Почему Пятница? ч.2
Всевышний Аллах по Своей милости и мудрости наделил нас пятницей. Это день, когда богобоязненные имеют больше возможностей улучшить своё положение перед Господом путём поклонения Ему и смирения перед Ним, т.к. в пятницу есть дополнительные виды поклонения, которых нет в другие дни, как например чтение суры «Аль-Кахф», посещение пятничной проповеди и др. Учитывая всю важность этого дня, мы, мусульмане, должны больше знать о нем и о тех делах, которые необходимо совершать в этот день. Поэтому, полагаясь на помощь Всевышнего Аллаха, в этой статье мы расскажем об основных положениях, связанных с пятницей.
Действия, совершение которых обязательно или желательно в день джума.
1. Самой важной особенностью этого дня является пятничная молитва, которая предписана Всевышним Аллахом в обязательном порядке: «О те, которые уверовали! Когда призывают на намаз в пятничный день, то устремляйтесь[1] к поминанию Аллаха[2] и оставьте торговлю. Так будет лучше для вас, если бы вы только знали» (Коран, 62:9). А также сообщается от Абу Хурайры и Ибн ‘Умара (да будет доволен ими Аллах), что они слышали, как посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), стоя на своём деревянном минбаре сказал: «Клянусь Аллахом, либо люди перестанут пропускать пятничные молитвы, либо Аллах запечатает сердца их, после чего они непременно окажутся из числа пренебрегающих» (Муслим, 865). Эта обязанность предписана для каждого свободного, находящегося в здравом уме и рассудке мужчины-мусульманина, достигшего возраста таклиф (это возраст, когда все предписания Шариата становятся обязательными для выполнения), и находящегося в месте постоянного проживания, т.е. не являющегося путником. Из этого следует, что посещение пятничной молитвы в мечети не является обязательным в отношении раба, женщины, малолетнего ребёнка, не достигшего возраста таклиф, путника и сумасшедшего. Также обязанность посещения пятничной молитвы снимается с людей, имеющих на то веские причины, как, например, болезнь или страх.
Пятничная молитва совершается в обязательном порядке в населённых пунктах. Для пятничной молитвы ученые ханафитской правовой школы обусловливают участие как минимум четырех человек (т.е. трех прихожан, присутствующих на проповеди и на молитве, плюс имам), т.к. «три» в арабском языке – это минимальное число множественного числа, а четвёртый человек – сам имам.
Но в соответствии с более предпочтительным мнением некоторых учёных, обязательное количество прихожан в мечети вместе с имамом должно составить как минимум три человека (т.е. два прихожанина из числа тех, на которых лежит обязанность совершения пятничной молитвы, плюс имам). Это одно из мнений имама Ахмада, а так же мнение ибн Таймии, и мнение таких современных ученых как ибн Усеймин и ибн Баз. В поддержку данного мнения приводятся следующие доводы:
I) три – это минимальное число множественного числа (в арабском языке), а в аяте пришёл приказ о совершении пятничной молитвы во множественном числе: «Когда призывают на намаз в пятничный день, то устремляйтесь к поминанию Аллаха и оставьте торговлю» (Коран, 62:9);
II) Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Если в каком-либо населённом пункте хотя бы трое его жителей не будут коллективно совершать молитву, то непременно овладеет ими (жителями этого поселения) шайтан» (привели имам Ахмад (5/196, 6/446), Абу Дауд (547), Ан-Насаи (2/106), ибн Хузейма (1476), ибн Хиббан (2101), аль-Хаким (1/211), аль-Байхакый (3/54)). Под приведенными в хадисе словами «совершать молитву» следует понимать молитву в общем, в том числе и пятничную.
