Настоящее счастье
Что такое настоящее счастье и как его найти? Из аятов и хадисов, а также со слов праведных предшественников и мудрых ученых мы можем четко определить, что считается счастьем на самом деле и какие шаги нужно сделать, чтобы обрести это состояние.
1 часть скачать
2 часть скачать
3 часть скачать
Каждый человек на земле желает быть счастливым, вне зависимости от своей религиозной принадлежности. Независимо от того, богатый он или бедный, знатный или простой, любой хочет чувствовать себя счастливым. Трудно найти в душе человека еще столь же неопределённое, но вместе с тем такое же желанное стремление, как стремление к счастью. Мало кто из людей может дать универсальное и четкое определение этому понятию. Кто-то представляет себя счастливым, если он будет лежать на пляже острова Бора-Бора, безмятежно потягивая коктейль… Кто-то считает, что счастье – иметь красивую и послушную жену… Другой скажет, что счастье – это иметь высокооплачиваемую работу или, наоборот, вообще не работать.
Но что же на самом деле является счастьем? Об этом можно узнать только у тех, кто уже добился счастья и, более того, превзошёл в этом всех остальных.
Аллах (Велик Он и Славен) отправил своих пророков и посланников, чтобы сделать людей счастливыми как в этом мире, так и в Следующем. Пророки, подобно лекарям, исцеляли людей от болезней несчастья, выписывали им соответствующие рецепты, давали рекомендации и вели их к благополучию и счастливой жизни. Известно, что успешный врач сам должен быть дальше всех от той болезни, от которой лечит других. Из этого можно сделать вывод, что наиболее счастливыми людьми являлись пророки и их сподвижники. И это без сомнения так.
Кто-то может возразить и сказать: «Ведь пророки и праведники подвергались самым трудным испытаниям, пророков оскорбляли, изгоняли и убивали, на теле некоторых из их сподвижников не было живого места от пыток, которым они подверглись из-за своей веры. Счастлив ли был Биляль, когда его выводили в пустыню посреди дня, бросали на раскалённые камни, придавливали огромным валуном сверху и избивали кнутом, требуя отказаться от веры? Счастлив ли был Аммар ибн Ясир, на глазах которого убили его отца и мать, а самого замучили настолько, что он вынужден был на словах отказаться от веры, оставаясь преданным Исламу в своём сердце? Счастливы ли были сподвижники Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), когда вынуждены были бросить свои дома, свои семьи, свою родину и имущество, убегая от гонений, которым они подверглись на своей родине, ища приюта и спасения в чужих краях? Если бы мы могли посмотреть на воинство сподвижников Пророка сегодня, то увидели бы, что многие из них имели различные увечья, полученные в ходе борьбы за веру. У кого-то не было руки, у кого-то ноги, кто-то лишен глаза, у кого-то нет носа, а у иных от тяжелых переходов без хорошей экипировки отваливались ногти на ногах. Многие из них погибали вдали от семьи и близких и были погребены в безвестных могилах. Из четырёх праведных халифов[1] только один погиб естественной смертью, а все три его последователя были подло убиты. Велико ли счастье?»
Мы ответим: «Да!» Не будь эти люди счастливыми, они никогда не смогли бы сделать счастливыми других людей. Ведь до Ислама Биляль ибн Рабах был одним из великого множества чернокожих рабов, чья судьба никого никогда не волновала, никто не записывал их биографий, никто не интересовался их мнением. Но именно счастье, сладость которого Биляль ощутил в своей вере, помогло ему выстоять. Желание во что бы то ни стало сохранить это счастье помогло ему возвыситься над своими мучителями и смеяться над их бессилием. Именно наличие духовной насыщенности и внутреннего богатства давало возможность сподвижникам идти навстречу небывалым трудностям, преодолевать преграды, которые другим видятся непреодолимыми, и достигать целей, кажущихся несбыточными. Они брали одну кручину за другой, находя счастье в том, что они делали, и в том, что им приходилось терпеть. Память об этих великих людях согревает сердца миллиардов людей на протяжении всей истории, они стали живым примером того, на какие свершения способны люди, если они по-настоящему счастливы.
