Для кого пост обязателен (ч.2). Путник

 

Вся хвала Аллаху, Господу миров. Мир и благословение нашему Пророку (мир ему и благословение Аллаха), его семье, всем его сподвижникам.

Четвёртое условие: пребывание в своей местности. Пост не обязателен в отношении путника. Всевышний Аллах сказал:

﴿ وَمَنْ كَانَ مَرِيضاً أَوْ عَلَى سَفَرٍ فَعِدَّةٌ مِنْ أَيَّامٍ أُخَرَ ﴾

«А если кто болен или находится в пути, то пусть постится столько же дней в другое время» (сура «Корова», 185). Имеется в виду что, если путник прервал свой пост во время пути, то он должен возместить этот пропущенный день в другое время (в течение года до следующего месяца Рамадан). При этом данный аят никак не указывает на то, что путнику нельзя поститься, как считал Ибн Хазм (да одарит его Аллах Своей милостью), который сказал: «Аллах предписал для путника пост в другое время, поэтому он не должен поститься (во время пути)». Однако это мнение ошибочное, потому что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) иногда постился в пути, что указывает на то, что пост путника считается действительным. Кроме того, среди его сподвижников также были те, кто постился в пути так же, как были и те, кто не постился. Комментируя это, Анас ибн Малик (да будет доволен им Аллах), сказал: «Постящийся не порицал разговевшегося, а разговевшийся не порицал постящегося». Таким образом, Сунна указывает на дозволенность поста для путника, а смысл аята заключается в том, что ему дозволено разговеться. Причём, если он не будет поститься, то должен будет возместить пропущенный день.

﴿ فَعِدَّةٌ مِنْ أَيَّامٍ أُخَرَ ﴾

«…то пусть постится столько же дней в другое время» (сура «Корова», 185).

Путь, во время которого дозволено разговляться, – это путь, в котором можно сокращать молитвы. Причём большинство учёных (джумхур) считают, что путь определяется расстоянием в 80 км. Если человек выходит в путь, расстояние которого превышает 80 км, то это считается путём (сафаром), во время которого дозволено сокращать молитву и прерывать пост. Под этим расстоянием подразумевается отрезок между последним жилым зданием исходного населённого пункта до первого здания конечного пункта.

Кроме того, в вопросе определения расстояния существуют и другие мнения. Так, некоторые учёные считают, что данное расстояние определяется общепринятым мнением, то есть то, что люди считают путём – это и есть путь. Однако в соответствии с этим мнением есть сложность в точном определении пути, поэтому мнение большинства ученых легче в практическом применении.

Путь, который позволяет пользоваться облегчениями, обусловлен тем, что причиной этой поездки не должна быть попытка избежать соблюдение поста. Поэтому если человек выйдет в путь с намерением прервать пост и желанием не поститься, то, как сказали учёные, для него становятся запретными как сама поездка, так и разговение. Таким образом, поездка с целью бегства от поклонения считается греховной, она не позволяет такому человеку пользоваться облегчениями путника. Если же человек вышел в путь по нужде или даже с дозволенной целью, то ему разрешается прервать пост.

Можно ли прерывать пост людям, которые всё время находятся в пути (например, водители-дальнобойщики, пилоты и т. д.)? Да, можно, потому, что такие люди будут считаться путниками, даже если они будут находиться в пути в течение всего Рамадана. Затем они имеют возможность возместить пропущенные дни в течение года (например, в зимнее время).

При этом путником считается любой человек, вышедший в путь, вне зависимости от средства передвижения – всё равно, идёт ли он пешком или передвигается на верховом животном, или на машине, или на самолёте.

Возникает вопрос: с какого момента человеку дозволено пользоваться облегчениями путника: прерывать пост и сокращать молитву? С дома? Ответ: нет! Он может пользоваться этими облегчениями только после того, как выйдет из своего населённого пункта, пройдёт мимо последнего жилого здания. Так, например, человек, вылет которого будет в два часа, не может прервать свой пост, будучи дома. Он не может сказать: «Я всё равно уезжаю сегодня, поэтому пообедаю дома и затем отправлюсь в путь». Этот человек в тот момент находится у себя дома и поэтому никак не может быть путником. Соответственно, он не имеет права прерывать пост или сокращать молитву. Ведь его поездка в любой момент может быть отменена или человек по тем или иным причинам не сможет отправиться в путь. Поэтому облегчения, которые распространяются на путника, в отношении этого человека наступают только после того, как он минует последнее жилое здание.

