Роль ислама в развитии мировой цивилизации
В повседневной жизни мы часто сталкиваемся с неверным представлением об Исламе. Религия, которую исповедуют миллионы человек во всем мире, обвиняется в невежестве, ортодоксальности, нетерпимости по отношению к другим религиям и т.п. Действительно ли это соответствует истине?
Ислам не ограничивается лишь духовной стороной жизни, наряду с поклонением Всевышнему мусульманин занят и мирскими делами, т.к. место в жизни вечной во многом определяется по прожитой мирской жизни. Этот путь, в конце которого людей ожидают прекрасные Райские Сады, можно пройти, только трудясь на Земле, не покладая рук, оживляя ее и изменяя так, как того желает Всевышний.
Также сильно заблуждаются те, кто утверждает, что ислам, регулирует человеческую жизнь своими законами и не приемлет науки, связанные с материей, и ведущие к прогрессу и развитию цивилизации. Ислам не выступает против науки и цивилизации, наоборот, именно с исламом пришло понимание свободы человеческого разума в отношении Вселенной, ее законов и сил, ее даров и сокровищ. Обратившись к истории легко понять, что современная цивилизация со всеми ее созидательными возможностями обязана своим развитием именно исламу.
Мусульмане сумели построить великолепную цивилизацию, в которой царило равновесие и гармония, присущие самой природе. В ней дух смешался с материей, а вера — с наукой. Несколько веков она дарила миру свои блага. В университеты, основанные последователями ислама, приезжали учиться из Европы и со всех концов света. Благодаря этой цивилизации появились экспериментальное мышление и методы научного познания. Здесь уникальным образом смешались религия, наука, этикет и искусство.
Ислам взывает к разуму и опирается на него не только в понимании текстов Священного Писания, но и в заселении, в возделывании и преображении земли и т.д. Он призывает человека приобретать знания, применять новейшие методы познания и принимать научные истины во всех областях. Сама естественная природа человека, какой ее создал Всевышний, находится в гармонии с естественной природой, Вселенной. Ведь и человеку, и Вселенной присуще движение, созидание, рост и развитие. Естественная природа человека не принимает только то, что на самом деле вредит человеку. Ислам считает размышление – поклонением, а приобретение любого знания, в котором нуждается мусульманская община обязательным, тогда как отставание от других в области знания и науки порицается.
Ислам открыт для научного и идейного наследия всего мира, и он черпает мудрость из всевозможных источников. В этой религии во все времена приветствовалось получение знаний, извлечение пользы из опыта разных народов, беря при этом лишь лучшее, не придерживаясь фанатично старых мнений и взглядов и в то же время, не впадая в слепое поклонение новым идеям. При этом он не отрывается от прошлого, не отгораживается от настоящего и не забывает о будущем. Таким образом, ислам сопротивляется застою. Он призывает к научному прогрессу и дальнейшему развитию технологий.
Ниспослание Откровений началось со слов Всевышнего: «Читай во имя твоего Господа, Который сотворил все сущее. Он сотворил человека из сгустка крови. Читай, ведь твой Господь – Самый великодушный. Он научил посредством письменной трости – научил человека тому, чего тот не знал» (Коран 96:1-5). Слово «знание» встречается в Коране 80 раз, а производные глаголы «знать» — «знают», «знает», «знающий» и т.д. – сотни раз.
В своей Книге Всевышний Аллах разъяснил нам достоинства ученых и их почетное место: «О те, которые уверовали! Когда вас просят на собраниях сесть пошире, то садитесь пошире, и Аллах одарит вас местом просторным. Когда же вам велят подняться, то поднимайтесь. Аллах возвышает по степеням тех из вас, кто уверовал, и тех, кому даровано знание. Аллах ведает о том, что вы совершаете» (Коран 58:11).
«Неужели тот, кто смиренно проводит ночные часы, падая ниц и стоя, страшась Последней жизни и надеясь на милость своего Господа, равен неверующему? Скажи: «Неужели равны те, которые знают, и те, которые не знают?» Воистину, поминают назидание только обладающие разумом» (Коран 39:9).
«Разве тот, кому его злодеяние представлено прекрасным, и кто считает его благом, равен тому, кто следует прямым путем? Воистину, Аллах вводит в заблуждение того, кого пожелает, и ведет прямым путем того, кого пожелает. Не изводи себя скорбью по ним. Воистину, Аллах знает о том, что они творят» (Коран 35:8).
