Цели поста
Как известно, любое повеление Всевышнего Аллаха имеет свои определённые цели. Священный Коран разъяснил мудрости многих видов поклонения, в особенности – основных столпов Ислама. Понимание этих целей и значимости имеет большую важность, особенно при совершении поклонения, ведь с таким пониманием человек может узнать, насколько качественно он выполняет то или иное повеление Аллаха. Так, например, по поводу намаза Всевышний Аллах сказал: «И совершай намаз. Воистину, намаз оберегает от мерзости и предосудительного». Если не осуществляется эта цель, а именно если намаз не оберегает человека, совершающего молитву, от мерзости и предосудительного, значит, намаз совершается некачественно, и надо поразмыслить о том, как правильно совершать молитву.
Если посмотреть на то, как многие из нас совершают свои обряды поклонения, то можно обнаружить, что их исполнение очень далеко от тех целей, ради которых они были предписаны. Поэтому можно увидеть, сколь слабое влияние оказывает поклонение на жизнь большинства людей, на их вероубеждения, нравственность, поведение, взаимоотношения. Такое положение вещей требует от нас ознакомиться с каждым видом поклонения и его целями, ради которых оно было предписано, чтобы мы смогли совершать его в соответствии с этими мудростями. В связи с тем, что приближается месяц Рамадан, давайте рассмотрим замыслы поста, дабы мы смогли поститься в этот месяц в соответствии с теми целями, которые заключаются в этом поклонении.
Если мы обратимся к Корану, то обнаружим, что в нем чётко и ясно определены цель и смысл Рамадана – воспитание в человеке богобоязненности. На это указывают слова Всевышнего Аллаха: «О те, которые уверовали! Вам предписан пост, подобно тому, как он был предписан вашим предшественникам, быть может, вы будете богобоязненными». Таким образом, богобоязненность – основная цель поста, однако пост включает в себя и другие замыслы, дополнительные, вытекающие из предыдущей. Если они соберутся воедино и осуществятся, то приведут человека к богобоязненности, а если будут отсутствовать, то человек не сможет достичь этого качества.
Теперь ознакомимся с целями поста, которые установил Всевышний Аллах и которые приведут человека к степени богобоязненности.
1. Рамадан и обновление покаяния.
Постоянное покаяние является необходимой потребностью человека. Человеческая природа склонна к ошибкам, как об этом поведал нам пророк (мир ему и благословение Аллаха): «Каждый человек часто ошибается (имеется в виду: нарушает повеления Аллаха, совершая запреты или оставляя предписания), и лучшим из ошибающихся является тот, кто кается (за свои ошибки)». Если любой человек часто совершает ошибки (грешит), то значит, каждому из нас необходимо иметь такое качество – частое покаяние и возвращение к Аллаху. Стоит сказать, что обладание этим свойством является нелёгким делом.
Быть кающимся человеком – похвально. Поэтому Аллах (Свят Он и Велик) похвалил Своего раба Дауда (мир ему) за обладание этим качеством: «Как прекрасен был этот раб! Воистину, он всегда обращался к Аллаху». То есть, он часто обращался к Аллаху с покаянием.
Также Всевышний Аллах сообщил, что Он (Свят Он и Велик) любит совершающих покаяние. Аллах сказал: «Воистину, Аллах любит кающихся…». Кроме того, посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал, что те из людей, которые каются за свои прегрешения, являются лучшими из ошибающихся.
Одной из важных целей поста является то, что он предписан для приобретения этого великого качества, в котором нуждается человек на протяжении всей своей жизни, ведь его жизнь полна ошибок и упущений.
Рамадан – это время не только для совершения покаяния в этот месяц, но и для того, чтобы человек приобрёл умение постоянно каяться и в последующие месяцы. Одним из значений названия месяца Рамадан, по причине которого он был так назван, является «сгорание грехов». Слово «рамадан» — это отглагольное имя, произошедшее от глагола «рамада», означающее «сжигать». От него же произошло слово «рамда», означающее «остатки пожара». Аль-Куртуби (да одарит его Аллах своей милостью) сказал: «Упоминается, что этот месяц был назван Рамаданом, потому, что он сжигает грехи с помощью добрых дел».
