дикие звери и птицы. Затем произойдёт Суд между ними, и они отомстят своим обидчикам − в тот День безрогая овца отомстит рогатой за то, что та бодала её в этом мире. Когда же Аллах завершит Суд между животными, то скажет им: «Станьте прахом», − и все они безвозвратно исчезнут. Всевышний Аллах сказал:
«Все живые существа на земле и птицы, летающие на своих крыльях, являются сообществами подобно вам. Мы ничего не упустили в Писании. А затем они будут собраны к своему Господу»[28].
Ужасы Судного Дня
День Суда – это день великих событий, день ответа и воздаяния, день, наполненный страхами и опасениями. В тот День сердца рабов Аллаха затрепещут, взоры будут опущены в смирении и преступники воочию увидят всё то, что они считали ложью. Аллах сделает так, что для верующих он продлится совсем не долго, примерно как отрезок времени между молитвой Зухр и молитвой Аср (т.е. 3-4 часа). А для неверных этот День продлится пятьдесят тысяч мучительных лет, после чего они вкусят болезненное наказание.
1) Всевышний Аллах сказал:
«Когда же подуют в Рог всего один раз, когда земля и горы будут подняты и разобьются в прах лишь от одного удара, в тот День наступит Событие (День Воскрешения). Небо расколется, ибо оно в тот День будет слабым»[29].
2)
«Когда солнце будет скручено, когда звезды падут, когда горы будут сдвинуты с мест, когда стельные верблюдицы окажутся брошенными без присмотра, когда дикие звери будут собраны, когда моря воспылают»[30].
3)
«Когда небо расколется, когда небесные тела осыплются, когда моря перельются и смешаются, когда могилы перевернутся»[31].
4)
«Когда небо разверзнется и внемлет своему Господу, как ему надлежит, когда земля будет распростерта, извергнет то, что в ней, и опустеет, и внемлет своему Господу, как ей надлежит»[32].
5)
«Когда наступит Событие (День Воскрешения), никто не сочтет его наступление ложью. Оно унижает и возвышает. Когда земля сильно содрогнется, когда горы раскрошатся на мелкие кусочки, а затем превратятся в развеянный прах»[33].
6) Сообщается со слов Абдуллы ибн Аббаса, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
«Кто хотел бы посмотреть на День Воскрешения так, словно он видит его воочию, пусть прочитает суры „Когда солнце будет скручено”[34], и „Когда небо расколется”[35], и „Когда небо разверзнется”[36]»[37].
7) Сообщается от Абу Хурейры, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
«В День Воскрешения Аллах сожмёт землю и свернёт небо Своей правой рукой, а затем скажет: „Я − Царь! Где же цари мира?”»[38]
Замена неба и земли в День Суда
В День Суда люди предстанут на другой, новой земле, потому что Аллах заменит небеса и землю.
1) Всевышний Аллах сказал:
«В тот день земля будет заменена другой землёй, равно как и небеса, и они предстанут перед Аллахом, Единственным, Могущественным»[39].
2) Аллах сказал:
«В тот День Мы свернем небо, как сворачивают книжные свитки. Так же, как Мы начали творение в первый раз, Мы воссоздадим его вновь. Во исполнение данного Нами обещания Мы непременно сделаем это»[40].
Где будут находиться люди во время замены небес и земли?
Сообщается, что Саубан, вольноотпущенник Пророка (мир ему и благословение Аллаха), рассказывал: «Я находился при Посланнике Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), когда к нему пришёл один из иудейских раввинов и спросил: „Где будут находиться люди в тот момент, когда земля будет заменена другой землёй и также небо?” Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) ответил:
«Они будут находиться во мраке, около Моста (Сират)»[41].
Жар Судного Дня
После того, как Аллах воскресит свои творения, Он соберёт всех людей на арене Судного Дня. Это великая площадь воздаяния, на которой будут собраны все люди, от первого до последнего, для того чтобы выслушать свой приговор. В тот День солнце приблизится, и люди погрузятся в собственный пот по мере своих грехов.
Сообщается от аль-Микдада ибн аль-Асвада, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
«В День Воскрешения солнце приблизится к людям так, что будет находиться на расстоянии мили. Тогда люди окажутся в поту по мере своих дел: некоторые по щиколотки, некоторые до колен, некоторые по пояс, а будут и такие, кого пот взнуздает (т.е. достигнет рта)». Сказав это, Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) указал рукой на рот[42].
Приход Аллаха для свершения Суда
Аллах (Велик Он и Славен) придёт в День Воскрешения для того, чтобы вершить великий Суд, и земля воссияет от Его света, и все творения падут наземь от страха перед Ним, перед Его славой и величием.
1) Всевышний Аллах сказал:
«Когда земля разобьется и превратится в песок, твой Господь придет с ангелами, выстроившимися рядами»[43].
2) Сообщается от Абу Хурейры, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
«Не говорите, что я лучше Му́сы (Моисея). Воистину, в День Воскрешения люди падут без сознания, и я паду без сознания вместе с ними. Я буду первым, кто придёт в себя, и в тот момент я увижу Му́су, крепко держащегося за край Трона Аллаха. И я не знаю, будет ли он из тех, кто, как и все, пал без сознания, но пришёл в себя раньше, чем я, или же он будет из тех, кого Аллах сделал исключением»[44].
Предстояние и Суд
Когда люди вернутся к жизни и будут собраны к своему Господу в День Страшного Суда, то ощутят большую тягость − они вкусят трудности этого Дня и устрашатся. И тогда они обратятся к Аллаху с просьбами, чтобы Он начал Свой Суд и рассудил между ними и поскорее решил, кто чего заслуживает. Когда же Предстояние утомит людей своей длительностью, они начнут обращаться к пророкам, чтобы те заступились за них перед Аллахом и чтобы умоли́ли его начать Суд.
