Копи добро

Копи добро

Хвала Аллаху, Господу миров. Он — Тот, кто создал жизнь и смерть, чтобы  испытать людей, чьи дела будут лучшими. Аллах создал нас и не бросил на произвол, но разъяснил нам путь к добру и путь к злу, чтобы мы знали и могли выбрать верную дорогу. Аллах отправил к нам своих посланников, а затем облегчил добрые дела тем, кто проявил искреннее стремление и любовь к добру, Он сделал добрые дела трудными для тех, кто отвернулся от божественного напоминания, проявил высокомерие и отказался повиноваться своему Создателю.

Свидетельствуем, что нет никакого божества, кроме Аллаха, и свидетельствуем, что Мухаммад – раб Аллаха и Его Посланник. Он – Пророк истины, который раскрыл для своей общины познание всего, что несёт им пользу в обоих мирах, он обучил их, как уберечь себя от зла и не попасть в дьявольские сети сатаны. Мир и благословение Аллаха Пророку Мухаммаду, а также его семье и всем его сподвижникам.

Дорогие братья и сёстры, будьте богобоязненными, наблюдайте за своими делами и намерениями, ведь степень их правильности и искренности является либо залогом вашего счастья, либо источником страданий. Аллах не смотрит на вашу внешность или богатство, Он смотрит на ваши сердца и поступки. Знайте, что воздаяние будет соответствовать деяниям, как станете поступать вы, так поступят и с вами.

Сообщается со слов Ибн Аббаса, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

إِنَّ اللهَ كَتَبَ الْحَسَناتِ وَالسَّيِّئاتِ، ثُمَّ بَيَّنَ ذَلِكَ، فَمَنْ هَمَّ بِحَسَنَةٍ فَلَمْ يَعْمَلْها كَتَبَها اللهُ لَهُ عِنْدَهُ حَسَنَةً كامِلَةً، فَإِنْ هُوَ هَمَّ بِها فَعَمِلَها كَتَبَها اللهُ لَهُ عِنْدَهُ عَشْرَ حَسَناتٍ، إِلى سَبْعِمائَةِ ضِعْفٍ، إِلى أَضْعافٍ كَثيرَةٍ، وَمَنْ هَمَّ بِسَيِّئَةٍ فَلَمْ يَعْمَلْها، كَتَبَها اللهُ لَهُ عِنْدَهُ حَسَنَةً كامِلَةً، فَإِنْ هُوَ هَمَّ بِها فَعَمِلَها كَتَبَها اللهُ لَهُ سَيِّئَةً واحِدَةً


«Воистину, Аллах определил хорошие дела и злые, затем разъяснил их: кто пожелает совершить доброе дело, но не сделает его, тому Аллах запишет одно полное доброе дело; кто пожелает совершить доброе дело и сделает его, тому Аллах запишет от десяти до семисот добрых дел, и может ещё увеличить их многократно; кто пожелает совершить злое дело, но не сделает его, тому Аллах запишет одно полное доброе дело; кто пожелает совершить злое дело и сделает его, тому Аллах запишет одно злое дело»[1].

Этот хадис содержит в себе четыре аспекта:

1) Совершение добрых дел.

2) Желание совершить добро.

3) Совершение злых дел.

4) Желание совершить зло.

Каждый из этих аспектов имеет своё особое положение.

Когда верующий совершает праведное дело, оно возрастает десятикратно, это обязательно для каждого искреннего благодеяния. Всевышний Аллах сказал:

مَن جَاء بِالْحَسَنَةِ فَلَهُ عَشْرُ أَمْثَالِهَا

«Кто явится с добрым деянием, тот получит десятикратное воздаяние» (Коран, 6: 160).

Но награда может быть приумножена ещё больше в зависимости от качества совершённых дел, от намерений, искренности, обстоятельств, времени и места. Также может играть роль то, кем является человек, делающий добро, и то, насколько полезно его дело для других, и одно дело может превратиться в семьсот, а то и ещё больше, ведь щедрость Аллаха безгранична. Всевышний Аллах сказал:

مَّثَلُ الَّذِينَ يُنفِقُونَ أَمْوَالَهُمْ فِي سَبِيلِ اللّهِ كَمَثَلِ حَبَّةٍ أَنبَتَتْ سَبْعَ سَنَابِلَ فِي كُلِّ سُنبُلَةٍ مِّئَةُ حَبَّةٍ وَاللّهُ يُضَاعِفُ لِمَن يَشَاء

«Те, кто расходует свое имущество на пути Аллаха, подобны зерну, из которого выросло семь колосьев, и в каждом колосе – по сто зерен. Аллах увеличивает награду, кому пожелает» (Коран, 2: 261).