Счастье – это слово, которое легко и приятно произносить, оно вызывает только положительные эмоции в сердце любого человека. Это особое чувство, выраженное в духовном спокойствии, когда сердце открыто и безмятежно, а совесть спокойна. Каждый желает в своей жизни добиться такого состояния души. Но, как мы уже сказали, большинство людей видят счастье совсем в других вещах, а, следовательно, идут ошибочным путём, желая его достигнуть, и они никогда не придут к искомой цели. Потому что верх их устремлений всегда ограничен пределами ближнего мира, вся их жизнь проходит в поисках тленных благ, которым рано или поздно суждено исчезнуть. Идя такой дорогой, человек идёт против своего естества, против своей природы, ведь он изначально создан для жизни в Раю и не удовлетворится ничем, кроме Рая. Что касается этого мира, то высшее счастье в этом мире – это осознание правильности своего пути, ведущего к счастью вечному. Как сказал один арабский поэт:
О гнетущий тело своё! Сколь отчаянно рвешься ему в услуженье!
Ты делами себя тяготишь, что ведут к явной потере.
Обратись же к душе, доведя до совершенства её прекрасные свойства.
Ведь ты душой своей человек, а не телом.
Если бы счастье было в богатстве, то Карун[2] был бы счастливым, если бы оно заключалось во власти, то счастливым был бы Хаман, министр Фараона. Но счастья не может быть в том, что обречено на погибель. Истинное счастье заключено в повиновении Аллаху, вечно Живому, и в отказе от грехов, потому что именно так достигается безграничный успех праведников. Аллах сказал:
«Кто будет удален от Огня и введен в Рай, тот обретет успех» (Коран, 3: 185).
Истинное счастье – это когда человек идёт по прямому пути истины, следует за благородным Посланником (мир ему и благословение Аллаха), боится Аллаха как внешне, так и в глубине души, при людях и оставаясь наедине с самим собой. Так он добивается успеха и счастья в обоих мирах.
Лишь относительно немногие люди имеют знание о сущности счастья и работают для его достижения. Эти немногие сделали свою ближнюю жизнь паромом, по которому они движутся к своей будущей вечной Жизни, и никакие украшения и мишура этого мира не отвлекают их от намеченного маршрута. Аллах (Велик Он и Славен) сказал:
«Тем, кто желает жизни в этом мире и ее украшений, Мы сполна воздадим за их поступки в этом мире, и они не будут обделены.
Они – те, которые в Последней жизни не получат ничего, кроме Огня. Тщетны их усилия в этом мире, и бесполезны их деяния» (Коран, 11: 15-16).
Также Всевышний Аллах сказал:
«Если кто возжелает скорой жизни, то Мы скоро одарим тем, что пожелаем, того, кого пожелаем. А потом Мы предоставим ему адское Пламя, где он будет гореть презренным и отверженным.
А если кто возлюбит Последнюю жизнь и устремится к ней надлежащим образом, будучи верующим, то его старания будут отблагодарены» (Коран, 17: 18-19).
«Тому, кто пожелал пашни Последней жизни, Мы увеличим его пашню. Тому же, кто пожелал пашни мирской жизни, Мы дадим из нее, но ему не будет доли в Последней жизни» (Коран, 42: 20).
Из данного аята мы видим, что человек, ищущий высшего счастья в следующей Жизни, обязательно его добьется, ведь Аллах обещал, что не только даст ему искомое, но и увеличит его многократно. Тому же, для кого пределом желаний и счастья являются блага этого мира, тоже будет выделена некоторая доля того, к чему он стремился, но всё это недолговечно, а итог будет горьким.
Все люди хотят счастья, но не все его добиваются, при том, что счастье не является исключительной возможностью, доступной лишь для избранных. Каждый из созданных Аллахом людей имеет тот набор средств – моральных, духовных и физических, которые могут сделать его счастливым. Разница лишь в том, что кто-то желает быть счастливым, а кто-то лишь мечтает об этом. Если человек действительно жаждет счастья, то работает над собой, идет к счастью с упорством и старанием, соблюдает правила, предпринимает соответствующие меры, продвигаясь по верной дороге. Если же кто-то думает, что счастье есть некий дар, который даётся без определённых действий, то это можно назвать лишь витанием в облаках несбыточных мечтаний.
