Муса и камень
Некоторые невежды из сынов Израиля говорили, что Муса (мир ему) болен и скрывает следы своей болезни. Причиной этих слухов была стеснительность Мусы (мир ему) — он никогда не раздевался на людях, одежда всегда скрывала наготу его тела от посторонних взглядов. Поэтому некоторые глупцы стали думать плохо о своем пророке. Аллах желает, чтобы Его пророки и посланники были самыми совершенными и прекрасными людьми во всех отношениях. Всевышний Аллах разоблачает любую ложь, возводимую на его пророков, и ограждает их от всего того, что доставляет им страдания. По воле Господа исчезают все препятствия, мешающие богобоязненным и разумным людям следовать за посланниками.
Однажды, когда Муса (мир ему) купался в реке, Аллах (Велик Он и Славен) передвинул камень, на который пророк положил свою одежду. Когда Муса (мир ему) побежал за своей одеждой, сыны Израиля увидели его обнаженным и узнали, что у него нет никаких физических недостатков. Они поняли, что слухи о его неполноценности являются ложью, распространяемой врагами Аллаха и Его пророка.
Текст хадиса
В сборнике достоверных хадисов аль-Бухари передается от Абу Хурайры, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Муса был человеком застенчивым, всегда скрывал свою наготу, и никто не видел его кожи из-за его стеснительности. По этой причине, некоторые сыны Израиля, злословили в его адрес, говоря: «Он так тщательно скрывается, только из-за какого-то дефекта на его коже: либо проказы, либо грыжи, либо наростов».
И воистину Аллах захотел очистить Мусу от всего того, что про него говорили люди. В один из дней Муса уединился, положил свою одежду на камень, и начал купаться. Когда он закончил мыться и потянулся, чтобы взять одежду, камень покатился вместе с его одеждой. Муса схватил свой посох, и (когда он бежал), люди увидели его обнажённым, и что он был создан Аллахом в наилучшем виде. Таким образом, Всевышний оправдал Мусу от того, что на него наговаривали. Когда камень остановился, Муса взял одежду, оделся, а затем начал бить по камню своим посохом. И клянусь Аллахом, что на том камне остались следы от его удара: три, четыре или пять. Об этом Аллах сказал:
«О те, которые уверовали! Не будьте подобны тем, которые лживо обвинили Мусу (Моисея). Аллах оправдал его и опроверг то, что они говорили. Он был почитаем перед Аллахом» (33. Аль-Ахзаб: 69).
В другом риваяте аль-Бухари, который также передается от Абу Хурайры, говорится, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Сыны Израиля имели обыкновение мыться обнаженными и могли видеть друг друга, а Муса мылся один. Тогда они сказали: «Клянёмся Аллахом, мыться вместе с нами ему мешает только то, что он болен грыжей». Однажды Муса пошёл, чтобы искупаться, он положил одежду на камень, после чего камень покатился, унося с собой одежду пророка. Муса бросился вдогонку, со словами: «Моя одежда, о камень!». Так он бежал, пока его не увидели сыны Израиля, тогда они сказали: «Клянёмся Аллахом, Муса ничем не болен!» Муса взял свою одежду и принялся бить этот камень (своим посохом)».
Абу Хурайра сказал: «Клянусь Аллахом, на камне остались следы от шести или семи ударов».
Источники хадиса
Имам аль-Бухари привёл этот хадис в «Книге пророков» (6/436), номер хадиса: 3404. Второй риваят приводится в «Книге полного омовения», в разделе «О том, кто моется, будучи нагим» (1/385), номер хадиса: 278.
Также этот хадис приводится в «Сборнике достоверных хадисов» имама Муслима, в «Книге достоинств» в разделе «Достоинства Мусы» (4/1841), а также в «Книге месячных» в разделе «О допустимости купания обнажённым в одиночестве» (1/267), номер хадиса: 339.
Толкование хадиса
Муса был очень стыдливым человеком, а стеснительность и стыдливость, как известно, являются одним из проявлений благого нрава. По словам сподвижников, наш посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) был застенчивее, чем молодая девушка, сидящая в своей комнате. Во многих хадисах посланник (мир ему и благословение Аллаха) похвально отзывался о таком качестве, как стыдливость. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
«Любая стыдливость является благом».
В то время сынам Исраиля было позволено купаться обнажёнными на глазах друг у друга, но Муса (мир ему) из-за своей застенчивости купался поодаль от остальных. Он никогда не обнажал интимные места, и даже те части тела, которых не принято стесняться.