Надо сказать, что существуют и другие мнения в вопросе: при наличии, какого количества людей становится обязательным совершение пятничной молитвы? Из них мы приведем более известные:
а) Для пятничной молитвы необходимо участие как минимум сорока прихожан из числа тех, на ком лежит обязанность совершения пятничной молитвы. Это более верное мнение в ханбалитском мазхабе. Доказательством этого у них является либо недостоверный хадис от Джабира («Является Сунной проводить пятничную молитву и праздничные молитвы аль-Фитр (Ураза) и аль-Адха (Курбан), если соберётся сорок человек»), который привели ад-Даракутни (2/4) и аль-Байхакый (3/177), либо достоверный (как об этом сказали некоторые учёные) хадис Мусаба ибн Умейра («Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, отправил Мусаба ибн Умейра к жителям Медины и когда наступила пятница он (Мусаб) собрал их (жителей Медины), а их было сорок человек, и совершил с ними первую пятничную молитву в Медине»). Однако мы не можем использовать последний хадис в качестве доказательства, т.к. в нём нет указания на то, что для пятничной молитвы необходимо именно такое количество людей (сорок человек). В этом хадисе говорится о случившемся факте, а именно о том, что их собралось сорок человек.
б) Для пятничной молитвы необходимо участие как минимум двенадцати прихожан из числа тех, на ком лежит обязанность совершения пятничной молитвы. Учёные, придерживающиеся этого мнения, ссылаются на достоверный хадис Джабира (да будет доволен им Аллах), который рассказывал: «Однажды, когда мы были на пятничной молитве вместе с пророком (мир ему и благословение Аллаха), прибыл караван с продовольствием из Шама и люди бросились к нему. Рядом с пророком (мир ему и благословение Аллаха) осталось всего двенадцать человек» (Муслим, 863). Однако этот хадис также не указывает, что именно двенадцать человек и не меньше должны присутствовать на пятничной молитве, здесь всего лишь говорится о случившемся факте.
в) Для пятничной молитвы необходимо участие двоих из числа тех, на ком лежит обязанность совершения пятничной молитвы. Это мнение Захиритской правовой школы.
2. Совершение полного омовения в день джума. Это приводится в достоверном хадисе, в котором сообщается, что Абу Са’ид аль-Худри (да будет доволен им Аллах) сказал: «Свидетельствую, что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Полное омовение в пятницу обязательно для каждого, достигшего половой зрелости, (и ему следует также) почистить зубы и умаститься благовониями, если он (сможет) найти (их)» (аль-Бухари, 880). Шейх ибн Усеймин (да смилуется над ним Аллах) сказал, что время для совершения полного омовения в день джума начинается с восхода солнца в пятницу и продолжается непосредственно до начала пятничной молитвы, а также он сказал, что полное омовение для пятничной молитвы является обязательным, и тот, кто оставит это омовение, тот грешник, но его молитва будет действительной, т.к. не было на этом человеке джанабы (Аш-шарх аль-мумти’, ибн Усеймин). Однако в этом вопросе, (джумхур) подавляющее большинство учёных сказали, что полное омовение является утвердительной Сунной[3]. Они ссылаются на достоверные хадисы, где пророк, да благословит его Аллах и приветствует, говорит про малое омовение в пятницу. Так он, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Кто совершил малое омовение в пятницу, то это хорошо, однако, кто совершил полное омовение, то это лучше» (ат-Тирмизи, 497, ан-Насаи (3/94), Абу Дауд, 354, Ахмад, 5/8, 11, 16, 22, и ибн Маджа, 1091). И поэтому по поводу вышеприведённого хадиса об обязательности полного омовения они ответили, что обязательным является полное омовение для человека, не мывшегося долгий период или от которого исходит неприятный запах. А также такие учёные, как ан-Навави, ибн Джибрин и другие дополнили и сказали, что под словом «обязательно» имеется в виду, что это является утвердительным действием (действием, которое посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, совершал практически постоянно и при этом не вменил в обязанность своей умме (общине)).
3. Необходимо привести себя в порядок в этот день: побрить волосы на лобке, постричь ногти, почистить зубы, умаститься благовониями, надеть лучшую одежду. Необходимо заметить, что мусульманин всегда должен хорошо выглядеть, соблюдать личную гигиену. Что же касается пятничной молитвы, то это становится ещё более предпочтительным в связи с тем, что этот день считается праздничным. Сообщается, что Сальман аль-Фариси (да будет доволен им Аллах) сказал: «Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: “Если человек совершит в пятницу полное омовение, очистится (так тщательно), как только сможет, смажет (волосы) или умастит (тело) благовониями, (которые найдутся у него) дома, после чего отправится (на пятничную молитву), и не будет расталкивать сидящих рядом (в мечети), и помолится столько, сколько было (угодно Аллаху), а потом будет хранить молчание, внимательно слушая слова имама, ему обязательно простятся (грехи, совершённые им) между этой и предыдущей пятницей”» (аль-Бухари, 883).
