Форекс
С начала девяностых и по сей день не одно поколение молодежи становилось свидетелем того, как какая-то часть населения становится богатой за короткий период времени. И если в девяностых обогащение происходило за счет неустойчивости рынка, всякого рода криминальных процессов и разного рода финансовых афер (возьмем, к примеру, МММ или Менатэп), то сегодня это происходит в основном за счет коррупции.
Естественно, такая действительность оказывает влияние на отношение к жизни и задает определенные шаблоны поведения этой молодежи. Одним из примеров такого поведения является стремление к быстрому обогащению. Хочется в одночасье, не прилагая особого труда, разбогатеть[1]. Будто в ответ на это желание, вокруг много всякого рода рекламы, которая рассказывает о тех, кто, вложив небольшие деньги и доверившись «хорошим» аналитикам или компаниям, зарабатывает большие деньги на финансовых рынках. Куда ни глянь — реклама инвестиционных компаний, брокерских контор и валютных торговых площадок, и везде сулят хорошие доходы. Одной из таких площадок является Форекс, о котором, наверное, не слышал разве что тот, кого не интересуют финансы вообще.
Исламская община во всем вышесказанном тоже не остается в стороне, молодые мусульмане хотят заработать, и они не против сделать это быстро, да и без лишних усилий. Все чаще можно услышать в разговорах о валютном рынке Форекс, о возможностях начать торговлю на нем даже малыми средствами.
И тут возникает не лишний вопрос: а насколько дозволено зарабатывать деньги таким способом верующим людям? Умар, да будет доволен им Аллах, говорил: «Тот кто не изучает фикх, тот поедает риба (ростовщичество), желает он того или нет».
Что такое Форекс и как на нем зарабатывают?
Форекс — это электронная площадка по торговле валютой, и схема зарабатывания на ней заключается в игре на изменении курсовой разницы. Купил подешевле, подождал, пока подорожает, и продал. Стоит обратить внимание на то, что при этом купля и продажа могут осуществляться в очень короткие промежутки времени, так что в течение дня это происходит десятки раз. Разница между ценой покупки и продажи и есть полученные прибыль или убыток. Но много ли заработаешь на этом, вложив первоначально лишь 100, 200 или даже 1000 долларов? Ведь разница в течение дня колеблется не так сильно: 5-10 центов, редко когда колебания превышают эти цифры. Получается, если с каждого доллара зарабатываешь 10 центов, то, помножив их на 1000 долларов, получаем 100 долларов. Вроде неплохие деньги, но, если учитывать, что доллар не всегда растет, но и падает, и не всегда человек дожидается восстановления курса, по которому он купил доллары, то говорить о больших прибылях не приходится. А как же обещания, данные специалистами брокерских контор, которые являются посредниками для входа на Форекс? Неужели это все пустые слова? Конечно же, нет! Они ведь думают о простых людях и об их достатке! Они создали все условия, чтобы вы, приходя к ним, могли зарабатывать большие деньги на торговле валютой. Для этого, такие посреднические конторы, выдают вам рычаг, чтобы, изначально с небольшими силами (100-300 долларов), вы «двигали» большими массами денег. Что-то похожее на рычаг Архимеда. Этот рычаг — это, так называемое, «плечо», которое любезно подставляют вам эти структуры, выдавая вам заем, многократно превышающий ваш первоначальный капитал. На сегодня максимальная пропорция собственного капитала к плечу, обычно составляет 1:1000. Например, к вашим 100 долларам, они прибавляют 100 000 долларов, для возможности заработать больше. Теперь, если вернуться к предыдущему примеру, вы можете, заработав по 10 центов на каждом долларе, получить уже не 100 долларов, а 10000. Внушительно! При этом, при получении плеча, реальные деньги вам на руки не даются, а на ваш счет, через который вы торгуете на валютном рынке, зачисляются эти деньги, причем, виртуально. Вы ведь их ни в каком случае получить не сможете, а заработать на них вы можете реально, как и получить убыток, но об этом позже.
Насколько все это дозволено с точки зрения ислама?