Этот благородный аят говорит о том, что пожертвования на пути Аллаха засчитываются благодетелю в семисоткратном размере. Но есть и такие дела, которые увеличиваются без счёта. Аллах (Свят Он и Возвышен) сказал:

مَّن ذَا الَّذِي يُقْرِضُ اللّهَ قَرْضًا حَسَنًا فَيُضَاعِفَهُ لَهُ أَضْعَافًا كَثِيرَةً

«Если кто-либо одолжит Аллаху прекрасный заем, то Он увеличит его многократно» (Коран, 2: 245).

إِنَّمَا يُوَفَّى الصَّابِرُونَ أَجْرَهُم بِغَيْرِ حِسَابٍ

«Воистину, терпеливым их награда воздастся полностью безо всякого счета» (Коран, 39: 10).

Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

قال الله تعالى: كُلُّ عملِ ابنِ آدمَ لَهُ يُضَاعفُ الحَسَنَة بعَشرِ أمثالِها إلى سَبْعِمائِة ضِعْفٍ، قَالَ الله تعالى إِلاَّ الصَومَ فإِنه لِي وأَنَا أجْزي به

 «Всевышний Аллах говорит: «Каждое из дел сынов Адама – для них самих, оно будет преумножено в десять раз или даже в семьсот раз. Затем Всевышний Аллах добавляет: «Кроме поста, он для Меня и Я награжу за него»[2].

Добрые дела могут возрастать в зависимости от места, в котором они совершены. Из достоверных хадисов известно, что молитва, совершённая в Заповедной мечети в Мекке, равна ста тысячам молитв, совершённых в других местах, а молитва в Пророческой мечети в Медине превосходит молитвы в других местах в тысячу раз.

Благодеяния могут увеличиваться и по причине времени их совершения. Например, как сообщается в хадисах, любое доброе дело, имеющее статус желательного (мустахабб), совершённое в месяце Рамадан, равноценно по своей награде обязательному делу (ваджиб). А обязательное дело (ваджиб) в Рамадане приравнивается к семидесяти обязательным делам, сделанным в другое время. Как известно, награда за выполнение религиозных обязанностей намного выше, чем совершение дополнительных желательных действий (мустахабб).

Если же человек сделает грех, то он зачтётся ему ровно так, как есть, без увеличения в количестве. Всевышний Аллах сказал:

وَمَن جَاء بِالسَّيِّئَةِ فَلاَ يُجْزَى إِلاَّ مِثْلَهَا وَهُمْ لاَ يُظْلَمُونَ

«А кто явится со злым деянием, тот получит только соответствующее воздаяние, и с ними не поступят несправедливо» (Коран, 6: 160).

За один грех человеку записывается лишь одно злое дело. Несмотря на то, что злодеяния не могут увеличиваться количественно, они могут увеличиваться качественно. Преступление может увеличиваться в масштабности и кощунстве. Например, грех, совершённый на святой земле или в мечети, страшнее, чем грех в другом месте. Грех, сделанный в священном месяце Рамадан,  превышает грехи, совершённые в другое время. Всевышний Аллах сказал:

إِنَّ الَّذِينَ كَفَرُوا وَيَصُدُّونَ عَن سَبِيلِ اللَّهِ وَالْمَسْجِدِ الْحَرَامِ الَّذِي جَعَلْنَاهُ لِلنَّاسِ سَوَاء الْعَاكِفُ فِيهِ وَالْبَادِ وَمَن يُرِدْ فِيهِ بِإِلْحَادٍ بِظُلْمٍ نُذِقْهُ مِنْ عَذَابٍ أَلِيمٍ


«Воистину, тем, которые не веруют, сбивают других с пути Аллаха, не пускают их в Заповедную мечеть, которую Мы воздвигли для всех людей, независимо от того, проживают они в ней или кочуют, а также тем, кто склоняется в ней к несправедливости, Мы дадим вкусить мучительные страдания» (Коран, 22: 25).

Аллах отметил особую тяжесть грехов, если они совершены в течение заповедных месяцев[3]. Аллах сказал:

إِنَّ عِدَّةَ الشُّهُورِ عِندَ اللّهِ اثْنَا عَشَرَ شَهْرًا فِي كِتَابِ اللّهِ يَوْمَ خَلَقَ السَّمَاوَات وَالأَرْضَ مِنْهَا أَرْبَعَةٌ حُرُمٌ ذَلِكَ الدِّينُ الْقَيِّمُ فَلاَ تَظْلِمُواْ فِيهِنَّ أَنفُسَكُمْ

«Воистину, число месяцев у Аллаха – двенадцать. Так было записано в Писании в тот день, когда Аллах сотворил небеса и землю. Четыре месяца из них – запретные. Такова религия прямоты, и посему не поступайте в них несправедливо по отношению к себе» (Коран, 9: 36).