4. Чистка зубов при помощи мисвака. Сунной является чистить зубы перед каждой молитвой, особенно перед пятничной. Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Если бы это не было тяжело для (членов) моей общины (или для людей), я обязал бы их (чистить зубы мисваком) перед каждой молитвой» (аль-Бухари, 887).
5. Является желательным чтение 18-ой суры из Священного Корана – сура аль-Кахф («Пещера»). Сообщается от Абу Саида аль-Худри (да будет доволен им Аллах), что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Тому, кто прочитает суру «Аль-Кахф» в пятницу, будет свет, освещающий его между этой пятницей и следующей» (Аль-Хаким, 2/368; Шейх Аль-Албани назвал хадис достоверным). Также привёл этот хадис аль-Байхакый от аль-Хакима, а затем привёл со своей цепочкой передатчиков, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Кто прочитает суру «аль-Кахф» так, как она была ниспослана, то она (эта сура) будет для него светом в Судный День» (аль-Байхакый, 3/249). Шейх ибн Усаймин (да смилуется над ним Аллах) сказал, что чтение суры аль-Кахф полностью, вне намазов, до пятничной молитвы или после нее, но до наступления времени молитвы Магриб, является пятничной Сунной.
6. Совершение дуа. Необходимо в день джума больше времени проводить в молитве, направляя Всевышнему свои просьбы, т.к. есть в этот день промежуток времени, когда просящий непременно получит ответ на свои молитвы. Передаётся со слов Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах), что однажды посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал о пятнице: «Есть (в этот день определённый) час, и если раб (Аллаха), являющийся мусульманином и совершающий (в это время) молитву, попросит о чём-нибудь Всевышнего Аллаха, то Он обязательно дарует ему это», после чего сделал знак рукой, показывая, что этот промежуток времени крайне мал (аль-Бухари, 935; Муслим, 852).
Существуют разногласия среди учёных относительно этого часа. Ибн Кайим аль-Джаузия в своей книге «Зад аль-Маад» привёл 11 различных мнений, а ибн Хаджар 43 мнения, однако среди них наиболее предпочтительными и сильными являются два мнения, основанные на доказательствах из Сунны.
Первое мнение. Этот час начинается после того, как имам садится в промежутке между двумя проповедями, и продолжается вплоть до окончания пятничной молитвы. Доказательством этого является достоверный хадис у Муслима: «Абдулла ибн Умар (да будет доволен Аллах им и его отцом) спросил Абу Бурду, сына Абу Мусы аль-Ашари (да будет доволен им Аллах): «Слышал ли ты от своего отца хадис пророка, да благословит его Аллах и приветствует, где говорилось бы что-нибудь про час пятницы (час ответа на мольбы просящих)?» На что он (Абу Бурда) сказал: «Да я слышал, как он (Абу Муса) говорил: «Я слышал, что посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Этот час в промежутке между тем, как сядет имам, и до того, как закончится пятничная молитва» (Муслим, 853). Однако этот хадис не является словами пророка (да благословит его Аллах и приветствует), а является словами сподвижника, т.е. этот хадис «маукуф», как об этом сказал ад-Даракутни. А также в качестве довода приверженцы этого мнения приводят слабые хадисы.