1) Всевышний Аллах сказал:
«В тот День они ничего не произнесут, и не будет им дозволено оправдываться. Горе в тот День тем, кто истину считает ложью! Вот День различения! Мы собрали вас и тех, кто был прежде. И если у вас есть возможность строить козни, то давайте же, стройте их против Меня!»[45]
2) Сообщается от Абу Хурейры, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Я − предводитель сынов Адама в День Воскрешения. И знаете ли, почему это так? Аллах в День Воскрешения соберёт всех людей, первых и последних, на одной площади. И глашатай воззовёт к ним так, что они услышат, и они увидят всё воочию.
И солнце приблизится, и постигнет людей такая печаль и скорбь, которую они не смогут осилить и не смогут переносить. И скажут они друг другу: „Неужели вы не видите, в каком положении вы находитесь? Не следует ли вам поискать того, кто заступится за вас перед вашим Господом?”
Одни из них скажут другим: „Пойдёмте к А́даму”. Тогда пойдут они к Адаму и скажут ему: „О Адам, ты − отец человечества, Аллах сотворил тебя Своей рукой, и вдохнул в тебя от Своего духа, и повелел ангелам склониться перед тобой. Так заступись же за нас перед твоим Господом, разве ты не видишь, что с нами происходит? Разве не видишь, насколько бедственное наше положение?”
Адам ответит им: „Воистину, сегодня мой Господь разгневался так, как не гневался никогда прежде, и никогда больше не разгневается так же сильно. В своё время Он запретил мне приближаться к тому дереву, но я ослушался Его. Я боюсь за себя, боюсь за себя. Идите к кому-нибудь другому”».
Далее в хадисе сообщается, что затем они пойдут к пророкам Нуху (Ною), Ибрахиму (Аврааму), Мусе (Моисею), Исе (Иисусу) − и все они будут отказываться заступаться, и каждый из них скажет: «Воистину, сегодня мой Господь разгневался так, как не гневался никогда прежде, и никогда больше не разгневается так же сильно… Я боюсь за себя, боюсь за себя».
«Затем скажет Иса ибн Марьям: „Идите к кому-нибудь другому. Идите к Мухаммаду (мир ему и благословение Аллаха)”. Тогда люди придут к нему и скажут: „О Мухаммад, ты − Посланник Аллаха, печать пророков, Аллах простил тебе все грехи, первые и последние. Так заступись же за нас перед твоим Господом, разве ты не видишь, что с нами происходит? Разве не видишь, насколько бедственное наше положение?”
Тогда я отправлюсь в путь и приду к подножию Трона, а затем преклонюсь до земли перед моим Господом. Затем Аллах научит меня и внуши́т мне слова восхваления и прекрасные славословия, которые прежде никому не открывались до меня. После этого мне будет сказано: „О Мухаммад, подыми голову свою, проси − и тебе будет дано, заступайся − и твоё заступничество будет принято ”. Тогда я подниму голову и скажу: „Господь мой! Помилуй мою общину, помилуй мою общину!”
И будет сказано: „О Мухаммад, тех людей из твоей Уммы (общины), которые не понесут отчёта[46], заведи в Рай через самые правые из врат Рая”. Но при этом они будут входить со всеми людьми и через остальные врата Рая. Я клянусь Тем, в чьей руке душа Мухаммада, расстояние между створками дверей Рая подобно расстоянию между Меккой и Босрой[47]»[48].
3) После долгого Предстояния Аллах начнёт Великий Суд над людьми, людям будут розданы книги их деяний, будут установлены Весы, и каждый человек ответит за то, что он совершил. Праведникам подадут их книги в правую руку, а грешникам − в левую. Аллах (Велик Он и Славен) сказал:
«Ты увидишь ангелов, окружающих Трон и прославляющих хвалой своего Господа. Между людьми рассудят по справедливости, и будет сказано: „Хвала Аллаху, Господу миров!”»[49].
4) Сообщается от Абу Саида аль-Худри (да будет доволен им Аллах): «Как-то раз мы спросили Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха): „Увидим ли мы нашего Господа в День Суда?” Он задал встречный вопрос: „Мешает ли вам что-либо видеть солнце или луну на чистом небосводе?” − мы сказали: „Нет”. Пророк сказал: „И, воистину, ничто не помешает вам видеть вашего Господа так же, как ничто не мешает вам видеть солнце и луну”.
Затем он сказал: „И провозгласит глашатай: „Пусть каждый отправится к тому, чему он поклонялся”, − и тогда почитатели креста пойдут за крестом, а идолопоклонники пойдут за идолами, и каждый пойдёт за тем божеством, которому он поклонялся. Останутся стоять те, кто поклонялся Аллаху, среди них будут праведники и грешники, а также немногие оставшиеся из обладателей Писания[50].
Затем приведут Ад, он предстанет перед людьми словно мираж. Тогда иудеев спросят: „Чему вы поклонялись?” Они скажут: „Мы поклонялись Узейру сыну Аллаха”, − им же скажут: „Вы лжёте, не было у Аллаха ни жены, ни детей. Чего же вы теперь хотите?” Они скажут: „Хотим, чтобы Ты напоил нас”. И будет им сказано: „Пейте”, − и с этими словами они начнут падать в адскую Пропасть один за другим.
Затем у христиан будет спрошено: „Чему вы поклонялись?” Они скажут: „Мы поклонялись Масиху (Мессии) сыну Аллаха”, − им же скажут: „Вы лжёте, не было у Аллаха ни жены, ни детей. Чего же вы теперь хотите?” Они скажут: „Хотим, чтобы Ты напоил нас”. И будет им сказано: „Пейте”, − и они начнут падать один за другим.
Это будет повторяться со всеми, пока не останутся лишь те, кто поклонялся Аллаху, среди них будут праведники и грешники, и спросят у них: „Что держит вас, ведь все люди уже ушли?” Они ответят: „Мы отделились от них, и сегодня мы больше всего нуждаемся в Нём. Мы слышали голос зовущего, который провозгласил, чтобы каждый последовал за тем, кому он поклонялся, и вот мы ждём нашего Господа”.