Пророк Аллаха Мухуммад (да благословит его Аллах и приветствует) также говорил о знаниях и ученых. Вот некоторые из его высказываний:
«Кому Аллах желает добра, тому он дает понимание религии»;
«Кто отправился в путь, чтобы приобрести знания, тому облегчит Аллах за это путь в Рай»;
«Кто вышел на поиски знаний, тот на пути Аллаха до тех пор, пока не возвратится»;
«Поистине, Аллах, и ангелы его, и обитатели небес и земли, и даже муравей в своей норке, и кит в море призывают благословения на тех, кто обучает людей благому!»;
«Поистине, ангелы непременно будет возлагать свои крылья на искателя знания, выражая свое удовлетворение тем, что он делает, и поистине, прощение для знающего непременно станут просить обитатели небес и земли и даже киты в воде! А превосходство знающего над поклоняющемся подобно превосходству луны над прочими небесными светилами, и, поистине, обладающий знанием являются наследниками пророков. Пророки же не оставляют в наследство ни динаров, ни дирхемов, но оставляют в наследство одно только знание, а тому, кто приобрел его, достался великий удел».
Между научным прогрессом и исламской идеологией никогда не было противостояния – ни в теории, ни в практике. Мусульманский ученый в прошлом был знатоком шариата, религиозных наук, и в то же время ученым в области медицины, астрономии, физики и химии. Исламское научное движение могло гордиться тем, что оно было открыто для всех наук и достигло в них совершенства.
Всем известны имена мусульманских ученых аль-Хорезми, аль-Фараби, Ибн аль-Хайсан, Ибн Сина, Ибн аль-Нафис и многих других. Сочинения каждого из них исчисляются сотнями. Ислам подарил миру ученых самых разных областей знаний: медицины, химии, ботаники, биологии, земледелия, фармацевтики, математики; не говоря уже о религиозных дисциплинах: фикхе, тафсире, хадисах, истории пророков и т.д.
Из всех мусульманских ученых средних веков следует назвать прежде всего математика IX в. Мухаммеда бен-Муса аль-Хорезми (787 — ок. 850). Именно благодаря его сочинениям в арабском мире распространилась индийская позиционная система и цифровая символика с нулем, воспринятая впоследствии европейской математикой. В переработанной им «Арифметике» Диофанта — «Книге о восстановлении и противопоставлении» («Китаб аль-джебр аль-Мукабалла») — были приведены два основных правила решения уравнений, а также употреблен термин «ал-джебр» («алгебра») для обозначения всей науки о решении уравнений. Латинский термин algorithmi («алгоритм») — это транслитерация арабского имени аль-Хорезми. Сегодня алгоритм — одно из основных понятий математики и кебернетики. Мусульманские ученые первыми стали использовать в математике десятичную дробь, и десятичную метрическую систему. Именно они придумали иррациональный корень и ввели использование символов в математических уравнениях и алгебре.
В химии арабский ученый-алхимик Джабир Ибн Хайям (ум. в 867 г .) открыл закон сохранения массы веществ, которым дал название, например, ярь-медянка (зеленый основной карбонат МЕДИ), киноварь (араб. «кровь дракона»), цинк и т.д. За эти и многие другие заслуги его прозвали «отцом химии».
Астрономия обогащалась важными открытиями, благодаря исследованиям мусульманских ученых. Особое развитие астрономия получили в эпоху правления аббасидов. Халифом и одновременно ученым Аль-Мамуном, была предпринята попытка замерить окружность Земли. В астрономии мусульманские ученые придумали основу расчета треугольника, угол наклона оси вращения Земли к плоскости эклиптики, создали обсерватории, составили карты звезд, которые были видны им, узнали размеры Земли, дали определение солнечным и лунным затмениям. Самые известные ученые в этой области – Ибн Юнус[1] и Ибн аш-Шатыр. В VIII-XV вв. в арабских странах появляются так называемые зиджи — справочники для астрономов и географов с описанием календарей, указанием хронологических и исторических дат, тригонометрическими и астрономическими таблицами. Европейцы ознакомились с астрономией, плоской и сферической тригонометрией именно из переводов «зиджей» мусульманских ученых, например, как известного астронома аль-Хазини и аль-Батани, который провел самые точные для того времени астрономические измерения, позволившие ему составить таблицы котангенсов.
