История человека, который нашёл клад в купленном поместье
Текст хадиса
Передают со слов Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах), что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
«(Как-то раз) один человек купил у другого поместье, а потом тот, кто купил его, нашёл там кувшин с золотом и сказал продавшему: “Возьми у меня своё золото, ведь я покупал у тебя только землю и не покупал золота”. Прежний владелец этой земли сказал: “Я продал тебе землю со всем тем, что в ней было”, после чего они обратились на суд к одному человеку, который спросил: “Есть ли у вас дети?” Один из них сказал: “У меня есть сын”, другой же сказал: “У меня есть дочь”. (Тогда этот человек) сказал: “Выдайте девушку замуж за юношу, и расходуйте деньги на них, и подавайте милостыню”».[1]
Разъяснение некоторых слов[2]
Арабское слово «’акар», приведённое в этом хадисе, было переведено на русский язык как «поместье». Кроме того, это слово в арабском языке означает дом, имение, с имеющимися насаждениями, как об этом упомянули некоторые комментаторы хадиса, а также дорогое имущество, предназначенное для жилья.
«Один из них сказал: “У меня есть сын”», в версии передатчика хадиса Исхака ибн Бишра разъясняется, что эти слова сказал тот, который купил поместье.
Комментарий хадиса
Ибн Хаджар сказал:
«В нашем Шариате подобная ситуация имеет следующий религиозный статус: показания даёт покупатель, и золото остаётся во владении продавца. Скорее всего, продавец и покупатель разошлись в понимании договора, а именно: покупатель говорит, что не было явного указания на продажу земли и того, что в ней, а было оговорено о продаже только земельного участка. Продавец же в свою очередь утверждает, что договор именно на это и указывает. В таком случае, им обоим необходимо обоюдно договориться и вернуть купленное. Указывает на всё это контекст хадиса, а именно слова: «нашёл там кувшин с золотом».
Однако в версии, передаваемой Исхаком ибн Бишром, сообщается, что покупатель сообщил о том, что он купил имение, а после того как он обустроил его, нашёл в нём клад. Тогда продавец сказал ему, что он не закапывал никакого клада и ничего об этом не знает, и что они оба потребовали от судьи, чтоб тот отправил кого-нибудь, дабы взять этот клад и израсходовать по своему усмотрению, но судья отказался поступать таким образом. В таком случае согласно нашему Шариату найденное богатство будет считаться «кладом», если определится, что оно относится к захоронениям времён джахилии. Если же эти вещи относятся к мусульманам, то это будет считаться находкой. Если же невозможно определить, к какому периоду относится клад, то это считается ничейным имуществом и сдаётся в казну мусульман. Возможно, в шариате того времени не было таких подробностей, и поэтому судья вынес такое решение».[3]
Пользы, извлекаемые из хадиса.
1. Достоинство проявления воздержанности, довольства малым и набожности в сомнительных вопросах.
2. Умение проявлять снисходительность и приходить к согласию при спорах, ведь хадисы пророка (мир ему и благословение Аллаха) явно указывают на достоинство этих качеств.
«Клад в Исламе»
Перевод: Вахитов М.
Корректор текста: Тамки́н Р.Г.
Каноническая редакция: Каримов М.