История о пророке, который сжёг муравейник

Аллах не любит, когда люди преступают границы. Наша религия запрещает необоснованную агрессию даже в отношении деревьев и животных. Поэтому Аллах запретил сеять на земле порчу, сеять неразбериху в том, что имеет порядок, уничтожать посевы и потомство. Каждый божий раб будет спрошен в День Суда даже за воробья, которого он убил без соответствующей причины.

В достоверном хадисе говорится о том, как Аллах упрекнул одного из своих пророков. Несмотря на то, что у пророков особое возвышенное положение перед Аллахом, это не мешает Ему (Велик Он и Славен) делать им замечания и поправлять их, если в их поступках просматривается некоторая оплошность, даже если она небольшая. Пример тому – история о том, как Аллах упрекнул одного из своих пророков за то, что тот сжёг муравейник из-за одного муравья, который его укусил.

 

Текст хадиса

В сборнике «Ас-Сахих» имама аль-Бухари, со слов Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) собщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

«Однажды один из пророков остановился на привал под деревом, и его укусил муравей, тогда он повелел убрать своё снаряжение, и когда его убрали из-под дерева, он повелел спалить жилище[1] этого муравья в огне. И внушил ему Аллах в Откровении: „Разве это не был, всего лишь один муравей?!”»

В другой версии хадиса, которая приводится в сборнике Муслима, также сообщается со слов Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах): «Однажды муравей укусил одного из пророков, тогда он велел сжечь муравейник, и внушил ему Аллах в Откровении: „Неужели из-за того, что тебя укусил один муравей, ты погубил целую общину, которая прославляла Аллаха?!”»

 

Источники хадиса

Хадис привёл аль-Бухари в своём сборнике «Ас-Сахих», в разделе «Книга начала творения», в главе «О том, если муха упадёт в ваш сосуд» (6/356), номер хадиса 3219.

Также хадис привёл Муслим в разделе «Книга приветствия», в главе «Запрет на убийство муравьёв» (4/1759), номер хадиса 2241.

 

 Толкование хадиса

Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) рассказал нам об одном из прежних пророков, который устроился на привал под деревом. Вероятно, тот пророк собирался отдохнуть в тени дерева от тягот пути, набраться сил и укрыться от палящих лучей солнца. Он расположился рядом с муравейником. Судя по всему, муравьям не понравилось соседство с пророком и его сподвижниками. Как правило, в подобных случаях муравьи нападают на того, в ком видят угрозу, чтобы вынудить врага удалиться. Так и произошло: один из муравьёв напал на пророка Аллаха и укусил его.

Пророк – это такой же человек, как и другие люди. Он, как и все, может гневаться и порой совершать что-то автоматически, о чём потом может сожалеть или даже получить упрёк от самого Аллаха (Велик Он и Славен). Так произошло с этим пророком. Он разозлился на укусившего его муравья и на всё его семейство и решил покарать весь муравейник. Пророк повелел сподвижникам убрать снаряжение в сторону от дерева, затем развёл на муравейнике костёр и уничтожил огнём всех муравьёв, живших в нём.

Справедливость гласит, что невинный не должен страдать за виновного. На этого пророка напал лишь один муравей, и если уж была необходимость в наказании, то правильнее было бы наказать только его одного, не трогая остальных. Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) научил нас, что обороняться от нападающих на нас людей и животных – наше законное право. И если напал этот агрессивный муравей, то следовало наказать именно его, тогда к пророку не было бы никаких претензий. Но уничтожение всех муравьёв огнём в данном случае не имеет никакого отношения к справедливости.

Муравьи являются одной из общин, созданных Всевышним Аллахом. Они прославляют Аллаха, святословят Его имена так же, как и другие животные. Поэтому не разрешается убивать их, если они не приносят вреда.

Аллах упрекнул своего пророка за такой поступок, потому что кара, которую тот обрушил на муравьёв, перешла границы необходимого. Он наказал многих невинных за преступление одного виновного и погубил общину, которая поминала Аллаха. Всевышний сказал своему пророку: «Разве это не был всего лишь один муравей?! Неужели из-за того, что тебя укусил один муравей, ты погубил целую общину, которая прославляла Аллаха?!»

Если человек воспитан так, что жалеет муравья и не может его убить, то он никогда не поднимет руку на невинного человека и не прольёт его кровь не по праву. Мусульманин должен быть примером того, как следует оберегать человеческую жизнь, сохранять благодать и порядок на земле Аллаха, устраивая на ней пашни и оставляя потомство.

 

 Польза хадиса и уроки, извлекаемые из него

  1. Нельзя убивать муравьёв, так же как нельзя убивать других животных без причины. Животных можно убивать только если они доставляют неприятности или нападают. Сообщается, что Ибн Аббас (да будет им доволен Аллах) сказал: «Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) запретил убивать четырёх животных: муравьёв, пчёл, удодов и сорокопутов»[2].