Наибольших успехов в сфере астрономии добился, пожалуй, ученый, государственный деятель и просветитель Улугбек (1393-1449). В 1428-1429 гг. он построил в Самарканде самую значительную обсерваторию средневековья, оснащенную первоклассным для того времени оборудованием, размеры и возможности которых потрясали воображение европейцев. Чего стоил один только уникальный 40-метровый мраморный секстант, установленный в области меридиана. В своем главном сочинении «Новые астрономические таблицы» Улугбек дал сведения о положении 1018 звезд, таблицы движения планет, которые отличались высокой точностью, а также изложил теоретические основы астрономии того времени. В XV веке Европа получает уникальные для себя сведения в области астрономии из трудов ученых самаркандской школы, возглавляемой Улугбеком. В 1648 году в Оксфорде был опубликован каталог неподвижных звезд из «зиджа» Улугбека в латинском переводе Джоржда Гревса (1602-1652).
В развитии медицины огромную лепту внесли андалусские врачи. Так, Ибн Рушд научно доказал, что индивид не может вторично заразиться оспой. Ибн аль-Хатаб Андалузи (умер в 1375 г.) по прозвищу Лисан ад-Дин (Язык религии) известный среди мусульман как литератор, поэт, историк и автор трудов об истории Грана и жизнеописаниям правителей и ученых Андалузии, был большим знатоком медицины. В то время когда по всей Европе и Азии свирепствовала эпидемия чумы, он в своем трактате «Та’ун» («Чума») доказал происхождение этого заболевания от инфекции и предложил методы его профилактики.
Иранский учёный-энциклопедист, врач, алхимик и философ Абу Бакр Мухаммед ибн Закария Ар-Рази (латинизированное имя Разес, Rhazes) (865-925 гг.) внес огромный вклад в медицину, написав ценные труды «аль-Хави», «медицинская книга, посвященная Мансуру» и «лечебное дело». Он первым создал хирургические нитки, описал различия между ветряной оспой и корью и заложил основы психологии. О существовании лёгочного кровообращения в 1290 г. поведал миру арабский врач из Дамаска Ибн-ан-Нафис аль Кварази (Ibn an Nafis al Quarasi) (умер в 687 г.).
Много новшеств было внесено мусульманскими учеными в вопросах хирургии. Так, андалузский мусульманский ученый, известный в Европе под именем Albucacis, Абу-ль-Касим аз-Захрави (1010—1045). Аз-Захрави был величайшим хирургом исламской цивилизации. Он изобрел множество хирургических инструментов, о которых он подробно пишет в своей книге «Ат-Тасриф» («Склонение»), и придумал рецепты различных лекарств и способы лечения зубов. У Абу-ль-Касима аз-Захрави был специальный эффективный метод выведения почечных камней.
В XII веке хирургические методы мусульман во многом превосходили аналогичные методы, которыми пользовались христиане. По словам жившего в то время мусульманского ученого Асамата ибн Мунказа, мусульмане считали хирургические методы христиан «варварским вмешательством мясника».
В некоторых направлениях медицины мусульмане совершили уникальные исследования. Так, ими были осуществлены первые в мире исследования по выявлению симптомов проказы. Они впервые установили разницу между оспой и корью. Мусульманские специалисты продвинулись гораздо дальше греков в вопросах акушерства и гинекологии. Они изобрели и применяли в своей лечебной практике много эффективных лекарственных препаратов и медицинских инструментов. При лечении многих болезней мусульманские врачи указывали на необходимость учета индивидуальных особенностей организма и типов характера пациентов. Они демонстрировали уникальные умения при подготовке лекарств, различных соков, мазей и эликсиров. Были изобретены новые методы лечения многих болезней как физического, так и психического характера. В литературе сохранились описания многих конкретных случаев, когда Абу-ль-Баракат Багдади и другие исламские врачи занимались успешным устранением психических недугов.
Всем известный Ибн Сина (Авиценна) обладал блестящими знаниями по математике, медицине, естественным наукам и философии. Его известность как врача была настолько велика, что даже правители стремились угодить ему. Он оставил 16 трактатов по медицине, среди них знаменитый «Канон», который считается энциклопедией всех болезней, способов лечения и лекарств, известных в те времена. (Около 30 изданий на европейских языках). Этот труд представлял собой половину программы обучения медицине в европейских университетах в 15 веке, и он по-прежнему является важным источником знаний для факультетов медицины.
Исламским врачам были известны различные средства анестезии при хирургическом вмешательстве. Многие врачи придавали большое значение совершенствованию и использованию собственного опыта. Известно, например, какой интерес проявлял ар-Рази к наблюдению за больными в стационарах, предварительному сбору анамнеза. На основе этих постоянных опытов и наблюдений он неоднократно опровергал существовавшие в то время теории. Юханна ибн Масавия и Абу’ль Баракат, воспитанные в традициях исламской медицины, неоднократно утверждали, что все, что не подтверждено непосредственным опытом, — иррационально.
