Сунна пророка Мухаммада
Пятничная проповедь
Часть первая
О мусульмане! Бойтесь Аллаха и повинуйтесь Ему, повиновение Всевышнему принесёт вам благо в этом мире и будет вашим припасом в загробной жизни.
О рабы Аллаха! Знайте, что Аллах оказал Свою милость людям, отправив к ним господина сынов Адама – Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха). Всевышний Аллах по этому поводу сказал:
«Мы отправили тебя только в качестве милости к мирам» (Сура «Пророки», 107).
Благодаря миссии Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха) мусульманин удостоен особой милости, ибо он последовал за Пророком и стал поступать в соответствии с его Сунной. Что касается неверующего, то он, благодаря Исламу, попадает под общую милость, потому что мусульмане, придерживаясь своей религии, препятствуют распространению зла и перекрывают источники нечестия на просторах этой земли. Всевышний Аллах сказал:
«Если бы Аллах не сдерживал одних людей посредством других, то земля пришла бы в расстройство. Однако, Аллах милостив к мирам» (Сура «Корова», 251).
Всевышний ниспослал Своему Пророку (мир ему и благословение Аллаха) великую Книгу, а также ниспослал Сунну в качестве разъяснения к Корану. Кроме того, Аллах сохранил Коран и Сунну от изменений и искажений. Таким образом, Всевышний довёл довод до миров посредством господина посланников (мир ему и благословение Аллаха), направил Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха) на прямую стезю, облегчив для него лучший и легчайший путь. Всевышний Аллах сказал Своему Пророку (мир ему и благословение Аллаха):
«Мы облегчим тебе путь к легчайшему» (Сура «Всевышний», 8).
Также имам Муслим привёл в своём сборнике хадис, передаваемый со слов Джабира (да будет доволен им Аллах), что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Самые плохие поступки – это нововведения, и любая бид‘а (новшество) является заблуждением».[1]
Пророк (мир ему и благословение Аллаха) полностью довёл вопросы, связанные с поклонением и религией в целом, указал на достойные поступки и качества, имеющие важность в обоих мирах. Посланник (мир ему и благословение Аллаха) стал образцом для поклоняющегося, призывающего, учителя, правителя, военачальника, солдата, мужа и отца, примером в финансовых отношениях и во всех сферах жизнедеятельности человека. Всевышний Аллах сказал:
«В Посланнике Аллаха был прекрасный пример для вас, для тех, кто надеется на Аллаха и Последний день и много поминает Аллаха» (Сура «Союзники», 21).
Также Всевышний Аллаха сказал:
«Воистину, ты обладаешь великим нравом» (Сура «Письменная трость», 4).
Айша (да будет доволен ею Аллах) сказала: «Его нравом был Коран»[2]. Это значит, что все его поступки как малые, так и большие соответствовали Книге Аллаха. Он совершал то, к чему призывает Коран, и отстранялся от того, что он запрещает.
Сунна Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) – показатель верного следования по прямому пути, того самого, по которому должны идти мусульмане. Сунна Пророка (мир ему и благословение Аллаха) включает в себя все достойные поступки и всё благо в целом, поэтому тот, кто поступает в соответствии с Сунной, будет удостоен блага, а тот, кто оставит Сунну, будет лишён всех благ. Что касается того, кто оставляет какую-то часть Сунны Пророка (мир ему и благословение Аллаха), то он будет лишён блага настолько, насколько он оставляет Сунну.
Таким образом, вышеприведённые слова указывают на высокое положение и достоинство Сунны. Что же подразумевается под Сунной?
О рабы Аллаха! Термин «сунна» в языковом значении имеет смысл «следуемый путь, установленный обычай». Всевышний Аллах сказал: «Таков путь наших посланников, которых Мы отправляли до тебя. Ты не найдёшь изменений в Наших установлениях» (Сура «Переселение ночью», 77).
Что касается религиозного значения, то под Сунной подразумевается «приверженность и совершение дел в соответствии с тем примером, который показал Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), его праведные халифы и уверовавшие из числа сподвижников». Заметим, что по такому определению Сунна включает в себя вероубеждение, поступки и слова.
Кроме того, Сунна означает слова, поступки и одобрения Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), ведь именно в таком смысле Сунна является основой убеждения и поступков.
