Роль ислама в развитии мировой цивилизации (ч. 3)
Бытует ошибочное мнение, что религия и есть причина отсталости, т.к. она внушает людям отвращение к мирской жизни и отбивает интерес к ней; она обращает все мысли, надежды и мечты человека к загробной жизни, и, как следствие, исчезает необходимость в освоении и благоустройстве мирской жизни. В действительности же ислам – религия знания и созидания, вера в исламе основывается на правильном понимании жизни и выполнении задач по освоению и благоустройству Земли, которая возложена на человека. Аллах указывает, что благополучие человека в Мире Вечном напрямую зависит от того, как «раб» прожил свою жизнь в этом мире. В исламе четко указаны границы между тем, что разрешено, и тем, что запрещено, при этом каждому предоставлена свобода сделать выбор самостоятельно. В Коране есть множество аятов, в которых Аллах приказывает человеку идти по просторам Земли с «открытыми глазами», внимательно наблюдая за тем, что происходит вокруг, не забывая о том, что непременно настанет момент, когда он предстанет перед своим Господом, который рассчитает его за все, что он сделал. Это требует от человека четкого выполнения поставленных перед ним задач. «В тот день люди выйдут толпами, чтобы узреть свои деяния. Тот, кто сделал добро весом в мельчайшую частицу, увидит его. И тот, кто сделал зло весом в мельчайшую частицу, увидит его» (Коран 99:6-8).
Поистине, смерть – истина, которая неизбежно коснется каждого. Напоминая людям о смерти и о том, что будет после нее, религия не побуждает людей прекратить действовать и отказаться от движения вперед. Напротив, она призывает к продуманным и правильным действиям, совершенным со спокойной душой ради того, чтобы жизнь стала лучше. Более того, ислам активно побуждает человека к завершению дела, приказывая доводить любое начинание до конца, даже если вдруг наступит Судный День. Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Если наступит Час (Судный День), а в руке одного из вас будет росток, то если он сможет посадить его, пусть сделает это».
Современная наука преуспела в создании удобств и предметов роскоши, что привело к изменениям в убеждениях, понятии нравственности и приобретению земных благ любой ценой. Мало кто ставит перед собой благородные цели и прислушивается к голосу совести. Знания используются для того, чтобы «наполнять животы» и «набивать карманы», удовлетворяя всевозможные желания и прихоти.
Современная цивилизация теряет честь и красоту. Как же так? Ведь люди считают ее великолепной цивилизацией, которая столько внимания уделяет красоте – красоте природы, одежды, городов, красоте женщин, наконец? Поистине, она потеряла красоту духа, красоту деликатности, красоту нравственности! Именно в исламе есть та недостающая духовность, в которой заложено человеческое достоинство и душевное спокойствие.
Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) в одном из своих хадисов, говоря о сердце человека, сказал: «Поистине, в теле есть кусок плоти, если он хорош, хорошим будет и все тело, и это – сердце». Внешняя религиозность есть не что иное как проявление внутреннего благочестия, по крайней мере, так должно быть в идеале. При этом дурное поведение человека непременно влияет на его внутренний мир. Тело не может жить без духа, так же как и дух без тела, между ними должно существовать равновесие и гармония. Ислам питает сердце и дух и совершенствует их и делает благим тело. Поэтому когда мусульмане отвернулись от ислама, они отклонились от правильного пути, и чем больше отворачивались они от ислама, тем дальше уходили от этого пути.
«Это произошло потому, что Аллах не отменяет милость, которую Он оказал людям, пока они сами не изменяют того, что в их душах. Воистину, Аллах – Слышащий, Знающий» (Коран 8:53).
Аллах одарил мусульман, которые в то время были по настоящему привержены своей религии, величайшей милостью – они возглавили научный и культурный прогресс. Однако они не оценили дарованное им благо и не благодарили Того, Кто им эту милость оказал, и Он лишил их, ее, после чего их постигло унижение, слабость и лишения.