Результатом покаяния является прощение грехов. Об этом ясно сказано в Коране: «О те, которые уверовали! Раскаивайтесь перед Аллахом искренне! Может быть, ваш Господь простит ваши злодеяния…» Поэтому одной из целей Рамадана является прощение грехов, как об этом становится ясно из множества хадисов. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Кто постился в месяц Рамадан с верой и надеждой, тому простятся его прошлые грехи». Также сказал: «Кто выстаивал ночи в молитвах в месяц Рамадан с верой и надеждой, тому простятся его прошлые грехи». А также сказал: «Кто провёл ночь Предопределения в молитвах с верой и надеждой, тому простятся его прошлые грехи». Таким образом, Аллах связал эти многочисленные благодеяния, повторяющиеся в течение всего месяца, с прощением грехов, для того чтобы человек почувствовал, что он грешен и нуждается в прощении, то есть в постоянном покаянии. Ежедневное повторение различных видов поклонения воспитывает в человеке качество обновляющегося возвращения к Аллаху, постоянного покаяния. Таким образом, когда закончится месяц Рамадан, это качество часто кающегося раба останется присущим человеку.
К сожалению, многие люди не осознают этой мудрости Рамадана, что привело их к тому, что они ограничились совершением покаяния только в течение этого благословенного месяца. Когда же месяц заканчивается, они возвращаются к своему прежнему положению, не замечая того, что покаяние должно быть постоянным.
2. Рамадан и сила воли.
Одной из основных целей Рамадана является воспитание воли в человеке. Это можно заметить в следующем:
— Во-первых, воздержание от страстей, наслаждений и грехов в течение всего месяца;
— Во-вторых, побуждение к стараниям в выполнении повелений и благих дел;
— В-третьих, особая духовная атмосфера, царящая в течение всего месяца, то, чем отличается Рамадан от других месяцев. В такой обстановке человек находит в себе силу воли, повышенную целеустремленность, то, чего нет у него в оставшиеся месяцы.
Известно, что воля является основным стимулом, направляющим человека для мобилизации его возможностей и сил. По мере того, как усиливается воля человека, он повинуется для совершения дел и, наоборот, по мере ослабевания воли человека, он оставляет дела.
Люди отличаются друг от друга в силе воли и целеустремленности. Именно этими двумя вещами люди преодолевают путь к Всевышнему Аллаху. Поэтому ибн аль-Кайим (да одарит его Аллах своей милостью) сказал: «Знай же, что раб преодолевает путь к Аллаху именно сердцем и целеустремленностью, а не своим телом. И богобоязненность в действительности усиливает сердца, а не усиливает части тела. Всевышний Аллах сказал: «И если кто почитает обрядовые знамения Аллаха, то это исходит от богобоязненности в сердцах» (Коран, сура 22 «аль-Хадж», 32). И посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Богобоязненность здесь», – и указал на своё сердце».
Реальная действительность подтверждает сказанное. Как много людей со слабым телом совершают дела, на которые неспособны молодые и сильные ребята! Причина кроется в силе воли и целеустремленности, исходящей от силы в их сердцах.
Если эта цель месяца Рамадана является основной, то каждому мусульманину следует постараться осуществить её в самом себе, стремясь усилить свою волю и целеустремленность в течение этого месяца, чтобы затем иметь возможность проделать путь в течение года, если ему будет предписано жить.
3. Рамадан и искреннее намерение.
Представлять себе и чувствовать постоянное наблюдение со стороны Господа также является одной из основных целей Рамадана. Это чувство воспитывает в человеке искренность, которая считается основой для принятия дел. Всевышний Аллах сказал: «И ведь им было велено лишь поклоняться Аллаху, проявляя искренность…» (Коран, сура 98 «аль-Баийна», 5).
Сказанное об искренности в Рамадане проявляется в следующем:
— Во-первых, основным условием поста в Рамадане является то, чтобы у человека было соответствующее намерение. Его необходимо ежедневно обновлять до появления утренней зари, так как пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Тот, кто не вознамерится поститься с ночи до появления утренней зари, у того не будет поста» (Ас-Суютый назвал хадис хорошим). Польза от ежедневного обновления намерения в течение всего месяца до начала поста заключается в том, что человек приучает себя к этому качеству, а именно брать искреннее намерение ради Аллаха перед совершением любого своего дела, для того чтобы получить вознаграждение от Всевышнего. В противном же случае его дело пропадёт.
— Во-вторых, в одном из хадисов кудсий (хадис кудсий – это изречение, в котором пророк (мир ему и благословение Аллаха) передаёт слова Всевышнего Аллаха), пророк (мир ему и благословение Аллаха) сообщил, что Всевышний Аллах сказал: «Все свои дела сын Адама совершает для самого себя[1], кроме поста, совершаемого ради Меня, и Я воздам ему за него». Многие учёные дали следующий комментарий к словам Всевышнего Аллаха «кроме поста, совершаемого ради Меня»: «Пост – вид поклонения, в котором практически отсутствует показуха, так как во время поста никто не может наблюдать за человеком, кроме его Владыки. И это значение подтверждается словами Всевышнего Аллаха далее в этом же хадисе: «Кроме поста, совершаемого ради Меня, и Я воздам ему за него, ведь он оставляет свою страсть и еду ради Меня». То есть постящийся выполняет это поклонение ради Лика Всевышнего Аллаха, представляя перед собой постоянный Его контроль, ведь никто не может наблюдать за человеком, если он пожелает поесть или попить в течение дня. Основой и источником его воздержания от еды и питья является осознание того, что Аллах (Свят Он и Велик) наблюдает за тобой. Поэтому в месяц Рамадан человеку следует стараться приобрести чувство постоянного наблюдения Аллаха и в других своих делах, как это он делал во время поста. Эта цель Рамадана (представление о постоянном наблюдении Аллаха) непосредственно связана с намерением.