Можно ли пользоваться облегчениями путника в аэропорту? Необходимо учитывать месторасположение аэропорта – то, где он находится: внутри города или за его пределами. Если аэропорт расположен внутри города, то человек, находящийся в нём, ещё не считается путником и не может пользоваться облегчениями. Если же аэропорт находится за пределами города, то человек в аэропорту уже может считаться путником и, соответственно, может прерывать пост и сокращать молитвы. То же самое можно сказать в случае возвращения человека в этот аэропорт: он будет считаться путником до тех пор, пока не войдёт в свой населённый пункт.

Что лучше для путника: поститься или прерывать пост? Учёные разошлись в этом вопросе на три мнения.

Первое мнение: пост лучше, потому что путник, который постится в Рамадане, быстрее снимает с себя возложенную обязанность. Кроме того, Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сам постился в пути.

Второе мнение: прерывание поста лучше, потому что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

«إِنَّ اللهَ يُحِبُّ أَنْ تُؤْتَى رُخَصُهُ، كَمَا يَكْرَهُ أَنْ تُؤْتَى مَعَاصِيهِ»

«Поистине, Аллах любит, чтобы пользовались Его облегчениями так же, как не любит, чтоб Его ослушивались»[1]. В соответствии со смыслом хадиса надо принимать облегчения от Аллаха.

Третье мнение: превосходство поста или разговения будет отличаться в зависимости от положения самого путника. И это более предпочтительное мнение, потому что основано оно на совокупности доказательств обоих предыдущих мнений.

Первое положение: если путник не испытывает особых трудностей во время своего пути, то для него лучше поститься. Например, человек вылетает авиарейсом в другой город после аср-намаза (послеполуденной молитвы), можно ли себе представить, что ему будет сложно соблюдать пост в этот день? Обычно никаких трудностей в таких случаях не возникает и, наоборот, если сказать ему, чтобы он прервал свой пост, когда до заката солнца остаются считанные часы, то этим самым мы причиним ему сложность тем, что ему надо будет возместить этот день после Рамадана! Такому путнику лучше и легче довести до конца свой пост и тем самым снять с себя возложенную обязанность. Таким образом, если путник не испытывает особых трудностей от поста, то ему лучше поститься, потому что такой человек быстрее выполняет предписание и стремиться к совершению благодеяния.

﴿ وَسَارِعُوا إِلَى مَغْفِرَةٍ مِنْ رَبِّكُمْ ﴾

«Стремитесь к прощению вашего Господа и Раю…» (сура «Семейство Имрана», 133).

﴿ فَاسْتَبِقُوا الْخَيْرَاتِ ﴾

«Стремитесь же опередить друг друга в добрых делах» (сура «Корова», 148).

Кроме того, соблюдать пост в Рамадане со всеми вместе легче, а возмещать пропущенные дни всегда сложнее. Поэтому часто задают такие вопросы: «Я должен возместить дни, пропущенные в прошлом Рамадане. Что мне делать?» У человека был целый год, и он не смог возместить?! Всё это потому, что он откладывал: «Буду поститься завтра, буду поститься послезавтра». Причина такого откладывания заключается в том, что этот человек должен соблюдать пост один. А во время Рамадана соблюдать пост со всеми вместе намного легче. Кроме того, Пророк (мир ему и благословение Аллаха) обычно постился в пути, как, например, передаётся в хадисе от Абу ад-Дарда (да будет доволен им Аллах), который сказал: «В один из жарких дней мы были в пути с Пророком (мир ему и благословение Аллаха), и никто из нас не постился в этот день, кроме Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) и Абдуллы ибн Рауаха (да будет доволен им Аллах)»[2]. При этом можно предположить, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) не испытывал от этого трудности.

Второе положение: если человек испытывает в пути затруднения, пусть даже незначительные, то ему следует помнить, что Всевышний любит, чтобы люди пользовались Его облегчениями.

﴿ يُرِيدُ اللَّهُ بِكُمُ الْيُسْرَ وَلا يُرِيدُ بِكُمُ الْعُسْرَ ﴾

«Аллах желает вам облегчения и не желает вам затруднения» (сура «Корова», 185).

В качестве пояснения можно привести пример: человек с рассветом выйдет в путь верхом или на машине, и целый день будет находиться под палящими лучами солнца. Несмотря на различия в способностях людей, в большинстве случаев такому путнику будет тяжело поститься. И поэтому ему следует воспользоваться облегчением Аллаха.