Затем явится к ним Всепокоряющий (аль-Джаббар) не в том образе, в котором они видели Его первый раз, и скажет Он: „Я − ваш Господь”. И отзовутся рабы Его: „Ты − наш Господь”, − и никто не будет говорить с ним, кроме пророков.
И спросят у них: „Есть ли между вами и между Ним оговоренное знамение, которое вы узнаете?” Они скажут: „Голень”. Тогда откроет Он голень Свою, и каждый верующий падёт ниц, поклонившись до земли, и останутся стоять те, кто раньше поклонялся напоказ и ради того, чтобы о нём говорили, он захочет поклониться, но спина его станет единым стержнем.
Затем будет проложен Мост (Сират), который пройдёт над серединой Ада».
Сподвижники спросили: „Посланник Аллаха, что это за Мост?”
Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Это скользкая шаткая дорога, на ней будут крючья, багры с толстыми твёрдыми колючками и изогнутыми шипами, похожими на шипы верблюжьей колючки (са’дан), которая растёт в Неджде. Часть верующих (мусульман) пройдут по нему в мгновение ока, некоторые с быстротой молнии, некоторые подобно ветру, другие как скаковые лошади или гужевые повозки. Кто-то спасётся и будет избавлен, а кого-то изранят крючья, но они вырвутся, а кого-то они столкнут в пламя Ада.
Так будет продолжаться, пока последних из них не притащат волоком. Никто из вас [сегодня] не упрашивает меня исполнить его право, когда узнаёт о нём, так же сильно, как верующий будет умолять Всепокоряющего Аллаха[51].
Когда [прошедшие по Мосту] увидят, что они в числе других своих братьев спаслись, то взмолятся [о тех, кто не прошёл]: „Господь наш! Это же наши братья! Они молились вместе с нами, они постились вместе с нами и делали другие дела вместе с нами”. И скажет им Аллах: „Ступайте, и если найдёте того, в чьём сердце есть Вера на вес динара (золотой монеты), то выведите его”. Аллах запретит Огню сжигать их образы (лица).
Тогда они придут к ним и увидят, что у некоторых ступни погрузились в пламя, а некоторые провалились до середины голени, и выведут тех, кого узнают[52].
Затем они вернутся, и скажет им Аллах: „Ступайте, и если найдёте того, в чьём сердце есть Вера на вес половины динара, то выведите его”, − и они выведут тех, кого узнают.
Затем они вернутся, и скажет им Аллах: „Ступайте, и если найдёте того, в чьём сердце есть Вера на вес крупицы, то выведите его”, − и они выведут тех, кого узнают».
После этого Абу Саид аль-Худри (передатчик данного хадиса) сказал: «А если не верите мне, то читайте слова Аллаха:
«Аллах не совершает несправедливости даже весом в мельчайшую частицу, а если поступок окажется благим, то Он приумножит его»[53].
Далее Абу Саид (да будет доволен им Аллах) продолжил: «И будут заступаться пророки, ангелы и верующие, и скажет Всепокоряющий (аль-Джаббар): „Теперь осталось Моё заступничество”, − после чего Он зачерпнёт пригоршню из Ада, и выведет множество людей, которые уже обуглились.
Они будут брошены в реку у истоков Рая, которая называется Вода Жизни, и люди начнут расти по обоим берегам так же, как прорастают семена после селевого потока. Вы же видите, как это происходит: какие-то семена прорастают у скал, какие-то возле деревьев − те, что под солнцем, становятся зелёными, а те, что в тени, белёсыми.
После этого они выйдут оттуда словно жемчуг, на шеи им будут надеты браслеты[54], и они войдут в Рай. И скажут жители Рая: „Это − люди, освобождённые Милостивым Аллахом, Он ввёл их в Рай, несмотря на то что они не делали праведных деяний и не совершали никакого добра”.
И скажут им (новым жителям Рая): „Для вас всё, что вы видите, и ещё столько же в придачу”»[55].
Весы и расчёт
Расчёт будет заключаться в том, что Аллах призовёт каждого человека к ответу и покажет ему дела, которые он совершал при жизни, а затем воздаст ему в соответствии с тем, что тот заслужил. За каждое доброе дело Аллах воздаст в десятикратном или даже в семисоткратном размере, но если пожелает, то наградит без счёта, а за каждое злое дело будет наказание соответственно только этому одному деянию, и не будет умножено.
Получение книг деяний
В День Суда всем людям будут розданы их книги деяний: среди них будут те, кому их книги подадут в правую руку, − это преуспевшие и счастливые обитатели Рая; и те, кому книги будут вручены сзади, со стороны спины, в левую руку, − это несчастные обитатели адского Огня.
1) Всевышний Аллах сказал:
«О человек! Ты стремишься к своему Господу и встретишься с Ним. Тот, кому его книга будет вручена в правую руку, получит легкий расчет и вернется к своей семье радостным.
А тот, кому его книга будет вручена из-за спины, призовёт на себя погибель и загорится в огненном Пламени»[56].
2) Аллах (Велик Он и Славен) сказал:
«Тот же, кому его книга будет дана в левую руку, скажет: «Лучше бы мне не вручали моей книги! Не знать бы мне, каков мой расчет! Лучше бы она стала концом всего!»[57]
Установление Весов
В День Суда будут установлены Весы деяний, дабы восторжествовала идеальная справедливость. Люди будут подходить по одному, и каждый узнает цену своих поступков.
Каждый раб божий предстанет перед Аллахом, и Он спросит человека о его делах. Затем добрые дела будут положены на одну чашу весов, а злые − на другую, и от того, какие дела окажутся тяжелее, будет зависеть дальнейшая судьба человека.