О мусульмане! Сердце любого верующего печалится, глаза наполняются слезами, а душа проявляет соболезнование, когда видишь то положение, в котором находятся мусульмане. Враги остервенели, подвергают мусульман ужасным мучениям, оскорбляют их честь, надругаются над ними и унижают их. Что же касается самих мусульман, то слепое следование за мазхабами, партийные идеи, национализм времён джахилии и нововведения в религии раскололи мусульман. Междоусобица, раскол, заблудшие идеи, совершение запретных поступков и следование за страстями – всё это ослабило мусульман. Примечательно, что слабость, упадок и унижение случились вовсе не из-за малого количества мусульман. Их больше, чем приверженцев других религий. Тогда в чём же причина? Причина кроется в нерадении мусульман, в их слабом соблюдении своей религии. Всевышний Аллах сказал:
«Воистину, Аллах не меняет положение людей, пока они не изменят самих себя. Если же Аллах пожелает людям зла, то ничто не предотвратит этого. Нет у них властелина, кроме Него» (Сура «Гром», 11).
Нынешнее положение мусульман (собрание врагов против них, всевозможные беды и испытания) воодушевило верующих и побудило их к увещеванию и искренним наставлениям. О мусульмане! Вернитесь к своему Господу, покайтесь перед своим Создателем, ухватитесь за свою религию и поступайте в соответствии с Книгой Аллаха и Сунной вашего Пророка, и тогда Всевышний смилуется над вами и избавит от того, что постигло вас.
Болезни мусульман увеличились, кризис только усугубляется, а испытания и наказания вместо того, чтобы прекратиться, стали ещё суровее. Положение может стать ещё хуже, но мы помним, что конечный итог будет за Исламом.
Что касается исцеления мусульман, то оно заключается только в соблюдении Сунны Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха). Несомненно, следование Сунне и приверженность пути праведных предшественников исцелит болезни, избавит от бед и, с помощью Аллаха, снизойдёт благодать. Приверженность к Сунне является причиной объединения и оставления разногласий, приведёт к сближению сердец и согласованности целей. Следование Сунне приведёт к победе над врагами Истины – заблудшими и идущими за своими страстями. Некоторые учёные сказали: «Любая страна, жители которой поступают в соответствии с Сунной, и её свет не погасает, будет побеждать своих врагов. И любая страна, свет Сунны в которой погаснет, непременно окажется захваченное врагами».
Также сообщается в хадисе со слов Абдуллы ибн Умара (да будет доволен ими обоими Аллах), что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Мой удел находится под сенью моего копья. Кто нарушит моё веление, того постигнет унижение. И кто будет подражать какому-либо народу, тот будет из них».[3]
Также Абу Дауд и ат-Тирмизи привели хадис, в котором сообщается, что Аль-‘Ирбад бин Сарийа (да будет доволен им Аллах) сказал:
«(Однажды) посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), обратился к нам с увещанием, от которого сердца наши испытали страх, и глаза наполнились слезами, и мы сказали: «О посланник Аллаха, это похоже на проповедь прощающегося, так дай же нам наставление!»
Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
«Я наставляю вам бояться Всемогущего и Великого Аллаха, слушаться и повиноваться, если даже вами будет повелевать невольник. Поистине, тот из вас, кто проживёт (достаточно долго), увидит много раздоров, и поэтому вам следует придерживаться моей Сунны и Сунны праведных халифов, ведомых правильным путём, вцепитесь за неё коренными зубами (ни в чём не отступайте от Сунны), избегайте новшеств, ибо каждое нововведение является заблуждением».[4]
Призыв к Сунне Пророка (мир ему и благословение Аллаха) адресован ко всем людям. Каждый мусульманин обязан призывать к ней. Мусульманин должен призывать своего брата по вере, чтобы тот исправил свои недостатки в приверженности Сунне, возместил допущенные упущения, изменил своё нерадивое отношение к религии. Необходимо указать ему на его беспечность, научить его тому, чего он не знает, помочь ему в достижении блага и уберечь его от зла.
Кроме того, мусульманин должен призывать неверующих людей, разъясняя им достоинства Ислама и доводя тем самым до них довод. При этом мусульманин всегда должен показывать хороший пример, исповедуя свою религию.
