О проявлении крайности
Запретность крайностей в вопросе отношения к праведникам.
Хвала Аллаху, Единственному Обладателю величия и почёта, никто не может сравниться с Ним даже в самом малом, и величие Его простирается над всем сущим. Мы восхваляем Аллаха и благодарим Его за великую милость, которой Он одарил нас.
Свидетельствуем, что Мухаммад – раб Аллаха и Его посланник, что Всевышний избрал его и предопределил успех в этой и Следующей жизни тем, кто следует за нашим пророком, руководствуясь пречистым законом шариата. Мир и благословение посланнику Аллаха, его семье, сподвижникам и всем, кто следует их пути до самого Судного Дня.
О, те, которые уверовали, бойтесь Аллаха! Воистину богобоязненностью очищаются дела верующего и повышается его степень перед Аллахом. Стремитесь к награде Всевышнего, всё благо в Его Руке, и для Него нет ничего невозможного. Следуйте за тем, что ниспослано вам от вашего Господа, и не ищите покровителя помимо Него.
О, мусульмане, Аллах обязал нас поклоняться только Ему Одному, не придавая Ему сотоварищей, и предостерёг нас, чтобы мы не следовали скользкими путями сатаны, одним из которых является чрезмерное возвеличивание праведных людей. Воистину, самой первой причиной неверия сынов Адама и оставления ими своей религии стало чрезмерное возвеличивание праведников, святых, Пророков и других созданий.
Понятие крайности[1] в Исламе
С точки зрения Ислама, крайность – это нарушение границ дозволенного, установленных Аллахом, и попрание Его законов.
Анализируя ширк (многобожие), который совершают могилопоклонники, поклоняющиеся мёртвым, мы ясно понимаем, что причиной, приведшей их к подобному заблуждению, является чрезмерное почитание умерших людей.
Мусульманин должен сторониться крайностей во всём, особенно в почитании праведных людей. Очень часто именно из-за душевной привязанности и любви к праведникам невежественные люди делают их сотоварищами Аллаха, возвышая их в отдельных аспектах до уровня Бога (иногда приравнивая их к Нему по значимости). Шайтан же в свою очередь, постоянно разжигает чрезмерную любовь к праведникам в душах людей, пока она не начинает принимать извращённые формы, превращаясь в многобожие.
В своём отношении к праведникам, люди, как в древности, так и сегодня, делятся на три категории:
1. Те, кто впал в крайность, возвеличивая праведников. Эти люди возвышают праведников выше той степени, которую им дал Всевышний Аллах. Они преувеличивают их степень и возможности, обращаются к ним с мольбами, приносят им жертвоприношения и совершают обходы вокруг их мавзолеев. Одни из них полагают, что умершие праведники могут ответить на их молитвы, спасти утопающего, потушить пожар и т.п. Другие убеждены в способностях некоторых праведников управлять этим миром, что, несомненно, является большим ширком (многобожием).
2. Те, кто впал в крайность, проявляя грубую непочтительность по отношению к праведникам. Эти невежественные люди обвиняют праведников в наличии у них несуществующих недостатков и усердствуют в этом, отрицают их достоинства, не проявляя должного уважения и почтения по отношению к ним.
Обе эти категории людей отошли от прямого пути в данном вопросе.
3. Сторонники середины. Они берут пример с праведников, стараясь следовать за ними в своих речах и делах. Ислам велит нам любить и уважать праведников, защищать их от нападок недостойных людей. В то же время, нельзя возносить их выше той степени, которая была дана им Аллахом. Это и есть наша обязанность в отношении праведников – не впадать в крайности.
О, мусульмане, Всевышний Аллах запретил иудеям и христианам преступать границы в том, что касается праведников, и возносить кого-то выше той степени, которую определил ему Великий Создатель. Но, не смотря на это, они перешли границы дозволенного и стали почитать своих праведников наряду с Аллахом, Велик Он и Славен. Христиане проявили чрезмерность в отношении пророка Исы[2] (мир ему). Они возвысили его, наделив качествами божества, и начали поклоняться ему так, как подобает поклоняться только Аллаху. Иудеи, в свою очередь, возненавидели Ису (мир ему), обвинили его и его мать, пречистую Марьям, во всех грехах, а когда по ошибке распяли человека, которого они приняли за Ису (мир ему), то гордились этим, и открыто заявляли, что это они убили масиха Ису, сына Марьям (мир ему). Таким образом, христиане возвеличили Ису (мир ему) выше положенного, иудеи же, напротив, проявили по отношению к нему крайнюю непочтительность. Всевышний Аллах сказал:
قُلْ يَا أَهْلَ الْكِتَابِ لا تَغْلُوا فِي دِينِكُمْ غَيْرَ الْحَقِّ
«О люди Писания! Не излишествуйте в своей религии вопреки истине» (Аль-Маида 5:77).
