Ценность времени
Хвала Аллаху, Одному Единственному, Тому, Который сменяет дни и ночи, Который обладает неодолимым могуществом и беспримерным прощением.
Свидетельствуем, что нет иного божества, достойного поклонения, кроме Него, нет у Него сотоварищей и партнёров. Свидетельствуем, что наш Пророк Мухаммад – раб Аллаха и Его Посланник, которого Он избрал и возлюбил.
Это Пророк, который призвал людей ценить время, отведённое им в этой жизни, и совершать праведные дела.
Просим Аллаха благословить и ниспослать мир нашему Пророку Мухаммаду, его семье и всем его сподвижникам, а также всем тем, кто последовал за ними, совершая добрые дела, до самого Судного Дня.
Рабы Аллаха! Увещеваю вас и самого себя, будьте богобоязненными. Всевышний Аллах сказал:
يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا اتَّقُوا اللَّهَ وَلْتَنظُرْ نَفْسٌ مَّا قَدَّمَتْ لِغَدٍ وَاتَّقُوا اللَّهَ إِنَّ اللَّهَ خَبِيرٌ بِمَا تَعْمَلُونَ
«О те, которые уверовали! Бойтесь Аллаха, и пусть душа посмотрит, что она приготовила на завтрашний день. Бойтесь Аллаха, ведь Аллах ведает о том, что вы совершаете»[1].
Дорогие братья и сёстры, время – это жизнь человека, это тот запас времени, который определён для него в этой жизни. Время – один из величайших даров Всевышнего Аллаха. Время и совершение праведных дел неразрывно связаны между собой, на что Всевышний указал в Священном Коране:
وَالْعَصْرِ* إِنَّ الإِنسَانَ لَفِي خُسْرٍ* إِلاَّ الَّذِينَ آمَنُوا وَعَمِلُوا الصَّالِحَاتِ وَتَوَاصَوْا بِالْحَقِّ وَتَوَاصَوْا بِالصَّبْرِ
«Клянусь временем, что человек непременно потерпит убыток, кроме тех, которые уверовали, совершали праведные дела, побуждали друг друга к истине и побуждали друг друга к терпению»[2].
Имам аш-Шафии говорил: «Если бы люди глубоко поразмыслили над этой сурой, то им было бы достаточно её»[3].
Потому что эта сура является для человека заступником и обвинителем, свидетелем и судьёй. И каждый может выбрать свой путь либо следуя этой суре, либо отказавшись от её мудрости; или он добьётся успеха, или окажется в явном убытке.
Кто хорошо и правильно распоряжается своим временем, – достигает успеха, а кто пренебрегает им и тратит его впустую, тот лишается великого блага и расходует жизненно важный запас. Поэтому Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) учил мусульман встречать каждый новый день такими словами:
الْحَمْدُ لِلَّهِ الَّذِي عَافَانِي فِي جَسَدِي، وَرَدَّ عَلَىَّ رُوحِي، وَأَذِنَ لِي بِذِكْرِهِ
«Хвала Аллаху, Который сделал здоровым моё тело, и вернул мне мою душу, и позволил мне поминать Его»[4].
И как прекрасно, когда человек начинает каждый новый день со слов поминания Всевышнего Аллаха и лишь затем приступает к делам. И если Аллах облегчит мусульманину поминание, то это значит, что Он даёт ему возможность не растрачивать свою жизнь понапрасну. Это значит, что время, выделенное ему в этом мире, является благословенным и полезным.
Пророк (мир ему и благословение Аллаха) побуждал верующих помнить о щедрости Всевышнего Аллаха днём и ночью. Он говорил:
اللَّهُمَّ مَا أَصْبَحَ بِي مِنْ نِعْمَةٍ فَمِنْكَ وَحْدَكَ، لاَ شَرِيكَ لَكَ، فَلَكَ الْحَمْدُ، وَلَكَ الشُّكْرُ
«О Аллах, блага, которыми я пользуюсь этим утром, – все они исходят только от Тебя одного, нет у Тебя совладельцев и сотоварищей. Тебе посвящается восхваление и Тебе посвящается благодарность». Кто произнесёт эти слова, когда наступает утро, исполнит свою благодарность за наступающий день, а кто скажет подобные слова вечером, тот исполнит свою благодарность за грядущую ночь»[5].
Благодарите Аллаха (Велик Он и Славен) за дар данного вам времени, благодарите за данную вам жизнь и за Ислам. Это самое ценное, чем обладает человек.