Кто желает сделать счастье реальностью своей жизни, должен соблюдать определённые правила, посредством которых он станет счастливым в обоих мирах. Шейх Абдуррахман ас-Саади (да одарит его Аллах своей милостью) упомянул некоторые из средств достижения счастья в своей книге «Полезные средства для достижения счастливой жизни»[3]:
1) Вера и праведные дела
Аллах (Свят Он и Возвышен) сказал:
«Верующих мужчин и женщин, которые поступали праведно, Мы непременно одарим прекрасной жизнью и вознаградим за лучшее из того, что они совершали» (Коран, 16: 97).
«Всякий, кто последует Моему верному руководству, не окажется заблудшим и несчастным. А кто отвернется от Моего Напоминания, того ожидает тяжкая жизнь, а в День воскресения Мы воскресим его слепым» (Коран, 20: 123-124).
Прекрасная благодатная жизнь даётся обладателям Веры, которые совершают праведные дела. Что касается других людей, то даже если у них есть возможность наслаждаться обилием мирских благ, они чувствуют себя стеснёнными и неудовлетворёнными. Это потому, что ось, вокруг которого вращается счастье и покой человека, пролегает через его сердце.
И напротив, если Вера укоренится в сердце и устремится к награде Всевышнего Аллаха и Раю, приготовленному для праведников, то как бы ни была тяжела жизнь человека в этом мире, какие бы испытания ни выпали на его долю, он чувствует себя счастливым благодаря своей Вере и добрым делам.
Имам Ибн аль-Кайим вспоминал слова своего учителя, великого учёного Шейх-уль-Ислама ибн Таймийи (да одарит его Аллах своей милостью), он говорил: «Истинно, в этом мире есть сад, кто не войдёт в него здесь (в этой жизни), тот не войдёт и в райские сады»[4].
Также он говорил: «Что могут сделать со мной мои враги!? Воистину, мой сад – весь в моём сердце, если я ухожу, он идёт со мной, мы никогда не расстаёмся. Если меня посадят в тюрьму, то это для меня уединение, если убьют, то смерть на пути Аллаха (шахада), а если изгонят меня из страны, то это для меня туристическая поездка».
Когда по наговору сектантов и раскольников Ибн Таймийю действительно арестовали и посадили в тюрьму, его привели в тюремную крепость, он вошёл, посмотрел на своё место заключения и произнёс: «Между ними будет возведен забор с вратами, с внутренней стороны которого будет милость, а снаружи – мучения» (Коран, 57: 13). Позднее, уже находясь в заточении, он говорил: «Если бы я мог всю эту крепость заполнить золотом, то, по моему мнению, и тогда бы не смог я отблагодарить её за эту милость. Заключённым является тот, чье сердце находится в заключении и не помнит об Аллахе, а пленник – тот, кто находится в плену своих желаний».
Ибн аль-Кайим также говорил о нём: «Клянусь знанием Аллаха, я никогда не видел человека, который жил бы более счастливым в своей жизни, чем он. Несмотря на то, что учитель жил в очень трудных условиях, он был счастливее всех. Я не видел более великодушного человека, никого, чьё сердце обладало бы такой же силой, и кто был бы столь же жизнерадостным. Свежесть довольства всегда отражались на его лице».
2) Благодеяние по отношению к творениям Аллаха
Делая добрые дела и помогая другим людям и даже животным, человек сам становится лучше и счастливее, очищает свою душу, получает заряд радости и положительных эмоций, отводит от себя печаль, скорбь и переживания. Аллах обращается с нами так же, как мы обращаемся с Его рабами. Имам Ибн аль-Кайим говорил:
«К тому, кто проявляет мягкость к рабам Аллаха, проявит мягкость сам Аллах, кто делает людям добро, тому и Аллах сделает добро, кто щедр к людям, к тому и Аллах будет щедрым, кто приносит пользу людям, тому и Аллах принесёт пользу, кто сокроет ошибки и проступки людей, того и Аллах сокроет, кто затруднял людям путь к благам Аллаха, тому и Аллах затруднит путь к своим благам, кто был милостив к людям, к тому и Аллах проявит Свою милость, кто обращался с творениями Аллаха каким-либо образом, точно таким же образом Аллах будет обращаться с этим человеком как в этом мире, так и в Следующем. Помощи Аллаха будет достаточно для человека, пока этот человек будет на пользу Его созданиям» (конец слов Ибн аль-Кайима). Всевышний Аллах сказал:
«Многие из их тайных бесед не приносят добра, если только они не призывают раздавать милостыню, совершать одобряемое или примирять людей. Тому, кто поступает таким образом, стремясь к довольству Аллаха, Мы даруем великую награду» (Коран, 4: 114).