Приходится иногда слышать от некоторых мусульман, что о современных финансово-экономических отношениях и, в особенности, о деньгах в Сунне ничего не сказано. Но так ли это на самом деле?
Всевышний Аллах в суре «аль-Маида» («Трапеза»), сказал следующее: «Сегодня Я ради вас усовершенствовал вашу религию, довел до конца Мою милость к вам и одобрил для вас в качестве религии Ислам»(5:3).
Как может быть так, что религия, которая для мусульман является образом жизни, усовершенствована, Аллах ею доволен, а о такой важной составляющей жизни, как деньги, ничего не сказано?
Естественно, о таком важном вопросе, как деньги, в религии говорится. Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) узаконил деньги, бывшие тогда в обиходе арабов: золото, представленное в римских динарах, и серебро, представленное в персидских дирхемах. И, кроме этого, он установил правила обмена этих денег своей пречистой Сунной. В хадисе передаваемом Абу Саидом аль-Худри, говорится: «Не продавайте золото за золото, кроме как в равном количестве, и не увеличивайте одно над другим, и не продавайте серебро за серебро, кроме как в равном количестве, и не увеличивайте одно над другим, и не продавайте отсутствующее из них за присутствующее» (Бухари, Муслим).
В другом хадисе, который передал Убада Ибн Самит, посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Золото за золото, серебро за серебро, пшеницу за пшеницу, рожь за рожь, финики за финики, соль за соль, равное за равное, из рук в руки. Если же (эти) виды разные, то продавайте как хотите, но только из рук в руки» (Муслим)
Из этих двух хадисов можно почерпнуть следующие правила, касающиеся обмена денег:
1. При обмене золота на золото запрещается излишек с любой стороны и запрещается отсрочка передачи с любой стороны, то же самое и в отношении серебра.
2. При обмене золота на серебро разрешается разница в количестве (излишек) и запрещается отсрочка в передаче с любой стороны.
В приведенных выше хадисах речь идет о золоте и серебре, а сегодня деньги представлены в виде бумажек, давно уже не обеспеченных никаким золотом или серебром. Как же мы должны относится к этим деньгам? Исламские ученые современности, изучив исламское правовое наследие, пришли к выводу, что деньги не связаны лишь с золотом и серебром, и что деньги — понятие, обусловленное людьми². В своем третьем заседании, Международная исламская академия фикха, включающая в себя больших ученых со всего мира, вынесла решение относительно денег, которое гласит, что современные деньги принимают на себя все положения золота и серебра, установленные исламским правом. С них надо выплачивать закят, в них может быть риба и т.д.³ При этом каждая валюта считается самостоятельным денежным средством, так же как золото и серебро являются самостоятельными денежными средствами.
Таким образом, купля и продажа валют подпадают под правила, почерпнутые нами из приведенных выше хадисов. То есть в пределах одной валюты запрещается неравный обмен, а также отсрочка в передаче одной из сторон, и, тем более, обеими сторонами. Поясним на примере: если вы в магазине решили обменять пятитысячную купюру, то ваше действие попадет под запрет, если вам дадут меньшую сумму, чем пять тысяч, так же как и если продавщица даст вам три тысячи, а за остатком велит прийти к концу дня.
Если же валюта разная, например, рубли и евро, то неравный обмен разрешен, но запрещена отсрочка с одной из сторон. К примеру, если вы обмениваете в банке купюру в пятьсот евро на доллары, и оказывается, что в банке недостаточно долларов, после чего вам дают лишь четыреста долларов, а остаток обещают вернуть завтра, такой обмен будет являться запрещенным.
Теперь давайте вернемся к нашему Форексу. Как же происходит купля и продажа валюты на этом рынке? Все происходит электронно: когда вы покупаете, с вашего счета снимаются доллары и вам зачисляются евро, затем при продаже евро также электронно снимаются и электронно зачисляются доллары. То есть все это происходит как только ваш брокер исполняет ваши ордера [4]. Возникает вопрос, являются ли эти зачисления на счет и снятия со счета передачей из рук в руки, упомянутой в хадисе, или нет?
