Нескончаемая пророческая миссия (ч17)

В предыдущих статьях мы рассмотрели, в каком состоянии находились различные религии в 6-ом веке нашей эры. Такие религии, как иудаизм, христианство, зороастризм, культ огня у персов, различные языческие верования подвели человечество к глубочайшему кризису. Этот кризис духовности неминуемо привел к разрухе во многих других сферах – политической, общественной, экономической… Начались кровавые войны между людьми, расцвела работорговля, одни классы эксплуатировали другие… В такой атмосфере сердца людей черствеют, неверие и уход от Бога становятся причиной падения нравов, зла, преступлений, попрания чужих прав. Такое состояние человечества было схоже с предсмертной агонией умирающего, словно Земля оказалась на грани самоистребления и уничтожения. Именно в такое время сильнее всего проявилась потребность человечества в божественном посланнике, дабы тот стал светочем для заблудших, с помощью которого можно было бы найти верный путь.

И Всевышний сделал так… В этот раз свет пророчества пробился из Мекки – древнего города, в котором с давних времен находилась Кааба, возвеличиваемая разными народами. Несмотря на то, что Мекка мало отличалась от других городов мира по своему духовному состоянию и в ней также были распространены ширк, незнание Бога, несправедливость,  несколько особенностей Мекки все-таки выделяли ее на фоне других мест.

Во-первых, Мекка продолжала быть чистой и неподдавшейся влиянию существующей в тот период философии Греции, Рима и Индии.  Это способствовало тому, что люди умели рассуждать проще, обладали ясным умом, следовали явным и очевидным доказательствам, не пытаясь опровергнуть их какими-то пустыми рассуждениями.

Во-вторых, Мекка географически располагается в центре известного на тот момент мира и основных мест обитания человека. Среднее место между Европой, Азией и Африкой, несомненно, было важным фактором скорого развития и распространения Ислама в соседних областях.

В-третьих, Мекка всегда была самым спокойным местом на земле. В своё время Сам Всевышний Аллах защитил ее от нападения Абрахи с его войском. А также соседнии империи: персидская и римская никогда не завладевали этим Священным городом. В спокойствии пребывали  даже её торговые караваны, уходящие с торговлей в разные страны. Всё это было предпосылкой для прихода благородного посланника. Всевышний, о данном жителям Мекки благе, сказал так:

«Разве Мы не закрепили за ними безопасного святилища, в которое привозят плоды любых видов в качестве пропитания от Нас? Однако большинство их не ведает этого» (28. «Аль-касас»: 57).

В-четвертых, кочевой образ жизни, связанный с жизнью в пустыне, был залогом сохранения многих доблестных человеческих качеств: гостеприимства и щедрости, храбрости и героизма, верности и защиты собственного достоинства – все это было в почете у арабов.

По этим причинам Мекка больше всего подходила на роль того, чтобы стать местом жизни нового пророка. Именно так и произошло: в одном из наиболее достойных племен Мекки – племени Курайш, которое пользовалось уважением остальных горожан, в 570 г. родился Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) – человек, которому предстояло стать последним пророком. Он осиротел в раннем детстве, отец скончался еще до его рождения, а мать и дедушка по отцу умерли, когда ему не исполнилось и шести лет. После этого заботу о мальчике взял на себя его дядя Абу Талиб. С самого детства за Мухаммадом замечали такие качества, которые не были свойственны его ровесникам. Он не обижал других детей, был правдив в словах, ему доверяли взрослые и многие даже оставляли на хранение дорогие вещи, которые он оберегал так, как если бы они были его личными. За верность его прозвали в родном городе «Амин», что значит «надежный». Кроме того, за Мухаммадом никогда не замечали дурных поступков, его сильно печалило то, как живет общество, поклонявшееся идолам, считающее нормальным распитие вина, убийства и кровопролитие. Поэтому он удалялся от людей, когда те приступали к грехам, и участвовал с ними в общих делах, когда они совершали благие поступки. При этом он заботился о сиротах, помогал нуждающимся, кормил голодных. А когда достиг сорока лет, он, тяжело переживая безнравственнось своего общества, стал уединяться для поклонения Господу и моления о праведности и верном пути. В один из таких дней перед ним предстал ангел, зачитавший ему откровение от Всевышнего. В этом откровении Аллах повелел Своему Пророку призвать народ к оставлению ширка и поклонения лжебогам и к совершению всех обрядов поклонения только одному Аллаху. День за днем, год за годом продолжалось ниспослание откровения. В нем содержались аяты о вероучении и законах религии. В конце концов ниспослание Корана завершилось. Это был день, когда религия стала завершенной, а милость Аллаха – исполненной. По завершении своей миссии, доведя откровение до человечества, Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) ушел из жизни. Он прожил 63 года. Из них 40 лет – до принятия пророчества, а 23 года – будучи пророком и посланником.

