Тексты, называющие Иисуса Сыном Бога (ч. 2)
Что в действительности означает словосочетание «сын Бога»?
Как мы уже говорили, «сын Бога» — это метафора. В Библии под «сынами Бога» подразумеваются те, кого Он любит, покорные Ему и верующие в Него.
Для наглядности сравним описание одного и того же события — смерти распятого на кресте — в двух Евангелиях.
В Евангелии от Марка сказано: «Сотник, стоявший напротив Его, увидев, что Он, так возгласив, испустил дух, сказал: истинно Человек Сей был Сын Божий» (15:39).
А в Евангелии от Луки говорится: «Сотник же, видев происходившее, прославил Бога и сказал: истинно человек этот был праведник» (23:47).
Как мы видим, Лука, описывая то же событие, заменил словосочетание «сын Божий» близким к нему по значению, синонимом «праведник».
Заглянем также в Евангелие от Иоанна: «А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими» (1:12).
Павел сказал в своем Послании к Римлянам: «Ибо все, водимые Духом Божиим, суть сыны Божии» (8:14).
Теперь возвратимся к Евангелию от Иоанна: «Кто от Бога, тот слушает слова Божии» (8:47).
В Библии упоминаются не только сыны Бога, но и «сыны Диавола» «сыны века» и так далее.
В Новом Завете говорится: «Ваш отец Диавол; и вы хотите исполнять похоти отца вашего. Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины. Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи» (от Иоанна, 8:44).
В том же Новом Завете говорится: «И похвалил господин управителя неверного, что догадливо поступил; ибо сыны века сего догадливее сынов света в своем роде» (от Луки, 16:8).
«Выходили также и бесы из многих с криком и говорили: Ты Христос, Сын Божий. А Он запрещал им сказывать, что они знают, что Он Христос» (от Луки, 4:41).
Иисус — только посланник, мессия, а не сын Божий в буквальном смысле.
Первенство (первородство) Иисуса (мир ему) среди всех «сынов Бога»
Христиане считают, что сын Бога Иисус отличается от остальных «сынов Бога». При этом они не спорят с тем, что все остальные названы сынами Бога в качестве метафоры.
Отличие это заключается в том, что Иисус назван не только сыном Божиим, но и первенцем и единственным сыном:
- «Также, когда вводит Первородного во вселенную, говорит: и да поклонятся Ему все Ангелы Божии» (К Евреям, 1:6).
- «Верующий в Него не судится, а неверующий уже осужден, потому что не уверовал во имя Единородного Сына Божия» (От Иоанна, 3:18).
Об Иисусе также сказано, что он Сын Всевышнего или Единородный Сын: «Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего» (От Луки, 1:32).
«Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил» (От Иоанна, 1:18).
Однако подобные эпитеты применяются в Библии не только к Иисусу.
Сыны Израиля — тоже «первенцы» Бога: «И скажи фараону: так говорит Господь: Израиль есть сын Мой, первенец Мой; Я говорю тебе: отпусти сына Моего» (Исход, 4:22-23).
Ефрем — тоже «первенец»: «Они пошли со слезами, а Я поведу их с утешением; поведу их близ потоков вод дорогою ровною, на которой не споткнутся; ибо Я — отец Израилю, и Ефрем — первенец Мой… Не дорогой ли у Меня сын Ефрем? не любимое ли дитя? ибо, как только заговорю о нем, всегда с любовью воспоминаю о нем» (Иеремия, 31:9, 20).
И Давид — «первенец»: «Он будет звать Меня: Ты отец мой, Бог мой и твердыня спасения моего. И Я сделаю его первенцем, превыше царей земли» (Псалтырь, 88:26-27).
Что же касается сына Всевышнего, коим назван Иисус, то следует заметить, что все сыны Израилевы является сынами Всевышнего: «Я сказал: вы — боги, и сыны Всевышнего — все вы» (Псалтырь, 81:6).
Ученики Иисуса — тоже сыны Всевышнего: «Но вы любите врагов ваших, и благотворите, и взаймы давайте, не ожидая ничего; и будет вам награда великая, и будете сынами Всевышнего; ибо Он благ и к неблагодарным и злым» (От Луки, 6:35).
Сын, спустившийся с небес
Христиане считают доказательством Божественности Иисуса тексты Библии, в которых говорится, что Иисус пришел свыше или же спустился с небес.
Например, в Евангелии от Иоанна читаем: «Приходящий свыше и есть выше всех; а сущий от земли земной и есть и говорит, как сущий от земли; Приходящий с небес есть выше всех» (3:31).