Этот аят адресован людям Писания (христианам и иудеям), но вместе с тем, он является предупреждением и общине Ислама, чтобы мусульмане не поступили с пророком Мухаммадом (мир ему и благословение Аллаха) так же, как христиане поступили с Исой (мир ему), а иудеи с Узайром. Если мусульманин будет подражать в этом людям Писания и начнет переступать пределы, установленные Аллахом, то станет таким же, как они или одним из них.
В достоверном хадисе сообщается, что толкуя слова Аллаха «…и сказали (многобожники): «Ни в коем случае не отрекайтесь от ваших богов: Вадда, Суваа, Йагуса, Йаука и Насра», ибн Аббас сказал: «Это имена праведных мужей из народа Нуха (Ноя). Когда они умерли, шайтан внушил их соплеменникам: «Воздвигните в местах ваших собраний памятники и назовите их именами праведников», они так и сделали, но им никто не поклонялся, а после того как умерло это поколение и было забыто знание, памятникам стали поклоняться».
На протяжении десяти поколений после изгнания Аллахом Адама из Рая на землю люди исповедовали Таухид (единобожие). Так продолжалось до тех пор, пока из почтения к праведникам люди не возвели им памятники, что стало причиной появления первого многобожия. Вадд, Суваа, Йагус, Йаук и Наср – все пятеро были очень религиозными. Люди полюбили их еще при жизни за праведный образ жизни и хорошие дела. Все они умерли примерно в одно и то же время. Люди были сильно опечалены их смертью и постоянно посещали их могилы, дабы помянуть их. Затем шайтан пришёл к ним, и подсказал высечь из камня скульптуры с изображением праведников, чтобы не утруждать себя хождением на кладбище, и чтобы вытесанные фигуры служили постоянным напоминанием о праведности. У этих людей и в мыслях не было, что этим памятникам можно поклоняться, они изваяли их только с целью назидания, чтобы люди, посмотрев на эти камни, вспоминали о праведных предках, брали с них пример и делали больше добрых дел.
Не имея возможности внедрить многобожие в сердца сынов Адама, воспользовавшись их привязанностью и любовью к праведникам, шайтан пошёл на хитрость. Однако главной целью Иблиса были не люди, изваявшие статуи, а их дети и потомки, которые по его расчётам должны были забыть причину установления идолов, и тогда он нашепчет им, что эти скульптуры - боги их предков, которым надо поклоняться.
Расчёты проклятого Иблиса оправдались, когда ваятели истуканов умерли, знание о единобожии было забыто, и люди стали поклоняться этим памятникам. Тогда Аллах (Велик Он и Славен) направил Нуха[3] (мир ему), чтобы он призвал их к поклонению одному Аллаху. Пророк (мир ему) сказал людям:
يَا قَوْمِ اعْبُدُوا اللَّهَ مَا لَكُمْ مِنْ إِلَهٍ غَيْرُهُ
«О, мой народ! Поклоняйтесь Аллаху, ибо нет у вас другого божества, (достойного поклонения,) кроме Него» (Аль-А`раф 7: 59).
Всё это говорит нам, насколько большой вред приносит потеря знаний. С потерей знаний и смертью учёных среди людей распространяется невежество, появляется язычество и распространяются нововведения в религии.
Ибн аль-Каййим (да окажет ему Аллах свою милость) сказал: «Многие из первых учёных говорили: «Когда они (праведники) умерли, то люди приходили на их могилы, потом они изваяли статуи, после чего прошло много времени, и люди стали поклоняться им».
После этого шайтан постоянно внушал могилопоклонникам, чтобы они призывали людей к поклонению могилам. Люди стали привыкать к посещению этих мест, начали устраивать там праздники, проводить языческие ритуалы. Они считали, что могилы и умершие святые могут принести им пользу в этом мире и в Следующем. Впоследствии люди стали враждовать с теми, кто запрещал поклонение святым. Тех, кто помнил об истинной вере Адама, оставалось всё меньше. Тогда, одновременно с любовью к могилам и идолам, которых люди считали святыми приближенными к Аллаху, в их сердцах поселилась ненависть к единобожию.
إِنْ أَوْلِيَاؤُهُ إِلا الْمُتَّقُونَ وَلَكِنَّ أَكْثَرَهُمْ لا يَعْلَمُونَ
«Воистину, Его приближёнными являются только богобоязненные, но большинство их не ведает об этом» (Аль-Анфаль 8: 34).
