Сто полезных слов о Рамадане (91–100)
91) Вопрос: В каких случаях считается, что женщину принудили к половой связи?
Ответ: В тех случаях, когда муж силой или побоями принудил её к половой близости. Или если он произнёс угрозу, которую, по мнению жены, он, скорее всего, выполнит, и выполнение этой угрозы нанесёт ей существенный вред, как например угроза разводом. В таком случае считается, что женщину принудили (мукраха) и она не обязана совершать искупительные действия (каффара). Но это лишь при условии, что она активно сопротивлялась половой близости. Если же она не сопротивлялась, то она несёт такую же ответственность, как и её муж.
92) Вопрос: Влияет ли кровотечение на пост?
Ответ: Если кровь пошла без искусственного вмешательства самого человека, то это никак не влияет на пост. Если же кровь пошла в процессе хиджамы, то, как мы говорили ранее, в данном вопросе существует некоторое разногласие среди учёных (см. п. ???).
93) Внутривенное введение вещества в организм.
Некоторые учёные полагают, что питательные инъекции (глюкоза и т. п.) нарушают пост, а инъекции, которые не являются питательными (антибиотики, препараты и т. п.), – не нарушают. Другие придерживаются мнения, что инъекции, вводимые в вены, нарушают пост, а те, что вводятся в мышцы, – не нарушают.
Аллах об этом знает лучше, но более обоснованным представляется первое мнение: при введении питательных инъекций, которые заменяют собой еду и питьё, пост нарушается, потому что такие инъекции дают человеку силы так же, как это происходит после приёма пищи. То же самое касается и вливания крови в организм, потому что это подобно приёму пищи.
94) Вопрос: По каким признакам женщина узнаёт, что она очистилась после менструации, чтобы снова начать соблюдать пост?
Ответ: Чистота женщины наступает, когда выделения становятся чисто белыми (прозрачными) или же когда они вовсе прекращаются – так, что на кусочке ваты не остаётся следов после проведения им по влагалищу. Если таким образом установлена чистота, то женщина должна начать поститься.
95) Вопрос: Если женщина хорошо знает свой цикл и его признаки и уверена, что завтра у неё начнутся месячные, то нужно ли ей иметь намерение на завтра соблюдать пост?
Ответ: Да она обязана намериться соблюдать пост и не должна прерывать пост до тех пор, пока не увидит кровь.
96) Вопрос: Как поступать женщине, у которой случился выкидыш во время поста в месяце Рамадан?
Ответ: Если у женщины случился выкидыш, и при этом у данного плода наблюдаются очертания человека, а части тела, такие как руки, ноги, голова, уже сформировались и видно, что плод обрёл человеческие черты, – то в таком случае начавшееся у женщины после выкидыша кровотечение называется нифас. Формирование человеческого облика у зародыша начинается после восьмидесяти дней. Первые сорок дней плод подобен капле, следующие сорок дней подобен сгустку, и лишь затем начинается формирование человеческого образа. Поэтому если выкидыш случился после восьмидесяти дней с момента зачатия и зародыш имеет человеческий облик, то последующее кровотечение является нифасом (послеродовым) и женщина должна прекратить свой пост. Если же выкидыш случился раньше этого срока, то кровотечение является истихадой (приравнивается к болезни) и женщина должна соблюдать пост.
97) Виды кровотечения: хайд, нифас, истихада.
Хайд (менструация) – это ежемесячное регулярное кровотечение; в это время нельзя соблюдать пост и читать намаз.
Нифас (послеродовое кровотечение) – это кровотечение, которое начинается у женщины после рождения ребёнка или после выкидыша сформированного плода. Во время нифаса также нельзя соблюдать пост и читать намаз. Максимальный срок нифаса составляет сорок дней.
Истихада (кровотечение, приравненное к болезни) – это кровотечение, вызванное некими отклонениями в организме или болезнью. Во время истихады женщина обязана соблюдать намаз и пост, но перед каждым намазом ей следует совершить тахарат (малое омовение).
Если кровотечение не имеет признаков хайда (запах, цвет), то оно является истихадой. Если у женщины был хайд и обычное количество дней (цикл, который женщина знает) истекло, но кровотечение продолжается аномально долго, а кровь не имеет признаков хайда (т. е. кровь течёт алого цвета, без характерного запаха), то это является истихадой, и женщина должна совершить полное омовение (гусль) и начать предписанные религиозные действия.
