Школа богобоязненности

Вся хвала Аллаху, Господу миров, благословение и мир нашему Пророку (мир ему и благословение Аллаха), его семье, его сподвижникам и всем, кто последовал за ними.

Всевышний Аллах говорит в Священном Коране:

يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا كُتِبَ عَلَيْكُمُ الصِّيَامُ كَمَا كُتِبَ عَلَى الَّذِينَ مِنْ قَبْلِكُمْ لَعَلَّكُمْ تَتَّقُونَ

«О те, которые уверовали! Вам предписан пост, подобно тому, как он был предписан тем, которые были до вас, – быть может, вы будете богобоязненными» (сура «Корова», 183).

Таким образом, Аллах предписал соблюдать пост не для того, чтобы мучить Своих рабов.  Всевышний говорит:

مَا يَفْعَلُ اللَّهُ بِعَذَابِكُمْ إِنْ شَكَرْتُمْ وَآمَنْتُمْ وكان الله شاكراً عليماً

«Зачем Аллаху подвергать вас мучениям, если вы будете благодарны и уверуете? Аллах – Признательный, Знающий» («Женщины», 147).

Ведь Всевышний Аллах – Наимудрейший Законодатель. Он (Свят Он и Велик) устанавливает любое предписание только по мудрости. Пост был вменён в обязанность с целью воспитания в человеке богобоязненности, суть которой заключается в предосторожности от наказания Аллаха путём совершения повелений Всевышнего и избегания того, что Он запретил.

Можно увидеть ясное указание на данный смысл в концовке первого аята, рассказывающего нам о посте в суре «Корова»: «Быть может, вы будете богобоязненными». Также и последний аят из контекста аятов о посте заканчивается словами Всевышнего:

 كَذَلِكَ يُبَيِّنُ اللَّهُ آيَاتِهِ لِلنَّاسِ لَعَلَّهُمْ يَتَّقُونَ

«…Так Аллах разъясняет Свои знамения людям, – быть может, они будут богобоязненными» (сура «Корова», 187).

Поэтому тот, чей пост не научил его богобоязненности в течение Рамадана, тот, на самом деле, не достиг той сути, для постижения которой и был предписан пост.

Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

كُلُّ عَمَلِ ابْنِ آدَمَ لَهُ، الْحَسَنَةَ بِعَشْرِ أَمْثَالِهَا، إِلاَّ الْصَّوْمَ – قال الله — فَإِنَّهُ لِي وَأَنَا أَجْزِي بِهِ

«Всевышний Аллах говорит: “Каждое из дел сынов Адама – для них самих, оно будет преумножено в десять раз, кроме поста, он для Меня, и Я награжу за него”»[1].

Таким образом, Всевышний Аллах особым образом воздаёт награду за пост, и если дело обстоит именно так, то как вы думаете, каково будет вознаграждение Наищедрейшего Господа?

Постящийся проявляет терпение, а Всевышний сказал:

 إِنَّمَا يُوَفَّى الصَّابِرُونَ أَجْرَهُمْ بِغَيْرِ حِسَابٍ

«Воистину, терпеливым их награда воздастся безмерно» (сура «Толпы», 10).

Помимо того, во всех видах поклонения, которые нужно соблюдать только ради Аллаха, возможна показуха, кроме поста! Это означает, что человек не может поститься демонстрируя это кому-либо, если сам он об этом не скажет. Человек, совершая какое-либо поклонение, делает какие-то действия, которые видны наблюдающему за ним, а во время уразы, сколько бы человек не смотрело на него, они не будут знать держит ли он пост или нет! Разве могут они знать, не пьёт ли он воду, будучи наедине, не проглатывает ли воду при полоскании рта во время малого омовения и т.д.? Поэтому в хадисе-кудси Всевышний Аллах сказал: «Каждое из дел сынов Адама – для них самих, оно будет преумножено в десять раз, кроме поста, он для Меня, и Я награжу за него».

