Посещение исторических мест
25 мая несколько татарстанских информационных агентств распространили информацию о том, что муфтий Татарстана, якобы, направил письма мухтасибам республики о предстоящем „Изге Болгар жыены“, что в переводе с татарского языка означает „Собрание в Святом Булгаре“. Это собрание проводится ежегодно несколько последних лет, а нынче оно состоится 19 июня. В своем письме муфтий обращается с просьбой обеспечить приезд желающих участвовать в мероприятиях в г. Булгар.
Как сообщают информационные агентства, ежегодные посещения города Булгар проводятся с 1989 года и совершаются в память об официальном принятии ислама предками татар – булгарами. С 2006 года посещение приобрело официальное название „Изге Болгар жыены“, то есть „Собрание в Святом Булгаре“. СМИ отмечают, что в последние годы происходит „значительный рост посещения – в прошлом году сюда прибыло более 15 тысяч человек“.
Несмотря на подобный масштаб проводимых мероприятий, ежегодные посещения исторических мест в Булгаре оставляют много неясностей и нерешенных вопросов и заставляют задуматься о допустимости подобных действий с точки зрения Ислама.
Начнем с самого названия этого мероприятия – почему город Булгар, а точнее – исторические места возле него, могут быть названы „святыми“? Известно, что святыми в исламе являются только те места, которые были названы так Всевышним Аллахом. Это касается таких мест, как Мекка и Медина. Но разве могут мусульмане самостоятельно назвать те или иные места на Земле святыми, хотя в исламе нет указания на их святость? По каким критериям была определена святость булгарских мест?
Другой момент – почему татары, будучи частью исламского мира, решили, что могут ежегодно отмечать день принятия ислама своими предками? В нашем мире, когда люди различных национальностей тесно живут друг рядом с другом и принимают ислам, почему лишь одна из этих национальностей – татары – позволяет себе праздновать то, что не имеет смысла, скажем, для русских мусульман? Разве подобное не приводит к разобщенности мусульманской общины России по национальному признаку? Исходя из этой логики, каждый народ может создать себе свой „день принятия Ислама“, проводимый именно с религиозными мотивами. Тогда в России чуть ли не ежедневно можно праздновать принятие Ислама каким-либо народом и многие земли объявить „святыми“ по этой причине. А что если сделать такое „новшество“ в мировых масштабах – для всех исламских народов мира? Но разве возможно представить, чтобы исламская религия выглядела подобным образом – как бесконечная череда празднований? И если это выглядит абсурдно, то почему не кажется абсурдным празднование татарами „своего“ дня?
Возможно, организаторы такого „Дня“ хотят ввести его из политических мотивов, как некий „татарский“ ответ на появление „Дня крещения Руси“ в нашей стране. Но и здесь появляются вопросы – разве политические соображения могут позволить людям вносить коррективы в исламскую религию? Тогда как в Коране мы находим такие слова Всевышнего: „Сегодня Я заполнил для вас религию и завершил Свою милость и доволен именно таким исламом как религией для вас“. Отсюда очевидно, что религия не нуждается в дополнении, изменении, корректировании и т.д. В том числе – и из-за политических соображений отдельного народа.
Кроме того, как известно от тех, кто ранее побывал на сборище в Булгаре, многие люди, приезжающие туда, вполне серьезно считают, что совершают паломничество для того, чтобы поклониться в святых местах, прикоснуться к древним камням, загадав при этом желание и понадеявшись на некую духовную связь с предками-булгарами, захороненными в этих землях. Желающие имеют возможность подойти к некоему древнему дереву, также считающемуся святым, полностью обвешанному лентами, подвязанными предыдущими „паломниками“ на счастье. Здесь же есть возможность совершить жертвоприношение, для чего отведены специальные места. Разве такие обряды могут считаться исламскими или допустимыми с точки зрения ислама? Разве наша религия, которая учит поклоняться только одному Всевышнему Аллаху, может позволить преклоняться перед камнями, ожидать счастья от деревьев и совершать жертвоприношения в таких местах?
Здесь стоит отметить, что многие имамы и хазраты направляются в Булгар с одной целью – предостеречь людей от совершения неправильных обрядов в этих местах. Несомненно, эти имамы, движимые благими намерениями, нисколько не хотят того, чтобы происходили противоречащие исламу действия.
Но и такой поступок хазратов рождает много вопросов и заставляет задуматься о его допустимости. Дело в том, что и десять лет назад, и ранее этого, хазраты говорили те же самые слова, что и сейчас: мол, мы едем в Булгар для того, чтобы удержать людей от плохого. Но почему же тогда мы видим, что плохое не уменьшилось, а только увеличивается?