Однако многие люди не извлекают никакой пользы от месяца Рамадан, не придавая значения достижению этой цели и не прилагая усилий для воспитания чувства постоянного контроля Аллаха. Проходит Рамадан, а показуха остаётся преобладающей в их делах, и беспечность накладывает печать на положение их дел.
- 4. Рамадан и вооружение терпением.
Одним из важных качеств, реализуемых в Рамадане, является терпение, которое является необходимым элементом при совершении обрядов поклонения, при отстранении от запретных вещей, а также при постижении бед и несчастий. В общем, вся религия является терпением, так как это качество необходимо либо для выполнения повелений, либо для оставления греховных поступков. И от каждого мусульманина требуется, чтобы он воспитывал в себе терпение и стремился приобрести это качество. Месяц Рамадан – прекрасный шанс для достижения этой цели, так как он включает в себя оба вида терпения: терпение для выполнения повелений и терпение для оставления греховных поступков. Поэтому посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) назвал Рамадан месяцем терпения, так как мусульманин старается терпеливо соблюдать пост, намаз, ночные молитвы, поминание Аллаха, чтение Корана, мольбу, а также отстраняться от страстей и оставлять запретное.
Поскольку Рамадан приучает постящегося к терпению, за совершение обоих из них (поста и терпения) предписана большая награда. Всевышний Аллах сказал о посте: «Каждое дело сына Адама увеличивается, за доброе дело (ему воздастся) в десятикратном размере, вплоть до семисоткратного размера, кроме поста, совершаемого ради Меня, и Я воздам ему за него, ведь он оставляет свою еду, питьё и страсть ради Меня. У постящегося (человека) две радости: радость при разговении и радость при встрече со своим Господом. И запах, исходящий изо рта постящегося прекраснее перед Аллахом, чем запах мускуса».
Всевышний Аллах сказал о терпении: «Воистину, терпеливым (людям) их награда воздастся полностью без счёта». (Коран, сура 39 «аз-Зумар», 10).
5. Рамадан и обучение подчиняться повелениям Аллаха.
Всевышний Аллах сделал Рамадан месяцем, когда человек воспитывает самого себя подчиняться повелениям Аллаха, поэтому Всевышний (Свят Он и Велик) раскрыл перед ним врата многочисленных и различных видов поклонения: намаз, ночное стояние, чтение Корана, поминание Аллаха, уединение в мечети, проявление щедрости и доброты… И всё это для того, чтобы он мог продолжить выполнять их и после Рамадана. Именно это постоянство требуется в совершении всех видов поклонения, не прекращая и не оставляя их или большую часть из них, и именно таким был путь пророка (мир ему и благословение Аллаха).
Однако непонимание многих людей данной цели привело их к тому, что они проявляют старание только в Рамадане. И как только заканчивается месяц, среди них бывают такие, которые сразу же обращаются вспять, возвращаясь к грехам и оставляя поклонение. Есть те, кто небрежно выполняет повеления и пренебрегает ими, и это также является грехом. Такое положение вещей несовместимо с целью Рамадана, каковым является достижение богобоязненности, которая требуется от человека в любое время. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Бойся Аллаха, где бы ты ни был».
6. Рамадан и исправление нравов.
Ислам является религией, которая уделяет большое внимание нравственности. Это становится очевидным со слов пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха): «Поистине, я был отправлен для того, чтобы довести благие нравы до конца». И Всевышний Аллах сделал месяц Рамадан возможностью для воспитания в себе благородных качеств и для отстранения от дурных поступков. Суть поста заключается в воздержании человека от любого непристойного дела, ибо богобоязненность удерживает его от этого. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) во многих своих изречениях разъяснил это. Так, например, пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Если кто-то из вас постится, то пусть не сквернословит и не шумит. А если кто-то оскорбит его или станет сражаться с ним, то пусть скажет: «Поистине, я пощусь!» (Привёл аль-Бухари). Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) запретил постящемуся человеку совершать порицаемые поступки, так как они несовместимы с действительностью поста. В этом хадисе пророк (мир ему и благословение Аллаха) запретил сквернословие, шум и ругань, то есть здесь указывается на то, что постящийся должен обладать высокими нравственными качествами, соответствующими богобоязненности, такими как сдерживание гнева, контроль над языком, умение прощать людям, доброта к ним. Всевышний Аллах, описывая богобоязненных, сказал: «Стремитесь к прощению вашего Господа и Раю, ширина которого равна небесам и земле, уготованному для богобоязненных, которые делают пожертвования в радости и в горе, сдерживают гнев и прощают людей. Воистину, Аллах любит творящих добро» (Коран, сура 3, «аль-Имран», 133-134). Таким образом, Всевышний Аллах упомянул в этом аяте нравственные качества, присущие богобоязненным, такие как сдерживание гнева, прощение людей и доброта к ним.