Второе мнение. Час ответа на мольбы просящих начинается после аср-намаза (послеполуденной молитвы) и продолжается вплоть до захода солнца. В качестве доказательства в пользу этого мнения привели ряд хадисов, среди которых хадис у Абу Дауда и у ан-Насаи от Джабира (да будет доволен им Аллах) который сказал, что пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Пятница – двенадцать часов (временных отрезков), в ней (в пятнице) есть час, если мусульманин попросит Аллаха о чём-либо в течение этого часа, то ему непременно будет отвечено. Ищите этот час в последний временной отрезок после асра (послеполуденной молитвы)» (Абу Дауд, 1048; ан-Насаи, 3/99, 100; хадис хороший (хасан), как об этом сказал ибн Хаджар; аль-Хаким назвал хадис достоверным, 1/279, аз-Захаби и ан-Навави также считали этот хадис достоверным). Поэтому второе мнение является более сильным и предпочтительным, как об этом упомянули имам Ахмад, ибн Абдульбарр, Исхак и аш-Шафии («Субуль ас-Салям», 3/154), а также ибн Кайим («Зад аль-Маад»,1/378). И Аллах знает об этом лучше.
7. Необходимо в пятницу больше говорить «салават», т.е. благословлять нашего пророка (мир ему и благословение Аллаха), т.к. посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Лучший для вас день – это пятница, благословляйте меня больше в этот день (т.е. произносите салаваты), ведь ваши благословления будут доведены до меня». Сподвижники спросили: «Как же наши благословления будут доведены до тебя (после твоей смерти), ведь ты истлеешь?» На что пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Всевышний Аллах запретил земле поедать наши тела (тела пророков)» (Абу Дауд (1047), ибн Маджа (3/91), ибн Хибан (550) и аль-Хаким назвали этот хадис достоверным).
8. Сунной является чтение 32-ой суры «ас-Саджда» в первом ракате и 76-ой суры «аль-Инсан» во втором ракате в утреннем фарз-намазе. Сообщается, что Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах) сказал: «Во время утренней молитвы в пятницу пророк, да благословит его Аллах и приветствует, обычно читал «Алиф. Лям. Мим. Ниспослание…» и» Разве не прошло для человека … «» (аль-Бухари, 891). Сообщается от ибн Аббаса, что пророк (да благословит его Аллах и приветствует) во время утренней молитвы в пятницу обычно читал «Алиф. Лям. Мим. Ниспослание…» и «Разве не прошло для человека…» (Муслим, 879).
9. Сунной является чтение 62-ой суры «аль-Джума» в первом ракате и 63-ей суры «аль-Мунафикун» во втором ракате в пятничной молитве, как это делал пророк, да благословит его Аллах и приветствует (Муслим, 879). А также является Сунной читать 87-ю суру «аль-А’ля» в первом ракате и 88-ю суру «аль-Гашийа» во втором ракате в пятничной молитве. Сообщается от ан-Нугман ибн Башир (да будет доволен им Аллах), что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) читал в праздничных молитвах двух праздников Ураза и Курбан и в пятницу суру «аль-А’ля» и суру «аль-Гашийа» (Муслим, 878/62; Ахмад, 4/271).
10. Является желательным выходить на молитву в мечеть рано, сохраняя спокойствие и смиренность при ходьбе. При этом необходимо сделать намерение следовать повелению Всевышнего Аллаха, устремляясь к Его прощению и довольству, а также получить награду за молитву, совершённую в первом ряду. Однако, придя в мечеть рано, не надо проводить драгоценное время в разговорах о мирском, не имеющих совершенно никакой пользы, а порой являющихся запретными сплетнями и клеветой. Необходимо осознать всю ценность этого времени и места и провести этот отрезок времени (до выхода имама для пятничной хутбы) с пользой, т.е. совершать добровольные молитвы, поминать Аллаха, читать Коран. Передают со слов Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах), что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Тот, кто в пятницу совершит такое же полное омовение (гусль), какое совершают после большого осквернения (джанаба), а затем (пораньше) отправится (на молитву в мечеть), уподобится принёсшему в жертву (Аллаху) верблюда; отправившийся (на молитву) во второй час уподобится принёсшему в жертву корову; отправившийся в третий час уподобится принёсшему в жертву рогатого барана; отправившийся в четвёртый час уподобится принёсшему в жертву курицу, а отправившийся в пятый час — принёсшему в жертву яйцо, когда же выйдет имам, ангелы явятся, чтобы послушать (слова) поминания (Аллаха)» (аль-Бухари, 881; Муслим, 850).