Человек, интересующийся историей пророков и посланников, с легкостью заметит, что те доказательства, которые подтверждали истинность и достоверность предыдущих пророков, применимы и по отношению к Пророку Мухаммаду (мир ему и благословение Аллаха), причем  они являются более сильными и явными.

Так, например, многие люди приводят в доказательство истинности пророков Мусы (Моисея) и Исы (Иисуса) то, что об этом свидетельствует достаточно большое количество людей. Если мы признаём это доказательство в отношении упомянутых двух пророков, то должны признать его и в отношении нашего Пророка, где достоверность сведений является более явной, более надежной, и более близкой по времени.[1]

Также можно сказать и о чудесах, подтверждавших слова пророков. Если назвать информацию о чудесах предыдущих пророков достоверной, то информацию о чудесах нашего Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха) мы должны будем назвать намного более достоверной. Особенно если говорить о самом великом подтверждении пророчества Мухаммада – Коране, Слове Всевышнего Аллаха. Известно, что на протяжении всей истории Ислама Коран остается непревзойденным чудом, которое передается из поколения в поколение огромным количеством людей, как в письменной форме, так и в устной.

Если обратить внимание на содержание вероучений нашего Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха) и предыдущих пророков (Мусы, Исы и других), то можно обнаружить в них много общего, что доказывает утверждение о едином источнике, из которого пророки получали откровения.

Обратите также внимание на то, какими были последователи каждых пророков. Вы увидите, что последователи Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха) наиболее благостные по отношению к другим людям, наиболее влиятельные по отношению к тем, кто идет после них, ведь они принесли благо человечеству, донесли единобожие и справедливость в разные уголки света, были защитниками и избавителями бедных и угнетенных.[2]

Интересно в этой связи привести свидетельства людей, принявших Ислам и рассказавших о причинах, побудивших их к такому шагу. Так, Али, сын Раббана Табари, перешедший в Ислам из христианства, написал об этом целую книгу. Свой выбор он объяснил следующими доводами:

Во-первых, Ислам призывает поклоняться только одному Богу и отказаться от поклонения чему-либо еще. А призыв пророков был именно таким.

Во-вторых, у Пророка Мухаммада были очень сильные знамения, подтверждавшие истинность его пророчества.

В-третьих, Пророк (мир ему и благословение Аллаха) предсказал некоторые события из будущего, о которых он не мог знать, а впоследствии они действительно произошли именно так, как он о них сообщил.

В-четвертых, с некоторыми странами произошло именно то, что предсказал Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха).

В-пятых, явным доказательством правдивости Мухаммада является Коран – непревзойденное пророческое знамение. Книга Аллаха, переданная нам пророком, не умеющим читать и писать! До сих пор нет ничего похожего на неё, сколько бы не пытались грамматеи. Кроме того, Коран защищен Богом от искажений, поэтому защищены правильные вероубеждения, основанные на Коране, и законы исламской религии.

В-шестых, Мухаммад был последним пророком, а если бы его не было, то предсказания предыдущих посланников, возвещавших о скором пришествии пророка, оказались бы ложными.

В-седьмых, многие предыдущие пророки предсказали его появление задолго до его рождения. При этом они рассказали и о месте его появления, и о его внешнем виде, и о том, что ему покорятся народы и их правители, и что религия его распространится по свету.