О мусульмане! Благодарите Аллаха, что вы находитесь в этой стране (имею в виду Саудовскую Аравию), да защитит вас Аллах от тех зол, которые постигли некоторые страны. При этом остерегайтесь того, чтобы перед вами не раскрылись врата зла, как это произошло с другими. Остерегайтесь беспечного отношения к грехам, ведь они являются причиной наказания. Пусть сегодняшнее положение мусульманина будет лучше, чем вчерашнее, а завтра будет лучше, чем сегодня. О мусульманин! Не радуйся, если видишь в себе откладывание обязательного поклонения или легкомысленное отношение к греховному.
О мусульмане! Остерегайтесь тех вещей, которые могут воспрепятствовать следованию Сунне Пророка (мир ему и благословение Аллаха). Самым главным препятствием является следование за прихотью. Всевышний Аллах сказал: «Если они не ответят тебе, то знай, что они лишь следуют своей прихоти. А кто может быть более заблудшим, чем тот, кто потакает своим желаниям без верного руководства от Аллаха? Воистину, Аллах не ведёт прямым путём несправедливых людей» (Сура «Рассказы», 50).
Учёные из числа праведных предшественников называли тех, кто совершает нововведения «потакающими своим прихотям». Такое название давалось им потому, что они отдалились от Сунны пророка (мир ему и благословение Аллаха).
Остерегайтесь искушений этого мира и не идите на поводу страстей, всё это также отстраняет от Сунны Пророка (мир ему и благословение Аллаха).
Всевышний Аллах по этому поводу сказал:
«Но нет! Вы отдаёте предпочтение мирской жизни, хотя Последняя жизнь – лучше и дольше (постоянна)» (Сура «Всевышний», 16, 17).
Также Всевышний Аллах сказал:
«После них пришли потомки, которые перестали совершать намаз и стали потакать желаниям. Всех их постигнет зло» (Сура «Марьям», 59).
Хочу обратить ваше внимание еще на одно препятствие Сунне – это слепое, доходящее до фанатизма следование за заблудшими сектами. Их представители и сами заблудились, и вводят в заблуждение других. К таким в первую очередь стоит отнести предводителей суфийских тарикатов, главарей различных нововведений и всевозможных сектантов. Всевышний Аллах сказал:
«Следуйте за тем, что ниспослано вам от вашего Господа, и не следуйте за иными покровителями, помимо Него. Как же мало вы поминаете назидание!» (Сура «Ограды», 3).
Невежество также препятствует следованию Сунне Пророка (мир ему и благословение Аллаха). В хадисе передаются слова Пророка (мир ему и благословение Аллаха): «Аллах приводит к правильному пониманию религии того, кому желает блага».[5]
О мусульманин! Пусть не возникают преграды между тобой и Сунной, пусть ничто не препятствует следованию ей, ведь только приверженность тому, на чём был Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) и его сподвижники защитит от зла и наказаний, приведёт к успеху и к Раю. Всевышний Аллах сказал:
«Скажи: “Если вы любите Аллаха, то следуйте за мной, и тогда Аллах возлюбит вас и простит вам ваши грехи, ведь Аллах – Прощающий, Милосердный”» (Сура «Семейство ‘Имрана», 31).
Также Всевышний Аллах сказал:
«О те, которые уверовали! Повинуйтесь Аллаху и Его Посланнику и не отворачивайтесь от него, пока вы слышите. Не уподобляйтесь тем, которые говорят: “Мы слышали”, — а сами не слушают. Воистину, наихудшим из живых существ перед Аллахом являются глухие и немые, которые не способны понимать. Если бы Аллах знал, что в них есть добро, Он непременно наделил бы их слухом. Но даже если бы Он наделил их слухом, они всё равно бы отвернулись с отвращением» (Сура «Трофеи», 20-23).
Пусть Аллах дарует Своё благословение мне и вам в этом Великом Коране! И да дарует Аллах пользу от его аятов и мудрого напоминания. Пусть Аллах даст нам возможность извлечь пользу из правильного пути господина посланников и его истинных слов! Я произношу эти слова, прошу прощения у Великого Аллаха для себя, для вас и для всех мусульман за каждый грех. Просите же у Него прощения, ведь Он – Прощающий, Милосердный!
