Дополнительная ночная молитва

Урок двадцатый

Хвала Аллаху, Который приготовил сады Фирдауса для Своих верующих рабов! И сообщил им о благих деяниях, которые приведут их к этим садам, чтобы они не занимали себя другими делами! И облегчил им пути, ведущие в эти прекрасные сады, чтобы они покорно шли по ним! Благословение и приветствие лучшему из пророков и посланников – Мухаммаду, который выстаивал ночную молитву так долго, что трескались его пятки!

Поистине, этот месяц является месяцем поста и ночных молитв – поклонения дня и поклонения ночи. Верующий поклоняется и ночью, подчиняясь повелению Аллаха, который сказал нашему Пророку (да благословит его Аллах и приветствует):

يَا أَيُّهَا الْمُزَّمِّلُ، قُمِ اللَّيْلَ إِلَّا قَلِيلًا، نِصْفَهُ أَوِ انْقُصْ مِنْهُ قَلِيلًان أَوْ زِدْ عَلَيْهِ وَرَتِّلِ الْقُرْآنَ تَرْتِيلًا.

О закутавшийся! Простаивай ночь без малого, половину ночи или чуть меньше того, или чуть больше того, и читай Коран размеренным чтением  (Аль-Муззаммиль, 1-4).

Аллах Всевышний похвалил обитателей Рая за следующие качества:

كَانُوا قَلِيلًا مِّنَ اللَّيْلِ مَا يَهْجَعُونَ  وَ بِالْأَسْحَارِ هُمْ يَسْتَغْفِرُونَ

Они спали лишь малую часть ночи,а перед рассветом они молили о прощении    (Аз-Зарийат, 17-18).

Он также сказал:

أَمَّنْ هُوَ قَانِتٌ آنَاءَ اللَّيْلِ سَاجِدًا وَ قَائِمًا يَحْذَرُ الْآخِرَةَ وَيَرْجُو رَحْمَةَ رَبِّهِ

Неужели тот, кто смиренно проводит ночные часы, падая ниц и стоя, страшась Последней жизни и надеясь на милость своего Господа, равен неверующему?   (Аз-Зумар, 9).

Аллах Всевышний описал ночную молитву следующими словами:

إِنَّ نَاشِئَةَ اللَّيْلِ هِيَ أَشَدُّ وَطْئًا وَأَقْوَمُ قِيلًا

Воистину, молитвы после пробуждения среди ночи тяжелее и яснее по изложению   (Аль-Муззаммиль, 6).

Ибн Касир (да помилует его Аллах) в тафсире (комментарии) этого аята сказал: «Это по причине того, что ночью можно лучше сосредоточиться на чтении аятов и их осмыслении, чем днём. Потому что день – шумное время суток, время скопления людей для повседневных нужд, для заработка или по другим причинам».

Ночная молитва – это поклонение, связывающее человека с Всевышним Аллахом. Оно делает человека способным преодолеть соблазны этого мира. Делает его способным бороться со своим нафсом (своими страстями). Когда вокруг полный покой и спокойствие, глаза закрываются, а тело требует отдыха. Когда все остальные спят, молящийся по ночам оставляет свою мягкую и тёплую постель. Он, проявляя терпение, преодолевая свою усталость, проводит часть ночи в поклонении Аллаху. Именно поэтому дополнительная ночная молитва является самым верным показателем искренности верующего и огромной отличительной чертой, которую Аллах Всевышний похвалил во многих местах Корана.

Ночная молитва – это сунна муаккада[1], к которой Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) побуждал словами:  «Лучшая молитва после обязательных молитв — это ночная молитва»[2].

Ночная молитва, совершённая в Рамадан, имеет свои достоинства и преимущества над ночной молитвой, совершённой в другое время. Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует): «Тому, кто во время Рамадана будет молиться по ночам с верой и надеждой на награду Аллаха, простятся его прежние грехи»[3].