От чего воздерживается постящийся? От еды и питья, то есть от тех вещей, которые в своей основе дозволены Аллахом. Так почему же он отказывается от дозволенных вещей? Только ради Всевышнего и зная, что Аллах наблюдает за ним. И раз человек смог отказаться ради Аллаха от дозволенных вещей, то он тем более сможет воздержаться от запретного как в Рамадане, так и в остальные месяцы.

Что же касается того, кто воздержался от еды и питья, испытал голод и жажду, однако не отказался от того, что запретил Аллах, – тот позволил своим глазам смотреть на порицаемое, а ушам – слушать запрещённое, ослушиваться Всевышнего днём и ночью, тайно и в присутствии людей. Получит ли такой пользу от своего поста? Приобретёт ли он богобоязненность, для воспитания которой был предписан пост? Ответ: нет, он всего лишь испытал голод и жажду. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал по этому поводу:

 رُبَّ صَائِمٍ لَيْسَ لَهُ مِنْ صِيَامِهِ إِلَّا الْجُوعُ وَالْعَطَشُ

«Возможно, постящийся ничего не получит от своего поста, кроме голода и жажды»[2].

Конечно, он действительно испытал и голод, и жажду, однако в награду ему не достанется ничего.

В другом хадисе Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

مَنْ لَمْ يَدَعْ قَوْلَ الزُّورِ وَالْعَمَلَ بِهِ وَالْجَهْلَ، فَلَيْسَ لِلَّهِ حَاجَةٌ أَنْ يَدَعَ طَعَامَهُ وَشَرَابَه

«Если (человек) не прекратит лгать, поступать ложно и не оставит скверный нрав, то Аллаху не нужно будет, чтобы он отказывался от своих еды и питья»[3]. Фраза «не прекратит лгать» в арабском оригинале («аз-зур»الزور) дословно означает любое запретное выражение или любое слово, далёкое от истины, т. к. арабское слово «аз-зур» означает — отклонение. Примером применения этого слова в данном значении служит аят:

 وَتَرَى الشَّمْسَ إِذَا طَلَعَتْ تَزَاوَرُ عَنْ كَهْفِهِمْ

«Ты увидел бы, что солнце на восходе отклонялось от их пещеры вправо…» (сура «Пещера», 17).

Фраза «не прекратит поступать ложно» означает совершение любого греховного поступка. Поэтому в продолжении вышеупомянутого хадиса Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

كُلُّ عَمَلِ ابْنِ آدَمَ لَهُ، إِلاَّ الْصَّوْمَ – قال الله: — فَإِنَّهُ لِي وَأَنَا أَجْزِي بِهِ، الصَّوْمُ جُنَّةٌ، فَإِذَا كَانَ يَوْمُ صَوْمِ أَحَدِكُمْ فَلاَ يَرْفُثْ وَلاَ يَصْخَبْ، فَإِنْ سَابَّهُ أَحَدٌ أَوْ قَاتَلَهُ فَلْيَقُلْ: إِنِّيْ امْرُؤٌ صَائِمٌ

«Всевышний Аллах сказал: “Каждое из дел сынов Адама – для них самих, оно будет преумножено в десять раз, кроме поста, он для Меня, и Я награжу за него”. Пост – щит. Пусть никто из вас не сквернословит и не кричит в день своего поста. Если же кто-то будет ругать вас или драться с вами, то скажите тому: “Я постящийся”»[4].

Другими словами, постящийся не должен вести себя дурно, скверно и неправедно.

В вышеприведённом хадисе Пророк (мир ему и благословение Аллаха) научил постящегося отвечать на плохое обращение к нему словами: «Поистине, я постящийся». Причём произносить это следует не про себя, а вслух, дабы человек понял, что вообще-то ты, конечно, можешь ему дать достойный ответ, однако ради сохранения своего поста в целости и сохранности ты воздерживаешься от этого. Ты говоришь ему, что ты постящийся – и не более, дабы не очернить свой пост и не убавить предназначенных тебе Аллахом вознаграждений.