3) Занятость каким-либо делом или полезной наукой
Человек должен иметь в жизни какое-то полезное занятие, в котором он находит покой, дело, которое ему нравится, которое ему облегчено и его всегда хочется делать. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
«Действуйте, и каждому будет облегчено то, для чего он создан»[5].
Занятость любимым делом успокаивает человека, расслабляет нервы, развеивает беспокойство, душа испытывает комфорт и радость, появляется активность и жизнерадостность. Аллах создал человека живым, что подразумевает движение и действие, это соответствует его природе. Бездействие – удел неодухотворённых предметов, а уподобляясь им, человек умирает духовно. Инертность и бездеятельная жизненная позиция являются главными причинами депрессий, беспокойств, переживаний и духовной слабости.
Если же мусульманин сможет своим любимым делом принести пользу своей религии и своим единоверцам, то отдача от этого будет многократно больше, ведь Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
«Воистину, Аллах будет помогать Своему рабу до тех пор, пока тот будет помогать своему брату»[6].
4) Занятость насущными делами
Человек должен сосредоточить все свои мысли на реальных делах и событиях, происходящих в настоящем времени, оставить боязнь перед будущим и печаль о прошлом.
Человек не должен жить в страхе перед будущим, потому что будущее ещё не существует, а значит, глупо бояться того, чего нет. Также не следует жить в своём прошлом, всё время вспоминая о том, что было, и сокрушаясь о былых утратах. Живя таким образом, человек находится в нереальном мире, он забывает, что решающую роль играет только настоящее.
Прошлое дает нам только опыт, который мы должны использовать сегодня, а будущее даёт нам цели, над достижением которых мы должны работать сейчас.
Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
«Стремись к тому, что приносит тебе пользу, ищи помощи у Аллаха и не слабей (не опускай руки). Если тебя постигнет беда, то не говори: «О, если бы я сделал так-то, то было бы так-то», но скажи: «Это Предопределение (Кадар) Аллаха, как Он пожелал, так и сделал. Ведь слово «если бы» открывает возможность для дел шайтана»[7].
В этом хадисе Пророк (мир ему и благословение Аллаха) велел действовать, и делать это с полной решимостью добиться цели, не проявляя слабости и нерешительности. При этом не надо быть самонадеянным, всегда следует обращаться за помощью к Господу миров, ведь только Он облегчает дела и по милости своей превращает любую трудность в лёгкость. Также Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) предостерёг от бесполезных пораженческих выражений, наподобие: «если бы…». Эти слова не несут в себе никакой пользы, ведь прошлое уже не изменить, но они вредят настоящему, так как парализуют волю человека, отвлекая его от насущных проблем и путей их решения.
Все что мы можем сделать — мы можем сделать только сегодня.
5) Частое поминание Аллаха
Что может быть лучше, чем поминание Аллаха, когда речь идёт о покое души!? Каждый раз, прославляя Аллаха, возвеличивая Его священные имена, мы сближаемся с Ним, обретаем силу и уверенность. Мы вспоминаем, что у нас есть заботливый Господь, который ведёт нас по этой жизни, который одарил нас неисчислимыми богатствами и дарами. Аллах (Велик Он и Славен) сказал:
«Он ведет прямым путем тех, кто обратился к Нему с покаянием. Они уверовали, и их сердца успокаиваются при поминании Аллаха. Разве не поминанием Аллаха успокаиваются сердца?» (Коран, 13: 27-28).
Поминая Аллаха, мы помним о том, что мы не одиноки, что помощь Его близка, и это делает нас сильнее. Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
«Кто помянет Аллаха про себя, того и Аллах помянет про себя. Кто помянет Аллаха в собрании, того Аллах помянет в собрании лучшем чем то, в котором Он был упомянут».