В-восьмых, доводом в пользу его истинности считаются победы мусульман над другими враждующими народами. Было бы нелепым, если бы некий человек ложно называл себя пророком, и Господь помогал бы ему расправляться с врагами, позволил бы так широко распространиться его призыву, набрать так много сподвижников и последователей. Очевидно, что столь великих результатов может добиться исключительно правдивый пророк.

В-девятых, об истинности пророчества Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха) можно судить по его выполнению религиозных обрядов, его непорочности, честности, его достойному образу жизни и искреннему отношению к окружающим людям. Несомненно, такие качества могут отобразиться только в настоящем пророке.

После этих доказательств их автор заключает: «Таковы веские указания и ясные свидетельства в его пользу. Человек, чьи слова подтверждены этими доказательствами, однозначно должен быть признан пророком! А люди должны уверовать в него. Тот же, кто станет отрицать его миссию даже после разъяснения его истинности, потерпит убыток, пропадет в этом мире и в следующем»[3].

В завершение этой части приведу свидетельства двух человек. Первый из них – правитель Византии, живший в эпоху Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха). Второй – наш современник, английский миссионер Джон Сант.

Итак, вот свидетельство первого из них. В сборнике достоверных хадисов Аль-Бухари приводится рассказ о встрече знатной курайшитской особы Абу Суфьяна с правителем Византии Ираклием. Со слов ‘Абдуллаха бин ‘Аббаса, да будет доволен им Аллах, передается, что Абу Суфйан бин Харб, да будет доволен им Аллах,[4] сообщил ему о том, что Ираклий[5] послал за ним, когда он сопровождал караван курайшитов[6]. Они занимались торговыми делами в Шаме[7], и это было в то время, когда Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, заключил перемирие[8]с Абу Суфйаном и (другими) неверными курайшитами. (Абу Суфйан вместе со своими товарищами) прибыл к императору в Илийу[9], где  Ираклий, находившийся в окружении знатных людей Рума[10], призвал их ко двору. Подозвав к себе их и своего толмача, он спросил: «Кто из вас приходится самым близким родственником человеку, утверждающему, что он − пророк?»

Абу Cуфйан сказал:

− Я ответил: «Самым близким из них к нему являюсь я». Тогда он сказал: «Подведите его поближе ко мне, а его товарищей поставьте у него за спиной», и велел своему толмачу: «Скажи им, что я буду спрашивать его о том человеке, и если он солжёт мне, пусть они уличат его во лжи». И, клянусь Аллахом, если бы я не стыдился того, что потом они станут рассказывать о моей лжи, то обязательно сказал бы о нём неправду! Затем (Ираклий) задал мне о нём первый вопрос: «Каково его происхождение (и место) среди вас?» Я ответил: «Он благородного происхождения». Он спросил: «Заявлял ли кто-нибудь из вас нечто подобное[11] раньше?» Я ответил: «Нет». Он спросил: «Был ли кто-нибудь из его предков правителем?» Я ответил: «Нет». Он спросил: «А кто следует за ним, знатные люди или простые?» Я ответил: «Скорее простые». Он спросил: «Число их увеличивается или уменьшается?» Я ответил: «Увеличивается». Он спросил: «А отступает ли кто-нибудь из принявших его религию из-за недовольства ею?» Я ответил: «Нет». Он спросил: «Приходилось ли вам обвинять его во лжи до того, как он заявил об этом[12]?» Я ответил: «Нет». Он спросил: «Не свойственно ли ему вероломство?» Я ответил: «Нет, но у нас с ним сейчас перемирие, и мы не знаем, что он будет делать», и больше ничего не смог добавить к сказанному.[13] Он спросил: «Приходилось ли вам сражаться с ним?» Я ответил: «Да». Он спросил: «И чем же заканчивались ваши сражения?» Я ответил: «Война между нами шла с переменным успехом: он побеждал нас, и мы побеждали его». Он спросил: «Что он велит вам делать?» Я ответил: «Он говорит: “Поклоняйтесь одному лишь Аллаху, не поклоняйтесь больше никому наряду с Ним и отрекитесь от того, что говорили ваши предки”, и ещё он велит нам молиться, говорить правду, быть добродетельными и поддерживать связи с родственниками». Тогда он велел толмачу сказать мне: «Я спросил тебя о его происхождении, и ты ответил, что он принадлежит к знатному роду, но и все (прежние) посланники принадлежали к знатным родам своих народов. И я спросил тебя, не говорил ли кто-нибудь из вас подобного до него, ты же ответил, что нет, и я подумал, что если бы кто-нибудь уже заявлял об этом до него, то я решил бы, что этот человек просто повторяет сказанное до него кем-то. Ещё я спросил тебя, был ли кто-нибудь из его предков правителем. Ты ответил, что нет, и я подумал, что если бы он являлся потомком владык, то я решил бы, что этот человек стремится вернуть себе свои родовые владения. Ещё я спросил тебя, не приходилось ли вам обвинять его во лжи, прежде чем он стал говорить то, что говорит, а ты ответил, что нет, и мне стало ясно, что если он не клеветал на людей, то не станет возводить ложь и на Аллаха. Ещё я спросил тебя, знатные люди последовали за ним или простые, и ты сказал, что простые, но именно они и становятся последователями посланников. Ещё я спросил тебя, увеличивается их число или уменьшается, и ты сказал, что увеличивается, но именно таким и должно быть положение веры, пока оно не достигнет совершенства. Ещё я спросил тебя, отступается ли от его религии кто-нибудь из принявших её из-за недовольства ею, и ты ответил, что нет, но (так и бывает), когда (истинная) вера проникает в сердца. Ещё я спросил тебя, не свойственно ли ему вероломство, и ты ответил, что нет, но и посланники никогда не поступают вероломно. Ещё я спросил тебя о том, что он велит вам делать, и ты ответил, что он велит вам поклоняться Аллаху и не поклоняться никому больше наряду с Ним, и запрещает вам поклоняться идолам, и велит вам молиться, говорить правду и быть добродетельными, и если ты говоришь правду, это значит, что он обязательно овладеет тем, что ныне принадлежит мне. Я знал, что он должен появиться[14], но не предполагал, что он окажется одним из вас. Если бы я был уверен, что сумею добраться до него[15], то обязательно постарался бы встретиться с ним, а если бы встретился, то непременно омыл бы ему ноги!»[16] А потом он потребовал подать себе послание Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, с которым Дихйа[17] был направлен к наместнику Бусры[18], и тот подал его Ираклию, который прочитал там следующее:

− C именем Аллаха Всемилостивого, Милостивейшего.

От Мухаммада, раба Аллаха и Его посланника, Ираклию, владыке Рума.

Мир тому, кто последовал за истиной.

А затем, поистине, я призываю тебя к Исламу! Прими Ислам, и ты спасёшься, а Аллах удвоит твою награду; если же ты откажешься, тогда на тебя будет возложено бремя греха (твоих) крестьян[19]! И (я скажу тебе то, что сказал Аллах): «Скажи: “О обладатели Писания[20]! Давайте признаем слово, одинаковое для нас и для вас[21], что не должны мы поклоняться никому, кроме  Аллаха, и что ничего не должны мы придавать Ему в сотоварищи, и что никто из нас не будет считать другого Господом наряду с Аллахом”. А если они откажутся, то скажите: “Засвидетельствуйте, что мы − предавшиеся[22]”». конец хадиса[23]

Относительно же свидетельства нашего современника из числа христианских миссионеров англичанина Джона Санта, то он говорит:

«После продолжительного изучения тонкостей Ислама, а в частности его принципов, связанных с его заботой о человеке в частности  и об обществе в целом, увидев справедливость этой религии в построении общества на основе равенства и сплоченности, я понял, что меня тянет в Ислам всем моим разумом и душой. Как только я это почувствовал, я поклялся перед Аллахом, что теперь буду призывать к Исламу, где бы я ни был».