В области истории и социологии большой вклад внес Ибн Халдун[2] (1332-1406 гг.). Его книга «Введение» переведена на многие языки. Французский ученый Август Кант в свое время позаимствовал из нее теории и мнения.
Одни из самых известных ученых в области географии – Абу Убейд аль-Бакри, Ибн Батута и аль-Идриси. Тексты по географии, составленные Абу Убейдой, считаются самыми древними путевыми заметками. Он написал их в 10 веке, путешествуя по северу Европы. Аль-Идриси создал серебряный глобус, который и поныне хранится в одном из музеев Берлина.
К сожалению, в рамках данной статьи нет возможности перечислить все достижения мусульманских ученых в различных науках, включая физику, земледелие, архитектуру и др., которые помогли исламской цивилизации занять столь высокое положение в истории цивилизаций. Более того, приведенные примеры лишь малая составляющая цивилизации, которую построили мусульмане с помощью упования на своего Господа, искренней преданностью к нему, безграничного терпения, упорства и усердия. И помогло им в этом понимание того, что своим знанием и упорным трудом они поклоняются своему Господу и приближаются к нему.
Научному подъему мусульман способствовали следующие факторы:
— свобода научного мнения – ни один ученый-мусульманин за весь период существования ислама не подвергался преследованиям или пыткам за свои научные воззрения, как это было с учеными в Европе в начале современного научного подъема;
— забота государства о науке и ученых, щедрое расходование средств на них, почитание их и внимание к их трудам и открытиям;
— умственные способности этих ученых и их прилежание и упорство в обучении и создании своих научных трудов;
— ученые достигали высот в своих знаниях – они не стремились к богатству, дарам и украшениям этого мира. Например, Ибн аль-Хайсам[3] вернул одному из правителей данную им плату за обучение, сказав: «Достаточно мне пропитания на один день». Он зарабатывал на жизнь, переписывая книги. Аль-Бируни[4] вернул султану 3 верблюдов, нагруженных серебром, сказав: «Поистине, знания служат знанию».
Главной же причиной научного и культурного прогресса мусульман был сам Ислам, эта божественная программа, указавшая человеку наилучший путь к созданию идеальной цивилизации и познакомившая человека с самим собой, жизнью и окружающим миром. Кто, кроме Всемогущего Творца, может рассказать человеку о том, кто он, и поведать ему о том, что собой представляет мир, в котором он живет? Аллах говорит в Коране: «Сотворил всякую вещь и предал ей соразмерную меру» (Коран 25:2), «Неужели этого не будет знать, Тот, кто сотворил, если Он Проницательный (Добрый), Сведущий?».
Продолжение следует…
Эльдар Зиганшин
для сайта www.whyislam.ru — Почему Ислам?
[1] Ибн Юнус (950—1009), арабский астроном. Вёл обширные астрономические наблюдения в обсерватории около Каира. Составил астрономические таблицы движения Луны, Солнца и планет (около двух веков они были лучшими таблицами этого типа), а также тригонометрические таблицы. Ибн Юнус уточнил значения прецессионной постоянной и угла наклона эклиптики к экватору, усовершенствовал способы решения плоских и сферических треугольников (метод вспомогательных углов)
[2] Ибн Хальдун (ابن خلدون), Абдуррахман Абу Зейд ибн Мухаммад; Вали ад-дин Абд ар-Рахман ибн Мухаммад; по прозвищу Хадрами и Эшбили, Севильский; 27 мая 1332, Тунис — 17 марта 1406, Каир; 732—808 гг. хиджры) — арабский мусульманский философ, историк, социолог
[3] Абу Али ал-Хасан ибн ал-Хайсам ал-Басри (араб. أبو علي الحسن بن الحسن بن الهيثم, англ. Abu Ali Hasan Ibn Al—Haytham) — великий арабский учёный-универсал (965, Басра — 1039, Каир). Благодаря своим выдающимся способностям он занимал в родной Басре должность визиря, однако любовь к науке побудила его оставить эту должность и заняться только наукой.
[4] Абу Райхан Мухаммад ибн Ахмад аль-Бируни (Кят, 4 сентября 973 —Газна, 9 декабря 1048) — великий среднеазиатский учёный из Хорезма, автор многочисленных капитальных трудов по истории, географии, филологии, астрономии, математике, геодезии, минералогии, фармакологии, геологии и др. Бируни владел почти всеми науками своего времени.
Ма ша Аллах, джазак Аллах хайран брат Эльдар. Хорошо написано! И сноски есть — кто есть кто пояснил. Серьезный подход. Удачи в дальнейшей работе.