Счастлив тот, кто день свой проводит в благодарности и труде, помня о милостях своего Господа и используя отведённое ему время с пользой, а ночь проводит в смиренном поклоне своему Создателю. Воистину, слово поминания Аллаха это росток, посаженный в Раю.
Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
مَنْ قَالَ سُبْحَانَ اللَّهِ الْعَظِيمِ وَبِحَمْدِهِ غُرِسَتْ لَهُ نَخْلَةٌ فِي الْجَنَّةِ
«Кто скажет: “Безупречен Величественный Аллах! Хвала Ему!”[6], для того будет посажена пальма в райском Саду»[7].
Время настолько ценно, что даже мгновение, потраченное впустую, является для человека утратой, ведь дни, проведённые в этом мире, – нива для жизни будущей.
Рабы Аллаха, проходят дни и годы, и всё это время человек колеблется между двух переживаний:
Первое переживание – за тот срок жизни, что уже прошёл, ведь мы не знаем, как Аллах оценит этот отрезок времени, проведённый нами на земле.
Второе же переживание – за будущее, ведь мы не знаем, что Аллах предопределил нам и как Он с нами поступит.
Так пусть же человек подготовит для себя запас добрых дел, пусть тратит данное ему время эффективно, используя все возможные средства для того, чтобы устроить свои часы и дни наилучшим образом, дабы они принесли добрые плоды и хорошие результаты.
Мусульманин не должен проводить время беспечно, растрачивать его впустую, потому что небрежное отношение ко времени делает человека отсталым как в религии, так и в мирской жизни, долги и обязательства скапливаются у него за плечами, отягощая своим грузом его душу и совесть.
И замечательно, если мусульманин обладает способностью планировать, организовывать своё время, соблюдает назначенные сроки, не тратит ни своё, ни чужое время напрасно. Если он достигнет успеха в этом вопросе, то не будет сожалеть, ведь когда время уходит, то уже ничто не может вернуть его обратно. Единственное, о чём могут сокрушаться ценители времени, так это о том, что не смогли воспользоваться им с ещё большей пользой, не провели его ещё более деятельно.
Сообщается от Абу Хурайры, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
مَا مِنْ أَحَدٍ يَمُوتُ إِلاَّ نَدِمَ
«Нет такого человека, который умирал бы без сожаления».
И спросили его сподвижники: «О чём же он будет сожалеть, о Посланник Аллаха!?» И Пророк ответил:
إِنْ كَانَ مُحْسِناً نَدِمَ أَنْ لاَ يَكُونَ ازْدَادَ وَإِنْ كَانَ مُسِيئاً نَدِمَ أَنْ لاَ يَكُونَ نَزَعَ
«Если человек был благодетельным, то пожалеет о том, что не сделал ещё больше, а если он был грешным, то пожалеет, что не отказался от своего греха»[8].
Когда праведник увидит райские услады, то пожалеет, что не трудился ещё более старательно и усердно, а беспечный и нерадивый станет сокрушаться о том, почему он не делал праведные дела.
Всевышний Аллах сказал:
يَوْمَئِذٍ يَتَذَكَّرُ الْإِنْسَانُ وَأَنَّى لَهُ الذِّكْرَى* يَقُولُ يَا لَيْتَنِي قَدَّمْتُ لِحَيَاتِي
«И тогда человек помянет назидание. Но к чему тогда это поминание? Он скажет: “О, если бы я заранее позаботился о своей жизни!”»[9]
Аль-Хасан аль-Басри (да одарит его Аллах своей милостью) говорил: «Этот мир состоит из трёх дней: вчерашний – тот, что прошёл вместе со всем, что в нём было; и завтрашний, который, возможно, ты не увидишь, и сегодняшний – вот он принадлежит тебе, трудись же в нём»[10].
Ислам побуждает мусульманина использовать время для дел, которые приносят пользу ему и окружающим его людям. Правильно использовать время можно, только если человек будет планировать и знать, что он должен сделать в этот день, какие дела ждут его и к какому результату он хочет прийти по его завершению. Он должен расставить приоритеты и выдвинуть на первый план самые главные дела, исполнять наиболее важные из них прежде менее важных.
Каждый из нас в ответе за то, как он провёл свою жизнь, и за то, как он провёл свои молодые годы, когда он был полон сил.
Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
لاَ تَزُولُ قَدَمَا عَبْدٍ يَوْمَ الْقِيَامَةِ حَتَّى يُسْأَلَ عَنْ عُمْرِهِ فِيمَ أَفْنَاهُ، وَعَنْ عِلْمِهِ فِيمَ فَعَلَ، وَعَنْ مَالِهِ مِنْ أَيْنَ اكْتَسَبَهُ، وَفِيمَ أَنْفَقَهُ، وَعَنْ جِسْمِهِ فِيمَ أَبْلاَهُ
«Не сойдут стопы раба божьего с места в День Воскрешения до тех пор, пока он не будет спрошен о том, как провёл свою жизнь, о своём знании и как он поступал по нему, о своём имуществе – как он заработал и как расходовал его, и о своём теле – как он его использовал»[11].
Дорогие мусульмане, воистину, укрепление государств и возведение цивилизаций основано не только на интеллекте, человеколюбии и материальном достатке; важным качеством является способность людей и всего человечества ценить и правильно распоряжаться своим временем. Если ты наполнишь своё время упорным трудом, оно вернётся к тебе достижением и успехом, и потому сподвижники Пророка (мир ему и благословение Аллаха) никогда не отстранялись ни от одного полезного дела, которое могли совершить.
ʼУмара ибн Хузейм ибн Сабит рассказывал: «Я слышал, как Умар ибн аль-Хаттаб разговаривал с моим отцом и спросил его: “Что мешает тебе засадить свою землю саженцами?” Мой отец ответил: “Я уже очень стар, завтра умру”. Тогда Умар сказал: “Я настоятельно тебе говорю, ты непременно должен засадить участок”. Затем Умара сказал: “Я видел, как Умар собственноручно засаживал эту землю вместе с моим отцом”»[12].
Человек не должен пускать время на самотёк; нельзя не планировать, не размышлять, не созидать. Он обязан думать о том, какую пользу он принёс самому себе, своей жене, своим детям, своим товарищам, своей родине и своей Будущей Жизни. Каждому делу он должен посвятить положенную долю времени.
Истинно счастливым является тот, кому Аллах помог и облегчил его страдания, научил быть покорным Ему. Истинная удача – умение извлекать выгоду из своего времени так, чтобы каждый час, каждый день и каждый месяц приносил свои благие плоды, приближая человека к своему Великому Покровителю – Всевышнему Аллаху.
О Аллах, благослови наше время, наши годы и помоги нам быть покорным Тебе, послушными Твоему Посланнику (мир ему и благословение Аллаха).
Дорогие братья и сёстры, бойтесь Аллаха надлежащим образом, будьте богобоязненными и помните о Нём всегда – как наедине с самими собой, так и в толпе.
Знайте, что Ислам повелел нам пользоваться данным нам временем наилучшим образом на всех этапах нашей жизни, от начала и до конца, и утвердил это в делах поклонения, и в частности в том, что касается намаза. Всевышний Аллах сказал:
إِنَّ الصَّلاةَ كَانَتْ عَلَى المُؤْمِنِينَ كِتَاباً مَّوْقُوتاً
«Воистину, намаз предписан верующим в определённое время»[13].
Намаз имеет определённое время, в которое он должен быть совершён.
Что касается молодости, а молодостью считается весь этап жизни человека, в течение которого он силён и активен, то на этом этапе умение правильно распоряжаться временем наиболее важно, потому что это то время, когда человек является наиболее работоспособным и дела его приносят ему больше всего пользы. Молодость – самый продуктивный период в жизни человека и самый ответственный.
Никакое дело не будет успешным, если человек не научится ценить своеё время: любая деятельность нуждается в правильном распоряжении им от её начала до окончания. Мусульманин прежде всего должен работать над собой, и тогда он научится ценить время других людей как на работе, так и во всех сферах общественной жизни, на собраниях и в гостях, на встречах и в частных беседах.
Если ты не используешь время с пользой, то оно непременно ускользнёт от тебя и не принесёт ничего, кроме сожаления.
Так просите же у Аллаха благословения и приветствуйте миром нашего Пророка, как сказано в священном Коране:
إِنَّ اللَّهَ وَمَلائِكَتَهُ يُصَلُّونَ عَلَى النَّبِيِّ يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا صَلُّوا عَلَيْهِ وَسَلِّمُوا تَسْلِيمًا
«Воистину, Аллах и Его ангелы благословляют Пророка. О те, которые уверовали! Благословляйте Его и приветствуйте миром»[14].
Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
مَنْ صَلَّى عَلَيَّ صَلاَةً صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ بِهَا عَشْراً
«Кто попросит для меня благословения один раз, того Аллах благословит десятикратно»[15].
И также он сказал (мир ему и благословение Аллаха):
لاَ يَرُدُّ الْقَضَاءَ إِلاَّ الدُّعَاءُ
«Ничто не отводит предопределения, кроме молитвы (дуа)»[16].
О Аллах, благослови и ниспошли мир и благодать нашему предводителю и Пророку Мухаммаду, а также его семье и всем его сподвижникам.
Ниспошли довольство своё праведным халифам, которые вели дела мусульман после него: Абу Бакру, Умару, Усману и Али, а также всем благородным сподвижникам и всем тем, кто последовал за ними до самого Судного Дня.
О Аллах, помоги нам и сделай наше время благодатным, полезным, и сделай Твою помощь и поддержку нашим постоянным спутником.
Аллах, не оставь у нас такого греха, который не был бы прощён Тобой.
Не оставь такой тревоги, которую бы Ты не развеял.
Не оставь у нас таких долгов, которые Ты не помог бы вернуть.
Не оставь такой болезни, которую Ты не исцелил бы.
И не оставь среди наших умерших таких, которых Ты не простил бы.
И не оставь такой нужды, от которой бы Ты не избавил нас. И дай нам облегчение.
Господь наш, дай нам в этом мире благо и в Следующем мире благо, и огради нас от наказания Ада.
Аллах, мы просим у Тебя Рая и всех тех дел и слов, которые приближают нас к нему. И обращаемся за Твоей защитой от Ада и всех дел и слов, которые приближают нас к нему.
О Аллах, мы просим у Тебя Рая для себя и для наших родителей, и для всех, кому мы обязаны, и для всех мусульман.
О Аллах, прости всех мусульман и мусульманок, как живых, так и тех, кто уже покинул этот мир.
О Аллах, ниспошли Своё прощение и Свою милость нашим отцам, и нашим матерям, и нашим родственникам, и всем тем, кто делал нам добро.
О Аллах, мы просим прощения и награды для тех, кто построил эту мечеть, для их родителей, и для каждого, кто заботится о ней и совершает в ней праведные дела. О Аллах, прости всех, кто ради Тебя возводит мечети, в которых поминается имя Твоё.
Хвала Аллаху, Господу миров.
Подготовил: Маликов Р.Х.
Корректор текста: Тамки́н Р. Г.
Для сайта «Почему Ислам» – www.whyislam.ru
- [1] 59: 18.
- [2] 103:1-3.
- [3] «Тафсир ибн Касир» (1/203).
- [4] Хадис привёл ат-Тирмизи (3401).
- [5] Хадис привёл Абу Дауд (5073).
- [6] «Субхана-Ллахи ль-Аʼзыми ва би-хамдих».
- [7] Хадис привёл ат-Тирмизи (3465).
- [8] Хадис привёл ат-Тирмизи (2403).
- [9] 89: 23-24.
- [10] «Аз-Зухд» аль-Байхакы (1/196).
- [11] Хадис привёл ат-Тирмизи (2417).
- [12] «Джамʼ аль-джавамиʼ» ас-Суюты (6/97).
- [13] 4: 103.
- [14] Коран, сура 33 «аль-Ахзаб» («Партии»), аят 56.
- [15] Хадис привёл Муслим (384).
- [16] Хадис привёл ат-Тирмизи (2139).
Аминь!
Ассаляму аляйкум.
Барака Ллаху фикум…
Сообщается от Абу Хурайры, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
«Нет такого человека, который умирал бы без сожаления».
И спросили его сподвижники: «О чём же он будет сожалеть, о Посланник Аллаха!?» И Пророк ответил: «Если человек был благодетельным, то пожалеет о том, что не сделал ещё больше, а если он был грешным, то пожалеет, что не отказался от своего греха»[8].
Шейх аль-Албани назвал хадис очень слабым. См. «Да’иф аль-джами’ ас-сагъир» 5146, «Тахридж Мишкатуль-масабих» 5478, «Да’иф ат-таргъиб ва-т-тархиб» 1960.
Ассаляму алейкум. Всё верно, сестра, но смысл хадиса верен, что подтверждается другими хадисами и аятами из Корана. И в подобных случаях нет ничего плохого в упоминании слабого хадиса. Барака-Ллаху фики.