Права детей в исламе
Первая Декларация о правах ребенка была принята в 1923г. Советом неправительственной организации «Международный союз спасения детей» и получила название Женевской. Человечество обязано давать ребенку лучшее, что оно имеет. Ребенок, ввиду его физической и умственной незрелости, нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту, как до, так и после рождения. Декларация включает 10 принципов, каждый из которых был провозглашен в исламе четырнадцать веков назад.
Несмотря на то, что декларация о правах детей была принята 85 лет назад, еще в прошлом веке, ни для кого не секрет, что многие дети по-прежнему лишены своих законных прав на здоровое развитие. Тысячи детей умирают от недоедания, болезней, наркотиков. Еще большее количество детей никогда не увидят свет, не услышат звуки, не смогут самостоятельно передвигаться, обходиться даже в самом элементарном без посторонней помощи. Всему причиной — убийства, насилие, войны, междоусобицы, стихийные бедствия и… собственные родители.
Не смотря на то, что мы живем, казалось бы, в цивилизованном мире, в некоторых странах до сих пор бытует мнение, что дети являются собственностью своих родителей. Обратившись к истории, становится понятно, откуда человек черпает такое порой бесчеловечное отношение к своему потомству. В Древнем Риме дети, как члены семьи, были полностью во власти отца, который имел право из-за некоторых проступков их даже убить. В языческой Аравии до прихода ислама родители избавлялись от нежелательных новорожденных дочерей, закапывая их в землю живьем. Хотя и в наше время некоторые китайцы и индийцы предпочитают сделать аборт, узнав, что пол будущего ребенка женский, тем самым избавляясь от него еще в утробе матери. А сколько детей стали сиротами при живых родителях, по причине безбрачных связей. Впрочем, этот факт и сегодня никого не удивляет.
Принимаются все новые и новые законы, каждая страна по-своему старается защитить своих маленьких граждан, но далеко не всегда это удается. Не находя действенных инструментов защиты «нашего будущего» в правовой сфере светского образа жизни, обратимся к религии.
Ислам закладывает фундамент для правовой и социальной гарантии прав ребенка и его правильного воспитания, ведь дети — продолжатели рода человеческого, украшение семьи, подарок Всевышнего: «Богатство и сыновья — украшение этой жизни…» (Коран 18:46). Что же касается посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), то он рисует нам мир детства, который напоминает собой рай, говоря: «Дети — это райские бабочки».
Право на жизнь и здоровье
Жизнь — это дар, дающийся Создателем, а право на жизнь гарантировано каждому человеческому существу. Сохранение человеческой жизни на срок, назначенный Всевышним, — обязанность, предписанная шариатом. Новорожденные беспомощны и беззащитны, они не способны оградить себя от посягательств на жизнь и здоровье. Именно по этой причине с самых истоков ислама право на жизнь и здоровье распространяется на всех детей независимо от их пола, расы или происхождения.
Ислам начинает защищать права ребенка еще на стадии его планирования. Более того, в Исламе нерожденный ребенок не только подлежит защите и имеет право на медицинский уход, но также имеет свою долю в наследстве.
Исследования современной науки показали, что жизнь уже пульсирует в только начинающем развиваться зародыше и, следовательно, аборт означает уничтожение живого существа; намеренный аборт без законных причин считается убийством, а убийство — это преступление не только перед Всевышним, но и перед обществом.В одном из хадисов говорится: «Правдивый и достойный доверия посланник Аллаха, (да благословит его Аллах и приветствует), сказал: «Поистине, каждый из вас формируется в чреве своей матери в течение сорока дней в виде капли семени, затем он столько же пребывает (там) в виде сгустка крови и ещё столько же — в виде кусочка плоти, а затем к нему направляется ангел, который вдувает в него дух. И он получает веление записать четыре вещи: удел (человека), срок его (жизни), его дела, а также то, счастливым он будет или злосчастным» — передается со слов Абу Абд ар-Рахмана Абдуллах бин Мас’уд (да будет доволен им Аллах) в сборнике хадисов «Сахих аль-Бухари». Несомненно, аборт в некоторых случаях разрешен и в исламе, но лишь с целью сохранения жизни и здоровья матери.
Священный Коран строго запретил детоубийство, о котором мы говорили выше.
«Не убивайте своих детей, опасаясь нищеты, ведь Мы обеспечиваем пропитанием их вместе с вами. Воистину, убивать детей — тяжкий грех» (Коран 17:31).
Ислам осуждает нечеловеческий обычай, распространенный среди арабов до принятия ими ислама, — убийство девочек, чье появление на свет означало позор и бремя для их отцов:
«Когда кому-либо из них сообщают весть о девочке, лицо его чернеет, и он сдерживает свой гнев. Он прячется от людей из-за дурной вести. Оставит ли он себе ребенка с позором или же закопает ее в землю? Воистину, скверны их решения!» (Коран 16:58-59).
