Тексты, свидетельствующие о воплощении Бога В Иисусе (ч. 1)
Христиане считают, что некоторые тексты Библии свидетельствуют о том, что Бог воплотился в Иисусе (мир ему).
Например, в Евангелии от Иоанна сказано: «…а если творю, то, когда не верите Мне, верьте делам Моим, чтобы узнать и поверить, что Отец во Мне и Я в Нем» (10:38).
«Видевший Меня видел Отца; как же ты говоришь, покажи нам Отца? Разве ты не веришь, что Я в Отце и Отец во Мне? Слова, которые говорю Я вам, говорю не от Себя; Отец, пребывающий во Мне, Он творит дела» (14:9-10).
И, наконец, самое веское, по мнению христиан, доказательство Божественности Иисуса: «Я и Отец – одно» (От Иоанна, 10:30).
Христиане утверждают, что эти тексты свидетельствуют о том, что Иисус есть Бог, и что Бог воплотился в нем.
«Бог в творениях» – метафора
Исследователи, изучив эти тексты, пришли к выводу, что христиане неверно поняли их, и что их никак нельзя считать доказательством утверждений о Божественности Иисуса.
Христиане поняли буквально тексты, которые, подобно многим другим текстам Библии, представляют собой метафору. Необходимо напомнить, что подобное сказано не только об Иисусе, но и о многих других. И речь, конечно же, не идет о реальном воплощении или смешении сущностей – как в случае с Иисусом, так и в случае с другими.
Подразумеваются чудесные способности, которыми Господь наделил некоторых из Своих творений, и Его дарах и милостях. Конечно же, речь не идет о растворении Сущности Бога в сущности ограниченных и слабых творений: «Кто исповедует, что Иисус есть Сын Божий, в том пребывает Бог, и он в Боге. И мы познали любовь, которую имеет к нам Бог, и уверовали в нее. Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем» (1-е Иоанна, 4:15-16). Если бы речь шла о реальном воплощении, тогда уверовавших в Иисуса следовало бы считать Богами.
Обратимся к другой метафоре: «И кто сохраняет заповеди Его, тот пребывает в Нем, и Он в том. А что Он пребывает в нас, узнаем по духу, который Он дал нам» (1-е Иоанна, 3:24). Очевидно, что те, о ком идет речь в этом послании, не Боги, и сказанное в нем – метафора. Имеется в виду, что Бог наставил их на путь истинный, ведет их этим путем и помогает им, а вовсе не воплощение или растворение Бога в этих созданиях.
Также и полюбившие друг друга ради Господа: Он «входит» в них Своей милостью, а не Своей Сущностью: «Бога никто никогда не видел. Если мы любим друг друга, то Бог в нас пребывает, и любовь Его совершенна есть в нас. Что мы пребываем в Нем и Он в нас, узнаем из того, что Он дал нам» (1-е Иоанна, 4:12-13).
Вспомним сказанное об учениках: «И славу, которую Ты дал Мне, Я дал им: да будут едино, как Мы едино» (От Иоанна, 17:22).
Павел сказал о верующих: «Какая совместность храма Божия с идолами? Ибо вы храм Бога живаго, как сказал Бог: вселюсь в них и буду ходить в них; и буду их Богом, и они будут Моим народом. И потому выйдите из среды их и отделитесь, говорит Господь, и не прикасайтесь к нечистому; и Я приму вас. И буду вам Отцем, и вы будете Моими сынами и дщерями, говорит Господь Вседержитель» (2-е к Коринфянам, 6:16-17). А также: «И вы – тело Христово» (1-е к Коринфянам, 12:27).
Из приведенных текстов следует, что Бог в каждом верующем, и это воплощение или пребывание, безусловно, метафора. Подразумевается, что человека сопровождает Божественное руководство, блага, милость и содействие Всевышнего. Таким же образом Бог пребывает и в Иисусе. А кто считает, что между Иисусом и другими есть различия в этом, обязан предоставить обоснование и доказательства своей точки зрения.
А в Ветхом Завете сказано: «Введи его и насади его на горе достояния Твоего, на месте, которое Ты сделал жилищем Себе, Господи, во святилище, которое создали руки Твои, Владыка!» (Исход, 15:17).
Как ни странно, никому не приходит в голову поклоняться горе, которая названа жилищем Господа, то есть местом Его пребывания.
А в Псалтыре говорится: «Что вы завистливо смотрите, горы высокие, на гору, на которой Бог благоволит обитать и будет Господь обитать вечно?» (67:16).
Вернемся теперь к двум текстам, которые христиане считают убедительным доказательством воплощения или растворения Бога в Иисусе и, как следствие, Божественности Иисуса.
