Ширк (многобожие)
Из серии «Основное о столпах Имана и Ислама» (ч.10)
Ширк (многобожие):
Слово «ширк» в арабском языке означает многобожие, то есть придавание Аллаху сотоварищей.
Разновидности ширка:
Ширк подразделяется на два вида: большой и малый.
Первый вид ширка: Большой ширк
Большой ширк – это придавание Аллаху сотоварищей в Его полновластном господстве (ширк в рубубии), а также в исключительном праве Аллаха на поклонение Ему (ширк в улюхии), а также в обладании прекраснейшими именами и совершенными качествами (ширк в именах и качествах).[1]
Также было сказано: «Ширк – это придавание Аллаху сотоварищей, к которым взывают так же, как взывают к Аллаху, боятся их гнева, желают их милости и любят их, как это делают по отношению к Аллаху, или же обращают к ним что-либо из видов поклонения»[2].
Придавание Аллаху сотоварищей в Его полновластном господстве – это убеждение в том, что кто-то ещё, помимо Аллаха, может творить, давать пропитание, оживлять и умерщвлять или обладает каким-либо другим качеством, свойственным только Господу.
Придавание Алаху сотоварищей в исключительном праве Аллаха на поклонение Ему – это поклонение кому-либо помимо Аллаха: совершение поклонов, жертвоприношений, молебенных взываний и т. д.
Придавание Аллаху сотоварищей в обладании прекраснейших имён и совершенных качеств – это наречение созданий Аллаха именами Аллаха, как это сделали многобожники племени Курейш, назвав одного из своих идолов именем «Аль-Лят», происходящим от имени Аллаха «Аль-Илях» (что переводится как «предмет поклонения»), или именем «Аль-Узза» другого их идола, происходящим от имени Аллаха «Аль-Азиз» (что в переводе означает «Могущественный»). Это ширк в именах, а ширк в качествах – это когда уподобляют качества творений или их сущность самому Творцу.
Пагубность большого ширка для совершающего его:
Большой ширк не прощается Аллахом, кроме как через раскаяние.
Тот, кто умрёт на большом ширке, заслуживает вечного наказания в огне. Всевышний по этому поводу сказал:
Воистину, Аллах не прощает, когда к Нему приобщают сотоварищей, но прощает все остальные (или менее тяжкие) грехи, кому пожелает. Кто же приобщает сотоварищей к Аллаху, тот измышляет великий грех [Ан-нисаъ:48].
Основная масса попавших в большой ширк попадает в него из-за отказа изучить основы религии, из-за пренебрегания вопросом единобожия (таухида) и непознанием его сущности, его доводов и всего, что указывает на него. Кроме того, незнание причин, аннулирующих ислам человека и уничтожающих его деяния, также способствует попаданию в ширк.
Разновидности большого ширка:
1- Ширк в обрядах поклонения – это совершение какого-либо из обрядов поклонения, таких как мольба, обет, жертвоприношение и др., кому-либо помимо Аллаха.
2- Ширк в любви – это приобщение к Аллаху сотоварищей, которых бы любили так, как должны любить Аллаха. Всевышний сказал:
Среди людей есть такие, которые приобщают к Аллаху равных и любят их так же, как любят Аллаха [Аль-бакара:165].
3- Ширк в желаниях – это когда человек отдаёт предпочтение своим страстям и желаниям больше, нежели подчинению Аллаху. И если его желанием является совершение чего-либо из ширка или куфра, то это будет ширком и куфром, выводящим из ислама. А если, потакая своим желаниям, человек совершит греховное дело, то это будет разновидностью ширка, которая хоть и не выводит из исламской нации, но присутствует во всех совершаемых грехах, так как грехи совершаются посредством потакания страстям. Всевышний сказал:
Видел ли ты того, кто обожествил свою прихоть? Разве ты являешься его попечителем [Аль-фуркан:43].
Из-за своей страсти человек совершает грехи, вности нововведения в религию и даже впадает в ширк. Такой человек не видит разницы между «благим» и «запретным», кроме как сообразно своим желаниям и страстям.
4- Ширк в подчинении – это повиновение кому-либо в том, что он запретил дозволенное Аллахом или же сделал дозволенным то, что запретил Аллах. Это действие Всевышний назвал ширком:
Или же у них есть сотоварищи, которые узаконили для них в религии то, чего не дозволил Аллах? [Аш-шура:21].
В другом аяте говорится:
Они признали господами помимо Аллаха своих книжников и монахов, а также Мессию, сына Марьям (Марии). А ведь им было велено поклоняться только одному Богу, кроме которого нет иного божества. Он превыше того, что они приобщают в сотоварищи! [Ат-тауба:31].
В комментариях к этому аяту говорится, что сподвижник Посланника Аллаха Адий ибн Хатим, услышав этот аят, спросил: «Ведь они не поклонялись им?!». Тогда Посланник Аллаха r объяснил ему, что в их случае поклонением будет являться повиновение им в грехе, в изменении законов Аллаха. Он сказал: «Они не совершали им [в их честь] обрядов поклонения, но когда ими [книжниками и монахами] разрешалось то, что запретил Аллах, то они считали это разрешённым, а если ими [книжниками и монахами] запрещалось то, что дозволил Аллах, то они считали это запрещённым. В этом и заключается поклонение им!»[3].
Продолжение следует…
По книге «Основное о столпах Имана и Ислама»
д. Абдуллы ибн Мухаммада Ат-Тайара
Перевод и подготовка материала:
редакция сайта «Почему Ислам?» www.whyislam.ru