Несмотря на то, что Коран и сунна содержат аяты и хадисы, предостерегающие от ширка и призывающие к таухиду (единобожию), число настоящих единобожников сегодня уменьшилось. Аллах (Велик Он и Славен) сказал:
وَاعْبُدُوا اللَّهَ وَلا تُشْرِكُوا بِهِ شَيْئًا
«Поклоняйтесь Аллаху и не приобщайте к Нему сотоварищей» (Ан-Ниса 4: 36).
Т.е. не служите никому помимо Него, не поклоняйтесь кому-либо наряду с Ним, не молитесь и не взывайте ни к кому кроме Него. Приносите свои жертвы только Аллаху и посвящайте свои обеты только Ему.
Сегодня, некоторые из тех, кто считает себя мусульманами взывают в молитвах к аль-Бадави, аль-Джайляни и другим «святым», и просят их о помощи во время трудностей. Но Аллах (Велик Он и Славен) говорит:
وَأَنَّ الْمَسَاجِدَ لِلَّهِ فَلا تَدْعُوا مَعَ اللَّهِ أَحَدًا
«Места поклонения принадлежат Аллаху. Не взывайте же ни к кому наряду с Аллахом» (Аль-Джинн 72: 18).
Находятся и такие люди, которые приносят жертвы не Аллаху, а жителям могил и духам, в то время как Он ясно говорит в Священном Коране:
«Посему совершай молитву ради своего Господа и закалывай жертву» (Аль-Кяусар/108: 2).
Некоторые люди совершают ритуальные обходы вокруг могил праведников, хотя Аллах (Велик Он и Славен) велел совершать его только вокруг Каабы:
وَلْيَطَّوَّفُوا بِالْبَيْتِ الْعَتِيقِ
«…и пусть они совершают обходы вокруг древнего Дома (Каабы)» (Аль-Хадж/22: 29).
Нередко можно услышать, как люди клянутся пророком, святыми и т.д., но посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
مَنْ حَلَفَ بِغَيْرِ اللهِ فَقَدْ أَشْرَكَ أَوْ كَفَرَ
«Кто поклялся не Аллахом, тот совершил многобожие, или впал в неверие».
До такого состояния их довело чрезмерное почитание праведников и слепое следование за своими отцами и предками.
Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
لَا تُطْرُونِي كَمَا أَطْرَتْ النَّصَارَى ابْنَ مَرْيَمَ فَإِنَّمَا أَنَا عَبْدُهُ فَقُولُوا عَبْدُ اللَّهِ وَرَسُولُهُ
«Не превозносите меня, как христиане превозносят сына Марьям[4], я только раб Аллаха, поэтому говорите — раб Аллаха и Его посланник» (Аль-Бухари и Муслим).
Посланник (мир ему и благословение Аллаха) запретил чрезмерно восхвалять его, как это делают христиане в отношении Исы (мир ему). Одни из них сказали, что Иса это и есть Аллах, другие сказали, что он сын Аллаха. И то, и другое является явным многобожием, и Аллах назвал этих людей неверными. Всевышний сказал:
لَقَدْ كَفَرَ الَّذِينَ قَالُوا إِنَّ اللَّهَ هُوَ الْمَسِيحُ ابْنُ مَرْيَمَ
«Не уверовали те, которые говорят: «Аллах — это Мессия, сын Марьям (Марии)» (Аль-Маида 5: 72).
Из всего, чем Всевышний почтил пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха), самым почётным, несомненно, является его посланническая миссия и статус раба по отношению к любимому Господину — Аллаху. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) велел своим сподвижником называть его так, как назвал его Всевышний – раб Аллаха и Его посланник. Смысл этих слов заключается в том, что «раб Аллаха» не достоин поклонения, а «посланник Аллаха» достоин того, чтобы ему верили и повиновались. Именно таким должно быть наше отношение к посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха). В свете этого, видно в каком глубоком заблуждении находятся люди, чрезмерно возвеличивающие посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха). Они обращаются к нему с мольбами, взывают о помощи, просят о заступничестве, клянутся его именем, дают обеты. Делая это, люди совершают великое многобожие, противоречащее таухиду[5], даже если считают себя мусульманами и ходят в мечеть.
Другой крайностью, как мы уже говорили, является отказ повиноваться ему и следовать его руководству. Мусульманин должен отстраняться как от чрезмерного возвеличивания, так и от ослушания и пренебрежения законами посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха).
