Убеждения представителей современных направлений в христианстве
Направления в христианстве, которые принимают догмат о Троице, утверждают, что Бог един по Своей сущности, но существует в трех лицах (ипостасях): Бог-Отец, Бог-Сын и Святой Дух.
Однако между этими направлениями существуют разногласия относительно природы (сущности) Иисуса Христа. Догмат о божественности Христа закреплен на Никейском соборе, после чего христиане начали спорить о природе этой божественности.
Расскажем немного об основных направлениях в христианстве и об обстоятельствах появления каждого из них и существующих между ними различиях.
1 — Православие
К этому направлению принадлежат последователи Восточной (греческой) церкви. Православные христиане есть в России и Греции, где они составляют большинство верующих, а также в Сербии, некоторых районах Азии, в Египте и Эфиопии. У них есть четыре главных церкви: Константинопольская, Александрийская, Антиохийская и
Иерусалимская. У каждой из них свой патриарх.
После пятого Вселенского собора, состоявшегося в 879 году, в Константинополе православная церковь разделилась на две части: Египетская и Константинопольская
(ромейская, греческая). Убеждения православных христиан полностью совпадают с постановлениями Никейского собора и посланиями Афанасия[1], который возглавил папство в Александрии и после Никейского собора.
Ипостаси у православных
Православные считают, что ипостаси — это проявления (лица) Бога, сущность которого едина. То есть Отец есть Сын, и Он же — Святой Дух. Коптский священник Григорий говорит о Троице в православии: «Христиане веруют в Одного Единосущного Бога, имеющего три ипостаси. То есть сущность Бога одна и едина, а под Троицей подразумеваются три ипостаси, каждая из которых имеет свои особенности и свойства. Посредством ипостасей существует Сущность Бога. Единый Бог — источник и основа бытия. Поэтому Он — Отец, ибо «отец» — возвышенное слово, употребляемое в данном случае в значении «корень, источник, основа». Единый Бог — это Высший разум. Он проявляется через Христа. Поэтому Христос был Словом, ибо Слово — воплощение Разума. Разум невидим, однако он проявился в Слове. Бог это и Сын тоже — не в том смысле, который вкладывается в это понятие в человеческом мире. Он является видимым образом невидимого Бога. Бог — это и Великий Дух. Он — отец всех духов (душ), и поэтому Он — Святой Дух, потому что Бог Свят[2]».
А епископ Савелий говорит о Боге: «В Ветхом Завете Он предстает как Отец, в Новом Завете — как Сын, а в основании Церкви — как Святой Дух».
На вопрос о том, почему же Единому Богу даются разные имена священник Тауфик Джаййид отвечает: «Именование Троицы Отцом, Сыном и Святым Духом считается божественными глубинами и небесными тайнами, о которых мы не имеем права рассуждать и сущность которых мы не можем анализировать и присовокуплять к ним свои представления и идеи…»
А поскольку ипостаси суть три лица одной сущности, Ясин Мансур говорит, что «ипостаси — это три различимые, но неотделимые друг от друга личности, равные и не поддающиеся воображению». Афанасий также говорит о равенстве ипостасей: «Нет среди них большей и меньшей, первой и последней. Они равны в сущности Бога, равны по силе и величию»[3].
Основные отличия убеждений православных от убеждений представителей других направлений христианства:
— Православные верят, что Бог — это Сын, и что Он — Святой Дух.
— Константинопольская православная церковь утверждает, что Сын (воплотившийся Бог) ниже уровнем, чем Бог невоплотившийся. Епископ Апполинарий говорит: «Три ипостаси, которые присутствуют в Боге, неравноценны. Дух велик. Сын — еще более велик, чем Дух. А Отец еще более велик, чем Дух и Сын. Это потому, что Отец обладает ничем неограниченным могуществом и сущностью; Сын обладает ограниченным могуществом, но неограниченной сущностью, а Дух обладает ограниченным могуществом и ограниченной сущностью».