Если во время поста постящемуся запрещается просто шуметь, то, значит, от него требуется быть чистосердечным, тихим, кротким. Почтение повелений Аллаха возвеличивает этого человека, и им начинает руководить благонравие, исходящее от богобоязненности.
Однако, к сожалению, нравы многих людей, которые не понимают действительной сути поста и которые свели это поклонение к голоду и жажде, портятся в Рамадане больше, чем в другие месяцы. При этом в качестве довода приводят слова, что они постятся. Можно увидеть, как они сильно шумят, ругаются, бранятся, сквернословят, гневаются по самой маленькой причине и возмущаются, проклиная Рамадан и жалуясь на атмосферу, которая складывается в этот месяц, как будто они бросают упрёк ему. Эти люди не осознали сути Рамадана, не получили и не получат никакой пользы от поста до тех пор, пока находятся в таком положении.
7. Рамадан и избегание грехов, удерживание себя от страстей.
Известно, что из значений богобоязненности – отстранение от греховных поступков. Рамадан предписан с той целью, чтобы человек научился избегать грехов. Это можно заметить в следующем:
1. Рамадан приучает человека к оставлению разрешённых желаний, что тем более позволяет ему научиться оставлять запретные вещи.
2. Суть поста заключается в оставлении греховных поступков, что выражается в воздержании слуха, зрения, языка от всего непристойного. Об этом указано во многих изречениях посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха). Так, например, пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Если кто-то не перестает лгать и поступать в соответствии с ложью, то Аллах не нуждается в том, чтобы этот человек оставлял свою еду и своё питьё». Также существует очень много высказываний сподвижников и их последователей на эту тему. Так, Ибн Абу Шейба и аль-Байхакый приводят от Джабира ибн Абдуллы (да будет доволен им Аллах) такие слова: «Если ты постишься, то пусть постятся и твой слух, и зрение, и язык! Пусть они воздерживаются ото лжи и всего запретного. Не обижай слугу, будь достойным и спокойным во время поста, не делай одинаковым день, когда ты постишься, с обычным днём».
Ибн Абу Шейба и аль-Байхакый привели от Талька ибн Кайса сообщение, что Абу Зарр (да будет доволен им Аллах) сказал: «Если ты постишься, то оберегай всё, что можешь». (И передаётся, что) Тальк во время поста сидел дома и выходил только на молитву».
Ибн Абу Шейба и аль-Байхакый привели от Муджахида слова: «Кто убережётся от двух качеств: хулы и лжи, тот сохранит свой пост».
Ибн Абу Шейба и аль-Байхакый приводят от Абу ‘Алийя изречение: «Постящийся находится в поклонении до тех пор, пока не начнёт злословить».
Ибн Абу Шейба и аль-Байхакый привели от Анаса сообщение, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Не постится тот, кто не перестаёт поедать мясо людей (сплетничать и злословить)».
Ибн Абу Шейба привел от Ибрахима сообщение, что праведные предшественники говорили: «Ложь нарушает пост».
Праведные предшественники именно так понимали суть поста – что помимо воздержания от еды, питья и страсти он также включает в себя воздержание частей тела от всего непристойного, так как без этого пост будет погубленным, а награда – аннулированной. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Возможно, уделом человека, выстаивавшего ночную молитву, будет всего лишь бессонница. И возможно, уделом постящегося будет всего лишь голод и жажда». (Привёл аль-Хаким, назвав хадис достоверным, со слов Абу Хурейры (да будет доволен им Аллах)).
Итак, выше был приведен целый ряд целей, для осуществления которых был предписан пост. При их выполнении человек достигнет богобоязненности, а это является самой главной целью поста.
Подготовлено сайтом «Почему Ислам?»
www.whyislam.ru
- [1] Это не означает, что человек совершает другие виды поклонения, помимо поста только для себя. Имеется в виду, что он может преследовать какие-либо мирские выгоды от них, однако, если он будет совершать их исключительно ради Аллаха, то также получит вознаграждение от Всевышнего Аллаха.