11. Если пятница совпала с праздником Разговения (Ураза-байрам) или Жертвоприношения (Курбан-байрам), то для тех, кто прочитал праздничную молитву, отпадает обязанность совершения пятничной молитвы в этот день, поэтому в таком случае совершается обеденный намаз (зухр). Зайд ибн Аркъам рассказывал: “Однажды, посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) совершил праздничную молитву, а после этого, когда настало время пятничной молитвы, он сказал: «Кто желает совершить эту молитву, пусть совершит»” (Абу Дауд, 3/407, Ибн Маджа, 1/415; Хадис достоверный).
Действия, совершение которых запрещено в пятницу.
- Запрещается выделять пятницу для поста. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) запретил поститься в день джума, выделяя именно этот день для поста. Передаётся от Абу Хурейры (да будет доволен им Аллах), что он сказал: «Я слышал, посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Пусть никто из вас не постится в пятницу, если только он не постился за день до неё (пятницы), или же будет поститься на следующий день после неё (пятницы)» (аль-Бухари, 1985; Муслим, 1144). Однако если человек постится через день, и день поста совпал с пятницей, или же пятница совпала с днём Арафата, в который является Сунной поститься для тех, кто не совершает хадж (большое паломничество), то в этих случаях можно поститься в день джума, если даже он не постился за день до него, и не будет поститься на следующий день после него. Об этом упомянули некоторые учёные, среди которых ибн Усаймин и ибн Баз (да смилуется над ними Аллах).
- Запрещается выделять ночь на пятницу для ночных молитв, т.е. когда человек выстаивает ночные молитвы только в ночь на пятницу. Если мусульманин периодически и в другие дни совершает ночные намазы, то на него не распространяется данный запрет. Сообщается от ибн Сирина, от Абу Дарды в истории про Сальмана (да будет доволен им Аллах), что пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Не выделяйте ночь на пятницу для ночных молитв, среди прочих ночей, и не выделяйте пятницу для поста среди прочих дней, кроме как этот день (пятница) совпадёт с постом одного из вас» (Муслим, 1144-(148)).
- В пятницу после азана (призыва на молитву) и после того, как имам уже вышел для проведения пятничной проповеди, для лиц, для которых пятничная молитва является обязательной, запрещается совершение любых торговых сделок, выход в путь, а также любая другая деятельность. Всевышний Аллах сказал: «О те, которые уверовали! Когда призывают на намаз в пятничный день, то устремляйтесь к поминанию Аллаха и оставьте торговлю. Так будет лучше для вас, если бы вы только знали» (Коран, 62:9). Что касается торговой или другой деятельности до втoрого азана и после пятничной молитвы, то запрет на это не распространяется. Кроме того некоторые учёные сказали о нежелательности начинать путешествие в пятницу, чтобы не пропустить те блага, которые несет в себе этот день.
Положения, связанные с пятничной молитвой и пятничной проповедью.
После того, как мусульманин совершил полное омовение, привёл себя в порядок, надел лучшую одежду и умастился благовониями, он идёт в мечеть для прослушивания пятничной хутбы и для совершения пятничной молитвы. Любой правоверный мусульманин должен знать, что ему необходимо делать, а что запрещается.
Во-первых, придя в мечеть, человек должен совершить два раката приветствия мечети и сесть там, где найдёт место, стремясь занять первые ряды, но при этом не должен расталкивать своих братьев, которые пришли раньше него. Сообщается, что однажды Ибн ‘Умар (да будет доволен Аллах ими обоими) сказал: «Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, запрещал человеку, (вошедшему в мечеть), поднимать своего брата с его места и самому занимать его». Его спросили: «(Имелась в виду) пятничная молитва?», на что он ответил: «И пятничная, и любая другая» (аль-Бухари, 911).
Заняв своё место, человек должен постараться провести время до выхода имама для пятничной проповеди, читая Священный Коран, совершая добровольные молитвы, делая дуа, поминая Аллаха.