— Египетская церковь считает, что у Христа была одна природа — божественная. Между тем православные России и Европы (Константинопольская церковь) считают, что у Христа было две природы, объединенных в одну. Последний догмат был закреплен Халкидонским собором в 451 году. Однако Египетская церковь не признала этого постановления, тогда как Константинопольская церковь, утверждающая о соединении в Христе двух природ, приняла его. Кирилл Александрийский сказал: «Мы верим в две природы, объединенные в одну, и мы говорим: одна природа для воплощенного Слова»[4].
— Православные христиане верят, что Святой Дух произошел только от Отца.
Православные христиане признают семь таинств[5] (крещение, миропомазание, причащение, исповедь, церковный брак, елеосвящение, священство (посвящение в священнослужители)[6].
2 — Католицизм
Католики являются последователями Западной (Римской) церкви, которую возглавляет Папа. Резиденция Папы находится в Риме (Ватикан). Название «католицизм» происходит от латинского слова «католикос», означающего «всеобщий, всемирный». Последователи католицизма есть во всем мире. Особенно много их в Европе[7].
Католическая церковь откололась от основной Церкви после долгой религиозно-политической борьбы, корни которой уходят в пятый век нашей эры. Император Феодор разделил Империю между двумя своими сыновьями. Акадию досталась восточная часть со столицей в Константинополе, а Нурию — западная, со столицей в Риме. С тех пор между двумя центрами шла борьба. В 451 году после Халкидонского собора отделилась Египетская церковь — первая православная церковь, поскольку она считала, что у Христа была одна природа, а собор постановил, что у него было две природы и две воли. А после четвертого Константинопольского собора в 869 году и пятого в 879 году отделились остальные восточные церкви из-за того, что западники упорно считали, что Святой Дух исходит от Отца и Сына вместе[8].
Ипостаси у католиков
«Канон Священной Книги» характеризует убеждения католиков и протестантов относительно Троицы следующим образом: «Священная Книга представляет нам три личности, которые считаются личностью Бога… Личности отличны друг от друга… Троичность (Троица) в природе Бога не временная и не кажущаяся. Она вечная и реальная. Троица не значит три Бога, ибо эти личности — одно… Три равные личности»[9].
Католики считают основой Троицы три личности, или три сущности, у каждой из которых свои задачи. Все они возвращаются к единой сущности, существование которой изначально и бесконечно. Католики считают, что у каждой ипостаси своя «специальность». Бог-Отец сотворил мир и оберегает его. Бог-Сын — искупитель людских грехов и спаситель человечества, а задача Святого Духа — утверждать сердце человека в Истине и осуществлять его новое духовное рождение. Ниже перечислим основные различия между католической церковью и православной (Египетской):
— Католики верят, что у Христа было две природы и две воли: божественная и человеческая. То есть он был совершенным человеком и совершенным Богом. В нем Сын соединился с человеческой природой Христа.
— Отец, Сын и Святой Дух — существующие изначально и вечно ипостаси Бога, и с телом Христа соединилась только одна ипостась — Сын.
— Святой Дух исходит от Отца и Сына вместе, и он равен и Отцу, и Сыну.
— Души грешников не попадут в Рай до тех пор, пока не очистятся в чистилище — маленьком Аду. Лишь после этого они смогут войти в Рай.
— Молитвы священников избавляют души грешников от наказания. Из этого догмата и родилась идея о продаже индульгенций, которую одобрил двенадцатый Вселенский собор в 1215 году.
— Догмат о непогрешимости Папы Римского и признании его наследником власти Петра, которой наделил его Иисус[10].
— Католики обожествляют Марию, называя ее Богородицей и Обреченной Богу, и обращаются к ней с мольбами и посвящают ей некоторые молитвы.
Католики признают семь таинств. Они закреплены Тридентским собором в 1547 году. Католицизм разрешает поклонение образам и иконам[11].
3 — Протестантизм
Название происходит от латинского «протестанс» — «публично доказывающий».
Откололся от католицизма в ходе Реформации[12] 16 века. Этому предшествовало несколько протестов против действий Пап, которые возмутили благочестивых верующих. Стоит рассказать подробнее о призывах к реформам, которые возникли в Европе и привели к появлению протестантизма.