- «Я и Отец – одно» (От Иоанна, 10:30).
- «Видевший Меня видел Отца» (14:9).
Но действительно ли эти два текста указывают на Божественность Иисуса?
1) Слова Иисуса: «Я и Отец – одно».
Христиане считают эти слова, приписываемые Иисусу, важнейшим доказательством его Божественности. Согласно их пониманию имеется в виду настоящее единство Иисуса с Богом, о котором сам Иисус открыто сообщил иудеям, и это единство, по их мнению, подразумевает Божественность.
Для лучшего понимания текста необходимо знать, при каких обстоятельствах были сказаны эти слова. Обратимся к Евангелию от Иоанна: «И ходил Иисус в храме, в притворе Соломоновом. Тут Иудеи обступили Его и говорили Ему: долго ли Тебе держать нас в недоумении? Если Ты Христос, скажи нам прямо. Иисус отвечал им: Я сказал вам, и не верите; дела, которые творю Я во имя Отца Моего, они свидетельствуют о Мне. Но вы не верите, ибо вы не из овец Моих, как Я сказал вам. Овцы Мои слушаются голоса Моего, и Я знаю их; и они идут за Мною. И Я даю им жизнь вечную, и не погибнут вовек; и никто не похитит их из руки Моей. Отец Мой, Который дал Мне их, больше всех; и никто не может похитить их из руки Отца Моего. Я и Отец – одно» (10:24-30).
С самого начала разговор ведется не о материальном, Не о бренном и физическом. Иисус говорит метафорами. Его овцы – это его ученики, которые следуют за ним, за что он дает им жизнь вечную, то есть Рай. И никто не похитит их из руки его, потому что Бог даровал ему их. И никто не может похитить их из руки Бога, который больше (превыше) всех. И Иисус и Бог желают им блага, и единство в данном случае – единство цели, а не единство сущностей.
Однако иудеи – увы! – поняли из его слов не больше, чем современные христиане, и возмутились: «Тут опять Иудеи схватили каменья, чтобы побить Его. Иисус отвечал им: Много добрых дел показал Я вам от Отца Моего; за которое из них хотите побить Меня камнями? Иудеи сказали Ему в ответ: не за доброе дело хотим побить Тебя камнями, но за богохульство и за то, что Ты, будучи человек, делаешь Себя Богом» (От Иоанна, 31-33).
Иисус тотчас понял, что они неверно поняли его слова и удивился этому – ведь они были иудеями и понимали язык и стиль священного Писания и должны были знать используемые в нем метафоры: «Иисус отвечал им: не написано ли в законе вашем: Я сказал: вы боги?» (От Иоанна, 10:34).
Иисус имел в виду упомянутое в Псалтыре: «Я сказал: вы – боги, и сыны Всевышнего – все вы» (Псалтырь, 81:6).
Иисус хотел сказать: как вы, обладающие знанием иудеи, удивляетесь, слыша от меня подобные образные выражения? Ведь они встречаются в вашем Писании, в котором сказано, что сыны Израилевы – боги – конечно же, не в буквальном, а в переносном смысле. А он, Иисус, больше всех сынов Израилевых заслуживает этой метафорической Божественности: «Если Он назвал богами тех, к которым было слово Божие, и не может нарушиться Писание, – Тому ли, Которого Отец освятил и послал в мир, вы говорите: богохульствуешь, потому что Я сказал: Я Сын Божий?» (От Иоанна, 10:37).
Отец Мэтте аль-Мискин прокомментировал эти стихи следующим образом: «Христос приводит в качестве доказательства 81-й псалом: “Бог стал в сонме богов; среди богов произнес суд… Я сказал: вы – боги, и сыны Всевышнего – все вы”. Божественное Откровение дает божественные свойства людям, которых объединяет то, что все они подчиняются Слову Бога и поступают согласно ему… Это ответ утверждавшим, что для Христа называть себя Богом – богохульство, тогда как все, к которым было слово Божие, названы в Законе богами».
Так Иисус исправил буквальное и неверное понимание иудеями и христианами его единства с Отцом.
Этот способ выражения единства цели и воли особенно употребителен в Евангелии от Иоанна. Например, Иисус говорит о своих учениках: «Не о них же только молю, но и о верующих в Меня по слову их, да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино, – да уверует мир, что Ты послал Меня. И славу, которую Ты дал Мне, Я дал им: да будут едино, как Мы едино. Я в них, и Ты во Мне; да будут совершены воедино, и да познает мир, что Ты послал Меня и возлюбил их, как возлюбил Меня» (17:20-23).