Международная исламская академия фикха ответила на это вопрос своим решением [5], в котором говорится, что зачисление на счет выступает в роли фактической передачи из рук в руки в случаях, когда происходит зачисление денег, переданных банку, в другой валюте на счет клиента, или в случае денежного перевода на счет клиента и также в других схожих случаях. Обращает на себя внимание тот факт, что в этом решении говорится, что та небольшая отсрочка в зачислении средств, обычная в банковском деле, является допустимой, но клиент не имеет право распоряжаться деньгами до появления физической возможности получения денег. Например, если вам зачислили на счет 100 000 долларов, то распоряжаться ими вам разрешено лишь после физической возможности получения этих средств, даже если на самом деле вы их не берете. То есть оплатить ими что либо, или купить на них другую валюту можно только после физической возможности получения этих денег. Распоряжаясь же этими зачисленными деньгами до того, вы нарушаете условие обмена, установленное посланником Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует).
Возникает вопрос: как скоро я могу физически получить валюту, которую я покупаю, изначально на свои деньги, на Форексе? На самом деле, эту валюту вы не сможете получить так быстро, как рассчитываете. Поставка валюты в международной практике осуществляется с задержкой в несколько дней [6]. Следовательно, если вы продадите ее до возможности получения, вы не выполняете условие, установленное пророком (да благословит его Аллах и приветствует), и, соответственно, попадаете в риба. Получается, ни о какой многоразовой торговле в течение дня говорить не приходится.
Теперь необходимо разобраться с вопросом о «плече», предоставляемом вам посреднической конторой, обеспечивающей возможность торговли на валютном рынке. Если это заем, предоставляемый вам за определённую плату, вне зависимости от ее величины, ситуация критична. В хадисе передается, что любой долг, приносящий для заимодавца какую-либо пользу, является риба [7]. А риба — это то, о чем в другом хадисе говорится: «Посланник Аллаха проклял берущего риба, дающего риба, записывающего риба и являющихся свидетелями риба, и затем добавил : «Они все равны» [8]. То же касается и любых штрафов за просрочку возврата «плеча», хотя в действительности это невозможно, так как берущий плечо, на самом деле, берет лишь виртуальные деньги. Аналогичная ситуация, если «плечо» предоставляется на один день бесплатно, а за последующие дни берется плата.
Следует отметить и тот момент, что заем, предоставляемый брокером спекулирующему на валютном рынке в виде «плеча», выдается с ограничениями на распоряжение им. Эти ограничения проявляются в случае, когда валюта начинает дешеветь и потенциальные убытки становятся равными первоначальному капиталу торгующего на валютном рынке. В таком случае брокер автоматически продает валюту, чтобы убытки не затронули «плечо», предоставленное брокером. Объясним на примере: представьте, что вы с первоначальным капиталом в 1000 долларов взяли 100 000 «плеча». Затем вы купили евро по цене 1,3665 доллара за один евро и у вас будет 73 911 евро. После этого, если евро начнет дешеветь в отношении к доллару, то на отметке 1,3529 доллара за евро, брокер продаст евро и получит свои 100 000 долларов обратно. Даже если после этого евро начнет расти, вы уже ничего поделать не сможете. Выходит, получив виртуальные деньги, вы теряете настоящие, хотя на них вы можете и заработать.
Исходя из всего вышесказанного можно сделать следующие выводы:
Первый: Покупка валюты на рынке Форекс сама по себе разрешена.
Второй: Пользование «плечом», предоставляемым брокером, не является разрешенным с точки зрения Ислама.
Третий: Для дальнейшей перепродажи валюты, купленной на Форексе, необходимо либо физическое получение валюты, либо такая фактическая возможность.
В окончании данной статьи, хотелось бы напомнить слова, переданные от большого количества наших праведных предшественников. Они говорили, что тот, кто оставит запретную вещь, которую он был в состоянии совершить, ради довольства Аллаха, тому Аллах возместит лучшим еще в этом мире, до следующего.