Например, до 2006 года все происходящее не называлось посещением „святого“ места, а сейчас Булгар вдруг стал „святым“.
Раньше это было посещением, а сейчас все чаще о поездке в Булгар говорят как о паломничестве, причем – узаконенным с точки зрения ислама.
Различные обряды преклонения перед камнями и деревьями, поиски „духовной связи“ с захороненными предками как существовали раньше, так до сих пор не искоренены, наоборот, лишь увеличиваются.
Более того, раньше Булгар посещали небольшие группы людей, а сейчас СМИ рапортуют о значительном росте посещения – уже 15 тысяч „паломников“, как они их называют.
О чем это говорит? О том, что это новшество набирает обороты, а религиозные деятели – имамы, хазраты, мухтасибы – не могут искоренить ошибки и заблуждения, присутствующие в этих мероприятиях. Продолжая участвовать в поездках в Булгар, религиозные деятели придают вид легитимности всем происходящим там ошибкам и неузаконенным обрядам. Не поедь туда некий уважаемый людьми имам или хазрат, для многих простых верующих было бы ясно – в посещении Булгара нет ничего религиозно-святого. Но сейчас ситуация для малознающих мусульман усложнилась – и люди туда едут с каждым годом все в большем количестве, и имамы почти в обязательном порядке туда направляются. Может быть, это место действительно „стало святым“?
Ассаляму алейкум..
Муфтий Татарстана Гусман хазрат Исхаков был против этих посещений и собраний и Татарстан официально не участвовал в этом мероприятии.
Поэтому, наоборот, туда имамы в основном не ездили, так как большинство имамов-мухтасибов образованы и понимают ситуацию. Но их пассивность и отдаленность от этих процессов и отсутствие разъяснения народу и государству истинного положения дел привело к тому, что это сделали другие.
И, к сожалению, дело усугубилось тем, что после выборов в феврале, к власти в муфтияте, а точнее, на пост первого зама муфтия пришел суфист-матуридит — Илдус эфэнде Фаизов, который сейчас срочно учится в РИУ, так как религиозного образования у него не имеется. Внешне и по поведению, он напоминает жандарма, впрочем, его для этой цели и назначили. Свою работу он начал с того, что хотел заставить переизбрать вместо тех мухтасибов, которые выступили против его кандидатуры, своих людей. Один раз это у него даже получилось.
Потом поменяли состав так называемого Совета ученых Татарстана. Можете посмотреть на сайте ДУМ РТ что это за ученые.
После этого уволили всех кадыев и назначили своих. Одного кадыя уволили именно за то, что он выступал против тавафа вокруг столба в центре разрушенной мечети. Баш Кадый — Жэлил Фазлыев порекомендовал ему впредь держать язык за зубами..
Поэтому, приблизившись к власти, они начали проводить свои новвоведения при помощи этой власти. Они преподносят им информацию необъективно, оперируя понятиями традиционный ислам и ханафитский мазхаб. При этом слово матуридиты они не употребляют, так как власть еще не знает, что это такое и поэтому настороженно относятся к нему.
При этом они полностью противоречат традиционному ханафитскому мазхабу, традиционным ученым и традиционным бабаям, так как не известно ни из мазхаба, ни из слов прежних ученых, ни из действий бабаев древности, чтобы совершались подобные сборища, наоборот и мазхаб и слова ученых против их нововведения.
Приведу для примера лишь слова РИЗАЭТДИН ХАЗРАТА ФАХРЕТДИНА (1853—1936) — восьмого муфтия:
Муфтий Риза-д-дин Фахру-д-дин много писал об этом: “Запрещается шариатом, является пороком и заблуждением совершение поездок к могилам на развалинах Булгара, к местечку «Хужалар тавы», родникам, к гробницам Бахауддина Накшбанда, Ходжа Ахмад Ясави, к могилам Ягфар-ишана на берегу Уршака, погребениям Кашана и Санташ в селении Чишмы с целью совершения жертвоприношений в виде обета и приближения через это к упоминаемым людям и местам и превращение их в посредников между ними и Аллахом!”
«Посланник Аллаха, принес великую, чистую, соответствующую потребностям сыновей Адама научную, практичную и нравственную религию. Но после сподвижников и их последователей прошло немного времени, как в эту религию добавились многое из выдумок и измышлений иных религий и течений. Были выдуманы искусственные правила и обычаи, полностью противоречащие Корану, который является божественной истиной. По этой причине возникли бесчисленные течения и направления. Строительство мечетей и зданий над могилами, развешивание там ламп и жертвоприношения при них, совершение поездок к местам, помимо трех мечетей, с целью получения благословения, особенно к могилам святых, “святым” родникам, посещение “хужалар тавы” с религиозной целью, обращение к мертвым за помощью, воззвание к ним с мольбами во время бед словами: “Помощь, о такой-то!”, обеты ради покойного – всего этого не было в религии Ислам, которую принес посланник Аллаха!».