Очевидно, что Бог, пребывающий в Иисусе и его учениках – это метафора, потому что иначе их следовало бы считать богами. Бог и Иисус – одно, но также ученики Иисуса, сам Иисус и Бог – одно. Имеется в виду единство цели и пути, а не единство сущностей, ибо никто никогда не утверждал, что ученики Иисуса – одно в буквальном смысле, или что Иисус пребывает в них в буквальном смысле.
Далее Иисус говорит: «Я о них молю: не о всем мире молю, но о тех, которых Ты дал Мне, потому что они Твои. И все Мое Твое, и Твое Мое; и Я прославился в них. Я уже не в мире, но они в мире, а Я к Тебе иду. Отче Святой! Соблюди их во имя Твое, тех, которых Ты Мне дал, чтобы они были едино, как и Мы» (От Иоанна, 17:11). То есть пусть они будут едины в своей цели подобно тому, как мы едины в нашей цели.
Иисус также сказал: «В тот день узнаете вы, что Я в Отце Моем, и вы во Мне, и Я в вас» (От Иоанна, 14:20).
Павел сказал: «Ибо вы храм Бога живого, как сказал Бог: вселюсь в них и буду ходить в них; и буду их Богом, и они будут Моим народом» (2-е к Коринфянам, 6:16).
Обратимся к другому посланию: «Один Бог и Отец всех, Который над всеми, и через всех, и во всех нас» (К Ефесянам, 4:6).
Иисус также сказал ученикам: «Пребудьте во Мне, и Я в вас. Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе: так и вы, если не будете во Мне. Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода» (15:4-5). То есть, кто любит меня, послушен мне и верует в меня, тот приносит много плода.
Истинный смысл слов Иисуса: «…чтобы узнать и поверить, что Отец во Мне и Я в Нем» (От Иоанна, 10:38) заключается в том, что Бог пребывает в Иисусе Своей любовью и руководством, а не Своей Святой Сущностью, которая не пребывает в храмах: «Но Всевышний не в рукотворенных храмах живет» (Деяния, 7:48).
Этот способ выражения единства цели и воли применяется во многих текстах Библии. Вспомним слова Павла: «Я насадил, Аполлос поливал, но возрастил Бог; посему и насаждающий и поливающий есть ничто, а все Бог возращающий. Насаждающий же и поливающий суть одно; но каждый получит свою награду по своему труду. Ибо мы соработники у Бога, а вы Божия нива, Божие строение» (1-е к Коринфянам, 3:6-9). Павла и Аполлоса объединяет общая цель, и в этом заключается их единство, тогда как с физической точки зрения они – два отдельных человека.
Нечто подобное можно встретить и в Пятикнижии Моисея, например, в описании супругов: «Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут одна плоть» (Бытие, 2:24). Очевидно, что имеется в виду не реальное превращение супругов в единое тело, и что это всего лишь метафора. Следовательно, нельзя понимать буквально и слова: «И сказал: посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью» (От Матфея, 19:5). Это же относится и к словам Иисуса: «Я и Отец – одно».
Вспомним слова Лавана, с которыми он обратился к Иакову, сыну своей сестры: «Лаван же сказал ему: подлинно ты кость моя и плоть моя» (Бытие, 29:14).
Об учениках Иисуса также сказано, что они – единое тело, однако очевидно, что подразумевается единство цели: «…так мы, многие, составляем одно тело во Христе, а порознь один для другого члены» (К Римлянам, 12:5).
Приведем еще несколько примеров: «Разве не знаете, что тела ваши суть члены Христовы?» (1-е к Коринфянам, 6:15).
«Вы братья мои, кости мои и плоть моя – вы… И Амессаю скажите: не кость ли моя и плоть моя – ты?» (2-я Царств, 19:12).
«И вы – тело Христово, а порознь – члены» (1-е к Коринфянам, 12:27).
Во всех приведенных примерах речь идет о единстве цели, желаний и устремлений, а также о любви друг к другу, а не о физическом единении.
Тот же прием применяется и в Коране, однако никто из мусульман не понимает подобных утверждений буквально. Например, в суре «Победа» Всевышний обращается к Своему Пророку Мухаммаду (мир ему и благословение Аллаха): «Воистину, те, которые присягают тебе, присягают Аллаху» (Сура 48 «Победа», аят 10). Никто из мусульман никогда не утверждал, что у Бога и Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха) одна сущность, как поступили христиане, сделав подобный вывод из слов Иисуса: «Я и Отец – одно».
Из книги “Бог Единый или Троица”
Мункыз ибн Махмуд ас-Саккар