Право на обеспечение и воспитание
И вот Создатель даровал жизнь, но новорожденные беспомощны и беззащитны, они не способны оградить себя от опасностей, обеспечить себя едой и другими необходимыми условиями для жизни. В то время как отец ответствен за полное обеспечение своих детей, в обязанности матери входит воспитание, забота о них, так как в исламе женщина освобождена от необходимости работать, добывать пропитание. Если произошел разрыв брака, мальчики остаются с матерью до достижения ими семи лет, в то время как девочки — до девяти лет или до замужества. Однако отец и в этом случае обязан опекать и обеспечивать детей до достижения ими совершеннолетия. Если отец умирает, его обязанности переходят на одного из его близких родственников — мужчин. Если мать вступает в новый брак, а ее новый муж не является близким родственником ее детей, дети переходят к родственникам отца.
Ислам защищает основные интересы ребенка, оберегая семью, как естественную среду, обеспечивающую ему любовь, внимание и безопасность. Родителям не позволяется пренебрегать физическими и моральными потребностями ребенка. Оба родителя несут ответственность за наилучшее воспитание ребенка, являясь для него образцом хорошего поведения.
Справедливое отношение ко всем детям
Дети имеют право на равные отношения со стороны родителей. Чтобы избежать ревности, ни один ребенок не должен получать от родителей больше преимуществ и внимания, чем его сестры и братья. Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Бойтесь Аллаха и воспитывайте своих детей в равенстве и справедливости!». Единственным исключением является повышенное внимание к умственно отсталому ребенку. Дети-инвалиды имеют право на особенный уход и внимание, так же как и на образовательную и общественную поддержку.
Ислам не только обязывает заботиться о родных детях, он также призывает к проявлению милости к приемным. Принять ребенка, лишенного родителей и родственников (сироту или подкидыша) под свою опеку, обеспечив ему, воспитание и образование, является весьма достойным поступком. Опекун должен завещать такому ребенку «до трети наследства перед своей смертью».
Право на образование
В соответствии с пунктом 19 постановления Детского фонда Организации Объединенных Наций (ЮНИСЕФ) «образование — лучшая защита от эксплуатации детей». Действительно, получение знаний — это самый эффективный способ для благоприятного развития, роста и становления личности. Согласно хадису пророка (да благословит его Аллах и приветствует) обучение обязанность всех мусульман: «Получение знаний является обязательным для каждого мусульманина или мусульманки». Так же первым аятом, ниспосланным посланнику Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), является указание на получение знаний: «Читай, во имя Господа, который сотворил человека из сгустка» (Коран 96:1).
В исламе считается, что образование приносит пользу всему человечеству. Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) завещал своим последователям получать знания с колыбели и до могилы, даже если для этого придется отправиться в Китай. Он также отпустил образованных пленников из числа своих врагов, захваченных в плен в битве при Бадре после того, как они обучили детей мусульман чтению и письму. Более того, он наставлял свою жену Хафсу научиться читать и писать. Следует еще раз подчеркнуть необходимость образования, как для мужчин, так и для женщин.
Подростковый период
Подростковый возраст — критический период перехода от детства к взрослой жизни. В соответствии с шариатом, девочки и мальчики становятся взрослыми по достижении ими половой зрелости. Это означает, что они принимают обязанности по выполнению религиозного долга, т. е. молитвы и поста. В этом возрасте они становятся правоспособными и полностью ответственными за свои действия.
Во всем мире человек считается совершеннолетним по достижении им определенного возраста (чаще всего 18 лет). До этого момента он считается ребенком, который по существующим законам не несет ответственности за совершаемые им действия. Осознание безнаказанности и порождает детскую преступность, которая со временем только молодеет.
В исламе же человек становится взрослым, совершеннолетним по достижении им половой зрелости. С этого момента он несет ответственность за все свои дела и поступки. Он получает право распоряжаться своим имуществом, вступать в брак. Девушки выдаются замуж отцами или официальными опекунами. Однако вопреки распространенному мнению, это происходит исключительно с их согласия. Принуждать девушку вступать в брак категорически запрещается. Даже если подобный нежелательный брак заключен, молодая женщина может требовать его аннулирования. Ибн Аббас рассказывал, что к посланнику Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) пришла девушка и сказала ему, что отец выдал ее замуж без ее согласия. Тогда посланник Аллаха предоставил ей выбор: оставаться в браке или аннулировать его. Другая версия этого хадиса гласит, что девушка сказала: «В действительности я смирилась с этим браком, но хочу показать всем женщинам, что родители не имеют права навязывать им супруга».
Подытоживая все вышесказанное, хотелось бы еще раз подчеркнуть, что права человека, которые начинаются с прав ребенка, были определены исламом более 14 веков назад, задолго до того, как их приняли в ООН. В шариате права человека определяются божественным руководством, а не инструкциями людей, которые не всегда объективны, мудры и далеко не всесильны, в отличие от своего Создателя.
Эльдар Зиганшин
Для сайта «www.whyislam.ru«