1) Всевышний Аллах сказал:
«В День Воскрешения Мы установим справедливые Весы, и ни с кем не поступят несправедливо. Если найдется нечто весом с горчичное зернышко, Мы принесем его. Довольно того, что Мы ведем счет!»[58]
2) Аллах (Велик Он и Славен) сказал:
«Тогда тот, чья чаша Весов [с праведными делами] окажется тяжелой, обретет жизнь благодатную. Для того же, чья чаша Весов окажется легкой, матерью его станет Пропасть. Откуда тебе знать, что это такое? Это — жаркое Пламя!»[59]
3) Сообщается от Абдуллы ибн Умара, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
«Верующий будет приближен к своему Господу (Велик Он и Славен) в День Суда, и Он накроет его Своим шатром, и представит ему его грехи, и спросит: „Узнаёшь ли ты их?” И ответит верующий: „Да, Господь мой, узнаю”. Тогда скажет Аллах: „Воистину, Я покрыл тебе эти грехи в том мире, и сегодня Я прощу их тебе”. После этого ему будет дан свиток праведных деяний.
Что же касается неверных (кяфиров) и лицемеров (мунафиков), то к ним воззовут через головы всех творений (т.е. прилюдно), и будет сказано: „Это те, кто возводил ложь на Аллаха”»[60].
О чём будут спрошены люди в День Суда?
1) Люди будут спрошены о том, куда бросали свои взоры, о том к чему они прислушивались, и будут спрошены за намерения, которые были скрыты в их сердцах. Всевышний Аллах сказал:
«Не следуй тому, чего ты не знаешь. Воистину, слух, зрение и сердце − все они будут призваны к ответу»[61].
2) Они будут спрошены о том, кому поклонялись. Многобожники будут призваны к ответу за своё идолопоклонство, но не будет у них никакого довода. Аллах сказал:
«В тот День Он воззовет к ним и скажет: „Где же те божества наряду со Мной, о существовании которых вы предполагали?”»[62]
3) Люди будут спрошены о том, как они вели себя в отношении посланников Аллаха, приняли они призыв пророков или отвергли?
«В тот День Он воззовет к ним и скажет: „Что вы ответили посланникам?”»[63]
4) Люди понесут ответ за свои поступки, каждый увидит свои благодеяния и свои грехи, ничего не останется скрытым. Аллах (Велик Он и Славен) сказал:
«Клянусь твоим Господом! Мы непременно всех их спросим о том, что они совершали»[64].
5) Человек будет спрошен о тех обещаниях, которые он давал, и о договорах, которые он заключал. Аллах сказал:
«И будьте верны своим обещаниям, ибо за обещания вас призовут к ответу»[65].
6) Все блага, которыми владеет человек, станут причиной допроса, и он будет спрошен за все, чем когда-либо владел и наслаждался.
«В тот День вы будете спрошены о [дарованных вам] благах»[66].
7) Каждый человек без исключения будет подвергнут допросу о времени своего пребывания в этом мире, и ни одно дело − ни малое, ни великое − не ускользнёт от Аллаха. Он сказал в Священном Коране:
«Мы непременно спросим тех, к кому были отправлены посланники, и непременно спросим самих посланников.
Мы непременно расскажем им об их деяниях на основании знания. Мы никогда ничего не упускали»[67].
8) Сообщается со слов Абу Барзы аль-Аслями, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
«Не сойдут стопы раба божьего с места в День Воскрешения до тех пор, пока он не будет спрошен о том, как провёл свою жизнь, о своём знании и как он поступал по нему, о своём имуществе – где он заработал его, и как расходовал, и о своём теле – как он его использовал»[68].
Каким будет расчёт?
1) Для некоторых людей расчёт будет лёгким − он будет выражаться в показе человеку его грехов и в перечислении оказанных ему милостей Аллаха.
Сообщается со слов Аиши, жены Пророка, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
«Каждый, кто понесёт расчёт в День Воскрешения, непременно погибнет». Я спросила: «Посланник Аллаха, а разве Всевышний Аллах не сказал: „Тот, кому его книга будет вручена в правую руку, получит легкий расчет”?» Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) ответил: «Это только показ. Если же с кем-то будут вестись прения во время расчёта в День Воскрешения, то он непременно будет наказан»[69].
2) Для других людей расчёт окажется тяжёлым − они будут дотошно спрошены обо всем, о большом и малом. И если в такой ситуации человек станет говорить правду и честно признавать свои преступления, то так будет лучше для него; если же он попытается врать и утаивать, то уста его будут запечатаны, а говорить вместо него будут его органы. Аллах (Велик Он и Славен) сказал:
«Сегодня Мы запечатаем их уста. Их руки будут говорить с Нами, а их ноги будут свидетельствовать о том, что они творили»[70].
Расчёт для разных общин
- Расчёт будет совершён со всеми людьми, кроме некоторых исключительных верующих, о которых Пророк (мир ему и благословение Аллаха) упомянул в своих хадисах. Ими станут семьдесят тысяч человек из его Уммы, которые войдут в Рай без расчёта и без наказания.
- Неверующие будут подвергнуты самому суровому расчёту, им будут показаны их преступления в День Суда, и они будут опозорены. Наказание неверующих будет разным: те, кто совершал больше злодеяний, получат более страшную кару, чем те, кто грешил меньше. А тем неверующим, которые делали добрые дела, наказание будет облегчено, но в Рай они не войдут.
- Самой первой общиной, которая будет подвергнута расчёту в День Воскрешения, станет Умма Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха). Самым первым делом, о котором будут спрошены мусульмане во время расчёта, будет намаз (молитва), и если намаз окажется праведным, то праведными будут и другие дела, а если он окажется скверным, то скверными будут и остальные дела. Самое первое, в чём Аллах рассудит между людьми, будет пролитая кровь.
Взвешивание деяний
На Весах деяний в День Суда будут взвешены дела и поступки людей: и если перевесит чаша добрых дел, то человек спасётся и станет счастливым обитателем Рая, если же перевесит чаша злодеяний, то он погибнет и обителью его станет адское Пламя. На этих величественных Весах будут взвешены поступки человека, а также книги добрых и злых дел, а также сам человек, а самым тяжёлым грузом на чаше добрых дел станет благонравие.