А в следующем тексте христиане узрели ослепительное описание Божества: «Он сказал им: вы от нижних, Я от вышних; вы от мира сего, Я не от сего мира» (От Иоанна, 8:23). По мнению христиан, эти слова однозначно доказывают уникальность и, соответственно , Божественность Иисуса, и подтверждают, что он отличается от всех, кто назван в Библии «сыном Бога».
Однако на самом деле все гораздо проще. Имеется в виду, что с небес, «свыше» пришел Закон Бога и чудесные способности, дарованные Иисусу, а не он сам. А в этом Иисус не отличается от остальных пророков, среди которых и предтеча Иисуса Иоанн Креститель: «Крещение Иоанново откуда было: с небес, или от человеков? Они же рассуждали между собою: если скажем: с небес, то Он скажет нам: почему же вы не поверили ему? А если сказать: от человеков, — боимся народа, ибо все почитают Иоанна за пророка» (От Матфея, 21:25-26).
Что же касается тех, кто действительно спустился с неба, то их было множество, однако никого из них христиане не обожествляют. Например, ангелы: «И вот, сделалось великое землетрясение, ибо Ангел Господень, сошедший с небес, приступив, отвалил камень» (От Матфея, 28:2).
А Енох вознесся на небо: «И ходил Енох пред Богом; и не стало его, потому что Бог взял его» (Бытие, 5:24).
«Енох угодил Господу и был взят на небо, — образ покаяния для всех родов» (Книга Премудрости Иисуса, сына Сирахова, 44:15)
А, как известно, «никто не восходил на небо, как только сшедший с небес Сын Человеческий, сущий на небесах» (От Иоанна, 3:13).
Значит, Енох подобен Иисусу, однако христиане не называют его Богом.
Илия тоже вознесся на небо: «Когда они (Илия и Елисей) шли и дорогою разговаривали, вдруг явилась колесница огненная и кони огненные, и разлучили их обоих, и понесся Илия в вихре на небо. Елисей же смотрел и воскликнул: отец мой, отец мой, колесница Израиля и конница его! И не видел его более» (2-я Царств, 2:11).
Об учениках Иисуса также сказано, что они рождены «свыше», от Бога, поскольку они уверовали в Него: «А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими, которые ни от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились» (От Иоанна, 1:12). Очевидно, что они не являются детьми Бога в буквальном смысле этого слова. Подразумевается, что искренне верующие являются духовными сынами Бога. Сердца уверовавших и покаявшихся изменяются настолько, что их обладателей можно назвать заново родившимися. Обретя веру и очистив свою душу покаянием, человек переживает духовное рождение.
Уверовавшие в Иисуса названы рожденными свыше за их веру, которую даровал им Господь, и они подобны всем остальным уверовавшим: «Иисус сказал ему в ответ: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия <…> Не удивляйся тому, что Я сказал тебе: должно вам родиться свыше» (От Иоанна, 3:3, 7).
Также читаем: «Всякий верующий, что Иисус есть Христос, от Бога рожден» (1-е Иоанна, 5:1).
А далее сказано: «…знайте и то, что всякий, делающий правду, рожден от Него» (1-е Иоанна, 2:29).
Слова Иисуса: «Я не от сего мира» вовсе не свидетельствуют о том, что он Бог. Подразумевается только, что он отличается от остальных людей тем, что превознесся над бренным, материальным миром, то есть он превыше того, за чем гонится абсолютное большинство людей.
Иисус сказал нечто подобное и о своих учениках, когда заметил в них любовь к миру вечному и равнодушие к мирским благам. Он сказал им: «Если бы вы были от мира, то мир любил бы свое; а как вы не от мира, но Я избрал нас от мира, потому ненавидит вас мир» (От Иоанна, 15:19).
«Я передал им слово Твое; и мир возненавидел их, потому что они не от мира, как и Я не от мира. Не молю, чтобы Ты взял их из мира, но чтобы сохранил их от зла» (От Иоанна, 17:14-15).
Таким образом, Иисус сказал о своих учениках то же, что и о себе — что все они не от мира. И если бы эти слова были указанием на Божественность, то Богом следовало бы называть и каждого из учеников Иисуса…
Очевидно, что это выражение представляет собой очередную метафору, которыми богата Библия. Человек не от мира — это человек, который живет не для этого бренного мира и не уделяет ему излишнего внимания, но постоянно и неустанно стремится к довольству Господа и к миру вечному.
Из книги “Бог Единый или Троица”
Мункыз ибн Махмуд ас-Саккар