Часть вторая
Хвала Аллаху, Господу миров, Покровителю праведников. Я восхваляю своего Господа и благодарю Его за все блага. Невозможно передать всю хвалу Ему, Он – Такой, как восхвалил Самого Себя. Я свидетельствую, что нет божества, достойного поклонения, кроме Одного Аллаха, у которого нет сотоварища, Он истинный Бог первых и последних поколений. И я свидетельствую, что наш Пророк и господин Мухаммад – Раб Аллаха и Посланник, правдивый, надёжный. О Аллах! Благослови и приветствуй своего Раба и Посланника Мухаммада, его семью и всех его сподвижников!
Бойтесь Аллаха, повинуйтесь Его повелениям и отстраняйтесь от Его запретов.
О верующие! Болезни мусульман, так же как и наказания в этом и в следующем мире являются следствием пренебрежения к Сунне Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха), нерадивого отношения к Его истинному пути. Всевышний Аллах сказал:
«Любое бедствие постигает вас лишь за то, что приобрели ваши руки. И Он прощает вам многое» (Сура «Совет», 30).
Незнание Сунны и пренебрежение ею является причиной разногласий в словах и делах, вражды и антипатии между нами. В хадисе Пророка (мир ему и благословение Аллаха) говорится:
«Я оставил вам нечто такое, придерживаясь чего вы никогда не заблудитесь после меня – это Книга Аллаха и моя Сунна».[6]
Также Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
«Иудеи разделились на семьдесят одно течение, а христиане – на семьдесят два течения. И разделится моя община на семьдесят три группы. Все они окажутся в аду, кроме одной». Сподвижники спросили: “О Посланник Аллаха! Кто же это группа?” Пророк (мир ему и благословение Аллаха) ответил: «Это те, кто следует всему, на чем нахожусь я и мои сподвижники».[7]
Причиной возникновения мусульманских течений и их заблуждения является невежество и незнание пути Пророка (мир ему и благословение Аллаха), его высказываний и поступков, отдаление от следования его Сунне. Так, например, хариджиты, мурджииты, кадариты, джахмиты и другие секты заблудились из-за того, что у них не было правильного понимания Сунны Пророка (мир ему и благословение Аллаха), ведь они пренебрегали ею. По этой же причине они не могли правильно понять Коран, ведь они перестали обращаться к учёным.
Но и в наше время всё осталось по-прежнему! Современные хариджиты заблудились в понимании Сунны. Они отдалились от учёных, которые лучше всех знают Сунну посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха). Появились хариджиты, которые стали обвинять мусульман в неверии, считая их кровь и имущество дозволенным (так же поступали их предшественники). Они разрешили убивать неверующих, вошедших под покровительство мусульман. Тем самым они выполняют замыслы врагов Ислама. Догадываются они или нет, но их цели сходятся. Своими идеями они принесли много вреда мусульманам и целым странам. Да упаси нас Аллах от их зла!
О мусульмане! Вернитесь к Сунне вашего Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха), изучайте, обучайте и поступайте в соответствии с ней, следуйте за праведными предшественниками (да будет доволен ими Аллах). Всё сказанное и является исцелением от всех болезней Уммы (мусульманской общины). О мусульмане! Не позволяйте нечестивцам испортить и разрушить вашу религию и мирскую жизнь.
О мусульмане! Бойтесь Аллаха во всём, что делаете и оставляете! Всевышний Аллах сказал: «О те, которые уверовали! Бойтесь Аллаха, и пусть душа посмотрит, что она приготовила на завтрашний день. Бойтесь Аллаха, ведь Аллах ведает о том, что вы совершаете» (Сура «Сбор», 18).
О рабы Аллаха! Воистину, Аллах дал вам повеление, начав его с Самого Себя, сказав: «Воистину, Аллах и его ангелы благословляют Пророка. О те, которые уверовали! Благословляйте его и приветствуйте миром» (Сура «Союзники», 56).
Возносите благословения и пожелания мира Господину первых и последних, имаму всех посланников – Мухаммаду!
Сунна пророка Мухаммада
(мир ему и благословение Аллаха)
Али ибн Абдур-Рахман Аль-Хузейфи
(имам-хатыб Пророческой мечети в Медине)
Перевод: Вахитов М.
Корректор текста: Тамки́н Р.Г.
Каноническая редакция: Каримов М.
- [1] Сахих Муслим, «О пятнице», (867).