Может ли быть несчастным человек, которого Аллах поминает в собрании своих приближенных и чистых ангелов? Какое же счастье может быть больше, чем осознание того, что твоё имя упоминается при Господе миров в числе прославляющих, а не в числе нечестивцев, о которых Аллах сказал:
«Не будьте подобны тем, которые забыли Аллаха и которых Он заставил забыть самих себя. Они являются нечестивцами» (Коран, 59: 19).
6) В мирских вопросах следует смотреть на того, кто ниже тебя
Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) учил нас не поддаваться соблазнам ближнего мира, не завидовать людям, но наоборот — ценить данные нам блага. Лучше всего этому способствует размышление о положении тех людей, которые обладают меньшей долей материальных благ, чем мы. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
«Смотрите на тех, кто ниже вас, и не смотрите на тех, кто выше вас, это более достойно, дабы не были попраны милости Аллаха»[8].
Также Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) учил нас вспоминать о дарах, которыми Он нас окружил, и о том, сколь много нам дано по сравнению с другими людьми. Он сказал:
«Если кто-либо увидит человека, попавшего в беду, и скажет: «Хвала Аллаху, который дал мне благополучие и избавил меня от того, чем испытал тебя[9] и дал мне большое превосходство над многими из тех, кого Он сотворил», — того не коснётся данная беда, какой бы она ни была»[10].
Если человек станет смотреть на тех, кому дано меньше, то будет сильнее ценить то, что имеет, будет больше благодарить Аллаха и меньше жаловаться на своё положение. Помня о дарах Аллаха, человек забывает о своих печалях и бедах, что, конечно же, делает его жизнь счастливее.
7) Ищи позитивное, избегай негативного
Помимо всего прочего, человек сам всегда должен находиться в поисках всего доброго и позитивного, избегать того, что навлекает печаль и скорбь. Во многих хадисах Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) учил своих сподвижников искать и стремиться к тому, что приносит радость им и окружающим их людям. Он учил их дарить людям улыбку, встречать их радушным лицом, распространять между собой слова приветствия (салям), дарить друг другу подарки, говорить приятные слова, делать комплименты, избегать грубости, одеваться красиво, ухаживать за чистотой тела и умащаться духами. Макхуль аль-Хузали говорил: «Тот, кто одевает чистую одежду, меньше переживает, а у того, кто хорошо пахнет, прибавляется разум». Пророк (мир ему и благословение Аллаха) возвращаясь из тяжёлых военных походов, велел своим воинам одевать самую лучшую и красивую одежду перед входом в родной город, дабы предстать достойно перед своими братьями по вере и семьями, тем самым доставляя удовольствие им и себе.
Этот пункт не даёт совета совершать какое-то конкретное действие, потому что вкусы людей отличаются, каждого человека радует что-то своё и печалит что-то своё. Совет заключается в том, что мусульманин всегда стремится и ищет то, что идёт ему на пользу и избегает того, что наносит ему вред. Человек должен настраивать себя на жизнерадостный лад, в какой бы ситуации он ни находился, и игнорировать плохие, дурные мысли и воспоминания, которые ослабляют его настрой, навевают печаль и разъедают сердце. Это постоянный поиск лучшего, работа над самим собой, которая заключается в самостоятельной стимуляции хорошего настроения, с помощью Аллаха. Как и во всех других делах, лучшим средством является молитва. Умар ибн аль-Хаттаб (да будет им доволен Аллах), обращаясь к Аллаху с молитвой, говорил: «О Аллах, если Ты записал меня несчастным, то отныне запиши меня в числе счастливых».