К реформам призывали несколько движений, которые зарождались, а затем теряли силу на протяжении нескольких веков. Главными из них были движение вальденсов[13] и катаров[14], а впоследствии, в 13 веке — движение монашеского братства[15], которое призывало к простоте и защите церкви от ереси, а также укреплению папства путем искреннего следования и служения ему. Однако в конце концов они впали в то, от чего так долго предостерегали. Предводители движения разбогатели, и богатство развратило их. Последствия оказались весьма печальными.
В начале 16 века появился Мартин Лютер[16], немецкий священник. Он отправился паломником в Рим, чтобы снискать благословение Папы. Он представлял себе идеальную картину: праведность, богобоязненность, нравственная чистота…
Однако то, что он увидел в Риме, резко отличалось от этой прекрасной картины. Он воскликнул: «Это не религия Иисуса!» Вернувшись в Германию, он начал призывать к реформам. Он резко осудил индульгенции как явление и назвал их обманом. Его сподвижников и последователей называли «протестующими», то есть протестантами.
Призывы Лютера оказали сильное впечатление на француза Кальвина, который родился в 1509 году, а потом и на швейцарца Ульриха Цвингли[17].
Кальвин создал церковь протестантов.[18]
У протестантского движения появилось множество последователей в Германии, Америке, Шотландии, Норвегии и Голландии.
Протестанты близки к католикам, однако есть и отличия. Перечислим важнейшие из них:
— Вера в то, что только Священная Книга (а не Папы) является источником христианства. Однако они не соблюдают ее постановления кроме как в вопросе об индульгенциях и непогрешимости Папы.
— Священную Книгу разрешается читать каждому, и у любого человека есть право понимать ее по своему, не опираясь на толкования Пап.
— Непризнание семи апокрифических посланий. Признание еврейского Ветхого Завета вместо греческого.
— Непризнание власти Папы и его права прощать грехи, а также некоторых обрядов, признанных католической церковью, например, пресуществление во время Тайной вечери, иконы, обожествление Марии, муки в чистилище и таинства церкви.
— Благие дела являются плодами веры, и они не являются непременным условием для спасения.
— Каждая протестантская церковь обладает полной независимостью.
— Запрещение читать молитву на непонятном языке, вроде ассирийского и коптского. Ее должны обязательно читать на языке, который понимают молящиеся.
— Запрещение монашества: священники должны вступать в брак. Протестанты считают это необходимым условием для успешного реформирования Церкви.
Святой Дух исходит от Отца и Сына, а у Христа две природы и две воли (в этом вопросе протестанты согласны с католиками).
Из книги “Бог Единый или Троица”
Мункыз ибн Махмуд ас-Саккар
[1] В 325 г. Афанасий сопровождал Александра в качестве секретаря в чине диакона на I Никейский собор, где активно участвовал в спорах о природе Христа, отстаивая его единосущность — эти споры привели к формулировке Никейского символа веры, авторство которого в некоторых позднейших источниках ошибочно приписывается Афанасию.
В 326 г. после смерти Александра Афанасий был избран епископом Александрии, продолжил активную борьбу против арианства, однако после вызова из ссылки императором Константином сначала епископа Евсевия Никомедийского, придерживавшегося арианских взглядов, а затем и самого Ария в 330 г., арианство стало поддерживаемым государством направлением христианства Римской империи. Афанасий отказался признать равноправное сосуществование арианской и православной ветвей христианства, отказав арианам в принятии в александрийскую церковную общину.
В 335 г. Афанасий был осуждён Тирским собором по обвинению в участии в убийстве мелетианского епископа Арсения и сослан в Трир, был возвращён из изгнания после смерти Константина в 337 г.
