Сто полезных слов о Рамадане (41–50)
Как быть больным людям и путешественникам – когда можно поститься, а когда не нужно? Об этом в шестом выпуске «Полезных слов о Рамадане»
41) Разные положения болеющих.
- Если больной не в состоянии соблюдать пост или болезнь может привести к гибели, в таком случае человек обязан (ваджиб) отказаться от поста.
- Если больной может соблюдать пост только с большим трудом, то ему желательно (мустахаб) отказаться от поста. В таком положении пост является нежелательным (макрух), потому что человек отказывается от облегчения, которое Аллах дал людям по своей милости.
- Если пост не затруднителен для больного и нет вероятности усиления болезни, то человек может поступать по собственному усмотрению: если хочет – поститься, а если не хочет, то не поститься.
42) Необходимо ли больному человеку с ночи иметь намерение поститься на тот случай, если он, проснувшись утром, почувствует, что выздоровел?
Нет, если человек явно больной, то он не обязан намереваться поститься на следующий день из-за предположений о возможном завтрашнем выздоровлении.
43) Соблюдение поста людьми, которые трудятся на работах, связанных с тяжёлыми физическими нагрузками (например, как у строителей) или с повышенными температурами (как у пекарей, сталелитейщиков и т. п.).
Рабочим на тяжёлых работах не разрешается отказываться от соблюдения поста. Такие люди так же, как и все, обязаны начинать пост, а если во время поста они вдруг почувствуют недомогание или испугаются за своё здоровье, то тогда им можно пост прервать.
44) Что делать, если постящийся страдает болезнью почек и нуждается в очищении крови, для чего у него делается забор крови, которая искусственно очищается, а затем вновь вводится в организм.
Некоторые современные учёные вынесли фетву, что в случае, когда кровь была выведена из организма и затем снова введена в него без каких-либо добавок, – пост не нарушается.
45) Условия, при которых путнику (мусафиру) разрешается оставить пост.
- Поездка (сафар) должна совершаться на расстояние, которое принято считать поездкой, т. е. так, чтобы можно было сказать об этом человеке, что он вышел в путь (сафар). Данное расстояние различается в разных мазхабах; некоторые учёные устанавливают точное расстояние в километрах, другие ссылаются на общепринятые в народе стандарты и обычаи, т. е. считают сафаром то, что обычно принято у людей считать поездкой, отправлением в путь.
- Если человек прибыл в какой-то населённый пункт, то он является путником только в том случае, если не остаётся там на жительство.
- Путником (мусафиром) человек становится только после того, как выедет за пределы города, оставив за собой все примыкающие к городу постройки, населённые людьми.
46) Разные положения путников (мусафиров).
- Если человек вышел в путь до наступления рассвета (фаджр), то в таком случае, по общему мнению (иджма) всех учёных, он может не соблюдать пост.
- Если человек отправился в путь после рассвета (фаджр), т. е. если рассвет уже начался и настало время поста, а он вышел в путь (даже в течение дня), то ему разрешается прервать пост с того момента, как он покинет пределы города.
- Если человек, который собрался в путь, принимает пищу уже после рассвета (фаджр), но до выезда из своего города, то, по мнению большинства учёных (джумхур), это является ошибкой, потому что в аяте говорится:
وَمَن كَانَ مَرِيضاً أَوْ عَلَى سَفَرٍ فَعِدَّةٌ مِّنْ أَيَّامٍ أُخَرَ
«А если кто болен или находится в пути, то пусть постится столько же дней в другое время»[1], а про человека, который сидит у себя дома никак нельзя сказать, что он «находится в пути».
Поэтому до тех пор, пока человек не выедет из города, к нему применимы законы, касающиеся остальных жителей города, и он не имеет права прерывать пост и сокращать намазы.
47) Путники, которые начинают свою поездку из аэропорта.
Если между городом и аэропортом есть пустое пространство и получается, что аэропорт располагается отдельно от города и его построек, тогда человек может прервать пост уже в аэропорту или на выезде из города.