Если поститься путнику невыносимо тяжело, то Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал по этому поводу следующее:

«لَيْسَ مِنَ الْبِرِّ الصِّيَامُ فِي السَّفَرِ»

«Не из благочестия поститься в пути»[3].

Возникает вопрос: «Как может быть пост в пути «не из благочестия», в то время как Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) постился, будучи путником?! Необходимо уточнить, при каких обстоятельствах Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал эти слова. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) произнёс эту фразу, когда увидел, как люди, собравшиеся вокруг одного сподвижника, потерявшего сознание, укрывают его от солнца. И когда Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) спросил об этом человеке, люди сказали, что он постится (т. е. соблюдая пост в пути, он довёл себя до такого состояния, что потерял сознание). И тогда Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Не из благочестия поститься в пути». Таким образом, если соблюдение поста в пути может привести к подобным последствиям, то без сомнения, такому человеку желательно не поститься. Некоторые же учёные вообще считали, что такому человеку нельзя поститься.

Кроме того, когда Пророк (мир ему и благословение Аллаха) направился завоевывать Мекку, а это было в Рамадане, он постился. И некоторые его сподвижники, несмотря на трудности, также соблюдали пост, стремясь следовать за Пророком (мир ему и благословение Аллаха). И когда Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) узнал об этом, он велел им прервать пост. Он попросил принести ему молоко и выпил его, несмотря на то, что это происходило после аср-намаза. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) прервал пост, поскольку переживал за своих сподвижников, чтоб и они, посмотрев на него, прервали свой пост. Несмотря на всё это, среди них оказались такие, кто не прервал пост, и узнав о них, Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

«أُولَئِكَ الْعُصَاةُ، أُولَئِكَ الْعُصَاةُ، أُولَئِكَ الْعُصَاةُ»

«Они ослушались, они ослушались, они ослушались».

Причём эти слова были сказаны в адрес людей, которые находились в поклонении, ведь они соблюдали пост. Тем самым этот хадис указывает на то, что нельзя поститься тем, кто испытывает очень сильные затруднения в пути.

В предыдущем хадисе говорится о том, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) соблюдал пост в начале дня и затем после полудня прервал его. Таким образом, можно прервать пост, при этом не является условием иметь намерение прервать пост с начала дня. Поэтому если человек начал поститься, будучи у себя дома, а затем вышел в путь, то ему разрешается прервать свой пост.

Если же произошло наоборот: путник, который не постился, вернулся домой, что он должен делать? Большинство учёных считают, что он обязан поститься оставшуюся часть дня, если даже пост в этот день не будет засчитан. А также он обязан возместить этот день. При этом он должен воздержаться оставшуюся часть дня, принимая во внимание заповедность месяца и учитывая чувства постящихся.

Однако в этом вопросе есть второе мнение, которое передаётся от Абдуллы ибн Мас’уда (да будет доволен им Аллах), который сказал:

» من أفطر أول النهار فليفطر آخره «

«Кто разговелся в начале дня (при наличии причины), тот пусть разговляется и в конце дня»[4]. Эти слова означают, что если человек по причине (обоснованной Шариатом) прервал пост, то он не обязан поститься оставшуюся часть этого дня, потому что смысла от этого не будет. Таким образом, это – облегчение от Аллаха. Однако этот день он должен будет возместить.

Но в любом случае необходимо учитывать чувства постящихся. Так, например, женщина, у которой начались месячные, прерывает свой пост, в соответствии с единогласным мнением учёных. Она может есть и пить, однако обязана учитывать чувства постящихся и не должна делать это перед ними. То же самое можно сказать и про путника, который вернулся домой. Он может есть и пить в оставшуюся часть дня, но должен учитывать чувства постящихся.

И Аллаху лучше известно. Благословение и мир нашему Пророку, его семье и всем его сподвижникам.

 Подготовлено по материалам уроков
шейха Мухаммада аль-Мадхаджи

Перевод: Вахитов Марат
Коррекция текста: Тамкин Р.Г.
Каноническая редакция: Фасахов Р.
www.whyislam.ru

  • [1] «Муснад Ахмад» (5866), шейх Шу’айб аль-Арнаут признал достоверность хадиса.
  • [2] «Сахих Муслим» (2687).
  • [3] «Сунан ан-Насаи» (2255), шейх аль-Альбани признал хадис достоверным.
  • [4] «Мусаннаф ибн Абу Шейба» (3/54).

]]>]]>

1 комментарий

  1. Айнур

    Аллаhу Акбар