8) Серьёзность мыслей и отказ от витания в облаках
Мусульманин должен воспитывать в себе крепкое, стойкое сердце, направленное на серьёзные, реалистичные дела. Ему следует избегать наивных мечтаний, неподкреплённых серьёзными намерениями и настоящими действиями. Есть такой тип людей, представители которого всё время что-то хотят, но никогда ничего не делают для того, чтобы мечты их стали явью. Такие люди живут в своём иллюзорном мире вечных «хотений» и несбыточных грез, и когда жизнь ставит их на место, они испытывают большой дискомфорт. Они более всего подвержены меланхолиям, депрессиям и бессилию. Аллах сотворил этот мир и установил в нём причинно-следственные связи, так что одних только желаний никогда ещё не было достаточно, чтобы прийти к результату. Также следует избегать всего надуманного, беспочвенных страхов, необоснованных опасений. Аллах (Велик Он и Славен) сказал:
«Этого[11] не достичь посредством ваших мечтаний или мечтаний людей Писания. Кто совершает зло, тот получит за него воздаяние и не найдет для себя вместо Аллаха ни покровителя, ни помощника.
А те мужчины и женщины, которые совершают праведные поступки, будучи верующими, войдут в Рай, и не будут обижены даже на величину выемки на финиковой косточке» (Коран, 4: 123-124).
Так будет в мире Будущем, так происходит и в мире этом. Мечты не дают результата, результат приносят только реальные действия. И если наши дела искренние и правильные, то они принесут добрые плоды. Если же дела скверны, то и плоды их будут соответствующими.
9) Упование на Аллаха
Упование на Аллаха, надежда на Него, осознание того, что есть Великий, Всемогущий, Щедрый, Милостивый Творец, на которого можно положиться, которому можно довериться во всем – всё это приносит в жизнь человека уверенность, даёт ему силы и добавляет оптимизма. Аллах (Велик Он и Славен) сказал:
«Тому, кто уповает на Аллаха, достаточно Его. Аллах доводит до конца Свое дело» (Коран, 65: 3).
Когда человек не нуждается ни в ком, кроме Аллаха, он свободен и независим. Никто не будет отрицать, что свобода и независимость являются одними из самых важных компонентов счастливой жизни.
Аллах (Велик Он и Славен) сказал:
«Когда же ты примешь решение, то уповай на Аллаха, ведь Аллах любит уповающих» (Коран, 3: 159).
Аллах любит тех, кто уповает на Него, надеется и доверяет Его слову, зная, что Всевышний никогда не нарушает Своего обещания. Разве может быть несчастным человек, которого любит Великий Аллах!?
10) Помни о том, что имеешь
Если с человеком случилась беда, он чувствует себя несчастным, его мучают беспокойства и страхи вероятных потерь, пусть сравнит, свои утраты с теми дарами Аллаха, которыми он по-прежнему продолжает пользоваться. Человек увидит, как много благ его окружает и в каком благоденствии он живёт, тогда его сердце успокоится, душа станет светлой, мрачное настроение отступит.
Человеку в большинстве случаев не надо искать счастья, оно уже у него есть, его просто надо признать и согласиться с его наличием. Счастье не падает с неба подобно метеориту, счастье – это честное признание того, что уже есть у каждого из нас, это наше отношение к тем неисчислимыми благам, которыми нас окружил наш заботливый Создатель.
«Он даровал вам все, о чем вы просили. Если вы станете считать милости Аллаха, то не сможете сосчитать их. Воистину, человек несправедлив и неблагодарен» (Коран, 14: 34).
Чем больше человек понимает своё счастье и осознаёт бесценность тех благ, которыми его одарил Всевышний Аллах, тем больше счастья ему даётся. Благодарность и искренняя признательность, по воле Аллаха, генерируют ещё большее счастье, в то время как неблагодарность ведёт человека к страданиям и тяжелым последствиям. Аллах (Велик Он и Славен) сказал:
«Вот ваш Господь возвестил: «Если вы будете благодарны, то Я одарю вас еще большим. А если вы будете неблагодарны, то ведь кара Моя сильна» (Коран, 14: 7).
«Поминайте Меня, и Я буду помнить о вас. Благодарите Меня и не будьте неблагодарны Мне» (Коран, 2: 152).