Достоинство поста велико! Пост – это щит, как об этом сказал Пророк (мир ему и благословение Аллаха), благодаря которому человек защищается от совершения грехов, тем самым предостерегая себя от огня и наказания Всевышнего.

Кроме того, пост и Священный Коран предстанут в Судный день и будут заступаться за человека, который постился и читал Коран. Пост скажет: «О Господь! Благодаря мне он воздерживался от еды и страсти, позволь мне заступиться за него». Коран скажет: «О Господь! Благодаря мне он воздерживался от ночного сна, позволь мне заступиться за него». И Аллах позволит им обоим заступиться за этого человека[5].

Также Всевышний Аллах сделал для постящихся, которые любят пост и часто соблюдают его, отдельные врата в Раю, называемые Раян [6].

Однажды к Пророку (мир ему и благословение Аллаха) подошёл Абу Умама (да будет доволен им Аллах) и сказал: «Укажи мне на такое дело, благодаря которому я попаду в Рай». И тогда Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) ответил:

عَلَيْكَ بِالصَّوْمِ لاَ مِثْلَ لَهُ

«Тебе следует поститься, нет ничего подобного этому»[7].

Пост воспитывает целомудрие. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

يَا مَعْشَرَ الشَّبَابِ! مَنِ اسْتَطَاعَ مِنْكُمُ الْبَاءَةَ فَلْيَتَزَوَّجْ، فَإِنَّهُ أَغَضُّ لِلْبَصَرِ وَأَحْصَنُ لِلْفَرْجِ، فَمَنْ لَمْ يَسْتَطِعْ فَعَلَيْهِ بِالصَّوْمِ فَإِنَّهُ لَهُ وِجَاءٌ

«О молодые люди! Если кто-нибудь из вас способен (имеется в виду физическая и материальная способности) вступить в брак, то пусть женится, потому что это поможет ему потуплять взор и избегать распутства. А тот, кто не способен вступить в брак, пусть постится, потому что так он сможет подавить вожделение»[8].

При этом пост, упоминаемый в хадисе, включает в себя как обязательный пост, так и добровольный.

Наступление Рамадана – это время великих благ, время «прибыльной торговли» с Господом (свят Он и Велик). Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

 فَإِذَا كَانَتْ أَوَّلُ لَيْلَةٍ مِنْ رَمَضَانَ فُتِّحَتْ أَبْوَابُ الْجِنَّةِ فَلَمْ يُغْلَقُ مِنْهَا بَابٌ، وَأُغْلِّقَتْ أَبْوَابُ النَّارِ فَلَمْ يُفْتَحْ مِنْهَا بَابٌ، وَصُفِّدَتِ الشَّيَاطِينُ وَمَرَدَةُ الْجِنِّ، وَنَادَى مُنَادٍ : يَا بَاغِيَ الْخَيْرِ أَقْبِلْ، وَيَا بَاغِيَ الشَّرِّ أَقْصِرْ وَلِلَّهِ عُتَقَاءُ مِنَ النَّارِ، وَذَلِكَ فِيْ كُلَّ لَيْلَةٍ

«Когда наступает первая ночь месяца Рамадан, отворяются врата Рая, при этом ни одна из его дверей не остаётся запертой, и закрываются врата Ада, при этом ни одна из его дверей не остаётся открытой, а также на шайтанов и мятежных джиннов накладываются оковы. И глашатай взывает: “О желающий блага, устремляйся. О желающий зла, отвращайся”. И в это время Аллах освобождает людей от Огня, и так каждую ночь»[9].

Да примет Аллах от нас наши благодеяния.

Также Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

مَنْ صَامَ رَمَضَانَ إِيمَانَاً وَاحْتِسَابَاً، غُفِرَ لَهُ مَا تَقَدَّمَ مِنْ ذَنْبِهِ، مَنْ قَامَ رَمَضَانَ إِيمَانَاً وَاحْتِسَابَاً، غُفِرَ لَهُ مَا تَقَدَّمَ مِنْ ذَنْبِهِ

«Кто постился в месяц Рамадан с верой и надеждой, тому простятся его прошлые грехи. Кто выстаивал ночи в молитвах в месяц Рамадан с верой и надеждой, тому простятся его прошлые грехи»[10].

