Честность

Что такое честность? Честность – это слово истины, речь, которая совпадает с реальной действительностью. Честный человек – тот, который говорит то, в чём он искренне убеждён.

Честность включает в себя как слова, так и дела

Честность делится на несколько видов:

Первый вид: честность в словах. Она заключается в том, чтобы человек не говорил ничего, кроме истины, и если он кому-то сообщает что-либо, то должен говорить только то, что есть на самом деле.

Второй вид: честность в намерениях и желаниях. Этот вид называют искренностью. Мусульманин должен очищать своё намерение и своими словами и делами стремиться только к Лику Аллаха и Его награде.

Третий вид: честность во взаимоотношениях между людьми (в купле и продаже, в долговых обязательствах, в договорах о партнёрстве и других делах). Честный человек не должен обманывать, хитрить и заниматься фальсификациями.

Четвёртый вид: честность в обещаниях. Если мусульманин что-то пообещал, то он должен выполнить обещанное, потому что нарушение обещаний является качеством, свойственным лицемерам.

Пятый вид: честность в том, что касается реального положения, в котором находится человек. Он не должен показывать то, чего у него нет в действительности, он не должен вести себя неестественно, желая пустить пыль в глаза. Сообщается со слов Аиши (да будет доволен ею Аллах), что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

المتشبع بما لم يعط كلابس ثوبي زور

«Тот, кто притворяется, что он насытился тем, что ему не дано[1], подобен человеку, одевшему два одеяния лжи».[2]

Достойное положение честности в Шариате

Честность – это одно из самых великих достоинств, это фундамент всех благородных качеств человека. Аллах в Своей Книге велел нам соблюдать честность, похвалил людей, которые обладают этим качеством. Всевышний сказал:

يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُواْ اتَّقُواْ اللّهَ وَكُونُواْ مَعَ الصَّادِقِينَ

«О те, которые уверовали! Бойтесь Аллаха и будьте с правдивыми». (9.Ат-Тауба: 119)

Пророк (мир ему и благословение Аллаха) побудил нас быть честными и сообщил нам, что это качество побуждает человека ко всему хорошему и приводит его к высшим степеням в Раю. Сообщается от Абдуллы ибн Масуда (да будет доволен им Аллах), что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

إِنَّ الصِّدْقَ يَهْدِي إِلَى الْبِرِّ وَإِنَّ الْبِرَّ يَهْدِي إِلَى الْجَنَّةِ وَإِنَّ الرَّجُلَ لَيَصْدُقُ حَتَّى يَكُونَ صِدِّيقًا وَإِنَّ الْكَذِبَ يَهْدِي إِلَى الْفُجُورِ وَإِنَّ الْفُجُورَ يَهْدِي إِلَى النَّارِ وَإِنَّ الرَّجُلَ لَيَكْذِبُ حَتَّى يُكْتَبَ عِنْدَ اللَّهِ كَذَّابًا

«Воистину, правдивость ведёт человека к благочестию, а благочестие ведёт к Раю. Человек будет постоянно говорить правду и впоследствии будет записан у Аллаха как наиправдивейший. Воистину, ложь ведёт человека к распутству, а распутство ведёт к Аду. Человек будет постоянно лгать и впоследствии будет записан у Аллаха отъявленным лжецом».[3]

Многие аяты Корана побуждают к правдивости и прославляют это качество. Всевышний Аллах сказал:

مِنَ الْمُؤْمِنِينَ رِجَالٌ صَدَقُوا مَا عَاهَدُوا اللَّهَ عَلَيْهِ فَمِنْهُمْ مَنْ قَضَى نَحْبَهُ وَمِنْهُمْ مَنْ يَنْتَظِرُ وَمَا بَدَّلُوا تَبْدِيلًا  لِيَجْزِيَ اللَّهُ الصَّادِقِينَ بِصِدْقِهِمْ

«Среди верующих есть мужи, которые верны завету, который они заключили с Аллахом. Среди них есть такие, которые уже выполнили свои обязательства, и такие, которые еще ожидают, но никак не изменяют своему завету. Это происходит для того, чтобы Аллах воздал правдивым за их правдивость». (33.Аль-Ахзаб: 23-24)