Обязанностью каждого верующего является повиновение пророку (мир ему и благословение Аллаха) и его почитание, как посланца Аллаха, в пределах границ дозволенного. Аллах (Велик Он и Славен) сказал:
فَاسْتَقِمْ كَمَا أُمِرْتَ وَمَنْ تَابَ مَعَكَ وَلا تَطْغَوْا إِنَّهُ بِمَا تَعْمَلُونَ بَصِيرٌ
«Будь же тверд на прямом пути, как тебе велено, с теми, кто покаялся вместе с тобой. И не преступайте границ дозволенного, ибо Он видит то, что вы совершаете» (Худ 11: 112).
Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) предупредил свою общину:
إِيَّاكُمْ وَ الغُلُوُ, فَإِنَّمَا أَهْلَكَ مَنْ كَانَ قَبْلَكُمْ الغُلُوُ
«Сторонитесь крайностей! Воистину, тех, кто был до вас, погубили крайности». (В данном хадисе слово «الغُلُوُ» является по-мнению ученых ахлюс-сунна собирательно-обобщительным, поэтому лучше его переводить на русский словом «крайности» во множественном числе)
Пророк (мир ему и благословение Аллаха) запретил неестественность и вычурность в религии, запретил углубляться в бесполезное и переходить границы дозволенного в словах и делах. Крайность в вопросах религии – это тяжёлая болезнь, которая уничтожила многие народы прошлых эпох. Почитая своих праведников, они зашли слишком далеко, и это погубило их, т.к. неумеренность в почитании праведников приводит к поклонению святым. Также причиной их гибели было то, что они стали приукрашивать ложь, выдавая ее за истину. Сегодня многие люди идут по их стопам, вводя новшества в религию Аллаха, оправдывая это благими намерениями и помыслами. Примером этому может служить маулид (день рождения пророка). Смутьяны придумали этот праздник, и призывают людей следовать за ними, утверждая, что они делают это из любви к пророку (мир ему и благословение Аллаха). Но эти невежды не знают, что любовь к посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) выражается в подчинении и следовании ему, а не в проведении новоизобретенных праздников. Нет ни одного хадиса, в котором подтверждалось бы, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) или его сподвижники как-то отмечали эту дату. Поэтому с уверенностью можно сказать, что такие действия являются новшеством в религии.
Опасность неумеренности и фанатизма очень велика. Они чреваты серьёзными последствиями, поэтому к праведникам следует относиться только так, как они того достойны, не более и не менее. Они достойны уважения и доброй памяти, но нельзя преступать черту, после которой почтение превращается в поклонение. Также и в других вопросах религии необходимо отстраняться от чрезмерности и держаться золотой середины, которая заключена в сунне пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха).
Шейх-уль-Ислям ибн Таймийя (да окажет ему Аллах свою милость) комментируя вышеуказанный хадис, сказал: «Этот хадис охватывает все виды крайностей, как в убеждениях, так и в словах и делах».
К крайностям в убеждениях относится возвеличивание праведников, приводящее к поклонению им.
К крайностям в делах относятся слишком низкие поясные поклоны во время молитвы, кидание булыжников в джамарате во время хаджа, держание поста дольше, чем до заката солнца и т.п.
К крайностям в словах относятся неустановленные пророком (мир ему и благословение Аллаха) слова поминания и постоянное произнесение их в каких-то определённых случаях, не установленных шариатом.
Сообщается от ибн Масуда (да будет доволен им Аллах), что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Погибли чрезмерствующие! Погибли чрезмерствующие! Погибли чрезмерствующие!»
Это те, кто проявляют неумеренность, ведут себя неестественно, слишком сильно углубляются и проявляют излишнюю щепетильность в религии. Проявляющие чрезмерность - это те люди, которые преступают пределы дозволенного в речах и делах, связанных с поклонением, настолько, что выходят за рамки установленные шариатом. Они маскируют ложь красноречивыми словами, выдавая её за истину.
«Погибли чрезмерствующие! Погибли чрезмерствующие! Погибли чрезмерствующие!»
Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) повторил эти слова трижды, чтобы донести до людей опасность этого неподобающего качества, которое может привести к плачевным последствиям.
Из книги: «Хутабу ат-Таухид аль-минбарийя»
Автор: Абдульмалик аль-Касим
Перевёл: Абу Ясин, Маликов Р.
www.whyislam.ru
В исламе это шииты чрезмерствующие.
Да вообще все кто отделился, все они в чем то проявили чрезмерность
У меня вопрос:
чрезмерность — это бросание из крайности в крайность, там где не указана чёткая граница (например, как написано в тексте, слишком низкий поклон во время молитвы), или же даже там где граница определена, например, если кто-то употребит «крепкое словцо» будет ли крайностью ругать за каждое такое слово, или другой пример, будет ли крайностью ругать за юбку пример, ведь ноги у женщины должны быть прикрыты, но в современной России, так вряд ли получится.