Как мы уже говорили, мусульмане достигли высот в науке и культуре, стали сильными и могущественными исключительно благодаря близости к своей религии. Об этом писали и немусульманские писатели, среди которых был и Гюстав Любон (1841—1931). В своей работе «Цивилизация арабов» (1899)[1] он писал: «Поистине, причина упадка Востока в том, что он оставил дух ислама и стал придерживаться ложных вероучений». Действительно, упадок начался с бездействия большинства мусульман и их незнания истинной сущности ислама. Это коснулось и тех, кто обучает мусульман. В результате этого распространились понятия, разрушающие остатки мусульманской культуры. Мусульмане стали пренебрежительно относиться к жизни, не уделяя достаточного внимания приобретению полезных знаний, «потому что мир этот проклят, и достаточно человеку иметь необходимое для жизни пропитание, чтобы все свободное время посвятить очищению души». Люди начали считать, что работа для Жизни Вечной требует полного отречения от жизни земной. Стали пренебрежительно относиться к человеку и его инстинктам под предлогом аскетизма и монашества. Этим они убили в человеке способность производить, развиваться и продвигаться вперед. К сожалению, под предлогом «богобоязненности» стали ограничиваться поклонениями, одними обрядами и ритуалами (намаз, пост и т.д.), оставив все остальные обязанности. Так, они убрали из понятия поклонения поиск знания, размышления и благие деяния.
Другая важная проблема – так называемая «утечка мозгов», которая влечет за собой обеднение науки. Причина этого явления – отсутствие спокойствия и стабильности в исламских странах, тяжелые жизненные условия, низкие доходы, а также отсутствие научных возможностей и различных проектов, которые обеспечили бы ученых работой, соответствующей их способностям и специализации.
Необходимо отметить, что эти и многие другие причины являются второстепенными по сравнению с одной из главных причин – отхода мусульман от их религии и цивилизации, озаренной светом Корана.
Сегодня мы наблюдаем, как медленно, но неуклонно возвращаются люди к вере в Создателя и начинают обращаться к нему за помощью и защитой. К тому же, у людей на Востоке и Западе пробуждается интерес к исламу и его учению. Это движение имеет все необходимое для своего дальнейшего развития и вывода людей из омута страстей и желаний на уровень благородного человека, который трудится на Земле, но взор свой устремляет в небо.
В заключение хотелось бы еще раз отметить, что роль ислама в жизни человечества вовсе не ограничена влиянием на народы, проживающие в определенных регионах. Ислам пришел для того, чтобы избавить всех людей от иллюзий и суеверий, от рабства, порока и разложения, от грязи и безнравственности. Он явился, чтобы спасти все человечество от притеснения и несправедливости, от разобщения и упадка, от классового неравенства и эксплуатации. Он пришел, чтобы посеять в мире семена целомудрия, чистоты и созидания, свободы и обновления, достоверного знания и веры, справедливости и благородства и упорного труда для улучшения и совершенствования жизни. Ислам наделил каждого определенными правами. До тех пор, пока мусульмане исполняли заветы Всевышнего и отдалялись от его запретов, Аллах открывал им все пути, давал власть и могущество, однако они потеряли это из-за духовного и материального упадка, постигшего их, когда они отошли от основ своей веры.
Ислам – религия не только для арабов, и история – лучший тому свидетель. Он не предназначен для одного Востока – ислам послание всему человечеству. Если от него откажутся этнические мусульмане, его примут другие люди – из тех, кого облагодетельствовал Аллах. В Коране говорится: «И если вы отвернетесь, Он заменит вас другими людьми, и они не будут подобны вам» (Коран 47:38).
Эльдар Зиганшин
для сайта www.whyislam.ru – Почему Ислам?
[1] В этой работе он сделал акцент на огромном влиянии мусульманской цивилизации, которое, по его мнению, способствовало окультуриванию варварских народов, разрушивших Римскую империю и открыло для Европы мир научного и философского знания, мир литературы, с которыми та не была знакома.
ИНТЕРЕСНО