Булат Мулюков,
Председатель Совета по исламскому праву ЦРИЭФ
islameconomy.ru
[1] Это не взгляд со стороны, а ощущения, которые я испытываю, будучи частью этой молодежи.
[2] Здесь мы намерено оставили вопрос исследования исламскими учеными вопроса денег, что бы не затягивать статью, и дали лишь результат этих исследований.
[3] Решение №21 третьего заседания, прошедшего с 11 по 16 октября 1986 г.
[4] Приказы по продаже или покупки, отдаваемые брокеру.
[5] Решение N 53 шестого заседаниясобрания, прошедшего с 14 по 20 марта 1990 года.
[6] Такова международная практика банков по спот сделкам покупки валюты.
[7] Хадис является слабым, но он принят единогласно всеми мазхабами в качестве правила.
[8] Муслим от Джабира.
Ассаляму аллейкум!ДазакумуЛлаху хайран за статью!Не могли бы вы привести хадис о долге,о котором сказано,что он слабый?До этого не знал,что слабые хадисы могут браться за правило.Не могли бы вы разъяснить этот момент?БаракаЛлаху фикум!
Уа алейкум ас-салям уа рахматулЛахи уа баракятух! Текст хадиса: Приводится хадис от Али ибн Абу Талиба (да будет доволен им Аллах): «Любой долг, который сопровождается выгодой, считается ростовщичеством». Хадис слабый, как об этом упомянули многие учёные (приводится в «Муснаде аль-Хариса от Саууара ибн Мус’аба от ‘Умарата аль-Хамадани, который сказал: «Я слышал, как Али (да будет доволен им Аллах) говорил, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: …»). Знатоки по хадису считают передатчика Саууара ибн Мус’аб слабым. Кроме того подобные слова приводятся со слов сподвижников таких, как: Фадаля ибн ‘Убейд (да будет доволен им Аллах) (приводится у аль-Байхакый). Также привёл Ибн Абу Шейба в своём сборнике «аль-Мусаннаф» слова ‘Ато, что сподвижники порицали любой долг, который сопровождался пользой (выгодой). Однако, все эти предания слабые. Кроме того, подобное правило пришло со слов табиинов, как об этом сказал Ибн Хазм: «Достоверно сообщается о запрете этого от Ибн Сирина, Катады и ан-Наха’ый»., как об этом упомянули многие учёные. Однако, его смысл правильный, и поэтому часто упоминается в книгах по исламскому праву «фикху» в качества правила. При этом по поводу правильного значения этого правила приводят иджма’ (единоглассное мнение) такие учёные, как: Ибн Абдуль-Барр в книге «Аль-кафи», аль-Баджи в «Аль-мунтака», Ибн аль-Мунзир в «Аль-иджма’», Ибн Кудама в «аль-Мугни» и другие. Кроме того, некоторые учёные приводят со слов сподвижника предание от Ибн Аббаса (да будет доволен им Аллах), который является достоверным что он порицал и запрещал долг, который сопровождался пользой. («Ас-сильсиля ас-сахиха», (1397)). И поэтому ссылаясь на многочисленные предания этого правила многие современные учёные сказали: хадис слабый, но учёные единогласны в том, что надо поступать в соответствии со значением этого правила. И Аллах лучше знает!
ДжазаккяЛлаху хайран!
السلام عليكم ورحمة الله وبركاته.
Меня интересует дозволенность или же запрет криптовалюты как биткоины или же другие, которые сейчас распространены в интернете.
Катарский совет ученых не видят в этом вопросе запретного, http://fatwa.islamweb.net/fatwa/index.php?page=showfatwa&Option=FatwaId&Id=251170 .Очень хотелось бы узнать более подробный ответ как вы сделали с форексом).
ассаляму алейкум.. скажите,пожалуйста,работать на фондовом(валютном) рынке(call-center по привлечению клиентов) разрешено или запрещено?..не могу найти ответ на этот вопрос.. Баракаллаху фикум
Ассаляму галейкум уа рахматуллахи уа барякатуху! Дозволена ли торговля бинарными опционами?