1) Всевышний Аллах сказал:
«И взвесят в тот День по справедливости. Те, чья чаша Весов перевесит, преуспеют.
Те же, чья чаша Весов окажется легче, нанесли ущерб самим себе, поскольку они были несправедливы к Нашим знамениям»[71].
2) Сообщается со слов Абу Хурейры, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
«В День Суда приведут грузного полнотелого человека, но пред Аллахом не будет ему веса даже на крылышко комара». Затем он сказал: «Если хотите, то читайте слова Аллаха: „…И в День Воскрешения Мы не придадим им никакого веса”[72]»[73].
Добрые дела неверных (немусульман)
От неверных и лицемеров не будут приняты никакие дела поклонения, и все их благодеяния будут отвергнуты, потому что они не выполнили главное условие принятия праведных дел. Этим условием является наличие искренней Веры в Аллаха (Иман). Из-за того, что они не уверовали, все их добрые дела улетучатся как пепел, сдуваемый сильным ветром. К ним воззовут через головы всех творений, и будет сказано: «Это те, кто возводил ложь на Аллаха».
1) Всевышний Аллах сказал:
«Кто может быть несправедливее того, кто возвел навет на Аллаха? Когда они предстанут перед Господом, свидетели скажут: „Это они возвели ложь на своего Господа”. Да будет проклятие Аллаха над беззаконниками»[74].
2) Аллах сказал:
«Деяния тех, кто не уверовал в своего Господа, подобны пеплу, над которым пронесся сильный ветер в ветреный день. Они не смогут распоряжаться ничем из того, что приобрели. Это и есть глубокое заблуждение»[75].
3) Аллах сказал:
«В тот День, когда они увидят ангелов, для грешников не будет добрых вестей, они (ангелы) скажут им: „Вот преграда непреодолимая!” Мы займемся деяниями, которые они совершили, и обратим их в развеянный прах»[76].
Показ деяний
Каждый человек, как праведный, так и нечестивый, увидит свои дела. В День Суда ему будет показана вся его жизнь, он посмотрит на свои дела со стороны и увидит всё: хорошее и плохое, большое и малое. Аллах (Велик Он и Славен) сказал:
«В тот День люди выйдут толпами, чтобы им показали их деяния. Тот, кто сделал добро весом в песчинку, увидит его. И тот, кто сделал зло весом в песчинку, увидит его»[77].
Воздаяние за добрые дела в этом мире и в Мире Следующем
Сообщается со слов Анаса ибн Малика, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
«Аллах не поступит несправедливо с верующим человеком ни в одном из его добрых дел − он будет вознаграждён уже в этом мире и в Мире Следующем.
Что касается неверного, то за его добрые дела, которые он совершал ради Аллаха, ему будет дарован удел в этом мире, когда же он проследует в Мир Иной, то не получит никакой награды за свои добрые дела»[78].
Судьба людей, умерших в детском возрасте
Дети мусульман войдут в Рай вместе с другими взрослыми. Они сами будут взрослыми, как и все жители Рая, ростом как их отец Адам (мир ему). То же будет и с детьми многобожников.
Водоём Пророка (Хауд).
Для каждого из пророков Всевышний Аллах создал свой Водоём, и Водоём нашего Пророка (мир ему и благословение Аллаха) будет самым большим, самым сладким, и к нему придёт больше всего народу в День Суда.
Описание пророческого Водоёма
1) Сообщается от Абдуллы ибн Амра, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
«Мой Водоём шириной в месяц пути, вода его белее молока, аромат его приятнее, чем запах мускуса, чаши его подобны небесным звёздам, кто попьёт из него, никогда больше не испытает жажды»[79].
2) Сообщается со слов Анаса ибн Малика, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
«Размер моего Водоёма подобен расстоянию от Айлы[80] до Саны, что в Йемене. Возле него стоят кувшины по числу звёзд на небе»[81].
Люди, которых отгонят от Водоёма
Сообщается от Абу Хурейры, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
«Придёт ко мне в День Воскрешения группа людей из числа моих сторонников, но их отгонят от моего Водоёма. Я скажу: „О Господь мой, это мои сторонники”, − и ответит Аллах: „Воистину, ты не ведаешь, какие новшества они совершали после тебя, они отступились и пошли обратно вспять»[82].
Сират (Мост)
Сират – это мост, проложенный над серединой Ада, через который верующие пройдут для того, чтобы достигнуть Рая.
Кто сможет пройти через Сират?
Единственными людьми, которые смогут пройти через этот Мост, будут верующие мусульмане. Что касается неверных, многобожников и лицемеров, то они не смогут миновать это препятствие, сорвутся и полетят в адскую Бездну.
В тот День все люди и все общины последуют за тем, чему они поклонялись в мирской жизни, они пойдут за своими идолами, картинами, изваяниями, демонами и другими ложными богами, и все они будут брошены в адское Пламя.
Останутся лишь те, кто поклонялся только Аллаху, будучи честными и искренними, или же делая это притворно, как поступают лицемеры (мунафики). Перед этими людьми и будет установлен мост Сират.
Затем лицемеры отличатся от искренних верующих тем, что не смогут сделать земной поклон Аллаху вместе с настоящими мусульманами. Также они будут отличаться тем, что дорогу для верующих будет освещать исходящий от них свет, а свет лицемеров будет гаснуть, и как только они потеряют дорогу, то погрузятся во мрак и будут свергнуты в адскую пучину.
Проход по Сирату начнётся после расчёта и взвешивания людских дел на Весах деяний, и, когда закончится Суд, люди неизбежно будут вынуждены пройти по этому Мосту. Всевышний Аллах сказал:
«Каждый из вас подойдёт к Аду. Таково окончательное решение твоего Господа. Потом Мы спасем богобоязненных, а беззаконников оставим там стоять на коленях»[83].