«В то время когда нет ничего порочного в посещении “хужалар тавы”, могил святых, могил Бахауддина в Бухаре и Ахмада Ясави в Туркестане не с целью получить благословение, то в посещение именно с этой целью может быть очень большой грех. Каждый должен знать свое положение и не идти по вредному пути, когда виднеется безвредный путь».
Поэтому этого муфтия тоже называют ваххабитом, и принижают его значение, говоря что всего лишь публицист, как об этом часто говорит директор РИИ (РИУ)..
Хочу отметить, что письма мухтасибам направил не муфтият, так как в этом случае оно не возымело бы успеха, а Начальник Управления по делам религий при Кабинете Министров РТ Валиуллин Ринат Накипович, так как известно что добиться успеха через административный ресурс намного проще.
Это еще раз подтверждает , что человеческое сердце и человеческие страсти склонны к нехорошим делам
Сколько в Коране и Сунне описано разных видов поклонения, обязательных, и сотни , если не тысячи, желательных, из них есть и трудные и легкие, и те что требуют финансовых вложений и труда, и тех, что можно сделать не выходя из дома, и не прилагая никаких усилий,
поклоняйся Аллаху в предалах Шариата, так как тебе угодно, выбери из того что предписал тебе Коран и Сунна , но нет же человек готов пройти мимо тысячи раскрытых дверей ведущих к благу, но при этом будет ломится в одну дверь лжи.
Да хранит Аллах нас и наш разум.
Эта дата для каждого имеет свой смысл, хотя больше смысл здесь имеет национальный, татары это мусульмане, но этнические, это понятно, и мухтасибат татарский, а не русский, это тоже понимаете? Тогда в чем проблема? Место святое тока для татарских националистов, но не для мусульман, это тоже понятно?
Поездка в Булгары стала как михна во время Маэмуна.
Ездил ли ты в Булгар? Нет? Тогда вы ваххабист.
Это раньше ездили националисты и песни пели и концерты устраивали/
А потом потихоньку начал ездить Таджуддин.
Этому бидгату от силы лет 20.
Если у нас традиционный ислам, то почему мы должны следовать за нововведением Таджуддина? Разве зафиксировано что муфтий Оренбурга до революции возил народ в Булгар и устраивал групповые покаяния?
Даже если кто-то в государстве имеет желание устраивать годовщину принятия ислама и заработать на этом продавая эчпочмаки, то оно должно быть сугубо светским и никто не имеет права навязывать свое личное видение ислама.
ассаламу галейкум
почти как во время нуха мир ему .тогда был совершен первое многобожие на земле у них тоже было сначало благое намерение — почитание праведных предков шайтан им абукрасил и в итоге через покаления привило к многобожию. на нас первая обязанность бооться с ширком .если кто может донести донесите это предложение- пусть хотя-бы зделают ограждения во куг столба и зделают таблички с тем что нельзя загадывать желания и т.д подготовят прошурки об опастности многобожия
То что они поклоняются камням, это плохо, кстати, кому это надо, те идут и призывают этого не делать, каждый может продолжить этот дагват, в остальном проблемы не вижу.
Уважаемый Канлы, насколько вы компетентны чтоб в этом вопросе видеть или не видеть проблему?
прошу прощения Казанлы,
не надо оправдывать муфтиув и хазратов, мол они не хотели, мол они против, мол онт с другими намерениями поехали. одному аллаху известно всё. посмотрите на жизнь салафов разве они мол…???
раз туда поехали значит поддерживают кто против он не поехал вот и всё. я от многих слышал раз там хазраты значит это верно, можно туда ехать и никто из поехавших татар не говорит после приезда вот там хазраты с другим намерением приехали нам объянили что это не правильно и т.д. а всй наоборот, никто там не объясняет все хотят подхалимничить гос. чиновникам, это проявление лицемерия и не надо винить только ильдус фаиза и валиуллу якупа для меня между ними и между гусманом исаком и юсуфом или басыйром из нижнекамска никаой разницы нет, все поехали и все своими действиями поддержали, и не надо нам простым мусултманам морочит головы, пусть лучше молчат или творят благое а не мол да мол
Хвала Аллаху что не прислали письмо ехать в свияжск историю изучать,а то некоторые стали оправдывать поездку в булгар изучением истории,перед людьми это удобно,но как перед Всевышним Аллахом,да укрепит Аллах меня и всех нас и наших имамов и хазратов,всю исламскую умму на прямом пути.амин