Если нифас (послеродовое кровотечение) продолжается больше сорока дней после родов, то оно приравнивается к болезни с считается истихадой, т. к. всё, что дольше сорока дней, является истихадой: самый больший срок нифаса – сорок дней, а всё что более этого – истихада.
98) Вопрос: Что делать девушке, которая не соблюдала пост после наступления месячных кровотечений и не сообщала об этом родителям из-за того, что стеснялась своих близких?
Ответ: Она должна покаяться перед Аллахом (тауба) и восполнить дни, которые она пропустила, начиная с того времени, как у неё закончилась первая менструация.
В этих вопросах не следует проявлять стеснительности: если девочка увидела кровотечение, то она должна сообщить об этом, так как с этим связаны определённые обязанности и ограничения.
Если же у девочки, которая соблюдала пост, начались месячные во время Рамадана, она не должна продолжать поститься и читать намаз из-за боязни раскрыть своё положение перед близкими, потому что во время менструации запрещается читать намаз и соблюдать пост.
99) Вопрос: Что делать путнику (мусафиру), если он вернулся из поездки в дневное время Рамадана?
Ответ: Шейх-уль-Ислам Ибн Таймийя сказал: «Относительно воздержания такого человека от всего, что нарушает пост, существует известное разногласие среди учёных. Но он обязан будет восполнить этот день вне зависимости, воздерживался ли он или не воздерживался. Однако будет лучше и безопаснее, если он воздержится от действий, нарушающих пост».
100) Вопрос: Что делать путнику, если во время поездки он проезжает через свой родной город?
Если путник во время поездки, проезжая через свой город, решил остановиться и побыть дома, то он должен соблюдать пост и воздерживаться от еды и половой близости.
Если же он проехал по своему городу, не намереваясь оставаться в нём, а просто пересёк город, то он может продолжать пользоваться облегчениями, данными путнику, и не воздерживаться.
Например, если житель Москвы, находился в Казани, а затем решил поехать в Санкт-Петербург, то по пути, проезжая через Москву, он может не ограничивать себя предписаниями поста, даже когда едет по улицам своего города, при условии, что он не имеет намерения оставаться в Москве на какое-то время. (Текст адаптирован, в оригинале названы города, находящиеся в Саудовской Аравии, –соответственно, Шаркыйя – Казань, Эр-Рияд – Москва, Мекка – Санкт-Петербург).
Подготовил: Абу Ясин Маликов Р.Х.
Коррекция текста: Тамкин Р.Г.
Каноническая редакция: Каримов М.
Для сайта «Почему Ислам» – www.whyislam.ru
Ассаляму алейкум,
По-поводу выкидыша/ нифаса и созревания младенца в утробе матери, правильным мнением ученых, ва Аллаху А’лям, является, что зародыш преобретает форму человека через 40 дней, на основе хадисов:
«Я пришел к Абу Сарих Хузайфе Ибн Усайду аль-Гъифарий, который сказал: “Я слышал этими двумя ушами, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Капля семени остается во чреве 40 ночей, затем ангел придает ему форму»” См. «Сахих» Муслим 2645-3.
Поистине, я слышал, как посланник Аллаха сказал: “Через сорок два дня после того, как капля семени (оказывается в утробе), Аллах посылает к ней ангела, который придаёт ей форму, наделяет (зародыша) слухом и зрением и создаёт его кожу, плоть и кости, а потом спрашивает: “О Господь мой, мужчина или женщина?” — и Господь твой решает, как пожелает, а ангел записывает (Его решение). Потом (ангел) спрашивает: “О Господь мой, (каким будет) срок его (жизни)?” — и Господь твой говорит, что пожелает, а ангел записывает (Его слова). Потом (ангел) спрашивает: “О Господь мой, (каким будет) его удел?” — и Господь твой решает, как пожелает, а ангел записывает (Его решение). А потом ангел уходит со свитком в руке, ничего не добавляя к этому и ничего не убавляя”» См. «Сахих» Муслим 2645-1
Разбор хадиса, приведенного в «Сорок хадисов ан-Навави» приведен на сайте «Анти-шубухат», там подробно разъясняется этот момент и приводиться версия этого хадиса у Бухари, рахимуху Аллах.