Описание того, как люди будут проходить по мосту Сират
Сообщается со слов Абу Саида аль-Худри, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
«Это − скользкая шаткая дорога, на ней будут крючья, багры и колючие растения, похожие на те, что произрастают в Неджде, они покрыты небольшими шипами, это растение называют „Са’дан” (верблюжья колючка). Верующие (мусульмане) пройдут по нему в мгновение ока: некоторые с быстротой молнии, некоторые подобно ветру, другие − как скаковые лошади или гужевые повозки. Кто-то спасётся и будет избавлен, а кого-то изранят крючья, но они вырвутся, а кого-то они столкнут в пламя Ада»[84].
Первый, кто пройдёт по мосту Сират
Первым человеком, перешедшим через пропасть Ада по Сирату, станет Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) со своей общиной. Через Сират не сможет пройти никто, кроме настоящих верующих, каждому из них будет дан свет по мере силы их Имана (Веры) и праведных дел. Справа и слева от Моста встанут доверие (аманат) и родственные узы[85], а молитвой пророков в тот День будут лишь слова «О Аллах, спаси, спаси».
Сообщается от Абу Хурейры, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
«Над серединой Ада будет проложен Сират, и тогда я и моя община станем первыми, кто перейдёт по нему. В тот День никто не будет говорить, кроме посланников, и молитвой посланников будут слова: „О Аллах, спаси, спаси”»[86].
Переправа (Кантара) после Сирата
Сообщается от Абу Саида аль-Худри, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
«Верующие будут спасены от адского Огня, и будут задержаны на переправе (кантара) между Раем и Адом. Некоторые из них воздадут другим за те несправедливости, что были между ними в мирской жизни. И затем, после того как они будут отчитаны и очищены, им будет позволено войти в Рай. Клянусь Тем, в чьей руке душа Мухаммада, каждый из вас найдёт свою обитель в Раю легче, чем он находит свой дом в этом мире»[87].
Заступничество (Шафаат)
Слово «шафаат» в арабском языке значит обращение за помощью к третьему лицу.
Заступничество условно делится на два вида:
Первый вид – это особое заступничество нашего Пророка (мир ему и благословение Аллаха), и оно является самым великим заступничеством в День Суда. Оно будет заключаться в следующих вещах:
1) Первое и самое великое заступничество будет выражаться в том, что наш Пророк (мир ему и благословение Аллаха) по просьбе всего человечества помолиться о том, чтобы Аллах начал свой Великий Суд над людьми. Это и есть то Почётное место, о котором говорится в Коране:
«Быть может, Господь твой возведет тебя на Почётное место»[88].
2) Заступничество за людей из его общины, чтобы они вошли в Рай без отчёта, ими станут семьдесят тысяч членов общины Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха). Как уже выше говорилось, ему будет сказано: «Тех людей из твоей Уммы (общины), которые не понесут отчёта, заведи в Рай через самые правые из врат Рая».
3) Заступничество за райских людей, чтобы они заняли более высокие степени в Раю − выше, чем те, которые они заслужили своими делами.
4) Заступничество за тех, чьи добрые дела и грехи сравнялись, чтобы они вошли в Рай, а не в Ад.
5) Заступничество за мусульман, которые попали в Ад, чтобы они вышли оттуда и скорее вошли в Рай вместе со своими братьями.
6) Заступничество за неверующего Абу Талиба[89] для того, чтобы в Аду было облегчено его мучение.
Второй вид – общее заступничество всех тех, кому Аллах даст право заступаться. Это будет и наш Пророк Мухаммад, и остальные пророки, а также ангелы и праведные мусульмане. Данное заступничество будет заключаться в том, чтобы те, кто заслужил Ад, не зашли в него, а те, кто оказался в Огне, вышли из него.
1) Сообщается со слов Абу Хурейры, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
«У всех пророков была мольба, которая непременно должна приняться, и каждый пророк поторопился со своей мольбой, а я приберёг свою мольбу ради заступничества за мою общину в День Воскрешения. И она будет принята, если пожелает Аллах, в отношении тех людей из моей общины, которые не поклонялись иным богам наряду с Аллахом»[90].
2) С позволения Аллаха ангелы также будут заступаться за верующих:
«Сколько же на небесах ангелов, заступничество которых не принесет никакой пользы, пока Аллах не позволит заступиться за тех, за кого Он пожелает и кем Он доволен!»[91]
3) Сообщается от Абу Дарды, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
«Шахиду[92] будет дано право заступаться за семьдесят членов своей семьи»[93].
Два условия для заступничества
Любое заступничество может состояться только при наличии двух условий.
- Условие первое: Позволение Аллаха заступаться.
Всевышний Аллах сказал:
«Кто же сможет заступаться перед Ним без Его дозволения?»[94]
- Условие второе: Довольство Аллаха заступником и тем, за кого он будет заступаться.
Аллах (Велик Он и Славен) сказал:
«Они будут заступаться только за тех, кем Он доволен»[95].
И потому за неверных заступаться никто не станет, и они на веки вечные останутся в огненном Аде и никогда не войдут в Рай. А если и предположить, что кто-то заступится за них, то это заступничество ничем им не поможет, как сказал Всевышний Аллах:
«И тогда не поможет им заступничество заступников»[96].
Стремление к заступничеству Пророка (мир ему и благословение Аллаха)
Если верующий желает заступничества Пророка (мир ему и благословение Аллаха), то пусть просит его у Аллаха такими словами:
«О Аллах, даруй мне заступничество Твоего Пророка».
Затем эту молитву нужно подкрепить праведными делами, следованием пророческой Сунне, искренним поклонением Аллаху и соблюдением Единобожия. Также нужно просить у Аллаха благословения и мира для нашего Пророка и того, чтобы Всевышний поселил его в вышнем Саду Рая, который называется аль-Василя и полагается лишь одному из рабов Аллаха.