Если же аэропорт находится в черте города или на его окраине так, что примыкает к городским постройкам, то в таком случае прерывать пост в аэропорту не разрешается, следует подождать до отлёта: оставить пост можно будет лишь тогда, когда самолёт поднимется в воздух и отлетит от города.
48) Что в пути лучше: поститься или не поститься?
Имамы четырёх мазхабов, а также подавляющее большинство сподвижников и табиинов сказали, что пост в пути разрешён (джаиз).
Но существует другое разногласие в этом вопросе: что лучше для путника с точки зрения Шариата – поститься или оставить пост? Или же оба действия равноправны?
Большинство учёных сказали, что поститься лучше, если поездка не является тяжёлой и пост не утомляет и не тяготит человека. Другие сказали, что лучше человеку прервать пост. Но в любом случае, и в этом нет разногласий, пост является нежелательным (макрух), если путник испытывает затруднения. Об этом и говорится в хадисе Пророка (мир ему и благословение Аллаха):
ليس من البر الصوم في السفر
«Не от благочестия пост в пути».
В этом хадисе речь идёт о посте, который тяготит путника. Некоторые учёные сказали, что если человек будет соблюдать пост в пути, то это надёжнее для него, и так он освобождает себя от дальнейших обязательств.
Для некоторых людей пост во время пути легче, чем прерывание и последующее восполнение, – например для человека, который выходит в дорогу незадолго до захода солнца. Он соблюдал пост в течение дня, а его самолёт вылетает перед закатом, и остаётся совсем немного времени до приёма пищи. Если же человек прервёт пост, то потом ему придётся восполнять целый день. В таком случае человеку легче завершить пост, несмотря на то, что в конце дня он уже будет являться путником.
Как бы то ни было, если человек чувствует затруднения, ему лучше воспользоваться данной Аллахом возможностью облегчить пост и не поститься. Если же человек, отправляясь в недолгий путь, хочет своевременно освободить себя от обязательств поста и начнёт соблюдать пост, то его пост будет действительным.
49) Когда прекращаются привилегии путника?
Позволение путнику не соблюдать пост перестаёт действовать при двух следующих условиях.
- Когда человек возвращается в место своего постоянного проживания.
- Если человек намерился поселиться на новом месте, в которое он прибыл.
Это должно быть подходящее для проживания место. Таким местом не могут являться непригодные для жизни пустыни, вражеские территории, корабли. Если же путник прибыл в место, пригодное для жизни, и решил там поселиться, то сразу же, как только он утвердится в этом своём намерении, он теряет статус путника (мусафира) и, соответственно, не имеет права оставлять пост. Он должен соблюдать пост и выполнять намаз полностью, без сокращений.
Если же человек отправился в другой город и не знает, сколько там пробудет (возможно, день или два, а может неделю или более того) и говорит, что будет там до тех пор, пока не завершит все свои дела, – такой человек имеет право пользоваться привилегиями путника (мусафира): отложить соблюдение поста и сокращать намаз.
50) Позволение беременным и кормящим женщинам отложить соблюдение поста.
Беременным и постящимся женщинам разрешается не соблюдать пост в месяце Рамадан. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
إن الله وضع عن المسافر الصوم وشطر الصلاة وعن الحامل والمرضع الصوم
«Воистину, Аллах сложил с путника обязанность поста и облегчил молитву наполовину, а с беременной и кормящей женщины сложил только обязанность поста»[2].
Беременная женщина подобна больному человеку в том, что она так же, как и больной, испытывает определённые затруднения. Беременная женщина может не соблюдать пост, даже если эта беременность является результатом греха. Кормящая женщина также может не поститься, даже если она является наёмной кормилицей и вскармливает не своего ребёнка.
Некоторые учёные ставили условие, что беременные и кормящие имеют право отложить пост только в том случае, если они боятся за своё самочувствие и за самочувствие ребёнка. Но более правильным мнением является то, что такого условия нет и позволение прервать пост не связано с самочувствием женщины во время беременности или кормления.
Подготовил: Абу Ясин Маликов Р.Х.
Коррекция текста: Тамкин Р.Г.
Каноническая редакция: Каримов М.
Для сайта «Почему Ислам» – www.whyislam.ru