Грехи запрещено делать в любое время года и в любом состоянии, но грех, совершённый паломником во время исполнения хаджа,  намного серьёзнее. Аллах (Свят Он и Возвышен) сказал:

الْحَجُّ أَشْهُرٌ مَّعْلُومَاتٌ فَمَن فَرَضَ فِيهِنَّ الْحَجَّ فَلاَ رَفَثَ وَلاَ فُسُوقَ وَلاَ جِدَالَ فِي الْحَجِّ

«Хадж совершается в известные месяцы. Кто намеревается совершить хадж в эти месяцы, тот не должен вступать в половую близость, совершать грехи и вступать в споры во время хаджа» (Коран, 2: 197).

Также грехи, совершённые выдающимися людьми в области Религии, на которых смотрят люди и с кого они берут пример, намного тяжелее, чем грехи обычных людей. Поэтому ответственность учёных и проповедников намного выше, чем ответственность других людей, но и награда их значительно больше. Обращаясь к Пророку, Всевышний Аллах сказал:

وَلَوْلاَ أَن ثَبَّتْنَاكَ لَقَدْ كِدتَّ تَرْكَنُ إِلَيْهِمْ شَيْئًا قَلِيلاً * إِذاً لَّأَذَقْنَاكَ ضِعْفَ الْحَيَاةِ وَضِعْفَ الْمَمَاتِ ثُمَّ لاَ تَجِدُ لَكَ عَلَيْنَا نَصِيرًا

«Мы поддержали тебя, когда ты готов был уже немного склониться на их сторону (неверных)[4]. Тогда ты вкусил бы наказание вдвойне в этой жизни и вдвойне после смерти. И тогда никто не стал бы помогать тебе против Нас!» (Коран, 17: 74-75).

К женам Пророка (мир ему и благословение Аллаха) предъявлялись более завышенные требования, чем к остальным женщинам, потому что они должны были стать образцом целомудрия и праведности для будущих поколений, а также быть достойными носить имя «матери правоверных». Аллах сказал:

يَا نِسَاء النَّبِيِّ مَن يَأْتِ مِنكُنَّ بِفَاحِشَةٍ مُّبَيِّنَةٍ يُضَاعَفْ لَهَا الْعَذَابُ ضِعْفَيْنِ وَكَانَ ذَلِكَ عَلَى اللَّهِ يَسِيرًا

«О жены Пророка! Если кто из вас совершит явную мерзость, то ее мучения будут удвоены. Это для Аллаха легко» (Коран, 33: 30).

Поэтому грех учёного намного страшнее, чем грех обычного человека.

Таким образом, грех никогда не увеличивается количественно, но может увеличиться и возрастать в размерах, пока не достигнет размеров небес и земли.

Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Кто пожелает совершить доброе дело, но не сделает его, тому Аллах запишет одно полное доброе дело».

Это говорит о том, что Аллах награждает не только за осуществлённые дела, но также и за намерение их совершить. Если мусульманин решит сделать что-то хорошее, но встретит на своем пути препятствие и не сделает этого, то он все равно получит награду за искреннее стремление к добру. Если человек настроится прочитать ночную молитву тахаджуд[5], но сон одолеет его, и он не сможет проснуться, то получит награду такую, словно он совершил молитву тахаджуд.

Далее Пророк (мир ему и благословение Аллаха)  говорит: «Кто пожелает совершить злое дело, но не сделает его, тому Аллах запишет одно полное доброе дело».

Эти слова Пророка указывают на то, что если человек решит сделать что-то скверное, и ничто не будет мешать ему осуществить задуманное, но из страха перед Аллахом он откажется от своих планов и оставит этот грех ради Аллаха, то ему будет записано одно полное доброе дело. Потому что отказ от ослушания Аллаха с таким намерением сам по себе уже является добрым делом. Если же человек откажется совершить задуманный грех, но не из богобоязненности, а из-за того, что опасается мнения людей и желает показать себя воздержанным и праведным, то не получит такой награды. Более того, человек будет наказан, ведь его страх перед людьми превосходит по своей силе страх перед Аллахом, что недопустимо для мусульманина. Поэтому, если кто-либо намерится ослушаться своего Господа, затем предпримет меры для достижения своей цели, но предопределение Аллаха преградит ему путь к этому греху, и он не сможет выполнить желаемое, то получит наказание за своё намерение и за те шаги, которые он совершил в направлении запретного. Сообщается что Абу Бакра Нафи’ ибн аль-Харис ас-Сакафи сказал: Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

إذا التقى المسلمان بسيفيهما فالقاتل والمقتول في النار قلت: يا رسول الله، هذا القاتل فما بال المقتول ؟ قال: إنه كان حريصاً على قتل صاحبه

«Если два мусульманина скрестят мечи в схватке, то и убийца, и убитый окажутся в адском пламени». Я спросил его: «С убийцей ясно, но почему и убитый тоже?» Пророк ответил: «Он стремился убить своего товарища»[6].