Когда наступает время пятничной молитвы, выходит имам и приветствует собравшихся мусульман, поднимается на минбар и садится. В это время произносится азан.
Со времени правления праведного халифа Усмана (да будет доволен им Аллах) после расширения территории Медины начали произносить азан (призыв к молитве) два раза. Первый азан – примерно за час до начала проповеди, чтобы люди успели подготовиться и прийти на пятничную молитву вовремя, второй азан – непосредственно после выхода имама для произнесения пятничной проповеди. Затем такое положение утвердилось и стало практиковаться. Хотя некоторые учёные считают, что необходимо ограничиваться только одним азаном. Сообщается, что ас-Са’иб бин Йазид (да будет доволен им Аллах) сказал: «При жизни пророка, да благословит его Аллах и приветствует, а также при Абу Бакре и ‘Умаре, да будет доволен Аллах ими обоими, призыв на молитву (раздавался в тот момент), когда имам усаживался на минбаре, когда же (халифом) стал ‘Усман, да будет доволен им Аллах, и количество людей, (живших в Медине), умножилось, он добавил третий призыв[4], (который произносили) в аз-Зауре (название места на рынке в Медине)» (аль-Бухари, 912). Из этого хадиса также следует, что имам может сидеть во время произнесения азана.
Здесь также хотелось бы отметить, что такие действия, совершаемые в промежутке между азанами, как чтение Корана вслух перед всеми, совместное произнесение каких-либо зикров, салаватов, совместное совершение намазов, являются нововведением (бид’а), от которого нужно избавляться, т.к. на это нет никаких доказательств ни от Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), ни от сахабов. А как известно, в поклонении всё, на что не пришло разрешение, является запретным, и поэтому необходимо иметь доказательства на все совершаемые виды поклонения.
Также нововедением является проведение уроков или проповедей перед азаном на основании хадиса: «Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, запретил собираться в кружки (для уроков или разговоров) перед джума» (приводят Ат-Тирмизи, Абу Дауд, Ан-Насаи). Одной из причин этого запрета является то, что каждый должен быть занят либо чтением Корана, либо произнесением зикров и т.п.
После азана имам начинает произносить пятничную проповедь, стоя, повернувшись лицом к аудитории. Пятничная проповедь состоит из двух частей. После окончания первой хутбы имам садится на короткий отдых, потом встаёт и произносит вторую хутбу. Именно так поступал пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) как об этом было сказано в предыдущей статье (хадис от ибн Умара у аль-Бухари, 920, и у Муслима, 861). Произнесение обеих проповедей является фардом, обязательным для джумуа и одним из ее условий, без которых она недействительна.
Здесь важно заметить, что перед пятничной молитвой нет ни двух ракатов, ни четырёх ракатов сунны-намаза, относящихся к пятничной молитве, как об этом написано в некоторых книгах по фикху, т.к. в вышеприведённых достоверных хадисах сказано, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) после азана Биляла начинал произносить проповедь. И неуместно в данном вопросе проводить аналогию (кыйас) с обеденным намазом (зухром), а также неуместно ссылаться на слабые хадисы.
По Сунне хутба должна быть недолгой, т.к. приводится от Аммара бин Ясира, что пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Длительная молитва человека вместе с короткой проповедью свидетельствуют о его глубоком понимании религии» (Муслим, 869). Известно, что пророк (да благословит его Аллах и приветствует) делал свою хутбу короткой, а намаз длинным. В хутбе он использовал лаконичные фразы, небольшое количество слов, в которых было заключено много смысла.
Мусульманам необходимо внимательно слушать пятничную проповедь, и категорически запрещено отвлекаться. Так со слов Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) передают, что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Если ты скажешь находящемуся рядом с тобой человеку: «Слушай (внимательно)!» в пятницу во время произнесения имамом хутбы, то (считается, что ты) сказал нечто неподобающее» (аль-Бухари, 934). Необходимо знать, что нельзя отвлекаться на разговоры, рассматривать одежду, мечеть или что-либо другое, а также поглаживать ковры, собирая пыль и т.п. Все это также может привести к потере награды, на что указывают слова пророка (мир ему и благословение Аллаха): «…Что же касается перебирающего камешки во время хутбы, то он занимается пустым делом[5]» (Муслим, 857, от Абу Хурайры).