Мусульманину следует стараться присутствовать на молитве таравих[4] для того, чтобы добиться награды за нее. Ему не нужно уходить до тех пор, пока имам не закончит таравих и витр[5], чтобы достичь награды, равной совершению молитвы в течение всей ночи.

Женщинам разрешается посещение мечетей для совершения молитвы таравих, если для них нет искушения в этом, или они сами не становятся искушением для мужчин. Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Не запрещайте рабыням Аллаха посещать мечети Аллаха!»[6]

Но женщине стоит приходить в мечеть покрытой,  не показывая те части тела, которые Господь приказал ей закрывать. Ей нельзя при этом пользоваться духами, прихорашиваться и громко разговаривать.

Несмотря на великую награду, обещанную тому, кто совершит таравих вместе с имамом, есть люди, которые относятся к этому небрежно. Есть те, которые не представляют себе ужасы Дня воскресения, того дня, когда люди выйдут толпами, чтобы им показали их деяния. Они не вспоминают о мраке и одиноком страхе, который будут испытывать в могиле. Тогда как ночная молитва станет для человека светом, рассевающим мрак могилы. Не говоря уже о прощении грехов и прегрешений человеку, совершающему ночную молитву и о наградах и воздаянии, которые приготовил ему Аллах.

Некоторые люди целый день бегают по своим делам, по улицам, магазинам или спортзалам, но ленятся совершить эту непродолжительную молитву, которая занимает немного времени.

Я бы хотел сделать несколько замечаний моим уважаемым единоверцам относительно ночной молитвы таравих, совершаемой в месяц Рамадан.

1) Является сунной продлевать ночную молитву, и посему не стоит тебе сетовать на это и выражать досаду. Перебори себя и помни, что ты находишься в поклонении Аллаху. Остерегайся после молитвы переброситься с теми, кто молился рядом, словами: «Что-то долговато мы читали и подустали». Твои деяния могут стать тщетными по причине такой досады и недовольства. Иногда можно услышать, что кто-то даже говорит: «Такой-то имам чуть ли не до утра продлевает молитву». Хотя ныне молитва таравих не длится больше полутора  часов! Ты с лёгкостью можешь вспомнить, что порой, чтобы решить своё какое-нибудь мирское дело, тебе приходится долгое время ожидать, но ты не проявляешь никакой досады.

2) Не оставляй в своей молитве никакой доли для шайтана. Он может толкать тебя к мыслям и поступкам, приводящим к показухе и желанию быть восхвалённым. Шайтан всячески пытается удержать тебя от благих деяний. Но если ты, осилив свой нафс, начнёшь совершать благой поступок, он примчится к тебе для того, чтобы сделать недействительным твоё деяние по причине показухи или тщеславия.

3) Тебе не стоит повышать свой голос, когда имам взывает к Аллаху в мольбах. Следи также за тем, чтобы твой плач во время молитвы не переходил в громкие рыдания. Ведь для нас примером для подражания служит посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), от которого, когда он плакал, исходил звук, схожий с шипением кипящего котла[7]. Этого нам достаточно. Тебе нужно следовать лучшему руководству.

4) На протирание лица ладонями после дуа во время совершения молитвы витр нет ясных доказательств из Корана и Сунны.

5) Не ешь много еды перед молитвой таравих, чтобы ты мог молиться спокойно, не чувствуя неудобств от переедания.

6) На тебе есть одно из прав твоих детей – их воспитание, также на тебе обязанность призыва к одобряемому. Приводи их с собой на групповые молитвы и на таравих, ставь их рядом с собой в ряду молящихся. Приучай их с раннего возраста к поклонению.

7) Перед тем, как отправиться в мечеть, старайся чисто и опрятно одеться и использовать благовония (мужчинам), подчиняясь следующим словам Аллаха:

يَا بَنِي آدَمَ خُذُوا زِينَتَكُمْ عِندَ كُلِّ مَسْجِدٍ

О сыны Адама! Облекайтесь в свои украшения при каждой мечети (Аль-А’раф, 31).