Однако есть множество людей, которые пытаются чинить препятствия между человеком и его Господом. Несмотря на то, что на шайтанов и мятежных джиннов накладываются оковы, остаются бесы и из числа людей. Они пытаются навредить через средства массовой информации, а также другими способами, стараясь перекрыть дорогу между человеком и его Господом. Будь осторожен! Не следуй за их прихотями, ведь если ты ответишь их зову, – ты ослушаешься Аллаха и тем самым обанкротишься в этот благословенный месяц. А именно: тебе не будут прощены твои грехи.

Однажды Пророк (мир ему и благословение Аллаха), поднимаясь по ступеням минбара (кафедры), а всего ступеней было три, на каждой из них говорил: «Амин». И когда его расспросили об этом, Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Ко мне приходил Джибриль…», который обратился ко Всевышнему Аллаху с тремя мольбами, и Пророк (мир ему и благословение Аллаха) каждый раз говорил «Амин». Джибриль сказал:

يَا مُحمَّد! رَغِمَ أَنْفُ رَجُلٍ أَدْرَكَ رَمَضَانُ فَلَمْ يُغْفَرْ لَهُ، فَأَبْعَدَهُ اللهُ فَدَخَلَ النَّارَ، قُلْ: آمِينَ، فَقَالَ النَّبِيُّ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ: آمِينَ

«О Мухаммад! Да будет унижен человек, который застал Рамадан, и ему не было прощения, Аллах отдалил его, и он вошёл в огонь! Скажи: “Амин”» И Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Амин».

Что касается оставшихся двух молитв, то ангел Джибриль (мир ему) сказал:

وَرَغِمَ أَنْفُ رَجُلٍ ذُكِرْتَ عِنْدَهُ فَلَمْ يُصَلِّ عَلَيْكَ

«Да будет унижен тот, при ком будет упомянуто твоё имя, а он не попросит для тебя благословения. Скажи: “Амин!”».

Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «И я сказал: “Амин!”».

Затем ангел Джибриль сказал:

 رَغِمَ أَنْفُ رَجُلٍ أَدْرَكَ أَبَوَيْهِ أَحَدَهُمَا أَوْ كِلَاهُمَا فَلَمْ يَدْخِلَاهُ الْجَنَّةَ، قُلْ: آمِينَ، فَقُلْتُ: آمِينَ

«Да будет унижен тот, кто застал одного из своих родителей или обоих, и они не стали причиной вхождения в Рай. Скажи: “Амин!”».

Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «И я сказал: “Амин!”».

Кроме того, пост представляет собой одно из проявлений единства этой общины. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

الصَّوْمُ يَوْمَ يَصُوم النَّاسُ، وَالفِطْرُ يَوْمَ يُفْطِرُ النَّاسُ

«Пост [начинается] в тот день, когда люди постятся, праздник разговения – это день, когда люди прекращают пост»[11].

Также постящийся, испытывая голод во время поста, начинает понимать и сочувствовать тем, которые голодают постоянно. Такой человек будет испытывать сочувствие не только в Рамадане, но и в другие месяцы, претворяя в жизнь слова Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха):

مَثَلُ الْمُؤْمِنِينَ فِي تَوَادِّهِمْ وَتَرَاحُمِهِمْ وَتَعَاطُفِهِمْ، كَمَثَلِ الْجَسَدِ الْوَاحِدِ، إِذَا اشْتَكَى مِنْهُ عُضْوٌ تَدَاعَى لَهُ سَائِرُ الْجَسَدِ بِالسَّهَرِ وَالْحُمَّى

«В своей любви, милосердии и сочувствии по отношению друг к другу верующие подобны (единому) телу: когда (одну из) частей его поражает болезнь, всё тело отзывается на это бессонницей и горячкой»[12].