Исключение составляют пять вредителей, которых можно уничтожать при любых обстоятельствах, даже на заповедной земле Мекки: это мыши, скорпионы, вороны, коршуны и чёрные собаки[3].

Эти пять видов животных разрешается убивать без причины. Помимо них есть животное, которое Пророк (мир ему и благословение Аллаха) повелел убивать, и сказал, что за его убийство будет награда от Аллаха: это геккон[4], особая порода ящерицы.

Также Пророк велел убивать змей, но кроме змей, которые заползли в дом. Змеям, которые заползли в помещение, следует делать три предупреждения[5], и если после этого они не покинут жилище или будут замечены вновь, то их следует убить. Исключение только в отношении двух видов змей: абтар[6] и зу-туфьятайн[7], которых надо уничтожать без промедления, даже если они обнаружены внутри дома, потому что они способны повредить зрение человека и вызвать выкидыш у беременных женщин[8].

  1. В нашем Шариате запрещено уничтожать живых существ огнём. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал, что наказывать огнём может только Господь огня. Исходя из хадиса ясно, что в Шариатах прежних пророков такого запрета не было, поэтому пророк, упомянутый в хадисе, использовал данный способ для уничтожения муравьёв.
  2. Муравьи прославляют Аллаха. Аллах (Велик Он и Славен) сказал в священном Коране, что всё сущее возносит ему хвалу: «Его славят семь небес, земля и те, кто на них. Нет ничего, что не прославляло бы Его хвалой, но вы не понимаете их славословия. Воистину, Он – Сдержанный, Прощающий»[9].
  3. В хадисе говорится, что муравьи это одна из общин, созданных Аллахом. Он сообщил нам, что птицы и животные живут общинами так же, как и мы: «Все живые существа на земле и птицы, летающие на двух крыльях, являются подобными вам сообществами»[10].

Подробные современные исследования полностью подтверждают истинность этого.

 Из книги «Достоверные пророческие рассказы»
Автор: Умар ибн Сулейман ибн Абдулла Аль-Ашкар
Перевод: Абу Ясин Руслан Маликов
Корректор текста: Р.Г. Тамкин
Каноническая редакция: М. Каримов
Для сайта «Почему Ислам» — www.whyislam.ru

 

  • [1] Имеется в виду весь муравейник.
  • [2] Хадис привели Ахмад и Абу Дауд, с иснадом, соответствующим критериям аль-Бухари и Муслима.
  • [3] Хадис об этом привёл аль-Бухари (6/355), номер хадиса 3314.
  • [4] См. хадисы по поводу желательного уничтожения гекконов в сборнике «Ас-Сахих» Муслима (4/1857), номера хадисов 2237–2240.
  • [5] В сборнике Абу Яаля сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Если в доме появится змея, то скажите: „Мы просим тебя договором Нуха (мир ему и благословение Аллаха) и договором Сулеймана, сына Дауда (мир им обоим), не доставляй нам неприятностей. И если она вернётся, то убейте её». См. также: «Усд аль-габа» (5/286), Абу Дауд (5260), ат-Тирмизи (1485) и Ибн Абу Шейба (5/404-405).
  • [6] Абтар (Atractaspis microlepidota) – короткохвостая порода змей из семейства шпильковых (лат. Atractaspididae), известная как земляная гадюка. Обитает на юго-западе Аравийского полуострова, имеет синий окрас, хвост её словно обрублен. Говорят, что от одного взгляда на эту змею у женщины может случиться выкидыш. Также установлено, что её укус приводит с резкому сокращению мышц, что также приводит к выкидышу.
  • [7] Зу-туфьятайн (песчанная эфа/Echis carinatus) – опасная для человека ядовитая змея, яд которой является одним из самых токсичных в семействе и обладает резко выраженным гемолитическим эффектом действия. Змея имеет узор в виде двух зигзагообразных линий вдоль всего тела.
  • [8] Смотрите хадисы на тему змей в сборнике «Ас-Сахих» Муслима (4/1754).
  • [9] Коран, сура 17 «Аль-Исра» («Перенос»), аят 44.
  • [10] Коран, сура 6 «Аль-Ан`ам» («Скот»), аят 38.

]]>]]>

11 комментариев

  1. Фатима

    Ассаляму аляйкум уа рахматуЛлах.
    Джазакуму Ллаху хайран за ваши труды…Очень интересно, ма шаа Ллах..
    Ну у меня возник вопрос, если какое нибудь сообщение, как звали этого пророка мир ему..

  2. Абу Ясин

    Ва алейкум ассалям ва рахмату-Ллах, наверное если бы была какая-либо информация по этому поводу, то автор толкования непременно упомянул бы об этом, так что видимо нет. 

  3. чокопайкис

    ибн Касир считал,что это был пророк Узайр.