- [2] Привёл Муслим в главе «Намаз путников», (746), в длинном хадисе, передаваемом от Са’ада ибн Хишама ибн ‘Амира, в котором он спросил у Айши (да будет доволен ею Аллах): «О мать правоверных! Сообщи мне о нраве Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха)» На что она ответила: «Разве ты не читаешь Коран?» Са’ад ответил: «Да, конечно читаю». Тогда она сказала: «Нравом Пророка (мир ему и благословение Аллаха) был Коран».
- [3] Привёл Ахмад (2/50); Ибн Абу Шейба (4/212); ‘Абд ибн Хумейд (848); Ат-Табарани в книге «Муснад аш-шамиин» (216); Аль-Байхаки в книге «Шу’аб аль-иман» (1199); Аль-Хайсами упомянул в книге «Маджма’»: «В цепочке есть Абдур-Рахман ибн Сабит ибн Саубан, надёжность которого подтвердили Ибн Аль-Мадини, Абу Хатим и другие. Однако, Ахмад и некоторые другие считали его слабым. Оставшиеся передатчики являются надёжными». Аль-Бухари привёл часть этого хадиса без упоминания цепочки передатчиков, намекая на его слабость в главе «О джихаде», в разделе «О том, что говорится о копьях». Привёл также Абу Дауд последнюю часть хадиса в главе «Об одежде», в разделе «Об одежде, которую одевают с целью выделиться», (4031). Ибн Таймия сказал в книге «Маджму’ аль-фатауа» (25/331): «Этот хадис хороший». Аль-‘Иракы сказал, исследуя хадисы в книге «Ихъя ‘улюм ад-дин» (1/342): «Цепочка хадиса достоверная». Учёный Ибн Хаджар в книге «Фатх аль-Барий» признал цепочку хадиса хорошим, (10/271). Ибн Аль-Мубарак в главе «О джихаде» (105), Ибн Абу Шейба в книге «Аль-Мусаннаф» (4/216) привели схожий хадис, передаваемый от Тауса, без упоминания передатчика из числа сподвижников. Ибн Хаджар в книге «Таглик ат-та’лик», (3/446) сказал: «Цепочка передатчиков хорошая». Шейх Аль-Альбани признал достоверность хадиса в «Ируа аль -’алиль», (1269).
- [4] «Сунан Абу Дауд», в главе «Сунна» (4607); «Сунан Ат-Тирмизи», в главе «Знание» (2676); также привёл Ахмад (4/126-127); Ибн Маджа в предисловии (46); Ад-Дарими в предисловии (95). Ат-Тирмизи сказал: «Хадис хороший, достоверный». Признали достоверность Ибн Хиббан (1/179); Аль-Хаким (1/95-96) и с ними согласился Аз-Захаби. Ибн Раджаб в книге «Джами’ аль-‘улюм уа аль-хикам» привёл слова Абу Ну’ейма: «Хадис хороший из достоверных хадисов учёных Шама». Аль-Альбани признал достоверность хадиса в книге «Сахих ат-таргыб», (37).
- [5] Привёл Аль-Бухари в главе «Знание» (71), Муслим в главе «Знание» (1037) со слов Му’авия (да будет доволен им Аллах).
- [6] Привёл Малик в книге «Аль-Муата’» (1619) с разорванной цепочкой передатчиков. Ад-Даракутни привёл с непрерывной цепочкой (4/245); также привёл Аль-Байхаки (10/114), Аль-Хаким (1/172) хадис, передаваемый от Абу Хурейры (да будет доволен им Аллах). Ибн Абдуль-Барр упомянул в книге «Ат-тамхид» (24/331): «Этот хадис передаётся от Пророка (мир ему и благословение Аллаха), и является настолько известным среди учёных, что, можно сказать, не нуждается в непрерывной цепочке». Аль-Альбани признал, что хадис сильный, благодаря схожим хадисам, «Ас-сильсиля ас-сахиха», (4/361).
- [7] Привёл Ат-Тирмизи в главе «О вере», в разделе «О том, что говорится о разделении этой общины» (2641) в схожем хадисе, передаваемом от Абдуллы ибн ‘Амра (да будет доволен ими обоими Аллах), сказав при этом: «Этот хадис хороший малоизвестный (гариб)». Аль-Альбани признал хадис хорошим в «Сахих сунан Ат-Тирмизи» (2129). Хадис передаётся от нескольких сподвижников.
Комментариев нет
Пинги и трекбэки