Также в другом хадисе говорится, что если человек пожелает совершить грех и будет говорить об этом другим, то он уже достоин наказания. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

إن الله تجاوز عن أمتي ما حدثت به أنفسها ما لم تعمل أو تتكلم

«Воистину, Аллах прощает людям моей общины (мусульманам) то, к чему их подговаривают их собственные души, пока они не сделают этого или не заговорят об этом»[7].

Говорить о желании совершить грех – это грех. Поэтому страшитесь Аллаха, смотрите на свои дела и  намерения, запасайтесь праведными поступками, раскаивайтесь за свои грехи и скверные намерения.

Хвала Аллаху, Господу миров. Мир и благословение Посланнику Аллаха, а также его семье и всем его сподвижникам.

 

Автор: Шейх Салих  Аль-Фаузан
«аль-Хутаб аль-минбарийя фи
аль-мунасабат аль-асрийя»
Перевод:  Абу Ясин Руслан Маликов
Корректор текста: Тамки́н Р.Г.
Каноническая редакция: Каримов М.
Для сайта – www.whyislam.ru

  • [1] Хадис привёл аль-Бухари и Муслим.
  • [2] Хадис передал Муслим.
  • [3] Заповедные месяцы (аль-ашхур аль-хурум) – это четыре месяца лунного исламского календаря: Зу-ль-Каада, Зу-ль-Хиджа, Мухаррам, Раджаб.
  • [4] Аллах уберёг Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха) от того, чтобы он пошёл на какой-либо компромисс с неверными.
  • [5] Тахаджуд – это намаз, который совершается в последнюю треть ночи. Этот намаз является самым лучшим и ценным из дополнительных намазов.
  • [6] Хадис привели аль-Бухари и Муслим.
  • [7] Хадис привели аль-Бухари и Муслим.

]]>]]>

7 комментариев

  1. Rasima

    Ассаляму аляйкум ва рахматуллаhи ва баракатуh. 
    Поистине полезная статья, узнала много нового.Спасибо авторам.

  2. миша

    ассаламу алейкум ва рахматуЛлахи ва баракетух .от этой статьи благо всем .и тем кто читает и тем кто её предоставляет. джазакуму Ллаху хайрон

  3. naml

    Ассаляму аляйкум. У вас календарь по хиджре правильный?

  4. naml

    Достоверно ли этот хадис?
     хадис от ‘Абдуллаха ибн ‘Амра ибн аль-‘Аса который передал что Пророк, саляллаху аляйхи Уа саллам, сказал:
    “О Аллах, Поворачивающий сердца, поверни наши сердцав сторону покорности Тебе.” Аллахумма мусаррифаль къулюби сорриф къулюбана ‘аля то‘атика

  5. naml, ва алейкум ассалам ва рахматуллахи ва баракатух. За точностью календаря следим только в Рамадан, Зуль-Хиджа и Мухаррам.

  6. naml

    Братья, а в др месяцы следить затруднительно для вас? Просто хочется знать точную дату для дней хиджам и поста (ежемесячных 3 дня). А то на разных сайтах по разному и в программах тоже самое. Например на сегодня три даты 21 сафар. 22 и 23. И кому из них верить Аллах ‘Алям.

  7. Виктор

    И о календаре (как говорили дикторы ТВ в советское время в конце программы Время: «И о погоде…»):). Главное следить за наступлением пятницы и не забывать о пятнице!!! Вот сегодня — пятница. 
    А я сегодня, в пятницу и в связи с пятницей (так сказать вдохновлённый пятницей) создал очередный стихотворный экспромт. Думал опубликовать его на этом сайте, найти подходящую статью на нём. И с первой же статьи, с первой попытки — открыл эту статью, с главой «Пятничный намаз». Не иначе это знак свыше — публиковать эти стихи надо!:). Вижу, что они уместны и здесь, на этой странице:).

    мУслим, крепкий, как алмаз,
    Сёдня пятничный намаз!
    На него спеши скорей,
    Будешь крепче и мудрей!

    Разговор с нечунаем из среды современных российских т.н. традиционных мусульман (т.е. мусульман по традиции их народа, но толком неверующих или слабо-верующих и не соблюдающих сунну).

    мУслим, крепкое плечо!
    Сёдня пятница!
    — И чё?
    — То, что надо на намаз,
    Муслим, крепкий, как алмаз!

    Или можно так, разница в последней строке, здесь с побудительной мотивацией:) 

    мУслим, крепкое плечо!
    Сёдня пятница!
    — И чё?
    — То, что надо на намаз,
    Будешь крепким, как алмаз!

    О, вот ещё как, больше юмора, доброго юмора:

    мУслим, крепкое плечо!
    Сёдня пятница!
    — И чё?
    — То, что надо на намаз,
    Драгоценный мой алмаз!

Пинги и трекбэки