قَالَ اللَّهُ هَذَا يَوْمُ يَنْفَعُ الصَّادِقِينَ صِدْقُهُمْ لَهُمْ جَنَّاتٌ تَجْرِي مِنْ تَحْتِهَا الْأَنْهَارُ خَالِدِينَ فِيهَا أَبَدًا رَضِيَ اللَّهُ عَنْهُمْ وَرَضُوا عَنْهُ ذَلِكَ الْفَوْزُ الْعَظِيمُ

«Аллах сказал: «Это – день, когда правдивым людям принесет пользу их правдивость. Им уготованы Райские сады, в которых текут реки. Они пребудут там вечно». Аллах доволен ими, и они довольны Им. Это – великое преуспеяние!» (5.Аль-Маида: 119)

Плоды честности:

  • Честность является признаком того, что человек находится на правильном, верном пути. Если человек известен своей честностью, то люди доверяют его словам, прислушиваются к его советам и не опасаются его.
  • Если в обществе господствует правдивость, то люди живут в доверительной атмосфере, с уверенностью перенимают друг от друга знания, опыт и другую информацию, а также смело опираются на договора и обещания. Когда же в обществе распространена ложь, то люди сомневаются друг в друге, в торговых делах, сделках и других взаимоотношениях, между ними начинаются вражда и ссоры.

В одном из хадисов пророк (мир ему и благословение Аллаха) указал на один из плодов честности. Сообщается со слов аль-Хасана ибн Али, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

دَعْ مَا يَرِيبُكَ إِلَى مَا لَا يَرِيبُكَ فَإِنَّ الصِّدْقَ طُمَأْنِينَةٌ وَإِنَّ الْكَذِبَ رِيبَةٌ

«Оставь то, в чем ты сомневаешься, в пользу того, в чём нет сомнений. Воистину, правдивость – это спокойствие, и воистину, ложь – это сомнение».[4]

Честность вызывает спокойствие в душе правдивого человека, и совесть его отдыхает.

  • В другом хадисе говорится, что честность является причиной благословения и увеличивает благо. Сообщается со слов Хакима ибн Хизама (да будет доволен им Аллах), что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

الْبَيِّعَانِ بِالْخِيَارِ مَا لَمْ يَتَفَرَّقَا فَإِنْ صَدَقَا وَبَيَّنَا بُورِكَ لَهُمَا فِي بَيْعِهِمَا وَإِنْ كَتَمَا وَكَذَبَا مُحِقَتْ بَرَكَةُ بَيْعِهِمَا

«Продавец и покупатель имеют право (отказаться от сделки), пока не разойдутся. Если они были честны и разъясняли (качество товара и его недостатки), то им даётся благословение в их сделке. Если же они скрывали и врали, то стирается благословение их сделки».[5]

  • Все вышеперечисленные плоды ждут правдивого в этом мире, а что касается Следующего Мира, то посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) в хадисе, который передаётся со слов ибн Масуда, сказал:

إن الصدق يهد إلى البر وإن البر يهدي إلى الجنة، إن الرجل ليصدق حتى يكتب عند الله صديقاً

«Воистину, правдивость ведёт человека к благочестию, а благочестие ведёт к Раю. Человек будет постоянно говорить правду и впоследствии будет записан у Аллаха как наиправдивейший».[6]

Также сообщается со слов Сахля ибн Хунайфа (да будет доволен им Аллах), что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

مَنْ سَأَلَ اللَّهَ الشَّهَادَةَ بِصِدْقٍ بَلَّغَهُ اللَّهُ مَنَازِلَ الشُّهَدَاءِ وَإِنْ مَاتَ عَلَى فِرَاشِهِ

«Кто честно просит у Аллаха шахаду[7], того Аллах возведёт до степени шахида, даже если он умрёт на собственной постели».[8]

Подготовлено редакцией сайта
«Почему Ислам?» — www.whyislam.ru

  • [1] Т.е. человек который заявляет о получении того, чего на самом деле ему не давали, или тот кто приписывает себе то, чего не имеет.
  • [2] Хадис привели: Аль-Бухари (5219) и Муслим (2130).
  • [3] Хадис передали: аль-Бухари (6094) и Муслим (2606, 2607).
  • [4] Хадис передал ат-Тирмизи (2520).
  • [5] Хадис передали: аль-Бухари (2107) и Муслим (1531).
  • [6] Хадис передали: аль-Бухари (6094) и Муслим (2606, 2607).
  • [7]Шахада (араб. شهادة) – смерть в битве на пути Аллаха или смерть на пути защиты Истины и законных прав человека, таких как жизнь, честь, имущество. Дословно оно переводится как  «свидетельство», от этого слова образовано и слово «шахид», что значит «погибший на пути Аллаха». В русском языке наиболее похожим по смыслу является слово «мученик»,
  • [8] Хадис привёл Муслим (1909).