Но глупцы, невежды и враги Аллаха, от упрёков которых не могут чувствовать себя в безопасности даже самые безупречные люди, распустили о Мусе дурные слухи. Они лживо заявили, что причина такого особого отношения Мусы к своей одежде является то, что он болен какой-то болезнью, и поэтому скрывает следы этого заболевания под своими одеяниями. Некоторые из них сказали, что у него опухла мошонка, и он страдает грыжей, другие сказали, что он болен проказой, и поэтому не стоит подходить к нему слишком близко, третьи сказали, что у него кожное заболевание, и на его коже отвратительные наросты, и поэтому он кутается в свои одежды, чтобы никто не увидел следов этой болезни.
Не приходится сомневаться, что Мусе (мир ему) было очень обидно слышать такие слова, но Аллах никогда не оставляет своих пророков обиженными. Эти слова, сказанные нечестивцами, могли подорвать доверие к посланнику Всевышнего, в то время как пророки должны быть самым лучшим примером для людей и совершенным образцом для подражания. Посланники должны быть ограждены от любых недостатков, как во внешнем облике, так и в моральном.
Аллах пожелал защитить Мусу (мир ему) от нападок лицемеров и слабоумных людей. В один из дней пророк, как обычно, отдалился от людей, чтобы искупаться вдали от посторонних взоров. Он снял одежду и положил её на камень, когда же он закончил мыться, и захотел взять свою одежду, камень неожидано сорвался с места и покатился, вместе с зацепившейся за него одеждой Мусы. Ни один камень не может сам по себе сорваться с места без видимых причин, однако Аллах заставил эту глыбу сдвинуться с места и покатиться вместе с одеждой пророка. В этом была мудрость Аллаха, котороя заключалась в защите Мусы (мир ему) от ложных обвинений и сплетен.
Такое неожиданное состояние камня поразило Мусу (мир ему) и он бросился вдогонку за камнем, со словами: «Моя одежда, о камень! Моя одежда, о камень!», но камень продолжал быстро катиться. Из всего этого сложилась удивительная и, в какой-то степени, забавная картина. Муса – благородный пророк, стеснительный, серьёзный мужчина, будучи обнаженным, бежит за летящим камнем, на который намоталась его одежда. Когда он пробегал мимо группы людей из сынов Израиля, они увидели его в добром здравии, лишённым любых недостатков. Таким образом, были развеяны все мифы и слухи, распускаемые невеждами и глупцами. После того, как камень остановился, Муса схватил свою одежду, быстро надел её, взял свой посох, и в гневе нанес несколько сокрушительных ударов по камню, так, словно он бил мятежного и непокорного злодея.
Муса (мир ему), конечно же, знал, что это только камень, однако этот камень повел себя так, как обычный камень себя не ведёт, и тогда Муса поступил с ним так, как обычно не поступают с камнями. Пророк Муса (мир ему) нанес ему несколько суровых воспитательных ударов. Удивительно также то, что деревянный посох Мусы оставил след на твердом и крепком камне. После нескольких ударов Мусы на камне остались следы, несмотря на то, что он крепче чем дерево, более того при сильном ударе именно палка должна была сломаться, а камень остаться невредимым. Однако посох Мусы не был простой деревянной палкой. Как мы знаем из Корана и Сунны, этот посох обладал многими особенностями, об одной из которых мы узнаём из этого хадиса. Даже после сильных ударов о камень этот посох не ломался, но оставлял на нем глубокие следы.
Аллах (Велик Он и Славен) сказал в Священном Коране:
«О те, которые уверовали! Не будьте подобны тем, которые лживо обвинили Мусу (Моисея). Аллах оправдал его и опроверг то, что они говорили. Он был почитаем перед Аллахом» (33. Аль-Ахзаб: 69).
Польза и уроки, извлекаемые из хадиса
1. Мужчинам израильтянам разрешалось купаться обнаженными в присутствии друг друга, но это было отменено в нашем шариате, и поэтому сегодня мусульманам запрещено обнажаться друг перед другом.
2. Муса (мир ему) был чрезвычайно стеснительным человеком, он никогда не обнажался перед людьми. Более того, он скрывал те части тела, открытие которых не является неприличным, и не запрещены ни шариатом Мусы (мир ему), ни шариатом пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха).
3. Обиды, причиняемые невеждами, не обошли стороной даже пророков и посланников Аллаха, не говоря уже о простых праведных людях. Поэтому человек должен уметь терпеть обиды, причиняемые ему на пути Аллаха.
4. Аллах защитил Мусу и показал лживость всего, что наговаривали на него враги, побуждаемые злыми намерениями. Аллах удалил сомнения из сердец колеблющихся людей. Воистину, в каждом деянии Аллаха сокрыта совершенная мудрость, и ничто не может притивостоять Его велению.
5. В этом хадисе говорится о двух знамениях Аллаха. Во-первых, камень пришел в движение без видимой причины, после чего укатился, намотав на себя одежду Мусы (мир ему), несмотря на то, что камни никогда не сдвигаются с места, пока их кто-нибудь не передвинет. Во-вторых, деревянный посох Мусы после удара оставил на камне следы, что противоречит обычным законам физики.