8) Береги свой язык от разговоров об имаме. Берегись злословить по отношению к нему или высмеивать его. Если у тебя есть свой взгляд на вещи, своё видение положения, то поделись с ним этим. Делай ему наставление, ведь религия – это наставление.

9) Отдались в этот месяц от частых встреч с людьми. Освободи своё время для дел загробной жизни. Не походи после молитвы таравих на освободившуюся птицу. После совершения дневного поста и ночной молитвы береги себя от всего, что вызывает гнев Аллаха: смотреть на запрещённое шариатом, слушать музыку, злословить, сплетничать, высмеивать людей, сквернословить, пустословить, смотреть на чужих женщин и совершать  другие запретные дела.

Я призываю мусульманок покрываться и быть стыдливыми. И пусть мусульманка знает, что молитва, совершённая дома, лучше для неё, чем молитва, совершённая в мечети. Умм Хумейд жена Абу Хумейда ас-Саъидий (да будет доволен ими обоими Аллах) передала, что однажды она пришла к посланнику Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) и сказала: «О посланник Аллаха! Я люблю совершать намаз вместе с тобой!» На что он  ответил: «Я знаю, что ты любишь совершать намаз вместе со мной. Однако совершение намаза во внутренней части твоего дома лучше для тебя, чем совершение намаза в твоей прихожей. А совершение намаза в твоей прихожей лучше для тебя, чем совершение намаза во дворе твоего дома. А совершение намаза во дворе твоего дома лучше для тебя, чем совершение намаза в мечети твоего племени. А совершение намаза в мечети твоего племени лучше для тебя, чем совершение намаза в моей мечети»[8].

Абдуллах ибн Масъуд (да будет доволен им Аллах) сказал: «Женщина не сможет приблизиться к Аллаху большим деянием, чем пребывание у себя дома».

Если ты пришла в мечеть, то береги свою религию. Смотри за своими детьми, чтобы они не тревожили молящихся людей. Используй своё нахождение среди молящихся женщин для призыва к Аллаху. Используя это драгоценное время, обучай правилам омовения или молитвы тех, кто не знаком с ними. Тебе нужно выйти из мечети сразу же после завершения молитвы для того, чтобы не смешиваться с мужчинами. Остерегайся прийти ради повиновения Аллаха, но вернуться к себе домой с грехами и прегрешениями.

О Аллах, прими наш пост и наши молитвы! О Аллах, содействуй нам в подчинении Тебе и отдали нас от запретного! О Аллах, исправь наше положение и положение всех мусульман! Господь наш, прими от нас, поистине, Ты – Слышащий, Знающий! Прости грехи нам, нашим родителям и всем мусульманам! Да благословит Аллах нашего пророка Мухаммада, его семью и всех его сподвижников!

Абдуль-Малик аль-Касим
“40 уроков тем, кто застал Рамадан”
Переведено сайтом «Почему Ислам?»
www.whyislam.ru

  • [1] Сунна муаккада (закреплённая или утвердительная сунна) – это то, что  Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) выполнял постоянно и пропускал очень редко (прим. пер.).
  • [2] «Сахих» Муслима (1163).
  • [3] «Сахих» Бухари (2009) и «Сахих» Муслим (759).
  • [4]  Дополнительная молитва, совершаемая в течение месяца Рамадан после ночной молитвы (прим. пер.).
  • [5] Заключительная молитва, совершаемая после дополнительной ночной молитвы (прим. пер.).
  • [6] «Сахих» Бухари (900).
  • [7] Как об этом сказано в хадисе, переданном в «Муснаде» Ахмада (4/25,26), «Сунане» Абу Дауда (904) и «Сунане» Насаи (3/13).
  • [8] «Муснад» Ахмада (6/371).

]]>]]>