Употребление слов «Бог» и «Господь» в Библии
Если Иисус назван в Библии Господом или даже Богом, это вовсе не доказывает его Божественность, потому что в Библии подобные слова применяются не только к Божеству, но и к простым смертным.
Например, в Книге Судей сказано: «Когда пламень стал подниматься от жертвенника к небу, Ангел Господень поднялся в пламени жертвенника. Видя это, Маной и жена его пали лицом на землю. И невидим стал Ангел Господень Маною и жене его. Тогда Маной узнал, что это Ангел Господень. И сказал Маной жене своей: верно мы умрем, ибо видели мы Бога» (Судьи, 13:20-22). Маной понял, что перед ним ангел, но сказал: мы видели Бога, имея в виду ангела Бога.
А в Книге Исхода (13:21-14:19) читаем: «Господь же шел пред ними днем в столпе облачном, показывая им путь, а ночью в столпе огненном, светя им, дабы идти им и днем и ночью. Не отлучался столп облачный днем и столп огненный ночью от лица народа… И двинулся Ангел Божий, шедший пред станом сынов Израилевых, и пошел позади их; двинулся и столп облачный от лица их и стал позади их». Ангел назван Господом.
Подобные слова употребляются в Торе и по отношению к пророкам, однако при этом очевидно, что имеется в виду не буквальное значение этих слов. Например, в Книге Исхода (4:16) читаем: «…и будет говорить он вместо тебя к народу; итак он будет твоими устами, а ты будешь ему вместо Бога».
Далее читаем: «Но Господь сказал Моисею: смотри, Я поставил тебя Богом фараону, а Аарон, брат твой, будет твоим пророком» (Исход, 7:1). Подразумевается, что Господь дарует Моисею власть над Фараоном. Естественно, ни о каком обожествлении Моисея речь не идет. Когда в Библии пророк называется Богом, имеется в виду, что они — посланники Бога. Вспомним: «Прежде у Израиля, когда кто-нибудь шел вопрошать Бога, говорили так: пойдем к прозорливцу; ибо тот, кого называют ныне пророком, прежде назывался прозорливцем» (1-я Царств, 9:9).
В Библии судьи также названы — естественно, метафорически — Богом, потому что они судят по закону Божьему.
В Книге Исхода читаем: «…но если раб скажет: люблю господина моего, жену мою и детей моих, не пойду на волю, — то пусть господин его приведет его пред богов и поставит его к двери» (21:5-6).
А во Второзаконии говорится: «Если выступит против кого свидетель несправедливый, обвиняя его в преступлении, то пусть предстанут оба сии человека, у которых тяжба, пред Господа, пред священников и пред судей, которые будут в те дни» (19:16-17).
И еще: «Бог стал в сонме богов; среди богов произнес суд: доколе будете вы судить неправедно и оказывать лицеприятие нечестивым?» (Псалтырь, 81:1-2).
Из контекста понятно, что речь идет о знати и судьях из числа сынов Израилевых.
Более того, в Библии богами названы все сыны Израилевы. Давид говорит в своих Псалмах: «Я сказал: вы — боги, и сыны Всевышнего — все вы; но вы умрете, как человеку и падете, как всякий из князей» (81:6-7).
Об этом напомнил Иисус: «Иисус отвечал им: не написано ли в законе вашем: Я сказал: вы боги? Если Он назвал богами тех, к которым было слово Божие, и не может нарушиться Писание, — Тому ли, Которого Отец освятил и послал в мир, вы говорите: богохульствуешь, потому что Я сказал: Я Сын Божий?» (от Иоанна, 10:34).
Богами называются даже дьяволы и лжебоги, которым поклонялись разные народы. Например, Павел назвал дьявола Богом, сказав: «Если же и закрыто благовествование наше, то закрыто для погибающих, для неверующих, у которых бог века сего ослепил умы, чтобы для них не воссиял свет благовествования о славе Христа» (2-е послание К Коринфянам, 4:3-4). А о тех, кто потворствует своим страстям и побуждениям, он сказал: «Их конец -погибель, их бог — чрево, и слава их — в сраме, они мыслят о земном» (3:19).
А в Псалмах читаем: «Я познал, что велик Господь, и Господь наш превыше всех богов» (134:5).
Очевидно, что чрево не является Богом в буквальном смысле, равно как и пророки, ангелы, сыны Израилевы, дьявол и все остальное, что в Библии названо богом.
В книге «Разъяснение основ веры» написано: «Сам Господь назвал Моисея Богом, и это указывает лишь на то, что Моисей будет выступать от имени Бога, как бы замещая Его пред Фараоном, а вовсе не на то, что он обладает какими-либо Божественными свойствами. Судьи названы богами потому, что исполняют веленное Богом. Что же касается идолов, чрева и богатства, то они названы так потому, что некоторые люди превращают их в божество. А дьявол назван богом потому, что он установил свою власть над современным миром».
Итак, мы видим, что применение слов «Бог» и «Господь» к кому-то или чему-то помимо Бога не более чем особенность библейского повествования, и ошибается тот, кто настаивает на буквальном их восприятии. Ошибается и тот, кто разделяет относящееся в действительности к одной категории. Упомянутая в Библии божественность кого-либо или чего-либо, помимо Самого Бога, — лишь метафора, в том числе и в отношении Иисуса…
В книге «Наставник ищущих знание» говорится: «Что касается терминологии Священной Книги, то она отличается множеством неясных, «затемненных» метафор. Особенно это касается Ветхого Завета. Терминология Нового Завета также метафорична, особенно это касается бесед нашего Спасителя. Распространилось великое множество ложных мнений из-за того, что некоторые христианские учителя дали им буквальное объяснение…».
Это верно, что эти метафоры применяются в Библии и к Иисусу, однако сам он неустанно разъясняет, что есть единственный Истинный Бог: «Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа» (от Иоанна, 17:3).
Из слов Иисуса следует, что в Рай попадет лишь тот, кто засвидетельствует, что Бог Один и Един (Единобожие), и что Его пророк и избранник Иисус является Его посланником.
А это полностью соответствует убеждениям мусульман.
Из книги “Бог Единый или Троица”
Мункыз ибн Махмуд ас-Саккар