Шестой столп Веры – Вера в Предопределение
Из серии «Основное о столпах Имана и Ислама» (ч.7) — Вера в Предопределение
Вера в Предопределение – шестой столп Веры. Он означает, что Аллах, Свят Он, изначально знает всё: что было и что будет. Он знает всё о Своих рабах: об их пропитании, их кончине, деяниях, и о многом другом, с ними связанным; ни что не скроется от Его знания. Аллах предопределил судьбы всех созданий, и потому ни что не происходит без Его ведома, Его предписания, Его воли и создания.
Вера в Предопределение подразумевает четыре момента:
Первый: Вера в то, что Всевышний Аллах знает обо всём в целом и в деталях. Всевышний знает то, что было, то, что будет, то, чего не было, а если бы было, то как бы это было.
Второй: Вера в то, что Всевышний записал эти знания в Хранимой Скрижали. Всевышний сказал:
Разве ты не знаешь, что Аллаху известно то, что на небе и на земле? Воистину, это есть в Писании. Воистину, это для Аллаха легко [Аль-хадж: 70].
В сборнике имама Муслима приводится достоверный хадис, где Посланник Аллаха r сказал: «Аллах прописал (араб.: кя-та-ба) судьбы всего сотворённого за пятьдесят тысяч лет до того, как сотворил Он небеса и землю»[1].
Третий: Вера в то, что всё сущее подчинено воле Аллаха – и то, что связано с действиями самого Аллаха, и то, что связано с действиями его созданий. Всевышний сказал:
Твой Господь создаёт, что пожелает и избирает [Аль-касас: 68].
А также Всевышний сказал:
Он – Тот, Кто придаёт вам в утробах такой облик, какой пожелает. Нет божества, кроме Него, Могущественного, Мудрого [Аль Имран: 6].
Четвертый: Вера в то, что всё сущее сотворено Аллахом, и поэтому нет ни единой частицы в небесах и на земле, которую бы не создал Всевышний Творец: её саму, её движение или её бездействие. Нет иного Творца и Господа помимо Него. Всевышний сказал:
Аллах – Творец всякой вещи. Он – Попечитель всему [Аз-зумар: 62].
Также Всевышний сказал:
Аллах сотворил и вас и то, что вы делаете [Ас-саффат: 96].
Плоды веры в Предопределение:
- Веря в предопределение, человек полагается на Аллаха при совершении разных деяний (причин), не полагаясь на сами эти деяния (причины), так как знает, что всё предопределено Аллахом;
- Верующий в предопределение человек, достигнув желаемого, не будет восхищаться самим собой, так как знает, что достигнутая им цель была достигнута посредством предписанных Аллахом деяний (причин).
- У верующего человека возникает ощущение спокойствия и внутреннего удовлетворения тем, что всё происходит по предопределению Аллаха. Нет беспокойства по поводу того, что было упущено нечто желанное или же, наоборот, – произошло нечто неприятное, так как верующий человек знает, что всё это случается в силу предопределения Аллаха.
Продолжение следует…
По книге «Основное о столпах Имана и Ислама»
д. Абдуллы ибн Мухаммада Ат-Тайара
Перевод и подготовка материала:
редакция сайта «Почему Ислам?» www.whyislam.ru
- [1] — Хадис приводится в сборнике имама Муслима под номером 2653.