Закят фитр
Всевышний Аллах повелел мусульманам по завершении поста выплачивать закят фитр. В переводе это выражение означает «милостыня разговения». На этом уроке мы поговорим о смысле и правилах выплаты этого пожертвования.
Закят фитр был вменен в обязанность мусульманам во 2 г.х., когда им впервые было приказано поститься в Рамадане. Выплачивать этот закят обязательно, поскольку поступать так приказал Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, любое повеление которого фактически является повелением Всевышнего Аллаха. В Коране по этому поводу сказано: «Кто повинуется Посланнику, тот повинуется Аллаху. А если кто отворачивается, то ведь Мы не отправили тебя их хранителем» (ан-Ниса, 4:80). Всевышний также сказал: «А того, кто воспротивится Посланнику после того, как ему стал ясен прямой путь, и последует не путем верующих, Мы направим туда, куда он обратился, и сожжем в Геенне. Как же скверно это место прибытия!» (ан-Ниса, 4:115). Он также сказал: «Берите же то, что дал вам Посланник, и сторонитесь того, что он запретил вам. Бойтесь Аллаха, ведь Аллах суров в наказании» (аль-Хашр, 59:7).
Закят фитр выплачивается за всех мусульман – взрослых и детей, мужчин и женщин, свободных и рабов. Передают, что Ибн Умар рассказывал: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, приказал выплачивать пожертвование фитр в размере одного саа сухих фиников или ячменя за всех мусульман – рабов и свободных, мужчин и женщин, взрослых и детей» (Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим).
Желательно выплачивать закят фитр и за плод, находящийся в утробе матери, потому что так поступал повелитель правоверных Усман б. Аффан, да будет доволен им Аллах. Мужчина обязан выплачивать закят фитр за себя самого и за тех, кого он опекает, например, за жену или за близких родственников, если они не могут самостоятельно сделать это. Если же они в состоянии выплатить его сами, то лучше, чтобы они так и сделали, потому что это пожертвование является долгом каждого мусульманина.
Закят фитр обязан выплачивать каждый, кто располагает дополнительными средствами сверх того, в чем он нуждается в течение суток в день разговения. Если же дополнительных средств меньше одного саа, то нужно выплатить то, что имеется, потому что шариат не возлагает на человека то, что превышает его возможности. Всевышний Аллах сказал: «Бойтесь Аллаха по мере своих возможностей, слушайте, повинуйтесь и расходуйте во благо самим себе. А те, кто уберегся от собственной скупости, являются преуспевшими» (ат-Тагабун, 64:16).
Мудрость предписания относительно закята фитр совершенно очевидна.
Во-первых, верующий проявляет заботу о бедняках и удерживает их от попрошайничества, чтобы они могли порадоваться в праздник разговения и достойно встретить его вместе с обеспеченными мусульманами.
Во-вторых, он воспитывает в себе такие прекрасные качества, как щедрость и великодушие, доброта и сострадание.
В-третьих, он искупает грехи и прочие упущения, сделанные во время поста, ведь любое доброе дело смывает совершенные ранее прегрешения и в какой-то степени восполняет упущенное.
В-четвертых, он благодарит Всевышнего Аллаха за то, что Он позволил ему завершить пост и ночные намазы и облегчил для него исполнение праведных деяний во время поста.
Передают, что Ибн Аббас рассказывал: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, предписал раздавать закят фитр, дабы постившиеся очистились от сказанных ими праздных слов и непристойностей и дабы наелись бедняки. Если постившийся раздаст это пожертвование до намаза, то оно будет принято. Если же он раздаст его после намаза, то это будет всего лишь простым пожертвованием» (Этот хадис передали Абу Давуд и Ибн Маджа).
Закят фитр разрешается выплачивать любыми основными продуктами питания, потребляемыми людьми. Не разрешается выплачивать закят фитр кормом для скотины, так как Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, приказал выплачивать его беднякам, а не животным. Также не разрешается выплачивать его одеждой, мебелью, посудой или утварью, потому что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, велел в качестве закята фитр раздавать продукты питания. Также не разрешается выплачивать закят фитр деньгами, и тому есть несколько объяснений.
Во-первых, мусульмане не поступали так во времена Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и не должны поступать так в настоящее время. Передают со слов матери правоверных Аиши, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Кто внесет в наше дело то, что не от него, то это будет отвергнуто».
Во-вторых, закят фитр является обязательным обрядом поклонения, в котором точно определен вид выплачиваемого имущества, поэтому нельзя выходить за рамки данного вида так же, как нельзя выплачивать закят фитр до или после отведенного для его выплаты времени.
В-третьих, посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, велел выплачивать закят фитр определенными продуктами, цены на которые, в большинстве случаев, различны. И если бы цену какого-либо продукта можно было принимать в расчет, то посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, приказал бы выплачивать закят фитр именно этим продуктом, и тогда все остальные продукты выплачивались бы в количестве, эквивалентном цене первого.