И в завершение хотелось бы ещё раз упомянуть слова Пророка (мир ему и благословение Аллаха):

 كُلُّ عَمَلِ ابْنِ آدَمَ لَهُ إِلاَّ الْصَّوْمَ – قال الله -: فَإِنَّهُ لِي وَأَنَا أَجْزِي بِهِ، الْصِّيَامُ جُنَّةٌ، فَإِذَا كَانَ يَوْمُ صَوْمِ أَحَدِكُمْ، فَلاَ يَرْفُثْ وَلاَ يَصْخَبْ، فَإِنْ سَابَّهُ أَحَدٌ أَوْ قَاتَلَهُ فَلْيَقُلْ: إِنِّيْ امْرُؤٌ صَائِمٌ، وَالَّذِي نَفْسُ مُحَمَّدٍ بِيَدِهِ لَخُلُوفُ فَمِ الصَّائِمِ  لِلصَّائِمِ فَرْحَتَانِ: فَرْحَةٌ عِنْدَ فِطْرِهِ، وَفَرْحَةٌ عِنْدَ لِقَاءِ رَبِّهِ فَيْفَرَحُ بِصَوْمِهِ

«Всевышний Аллах сказал: “Каждое из дел сынов Адама – для них самих, оно будет преумножено в десять раз, кроме поста, он для Меня, и Я награжу за него”. Пост – щит. Пусть никто из вас не сквернословит и не кричит в день своего поста. Если же кто-то будет ругать вас или драться с вами, то скажите тому: “Я постящийся”. Запах, исходящий изо рта постящегося, приятнее для Аллаха, чем благоухание миска (благовония). У постящегося (человека) две радости: радость при разговении и радость при встрече со своим Господом».

И Аллаху лучше известно, благословение и мир нашему Пророку, его семье и всем его сподвижникам.

Подготовлено по материалам уроков
шейха Мухаммада аль-Мадхаджи

Перевод: Вахитов Марат
Коррекция текста: Тамкин Р.Г.
Каноническая редакция: Фасахов Р.
www.whyislam.ru

  • [1] Передал Муслим.
  • [2] «Сахих ат-таргыб уа ат-тархиб» (1083). Шейх аль-Альбани признал хадис хорошим и достоверным.
  • [3] Передал аль-Бухари (1903).
  • [4] Эта версия принадлежит аль-Бухари (1805), и Муслиму (1151).
  • [5] Об этом говорится в хадисе, который привёл Ахмад, (2/174), Аль-Хайсами назвал цепочку передатчиков хорошей в «Аль-маджма’» (3/181). Также этот хадис приводится в «Сахих ат-таргыйб», 1/411.
  • [6] Об этом упоминается в хадисе, передаваемом имамом аль-Бухари (1797).
  • [7] «Ат-таргыб уа ат-тархиб», 2/109, аль-Мунзири, который сказал, что цепочка передатчиков либо достоверная, либо хорошая, либо близка к этому. Шейх аль-Альбани привёл версию хадиса от Абу Фатимы аль-Ийяди, признав его достоверным, «Ас-сильсиля ас-сахиха» (1937).
  • [8] Привёл Аль-Бухари, 5065-9/112 (в книге «Фатх аль-Барий»), а также Муслим, 1400.
  • [9] Эта версия приводится у ат-Тирмизи (682) и ибн Маджа (1642), ибн Хузайма счел её достоверной (1883), а также ибн Хиббан (3435) и аль-Хаким, которые сказали, что этот хадис соответствует условиям аль-Бухари и Муслима (1/582). Шейх аль-Альбани признал версию ат-Тирмизи достоверной.
  • [10] Передал аль-Бухари (37).
  • [11] Ат-Тирмизи передал со слов Абу Хурайры, и шейх аль-Албани назвал хадис достоверным.
  • [12] Передали аль-Бухари, Муслим.

]]>]]>