Этот человек дошёл до явного убеждения в истинности Ислама после того, как углубленно изучил Христианство и понял, что оно не отвечает на многие волнующие вопросы. Сначала у него зародилось сомнение относительно истинности Христианства, затем он решил изучить идеологию Коммунизма, а затем зинтересовался Буддизмом, и нигде он не мог найти то, чего искал. Затем он начал изучать Ислам, и углубившись в познании этой религии принял её и стал призывать к ней.

 

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ…….

 

По книге Мухаммада Ас-Сухейма
“Ислам: его основы и принципы”
Перевод и редакция редколлегии сайта
“Почему Ислам?” - www.whyislam.ru.

 

  • [1]  От переводчика: Достоверность сведений в отношении пророка Мухаммада, мир ему и благословение Аллаха, засвидетельствовало еще большее количество его современников и последующих за ними поколений. При этом их было не только больше, но, главное, известны имена передатчиков, степень их надежности, даты их= =рождения и смерти и многое другое, что позволяет нам удостовериться в истинности передаваемых знаний о Пророке Мухаммаде (мир ему и благословение Аллаха).
  • [2]  См. “Маджмууль-фатава Ибн Таймия”: 4/201,211, а также “Ифхамуль-яхуд” Самуила Марокканского, который был иудеем, а затем принял Ислам, стр.58-59.
  • [3]  См. «Дин ва дауля фи исбат нубувати набийина Мухаммад, салля Аллаху аляйхи ва саллям», автор Али бин Раббан Табари, с. 47. См. также аль-Куртуби, «Аль-И’лям», с. 263.
  • [4]  До 630 года Абу Суфйан Сахр бин Харб являлся одним из предводителей врагов Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, в Мекке, но в конечном счёте принял Ислам. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, был женат на Рамле, дочери Абу Суфйана, сын которого Му‘авийа Ибн Абу Суфйан, да будет доволен ими Аллах, стал основателем династии Омеййадов и правил Халифатом с 661 по 680 год.
  • [5] Ираклий или Гераклий I − император Византии, правивший с 610 по 641 год
  • [6] Племя курайш, к которому принадлежал и Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, населяло Мекку и её окрестности.
  • [7] Шам − старое название территорий, на которых ныне расположены такие страны, как Сирия, Ливан, Иордания и Палестина.
  • [8] Речь идёт о перемирии сроком на десять лет, заключённом между мусульманами и курайшитами в марте 628 года в Худайбийе, местности на западной границе священной территории /харама/ Мекки. Пребывание Абу Суфйана в Шаме относится к 628 или 629 году.
  • [9] Илийа − старое название Иерусалима (арабское название − Байт аль-Макдис или аль-Кудс).
  • [10] Рум − арабское название Византии.
  • [11]     Ираклия интересует, объявлял ли себя пророком кто-нибудь из курайшитов раньше.
  • [12]     То есть до того, как он объявил себя пророком.
  • [13]     Абу Суфйан указывает, что больше он ничего не мог сказать против Пророка, да благословит его Аллах и приветствует .  
  • [14]     Ираклий имеет в виду, что о появлении Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, сообщается в Евангелии.
  • [15]     Ираклий опасался, что ему может воспрепятствовать в этом его же собственное окружение.
  • [16]     В знак уважения.
  • [17]     Дихйа бин Халифа аль-Кальби, да будет доволен им Аллах, был одним из сподвижников Пророка, да благословит его Аллах и приветствует .
  • [18]     Бусра − город в Южной Сирии на полпути между Мединой и Дамаском.
  • [19]   Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, имеет в виду, что крестьяне, иными словами, подданные Ираклия, последуют примеру своего правителя, за что ему придётся держать ответ перед Аллахом.
  • [20] Обладателями или же людьми Писания называли иудеев и христиан.
  • [21]  Аллах велит Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, призвать иудеев и христиан к признанию того, что ниспосылалось в откровениях всем пророкам и посланникам и раньше. Речь идёт о признании необходимости поклонения одному лишь Аллаху
  • [22]  Коран: 3. «Семейство Имрана», 64.
  • [23]   Хадис приводится в достоверном сборнике Бухари: книга “Начало ниспослания”, глава первая.

]]>]]>