  4. Абу Ясин

    Не могли бы привести цитату и ссылку какую-нибудь, что бы почитать что Ибн Касир говорил про этот хадис, и про Узейра?

  5. чокопайкис

    Абу Хурайра  также передал, что Посланник Аллаха 
    сказал:
    [Как-то раз] муравей укусил одного пророка, который
    сидел под деревом. Он велел убрать из-под [дерева]
    свою поклажу и сжечь муравейник, и тогда Аллах нис-
    послал ему в откровении: «Почему же [ты не сжёг толь-
    ко] одного муравья?» [Бухари, № 3319; Муслим, № 2241].
    Ибн ‘Аббас, Муджахид и аль-Хасан аль-Басри говорили, что
    этим пророком был ‘Узайр*, а Аллах знает об этом лучше.

  6. чокопайкис

    Ибн Касир «Рассказы о пророках»

  7. Абу Ясин

    джазака-Ллаху хайран, Чокопайкис, — это хорошее дополнение к статье.

  8. Фатима

    барака Ллаху фикум..
    Значит все таки есть об этом информация…. ма шаа Ллах.

  9. Абу Ясин

    ва фикум барака-Ллах , получается что так

  10. Самира Салиховна

    Ассаляму алейкум, Абу Ясин!!!

    Хотела бы уточнить по поводу следующего предложения «Исключение составляют пять вредителей, которых можно уничтожать при любых обстоятельствах, даже на заповедной земле Мекки: это мыши, скорпионы, вороны, коршуны и чёрные собаки [3]». Значит ли это, что мы обязательно должны везде и всегда уничтожать, например, черных собак, если они не трогают нас и они не наши?

  11. Абу Ясин

    Ва алейкум ассалям ва рахмату-Ллахи ва баракатух, рад видеть вас на нашем сайте, Самира Салиховна.

    В начале Пророк (мир ему и благословение Аллаха) повелел уничтожать всех собак вообще, об этом говорится в достоверном хадисе передаваемом в сборнике Муслима (1572) со слов Джабира ибн Абдуллы (да будет доволен им Аллах): «Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) велел нам убивать собак, и бывало такое, что к нам (в Медину) приходила женщина бедуинка из кочевья со своей собакой, и мы убивали её собаку, затем Пророк (мир ему и благословение Аллаха)запретил убивать их, и сказал: «Вам следует убивать чисто чёрную собаку с двумя белыми пятнами, потому что это шайтан».
    В данном хадисе под словом «шайтан» подразумевается, что она наиболее вредная и опасная для людей, это не значит что она является перевоплощённым джином.

    Также в другом хадисе сообщается со слов Абдуллы ибн Мугаффаля (да будет доволен им Аллах), что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
    «Если бы собаки не являлись одним из народов (умма), то я повелел бы убить их (всех), убивайте же чисто чёрных».
    Ат-Тирмизи (1486), Абу Дауд (2845), ан-Насаи (4280), Ибн Маджа (3205), и шейх аль-Альбани назвал хадис достоверным (сахих).

    Видимо первоначальный запрет на убийство всех собак, был причиной их чрезмерного распространения, но Аллаху об этом известно лучше. Но затем осталось лишь веление уничтожать чисто чёрных собак, а также чёрных с двумя белыми пятнами. А также любых других собак, которые могут представлять опасность, как говорится в хадисе передаваемого со слов Аиши (да будет доволен ею Аллах): «Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Пять вредителей можно убивать как на заповедной территории (т.е. в окрестностях Мекки), так и за её пределами, это ворон, коршун, скорпион, мышь и агрессивная собака» (аль-Бухари и Муслим).

    Это значит, что убивать этих животных можно даже без всякой видимой причины, и человеку за это будет награда от Аллаха за выполнение сунны. Конечно же не является это обязанностью, гоняться на всеми воронами и собаками, коршунами и мышами, но уничтожать их по мере возможности — желательно.

    Если они не трогают нас, то это не снимает желательности их уничтожения, потому что возможно они тронут кого-то другого, а также мы не знаем какой ещё вред, помимо нападения они могут наносить людям. Аллах ведающий всё скрытое и явное передал нам это знание с высоты семи небес через своего Пророка (мир ему и благословение Аллаха) и мудрость… вся мудрость содержится в Коране и Сунне.

    Если же чёрная собака принадлежит какому то человеку, то ….
    1) Если это происходит в государстве в котором правит Шариат, то можно убить эту собаку без разрешения хозяина, так как держать такую собаку запрещено и для её хозяина это является грехом.
    2) Если это происходит не в шариатском государстве, например, как Россия, то уничтожать чёрных собак, у которых есть хозяин нельзя, также как нельзя уничтожать вино в магазинах, или применять установленные шариатом наказания за уголовные преступления, такие как лишение руки за воровство и т.п.