В-четвертых, выплата закята фитр продуктами является одним из символических обрядов ислама. Мусульмане могут наблюдать за тем, как взвешиваются и раздаются пожертвования. Выплата же его деньгами превращает этот обряд в милостыню, которую один человек тайно передает другому, и никто, кроме них и Всевышнего Аллаха, не знает об этом.
Таким образом, из достоверных хадисов известно, что закят фитр выплачивается из расчета 1 саа продуктов питания, потребляемых людьми, за каждого человека. Мы уже не раз отмечали, что один саа вмещает 2040 г. высокосортной пшеницы. Безусловно, ячмень и другие продукты питания с малым удельным весом будут весить меньше, тогда как рис, сыр и другие продукты питания с большим удельным весом будут весить больше. И если мусульманин собирается выплачивать пожертвование фитр другими продуктами, то ему следует определить объем 2040 г. высококачественной пшеницы, а затем отмеривать другие продукты по этому объему.
Передают, что Ибн Умар рассказывал: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, приказал выплачивать пожертвование фитр в размере одного саа сухих фиников или ячменя» (Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим).
Передают, что Абу Саид аль-Худри рассказывал: «Во времена Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, мы раздавали закят фитр в размере одного саа продуктов питания, сухих фиников, ячменя или изюма» (Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим).
Закят фитр можно выплачивать пшеницей, ячменем, пшеничной или ячменной мукой, сухими финиками или изюмом. В качестве него нельзя раздавать всего два мудда пшеницы, потому пожертвование фитр засчитывается только за один саа, что равняется четырем муддам.
Известно, что перечисленные выше пять продуктов питания были основными во времена Пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует. Но если эти продукты питания не являются основными в каком-либо регионе, то их нельзя раздавать в качестве пожертвования фитр. Таково самое достоверное мнение по этому вопросу. Оно подтверждается хадисом, в котором сообщается, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Во времена посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, мы выплачивали это пожертвование продуктами питания в размере одного саа. А питались мы в то время сухими финиками, изюмом, ячменем и сыром» (Этот хадис передал аль-Бухари).
Если мусульманин не найдет ни одного из этих продуктов питания, то ему не следует отправляться за ними в другой город, а достаточно выплатить закят фитр другими зерновыми или плодами, которые являются основными продуктами питания, например, рисом, кукурузой, гречкой или даже мясом. Нам могут возразить, что мясо невозможно отмерить. В свежем виде мясо действительно невозможно отмерить, и поэтому в данном случае придется выплачивать пожертвование фитр по весу.
Однако в качестве закята фитр нельзя выплачивать продукты, вкус или другие качества которых изменились. Поэтому его нельзя выплачивать заплесневевшими или испортившимися продуктами. Также нельзя выплачивать его хлебом, потому что хлеб невозможно отмерить и хранить в течение долгого времени. Кроме того, приготовление на огне изменяет многие качества муки. Следует признать, что при изготовлении макарон и вермишели многие качества муки также изменяются, однако проводить полную аналогию между хлебом и макаронами нельзя. Поэтому разрешается выплачивать пожертвование фитр макаронами и вермишелью, если они являются основными продуктами питания и хранятся длительное время.
Закят фитр становится обязательным после захода солнца в ночь на праздник разговения. Тот, кто застал это время тогда, когда закят фитр обязателен для него, должен выплатить это пожертвование. В противном случае, человек не обязан выплачивать его. Так, например, если человек умер за несколько минут до заката солнца, то за него не нужно выплачивать закят фитр. Если же он умер через несколько минут после заката солнца, то за него нужно выплатить его. Если человек родился через несколько минут после захода солнца, то за него необязательно выплачивать закят фитр. Однако, как это было сказано выше, поступить так желательно. Если же он родился за несколько минут до захода солнца, то за него необходимо выплатить закят фитр. Объясняется же это тем, что закят фитр становится обязательным именно в то время, когда завершается пост и наступает праздник разговения.
Что же касается времени, когда можно выплачивать закят фитр, то оно делится на дозволенное и желательное. Желательным временем для выплаты закята фитр является раннее утро в праздник разговения до совершения праздничного намаза. Передают, что Абу Саид аль-Худри рассказывал: «Во времена Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, мы раздавали пожертвование фитр в праздник разговения в размере одного саа продуктов питания» (Этот хадис передал аль-Бухари).
Передают, что Ибн Умар рассказывал: «Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, приказал выплачивать закят фитр до того, как люди выйдут на праздничный намаз» (Этот хадис передал Муслим). Таким образом, желательно немного задерживать праздничный намаз, чтобы люди могли выплатить закят фитр до него.