В завершении хотелось бы заметить, что этот мир никогда не может стать источником полного и абсолютного счастья, потому что он лишь временная обитель человечества, созданная не для наслаждения, а для испытания. Но даже здесь Всевышний Аллах по своей безграничной доброте и милости дал нам многое. Истинное, полное и бесконечное счастье лежит за гранью этой жизни, оно простирается в вечность и уготовано тем, кто смирился перед Аллахом в своей душе, полюбил Его всем своим сердцем, покорился Ему во всех своих делах и словах, вверился Ему полностью и без остатка, последовал за Его Пророком и завершил свой жизненный путь, будучи преданным Аллаху мусульманином. В связи с этим надо заметить, что такие противоположные понятия как «счастье» и «несчастье» упоминаются в Коране лишь в одном месте, где даётся однозначный ответ на вопрос «где должен человек искать настоящее счастье и что следует считать настоящим горем?»
«Когда этот день[12] наступит, ни один человек не заговорит без Его соизволения. И среди них будут несчастные и счастливые.
Несчастные пребудут в Огне, где они будут вздыхать горлом и грудью.
Они пребудут там вечно, пока существуют небеса и земля, если только твой Господь не пожелает иного. Воистину, твой Господь вершит то, что пожелает.
Счастливые же пребудут в Раю. Они пребудут там вечно, пока существуют небеса и земля, если только твой Господь не пожелает иного[13]. Это будет неиссякаемый дар» (Коран, 11: 105-108).
Просим Аллаха Великого и Славного помочь нам достичь счастья в обоих мирах, облегчить нам путь в этой жизни, сделать её приятной и полезной, а также даровать нам успех в следующей Жизни и поселить нас в Садах Благоденствия.
О Аллах, приведи в порядок для нас нашу религию, которая служит нам защитой во всех наших делах, приведи для нас в порядок нашу мирскую жизнь, в которой мы живём сейчас, и приведи для нас в порядок Мир Вечный, куда мы вернемся. О Аллах, сделай так, чтобы жизнь только добавляла нам всякого блага, а смерть стала отдохновением от всякого зла!
Хвала Аллаху, Господу миров. Мир и благословение Посланнику Аллаха, а также его семье и всем его сподвижникам.
Составил: Абу Ясин Руслан Маликов
Корректор текста: Тамки́н Р.Г.
Каноническая редакция: М. Каримов
Для сайта – www.whyislam.ru
- [1] Четыре праведных халифа: это самые близкие сподвижники Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха), которые после его смерти стали управлять исламским государством. Это: 1)Абу Бакр ас-Сыддик, 2) Умар ибн аль-Хаттаб, 3) Усман ибн аль-Аффан, 4) Али ибн Абу Талиб.
- [2] См.: Коран, сура «Рассказ» 28: 75-82, сура «Паук» 29: 39, «Верующий» 40: 23-24.
- [3] «Аль-Васаиль аль-муфида фи аль-хаяти ас-саыда» (الوسائل المفيدة في الحياة السعيدة)
- [4] Имеется ввиду Иман (Вера), которая даёт искренне верующим людям покой, сладость и подлинное наслаждение.
- [5] Хадис привёл аль-Бухари.
- [6] Хадис привёл Муслим.
- [7] Хадис привел Муслим.
- [8] Хадис передал Муслим.
- [9] Эти слова не следует произносить вслух непосредственно страдающему человеку, так как это усилит его страдания.
- [10] Хадис привёл ат-Тирмизи.
- [11] Речь идёт о Рае.
- [12] Т.е.: День Суда.
- [13] Исключение составят те, кто соблюдали Единобожие, веровали в Аллаха и соблюдали свои непреложные обязанности, но при этом совершали грехи, они не будут находиться в Аду вечно, а пробудут там только по мере своих грехов. Также они же составляют исключение и в среде обитателей Рая, потому что они зайдут в Рай позже людей необременённых грехами, и потому их вечность в Раю не будет такой же полной, как у людей, вошедших в свои райские обители сразу же после Судного Дня.
Альхамдулиллях!
Аллаху акбар ! Джаззак Аллах хайран !
ма шаа Ллах! спасибо за ваш труд. спасибо что начали записывать в аудио, можно ехать в машине и слушать.
Спасибо! Полезный текст, приятный четкий голос!
MashaLLAH! Djazaka Llahu hairon ahi! Assalamu aleikum!
Прошу прощения, а как это скачивать?
Эдуард, добавили ссылки для скачивания.
Да я скачал! Спасибо!
mashaAllah.spasibo vam.
Ассаляму алейкум! кто рассказывает этот вагаз?