6. Среди людей самым безупречным нравом и самой совершенной внешностью обладают пророки, потому что они являются избранниками Аллаха и призваны для того, чтобы выполнять миссию, возложенную на них Аллахом, доводить Его Слово до людей. Для этой миссии Всевышний выбирает самых надежных, самых лучших и прекрасных во всех отношениях людей.
7. Этот хадис говорит нам, что иногда даже самые серьезные и уравновешенные люди, оказавшись неожиданно в экстраординарной ситуации, могут совершать непродуманные и несвойственные им действия. К этому можно отнести то, что сделал Муса, желая прикрыть свою наготу. Он хотел как можно скорее получить свою одежду, но это привело к тому, что он предстал обнаженным перед своими соплеменниками. Когда же он догнал камень, то гневно ударил по нему, словно наказывая человека.
8. Таурат (Тора) не может быть вечным сводом законов для человека в частности, и общества в целом, потому что закон Мусы (мир ему) являлся временным законом для сынов Израиля. Некоторые заповеди и послабления Таурата были пригодны для прошедших эпох и столетий, но в наше время они считаются недействительными. К таким послаблениям можно отнести разрешение на обнажение интимных частей тела перед другими людьми во время купания, что в наше время неприемлемо, и Аллах по своей безграничной мудрости отменил это законоположение.
Из книги «Достоверные пророческие рассказы»
Умар ибн Сулейман ибн Абдулла Аль-Ашкар
Перевёл: Абу Ясин Маликов Р.
Для сайта “Почему Ислам?“
Ма ша Аллах, сильно!
ya neznala etot hadis! ochen’ interesnyi
assalamu aleykum va rahmatiullahi va barakatuh!
na skolko dostoverni eti istorii?
i kem yavlyaetsya Умар ибн Сулейман ибн Абдулла Аль-Ашкар ?
barakallahu fikum!
уа алейкум ассалям уа рахматуЛлахи уа баракатух
Данная история с Мусой, как упоминалось в статье, приводится в достоверном сборнике хадисов аль-Бухари.
И вообще, вся книга составлена таким образом, как было переведено выше.
То есть, автор сначала дает заглавие,
- затем идет вступительная часть,
- дальше непосредственно текст хадиса,
- потом источник хадиса, с упоминанием о его достоверности,
- если в хадисе встречаются непонятные, редкие слова, автор их также разъясняет
- комментарии к хадису
- поучительные и полезные выводы из хадиса
А что касается самого автора, то коротко:
Имя: ’Умар бин Сулейман бин ’Абдуллах аль-Ашкар бин Мухаммад бин Салих ад-Дагласи аль-Хафи аль-’Утейби
Место рождения: Родился в местечке Бурка, Палестина, в 1940 г.
Путь требования знания: В 16 лет отправился в Медину, и продолжил там свое общее среднее образование, затем там же, поступил в исламский мединский университет, на шариатский факультет, и получил степень бакалавра. Пробыл там некоторое время, а затем в 1966 г. отправился Кувейт.
Затем поступил в магистратуру в университет «аль-Азхар» и в 1980 г. получил докторскую степень.
Преподавал в кувейтском университете, на шариатском факультете.
Пробыл там до 1990 г. а затем отправился в Иорданию, там опять же он, в иорданском университете устроился преподавателем и до сегодняшнего дня преподает на шариатском факультете.
Он присутствовал на уроках шейха Ибн База (да смилуется над ним Аллах) а также посещал собрания шейха Альбани (да смилуется над ним Аллах).
Шейх Альбани даже похвалил некоторые его книги, а их у него не мало.
НО, к сожалению, уже ближе к смерти шейха Альбани (да смилуется над ним Аллах), у шейха ’Умара аль-Ашкари воззрения и убеждения стали отличатся от того, на чем были те, у кого он получал раньше знания. А результат таков, что сегодня его обвиняют в том, что он стал одним из предводителей одной из отклонившихся групп: «Ихуан муслимун».
Именно так о нем высказался такой большой ученый, как Фалих аль-Харбий (да хранит его Аллах)
А также когда одного из самых близких учеников (’Али аль-Халяби) шейха Альбани (да смилуется над ним Аллах), спросили о ’Умаре аль-Ашкаре, ответ был таков: ”Он из числа группы «Ихуан муслимун», но его книги полезны”
Это то, чем я могу поделиться, надеюсь, информация будет для вас полезной.
уас-саляму алейкум уа рахматуЛлахи уа баракатух
Assalamu aleykum va rahmatullahi va barakatuh!
Barakallahu fik!
уа фики баракаЛлах
очень похвально, что вас волнует то, от кого вы перенимаете религиозные знания.