После окончании проповеди говорится икама (второй призыв к намазу) и читается два раката пятничного обязательного фард-намаза. Желательно имаму читать те суры, которые читал пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует), как об этом было сказано выше.
Затем после зикров, которые надо произносить по окончании молитвы, желательно совершить двухракатный намаз дома или четыре раката намаза в мечети. На эту подробность указывает хадис у Абу Дауда (1130), и таким образом можно объединить два достоверных хадиса: 1) от ибн Умара, что пророк (да благословит его Аллах и приветствует) совершал два раката дома после пятничной молитвы (аль-Бухари, 937; Муслим, 882); 2) от Абу Хурейры, что пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Если кто-то из вас совершит пятничную молитву, то пусть совершит после неё четыре раката» (Муслим, 881).
Так завершается пятничная молитва, после которой мусульмане расходятся. Всевышний Аллах сказал: «Когда же намаз завершится, то разойдитесь по земле, ищите милость Аллаха и часто поминайте Его, быть может, вы преуспеете» (Коран, 62:10).
Пусть Всевышний сделает нас из тех, кто стремится к Его поминанию, совершает пятничные молитвы, ищет Его милости.
Да благословит и да приветствует Аллах последнего из Посланников-Мухаммада, его семью, сподвижников и всех кто последовал его пути вплоть до судного Дня.
Подготовил Вахитов М. (Мухаммад)
Специально для сайта “Почему Ислам?” – www.whyislam.ru
Использованная литература:
- Сборники хадисов аль-Бухари и Муслим.
- «Зад аль-Маад» ибн Кайим аль-Джаузия.
- «аш-Шарх аль-Мумти» ибн Усаймин.
- «Субуль ас-Салям» ас-Сангани.
- Фетвы ибн Джибрина.
- Пятничная проповедь Ибрахим аль-Хукаиль.
- [1] Устремляться — это дословное значение глагола (سعى), но здесь не имеется в виду направляться куда-то быстрым шагом или идти быстро. Толкователи Корана разъяснили, что в этом аяте под глаголом «устремляться» имеется в виду «осознать огромную важность пятничной молитвы, стремиться к ней всем сердцем и помыслами и, направляясь к ней, вести себя подобающим образом» (См. комментарии к Корану «аль-Мисбах аль-Мунир» и ат-Табари).
- [2] Имеется в виду — к пятничной молитве.
- [3] Утвердительная Сунна — действия, которые пророк, да благословит его Аллах и приветствует, совершал практически всегда и побуждал своих сподвижников совершать их, но не обязывал их.
- [4] с учётом икамы.
- [5] Ученые сказали, что этим он лишается награды, которую мог бы получить за пятничную молитву.
Салям алейкум. Джазакум Аллах хайран за основательную работу! Ма ша Аллах.
Ассаляму алейкум братья и сестры
По статье есть вопрос:
Я работаю в пригороде, в 10-15 километрах от города. В населенном пункте, где работаю, нет мечети. Чтобы поехать на джума в город есть два варинта: 1. На пригородном общественном транспорте, тогда дорога туда и обратно, время нахождения в мечети — занимает более 3х часов. Это почти половина рабочего дня. У меня напряженный рабочий график, мне проблематично оставлять рабочее место на такое длительное время. Поэтому этот вариант отпадает.
2. Поездка на такси, туда и обратно в принципе сильно сокращает время.
Есть еще третий вариант, собственный авто, но пока нет возможностей, с этим вариантом нет вопроса.
Вопрос такой: Обязан ли я на каждый джума брать такси туда и обратно, или как мне лучше поступать в данной ситуации? Какой мой статус, находясь я в пригороде?
спасибо за серьезный труд. читается легко и интересно.
но он настолько основательный, что в изобилии информации так и не разобрался сколько ракаатов каких и когда нужно совершать.
Скажите пожалуйста, А если по учебе пропуски джумы намаза и нельзя выйти? Все равно грех?