]]>]]>

5 комментариев

  1. Kavkaz

    МаашАЛЛАХ1! ДжазакАЛЛАХ1у хайран авторам статьи. Тема очень актуальная на сегодняшний день, т.к. в настоящее время очень многие нарушают этот приказ АЛЛАХ1а (и не только этот).
    В дополнение, с разрешения автора статьи, я бы хотел рассказать еще про один хадис, который на меня в свое время оказал очень сильное воздействие.
    -Сподвижники, р.а., спросили Пророка с.а.с:» О Посланник Аллаха, будут ли мусульмане воровать?» Он ответил:» ДА, т.к. есть аят в Коране, где говорится, что вору и воровке отрубите руку». Тогда его спросили:» ..а будут ли мусульмане делать зина (прелюбодеяние)». Он с.а.с. сказал: «что будут, т.к. в Коране описано наказание за это». Потом они спросили, а будут ли мусульмане врать. На что он ответил — НЕТ!
    Я приношу свои извинения за не дословную формулировку данного хадиса и прошу знающих братьев и сестер исправить мои ошибки, если таковые имеют место. За ранее баракАЛЛАХу фика. Просто я хотел передать глубокий смысл этого хадиса, что ложь хуже, чем зина и воровство. Ведь все эти грехи отражаются не только на человеке, но и на обществе в целом.

  2. Аня (Муслима) Кобулова

    Вот как выглядит данный хадис:
    \\\ У Пророка (мир ему и благословение) спросили: может ли мумин быть трусливым? Он ответил: «Да». Вновь спросили: может ли мумин быть скупым? Он ответил: «Да». Его вновь спросили: может ли мусульманин быть лживым? Он ответил: «Нет» (Малик ибн Анас, Муватта)

  3. Kavkaz

    БаракАЛЛАХ1у фика!

  4. Tolegen

    ДжазакАллаху Хайран!

  5. Firdavs Jumaev

    Kavkaz
    Аня (Муслима) Кобулова

    Хадис приведенный вами слабый/отосланный:

    وعن صفوان بن سليم قال:

    قِيلَ: يَا رَسُولَ اللهِ أَيَكُونُ الْمُؤْمِنُ جَبَاناً ؟ قَالَ: نَعَمْ . قِيلَ لَهُ: أَيَكُونُ الْمُؤْمِنُ بَخِيلاً ؟ قَالَ: نَعَمْ . قِيلَ لَهُ: أَيَكُونُ الْمُؤْمِنُ كَذَّاباً ؟ قَالَ: لَا .

    رواه مالك (1795) هكذا مرسلا

    قال الشيخ الألباني في «ضعيف الترغيب والترهيب» 1752 : مرسل ضعيف

    Сообщается, что Сафван ибн Сулейм сказал:
    «Однажды (пророка, да благословит его Аллах и приветствует,) спросили: “О посланник Аллаха, может ли мусульманин быть трусливым?” Он сказал: “Да”. У него спросили: “Может ли мусульманин быть жадным?” Он ответил: “Да”. Спросили также: “Может ли мусульманин быть лжецом?” Он ответил: “Нет”».

    Этот хадис передали имам Малик в «аль-Муваттаъ» 1795 и аль-Байхакъи в «Шу’аб аль-Иман» 4622.

    Шейх аль-Албани назвал хадис слабым отосланным/да’иф мурсаль/. См. «Да’иф ат-таргъиб ва-т-тархиб» 1752, «Мишкатуль-масабих» 4862.
    __________________________________________
    Данный хадис является отосланным/мурсаль/ из-за того, что Сафван ибн Сулейм не застал пророка, да благословит его Аллах и приветствует, так как был из числа последователей сподвижников/таби’инов/, и родился в 60 г.х., а умер в 132 г.х., в возрасте семидесяти двух лет. См. «ат-Такъриб» 1/438.