Что же касается дозволенного времени, то оно наступает за один-два дня до праздника разговения. Передают, что Нафи рассказывал: «Ибн Умар выплачивал закят за детей и взрослых и даже за моих детей. Он давал его всем, кто его брал, и все они получали его за один-два дня до праздника разговения» (Этот хадис передал аль-Бухари).
Необходимо выплатить закят фитр до праздничного намаза и не разрешается откладывать его выплату на более поздний срок. Передают, что Ибн Аббас рассказывал: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, предписал раздавать закят фитр, дабы постившиеся очистились от сказанных ими праздных слов и непристойностей и дабы наелись бедняки. Если постившийся раздаст этот закят до намаза, то он будет принят. Если же он раздаст его после намаза, то это будет всего лишь простым пожертвованием» (Этот хадис передали Абу Давуд и Ибн Маджа).
Если же человек отложил выплату закята фитр по уважительной причине, например, если он был в пути, и при нем не было продуктов или людей, которым можно было бы выплатить его, или если весть о наступлении праздника застала его врасплох, и он не успел подготовиться, или если он доверил кому-то выплатить закят фитр, а тот человек забыл вовремя сделать это, то он может выплатить это пожертвование и после праздничного намаза.
Закят фитр должен дойти до того, кому он полагается, или до его доверенного лица до начала праздничного намаза. Поэтому если человек вознамерился выплатить закят фитр какому-то определенному лицу, но не смог найти его до праздничного намаза, то он должен выплатить этот закят другому лицу, а не откладывать его выплату на более позднее время.
Человек должен выплачивать закят фитр в месте своего проживания, независимо от того, является ли это место его постоянным или временным местожительством. Если же в месте его проживания нет того, кому можно было бы выплатить закят фитр, то он может выплатить его в другом месте через свое доверенное лицо.
Необходимо выплачивать закят фитр беднякам, а также должникам, которые не в состоянии расплатиться со своими кредиторами. Разрешается раздавать его нескольким беднякам, так же, как можно раздать несколько пожертвований одному бедняку, поскольку Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, определил количество выплачиваемого продукта, но не определил количество тех, кому эту милостыню полагается раздать. А лучше всего об этом известно Всевышнему Аллаху!
«Уроки благословенного месяца»
Джазакум Ллаху хайран!
ПОМОГИТЕ разобраться:мы с женой не сходимся во мнении.Она продала свой дом в др.респ.,теперь с этих денег хочет дать закят.Сейчас мы живем в моем доме-недостроенном.У нас нет ещё всего необходимого:мебель б/у,ещё столько недоделок!машины нет.Я полгода не работал.Сейчас СУБХАНАЛЛА работа есть.Сын учится,пока не работает.Как правильно поступить-по ИСЛАМУ,рассудите нас пожавлуйста!!!
Если до того как вы продали дом у вас не было на руках НИСАБА (необходимый уровень капитала для выдачи закята), и НИСАБ появился у вас только после продажи дома, то этот НИСАБ должен продержаться у вас в течении года и только тогда через год Вы будете обязаны выплачивать ЗАКЯТ. Если же в течении года Вы израсходуете эти вещи на покупку необходимых вещей, и у вас не останется даже НИСАБА, то вы ЗАКЯТ давать не обязаны. ЗАКЯТ выплачивается не во время появления НИСАБА, а только через год поле этого.
Подробнее о ЗАКЯТЕ читайте здесь:
http://qa.whyislam.ru/viewtopic.php?f=22&t=18
http://qa.whyislam.ru/viewtopic.php?f=22&t=764
http://qa.whyislam.ru/viewtopic.php?f=22&t=1800
http://qa.whyislam.ru/viewtopic.php?f=22&t=1719
Судя по вашему положению дел, я сомневаюсь, что Вы уже до продажи дома имели на протяжении года сумму превышающую НИСАБ, а значит до времени выплаты ЗАКЯТА вам надо ждать ещё целый год. А раз так, то советую Вам купить на эти деньги, то что необходимо Вам и Вашим детям, или вложить в дело, а уж затем если останется, что-то (что-то превышающее НИСАБ), и этот НИСАБ продержится у Вас в течении года с момента появления, то тогда Вы должны будете выплатить ЗАКЯТ.
Если же жена продала свой дом год назад и держала эти деньги , так сказать, в заначке, и сейчас уже прошёл год, то в таком случае она обязана выплатить с них ЗАКЯТ, и данный вопрос уже не полежит обсуждению, это обязанность.
ассаляму алейкум,мы на данной момент находимся в той местности(деревне) где только одна семья в исламе и они не являются нужлающими,остальные жители этой деревни делают ширк не совершают соля и не постятся,можно нам передать фитр мусульманам нуждающимся заранее так как боимся не успеть потом в праздник так как они в других деревнях живут,которые не близко к нам, хотим передать с теми кто поедит в эти деревни в ближайшие дни. очень нужен ответ
джазакумаЛлаху хойрон