Повторно изгнан из Александрии в 340 г., после смерти александрийского епископа Григория в 345 г. вернулся на александрийскую кафедру. Осуждён Миланским собором 356 г., после чего бежал из Александрии в верхний Египет, где скрывался до смерти императора Констанция в 361 г. Император Юлиан, преемник Констанция, объявил о свободе вероисповедания, уравняв, в том числе, язычество и любые ветви христианства; Афанасий, воспользовавшийся этим решением, вернулся в Александрию.
В 365 г. после смерти Юлиана, к власти пришёл император Валент, издавший эдикт об изгнании епископов, сосланных Констанцием; Афанасий, опасаясь преследования, опять бежал из Александрии, однако через четыре месяца эдикт был отменён и Афанасий вернулся в Александрию, где занимал епископскую кафедру до конца своих дней.
[2] Ахмад Хиджази ас-Сака. Аль-лика байна-ль-ислям ва ан-насраниййа. С. 69.
[3] Мухаммад Маджди Марджан. Аллаху вахид ам салюс. С. 45-47.
[4] Габриэль Абду-ль-масих. Ар-рай ас-сарих фи табиат ва машиат аль-масих. С. 60.
[5] По христианскому вероучению обряды, приобщающие верующих к божественной благодати. Прим. пер.
[6] Мухаммад Дыйау-р-Рахман аль-Азами. Аль-йахудиййа ва аль-масихиййа. С. 406-407.
[7] Католики составляют большую часть верующих в Италии, Испании, Португалии, Франции, Бельгии, Австрии и в странах Латинской Америки. Среди верующих католики преобладают в Польше, Венгрии, Чехии, Словакии, странах Прибалтики (главным образом в Литве).
[8] Ибрахим Халиль Ахмад. Мухадарат фи мукаранат аль-адйан. С. 11.
[9] Камус аль-китаб аль-мукаддас. С. 232.
[10] См.: Евангелие от Матфея (16:19).
[11] Рауф Шаляби. Йа ахля-ль-китаби таалю иля калиматин сава. 261-262.
[12] Реформация (от лат. Reformation — преобразование), общественное движение в Западной и Центральной Европе в 16 веке, направленное против католической церкви. Начало Реформации положило выступление в 1517 году в Германии Мартина Лютера. Идеологи Реформации выдвинули тезисы, которыми фактически отрицалась необходимость католической церкви с ее иерархией и духовенством вообще, отвергалось католическое Священное предание, отрицались права церкви на земельные богатства. Основные направления Реформации: бюргерское (Лютер, Ж. Кальвин, У. Цвингли); народное, соединявшее требование упразднения католической церкви с борьбой за установление равенства (Т. Мюнцер, анабаптисты); королевско-княжеское, отражавшее интересы светской власти, стремившейся укрепить свою власть и захватить земельные владения церкви.
[13] Вальденсы — приверженцы средневековой ереси, зародившейся в конце 12 века в Лионе. Основатель — Пьер Вальдо. Вальденсы призывали к «евангельской бедности», аскетизму; выступали против католической церкви, отвергали необходимость духовенства как особой социальной группы, утверждая, что всякий достойный человек может выступать в роли священнослужителя. Ересь вальденсов распространилась во многих западноевропейских государствах, в основном среди ремесленников и крестьян.
[14] Катары (от греч. Katharos — чистый), приверженцы ереси 11-13 веков, распространившейся в Западной Европе (главным образом в Италии, Фландрии, Южной Франции) преимущественно среди ремесленников и части крестьян. Считая материальный мир порождением дьявола, осуждали все земное, призывали к аскетизму, обличали католическое духовенство.
[15] Апостолики (Апостольские братья) — крестьянско-плебейская секта второй половины 13 — начала 14 веков в Северной Италии. Выступали против феодального гнета и католической церкви, призывали к бедности, отказу от имущества. Секту основал Сегарелли (около 1260 года), с 1300 года возглавлял Дольчино.