Сообщается от Абу Хурейры, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
«Самого бо́льшего счастья благодаря моему заступничеству добьётся тот, кто скажет: «Ля иляха илля Ллах» («Нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха»), − искренне, от чистого сердца»[97].
Обитель Воздаяния
Эта жизнь является миром деяний, а Следующая Жизнь – миром воздаяний. Каждый займёт то место, которое заслужил, каждый придёт к тому, к чему стремился, по воле Аллаха.
1) Всевышний Аллах сказал:
«Так Мы внушили тебе в откровении Коран на арабском языке, чтобы ты предостерегал Матерь селений (жителей Мекки) и тех, кто вокруг неё, и предостерегал от Дня собрания, в котором нет сомнения. Одна часть людей окажется в Раю, а другая часть окажется в Пламени»[98].
2)
«Власть в тот День будет принадлежать Аллаху, и Он рассудит между ними. И тогда те, которые уверовали и совершали праведные деяния, окажутся в Садах блаженства.
Тем же, которые не уверовали и считали ложью Наши знамения, уготованы унизительные мучения»[99].
3)
«В тот день, когда наступит Последний Час, люди разделятся.
Те, которые уверовали и совершали праведные деяния, возрадуются в Райском саду.
А те, которые не уверовали и сочли ложью Наши знамения и встречу в Последней жизни, будут постоянно испытывать мучения»[100].
Из книги: «Мухтасар аль-фикх аль-ислями»
(Мухаммад ибн Ибрахим ат-Тувейджери).
Перевод: Абу Ясин Руслан Маликов.
Для сайта: www.whyislam.ru
- [1] Рог (араб. صور — сур) — древний духовой мундштучный музыкальный инструмент, изготавливаемый из рога животных, прямой предшественник горна. В древности рог служил для подачи сигналов во время охоты или во время сражений.
- [2] Коран, сура 54 «аль-Камар» («Месяц»), аяты 6-8.
- [3] Коран, сура 39 «аз-Зумар» («Толпы»), аят 68.
- [4] Коран, сура 27 «ан-Намль» («Муравьи»), аят 87.
- [5] Аль-Бухари (4935) и Муслим (2955).
- [6] Аль-Хаким (8676). См.: «ас-Сильсилят ас-сахиха» (1078).
- [7] Муслим (854).
- [8] Коран, сура 36 «Йа Син», аяты 51-52.
- [9] Коран, сура 23 «аль-Муминун» («Верующие»), аяты 15-16.
- [10] Коран, сура 7 «аль-А`раф» («Преграды»), аят 57.
- [11] Аль-Бухари (4935) и Муслим (2955).
- [12] Муслим (2278).
- [13] Коран, сура 56 «аль-Вакы’а» («Падающее»), аяты 49-50.
- [14] Коран, сура 19 «Марьям», аяты 93-95.
- [15] Коран, сура 18 «аль-Кяхф» («Пещера»), аят 47.
- [16] Коран, сура 14 «Ибрахим», аят 48.
- [17] «…и не будет на ней никаких признаков» − на новой земле Судного Дня не будет ни городов, ни домов, ни рек, ни гор, она будет ровной, на ней не будет никаких признаков, по которым люди ориентируются в этой жизни.
- [18] Аль-Бухари (6529) и Муслим (2790).
- [19] Аль-Бухари (6527) и Муслим (2859).
- [20] Коран, сура 19 «Марьям», аят 85.
- [21] Коран, сура 17 «аль-Исра» («Перенос»), аяты 97-98.
- [22] Коран, сура 19 «Марьям», аят 86.
- [23] «с синими глазами» − это не будет красивый цвет синих глаз. Нет! Это мрачный цвет глаз измождённых трудностями, мучениями и безнадёжностью своего положения.
- [24] Коран, сура 20 «Та Ха», аят 102.
- [25] Коран, сура 41 «Фуссылят» («Разъяснены»), аят 19.
- [26] Коран, сура 37 «ас-Саффат»: («Стоящие в ряд»), аяты 22-23.
- [27] Аль-Бухари (6523) и Муслим (2806).
- [28] Коран, сура 6 «аль-Ан`ам» («Скот»), аят 38.
- [29] Коран, сура 69 «аль-Хакка» («Неизбежное»), аяты 13-16.
- [30] Коран, сура 81 «ат-Таквир» («Скручивание»), аят 1-6.
- [31] Коран, сура 82 «аль-Инфитар» («Раскалывание»), аяты 1-4.
- [32] Коран, сура 84 «аль-Иншикак» («Развержение»), аяты 1-5.
- [33] Коран, сура 56 «аль-Вакы’а» («Падающее»), аяты 1-6.
- [34] Сура 81 «ат-Таквир» («Скручивание»).
- [35] Сура 82 «аль-Инфитар» («Раскалывание»).
- [36] Сура 84 «аль-Иншикак» («Развержение»).
- [37] Ахмад (4806), см.: «ас-Сильсилят ас-сахиха» (108). Ат-Тирмизи (3333), см.: «Сахих сунан ат-Тирмизи» (2653).
- [38] Аль-Бухари (7382) и Муслим (2787).
- [39] Коран, сура 14 «Ибрахим», аят 48.
- [40] Коран, сура 21 «аль-Анбия» («Пророки»), аят 104.
- [41] Муслим (315, 2791).
- [42] Муслим (2864).
- [43] Коран, сура 89 «аль-Фаджр» («Заря»), аят 21.
- [44] Аль-Бухари (2411) и Муслим (2373).
- [45] Коран, сура 77 «аль-Мурсалят» («Посылаемые»), аяты 35-39.
- [46] Люди, которые не понесут отчёта – это праведники, которые не будут проходить процедуру отчёта в День Суда, приближенные и верные рабы Аллаха. Они войдут в Рай без суда, без трудностей и без страха.
- [47] Босра — исторический город на юге Сирии.
- [48] Аль-Бухари (4712) и Муслим (194).