[16] Мартин Лютер, Martin Luther, (родился 10 ноября 1483 года в Эйслебене; умер 18 февраля 1546 года там же) — священнослужитель, основатель христианской протестантской церкви, вождь Реформации. Когда Лютер был ещё молодым священником, главной темой его размышлений было покаяние и отпущение грехов. С 1510 он все больше утверждался в мысли, что спасение грешников только в их вере. Продажа католической церковью индульгенций — свидетельств об отпущении грехов — противоречила этому убеждению. 31 октября 1517 года Лютер выдвинул «95 тезисов» против индульгенций. Эта проповедь представляет собой логическое доказательство абсурдности веры в индульгенции и лживости торгующих ими иерархов католической церкви. С момента опубликования «95 тезисов» начинается Реформация — образование в Западной Европе самостоятельных христианских церквей, не подчиняющихся папе. 3 января 1521 года римский папа Лев X отлучил Лютера от церкви. В ответ Лютер публично сжег буллу об отречении. К тому времени Лютер отказался от авторитета иерархов в толковании Библии и высказал революционную мысль, что каждый может толковать Писание, руководствуясь личным религиозным опытом. Чтобы облегчить чтение Писания, Лютер с учениками перевел Библию с латыни на родной язык. Стараясь сделать Писание доступным «даже для верующей дочери мельника», Лютер черпал слова из народного языка, взяв за основу один из саксонских диалектов. Перевод разошелся невиданным тиражом 100 тыс. экземпляров за 30 лет. Язык Библии Лютера стал общенемецким литературным языком. Благодаря книгопечатанию идеи протестантов стали доступны огромному количеству людей. Развивая тезис Лютера о способности каждого верно толковать слово Божие, многие стали проповедниками и основали собственные церкви, объединенные названием «протестантские». Наследие Лютера — лютеранская церковь — даже не самая крупная из 7 протестантских церквей при том, что в мире насчитывается около 70 млн. её последователей.
[17] Ульрих Цвингли (1484 — 1531). Ульрих Цвингли получил образование в школах Базеля и Берна (Швейцария), а также в Вене (Австрия). Детство его было счастливым; в то время он не слишком задумывался над вопросом греха. Не чувствуя особого морального рвения, он становится приходским священником в римо-католической церкви. Став пастором «Великой монастырской церкви» в Цюрихе, Цвингли увидел себя в роли ветхозаветного пророка и начал проповедовать против антибиблейских обычаев римо-католической церкви. В 1522 году он открыто порвал, с Римом после того, как изучил труды Мартина Лютера. В этом же году этот разрыв стал окончательным и полным, когда Лютер впервые заменил в своей церкви католическую мессу протестантским причастием. Позже он удалил из церкви иконы, мощи и орган и сделал центром церковной службы проповедь. Цвингли расходился с Лютером во взглядах на причастие, считая, что Вечеря Господня — это лишь таинство напоминания. Гражданские власти поддерживали Цвингли. Под его влиянием реформация начала распространяться по Швейцарии. Цвингли принимал участие в вооруженных действиях против католических государств и погиб в бою с мечом в руках, защищая Библию от традиций.
[18] Жан Кальвин (10 июля 1509 — 27 мая 1564) — французский богослов, реформатор церкви, основатель кальвинизма. Жан Кальвин родился 10 июля 1509 г. в городе Нуайон во французской провинции Пикардия. В возрасте 1.4 лет был послан отцом, адвокатом Жераром Ковеном, в Парижский университет для изучения гуманитарных наук и права. В 1532 г. получил в Орлеане докторскую степень. В 1536 г. отправился в швейцарский город Базель, но в пути задержался и обосновался в Женеве. В том же году вынужден был бежать из Женевы, где к власти пришли его противники. С 1538 по 1541 г. служил священником в Страсбурге. В 1541 г. женевский магистрат попросил Кальвина вернуться в город. Кальвин приехал в Женеву, где оставался до самой смерти. Реформаторские идеи Кальвина не только получили широкое распространение в Швейцарии, но вскоре стали популярны во многих странах мира. Хотя Кальвин никогда не обладал светской властью, за время его жизни в Женеве в городе постепенно установился режим, напоминавший теократическую диктатуру. Тем не менее организация Кальвинистской церкви сохранила сравнительно демократический характер. Кальвин умер 27 мая 1564 г. в Женеве.