- [49] Коран, сура 39 «аз-Зумар» («Толпы»), аят 75.
- [50] «и немногие оставшиеся из обладателей Писания» − имеются в виду те немногие обладатели Писания иудеи и христиане, которые сохранили Единобожие, искренность и верность пути пророков, и сохранили следование Истине вплоть до времён, близких к началу миссии Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха). Некоторые из них не дожили до встречи с Пророком (мир ему и благословение Аллаха), а некоторые встретили его и приняли Ислам.
- [51] Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) привёл в пример человека, который узнаёт, что ему принадлежат права на некое имущество, и он начинает рьяно отстаивать это своё право, подавая всевозможные прошения и письма, упрашивая правителя или судью всеми путями помочь ему получить то, что он заслуживает. Но верующие в тот День будут упрашивать Аллаха пощадить их братьев, упавших с Моста, сильнее, чем самый неукротимый человек, отстаивающий свои права в этом мире, упрашивает обладателей властью.
- [52] «выведут тех, кого узнают» − т.е. узнают в их сердцах тот уровень Имана, о котором им сказал Всевышний Аллах.
- [53] Коран, сура 4 «ан-Ниса» («Женщины»), аят 40.
- [54] «…на шеи им будут надеты браслеты» − также данное выражение можно перевести: «на шеи им будут поставлены печати».
- [55] Аль-Бухари (7439) и Муслим (183).
- [56] Коран, сура 84 «аль-Иншикак» («Развержение»), аяты 6-12.
- [57] Коран, сура 69 «аль-Хакка» («Неизбежное»), аяты 25-27.
- [58] Коран, сура 21 «аль-Анбия» («Пророки»), аят 47.
- [59] Коран, сура 101 «аль-Кари’а» («Великое бедствие»), аяты 6-11.
- [60] Аль-Бухари (2441) и Муслим (2768).
- [61] Коран, сура 17 «аль-Исра» («Перенос»), аят 36.
- [62] Коран, сура 28 «аль-Касас» («Рассказы»), аят 62.
- [63] Коран, сура 28 «аль-Касас» («Рассказы»), аят 65.
- [64] Коран, сура 15 «аль-Хиджр» («Хиджр»), аят 92.
- [65] Коран, сура 17 «аль-Исра» («Перенос»), аят 34.
- [66] Коран, сура 102 «ат-Такясур» («Страсть к преумножению»), аят 8.
- [67] Коран, сура 7 «аль-А`раф» («Преграды»), аяты 6-7.
- [68] Ат-Тирмизи (2417), см.: «Сахих Сунан ат-Тирмизи» (1970). Ад-Дарими (543), см.: «ас-Сильсилят ас-сахиха» (946).
- [69] Аль-Бухари (6537) и Муслим (2876).
- [70] Коран, сура 36 «Йа Син», аят 65.
- [71] Коран, сура 7 «аль-А`раф» («Преграды»), аяты 8-9.
- [72] Коран, сура 18 «аль-Кяхф» («Пещера»), аят 105.
- [73] Аль-Бухари (4729) и Муслим (2785).
- [74] Коран, сура 11 «Худ», аят 18.
- [75] Коран, сура 14 «Ибрахим», аят 18.
- [76] Коран, сура 25 «аль-Фуркан» («Различение»), аяты 22-23.
- [77] Коран, сура 99 «аз-Зальзаля» («Сотрясение»), аят 6-8.
- [78] Муслим (2808).
- [79] Аль-Бухари (6579) и Муслим (2292).
- [80] Айла (араб. آيلة) − древний исламский город, входивший когда-то в состав Римской империи. На его месте находится сейчас современная Акаба. Руины Айлы расположены к северо-западу от нынешнего центра города. Название Акаба происходит от древнего «Акабат Айла», что в переводе означает «Проход Айлы».
- [81] Аль-Бухари (6580) и Муслим (2303).
- [82] Аль-Бухари (6585) и Муслим (2290, 2291).
- [83] Коран, сура 19 «Марьям», аяты 71-72.
- [84] Аль-Бухари (7439) и Муслим (183).
- [85] Аманат (что-либо доверенное) и родственные узы будут наблюдать за каждым, кто будет проходить по мосту, и если кто-то предавал доверие, не хранил доверенное имущество или доверенное слово и плохо относился к родственникам, то это станет живым свидетелем против них на мосту Сират.
- [86] Аль-Бухари (806) и Муслим (182).
- [87] Аль-Бухари (6535)..
- [88] Коран, сура 17 «аль-Исра» («Перенос»), аят 79.
- [89] Абу Талиб – родной дядя Пророка (мир ему и благословение Аллаха), который всегда помогал ему и защищал его от нападок врагов, но не принял Ислам из-за того, что не нашёл в себе силы отказаться от религии своего отца Абдуль-Мутталлиба, и умер многобожником.
- [90] Аль-Бухари (6304) и Муслим (199).
- [91] Коран, сура 53 «ан-Наджм» («Звезда»), аят 26.
- [92] Шахид − воин, павший в сражении за Ислам.
- [93] Абу Дауд (2522), см.: «Сахих Сунан Абу Дауд» (2201).
- [94] Коран, сура 2. «аль-Бакара» («Корова»), аят 255.
- [95] Коран, сура 21 «аль-Анбия» («Пророки»), аят 28.
- [96] Коран, сура 74 «аль-Муддассир» («Завернувшийся»), аят 48.
- [97] Аль-Бухари (99).
- [98] Коран, сура 42 «аш-Шура» («Совет»), аят 7.
- [99] Коран, сура 22 «аль-Хадж» («Паломничество»), аяты 56-57.
- [100] Коран, сура 30 «ар-Рум» («Ромеи»), аят 14-16.
Добрый день!
Про животных не понял. Зачем их воскрешать, чтобы потом обратить в прах?
Добрый день! Для рассчета и восстановления справедливости!
Добрый.
И для них тоже будет расчет, посл чего их обратят в прах.