Основы Ислама и его источники: Коран (ч.20)
У последователей любого учения есть свои авторитетные книги, по которым живут его последователи. Но нужно отметить такой очень важный факт – ни у одной из этих книг невозможно достоверно установить автора, время написания и кем были переведены.
Что же касается Ислама, то в вопросе точности и достоверности священных текстов он очень сильно отличается от предыдущих учений. Священные тексты Ислама основаны на достоверном источнике. Это божественное откровение Коран и пророческая Суна. Давайте ознакомимся с каждым из них:
Первый источник Ислама – Коран.
Священный Коран является Словом самого Аллаха. Это Слово было донесено ангелом до Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха), а затем прочитано людям, которые записали его и сохранили в точности и неизменности. Именно так Коран стал руководствующей Книгой для многих поколений человечества, руководством для людей, подчинившихся Богу, светом, направляющим к вере и праведности, средством исцеления душ, а также спасением от грехов и заблуждения. Коран содержит в себе те основы, ради которых посылались пророки.[1] Так же как до пророка Мухаммада были другие посланники (мир им), до Корана были другие божественные Писания. Например, от Бога получил откровения пророк Ибрахим (Авраам), Муса (Моисей) получил Тору, Дауд – Псалтырь, Иисус – Евангелие. Известно, что эти Писания были откровением от Бога, но известно также, что большая часть этих Писаний была утеряна позднее и не сохранилась ни в письменном виде, ни в памяти людей. За долгие века в них вошло много того, чего не было в оригиналах этих Писаний.
Совсем другое дело – Коран. Господь пообещал, что Сам станет оберегать Коран от искажения, отменил нужду в предыдущих Писаниях и превознёс Коран над ними. Всевышний сказал:
«Мы ниспослали тебе Писание с истиной в подтверждение прежних Писаний, и для того, чтобы оно возвысилось над ними» (5, Аль-маида:48).
Аллах ниспослал Коран, сказав, что он поясняет любую вещь: «Мы ниспослали тебе Писание для разъяснения всякой вещи» (16, Ан-нахль:89).
А еще в Коране Аллах разъясняет человечеству тот правильный путь, по которому и необходимо следовать в жизни:
«Воистину, этот Коран указывает на самый правильный путь» (17, Аль-исраъ:9).
Нужно отметить, что чудеса предыдущих пророков были таковыми, что заканчивались, как только умирал пророк. Что же касается Корана – чуда Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха), – то его непревзойденность и неподражаемость останется до скончания Света, являясь доказательством истинности Ислама.
Примечательно, что слова в Коране состоят из известных всем букв и слов, но еще никто за столь много веков так и не смог сочинить нечто подобное Корану или хотя бы одной его главе! Неслучайно арабы при всех своих способностях в литературе, риторике и красноречии признали свою беспомощность ответить на вызов, брошенный в Коране человечеству:
«Или же они говорят: «Он выдумал его». Скажи: «Сочините хотя бы одну суру, подобную этим, и призовите, кого сможете, кроме Аллаха, если вы говорите правду»» (10. Йунус: 38).
Подтверждением тому, что Коран ниспослан от Бога, является и то, что в нем вы найдете такие сведения, которые никому из людей не могли быть известны на тот момент. Например, в нем есть слова о древних народах, правда о которых раскрылась лишь позднее. А также в нем предсказаны события из будущего, которые действительно произошли спустя много веков после ниспослания Корана. А еще в этой Священной Книге есть множество аятов, получивших подтверждение современными научными открытиями.
Вот еще один довод в пользу достоверности Корана: до его ниспослания Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) не произносил ничего подобного ему и не разговаривал словами, похожими на него. На это указывается в следующем аяте:
«Скажи (о Мухаммад): «Если бы Аллах пожелал, то я не стал бы читать его вам, и Он не стал бы обучать вас ему. Прежде я прожил с вами целую жизнь. Неужели вы не разумеете?»» (10. Йунус: 16).
Мухаммад был неграмотным человеком, не умевшим писать и читать. Он никогда не занимался с преподавателями и не посещал мудрецов. Всевышний сказал:
«Ты не читал прежде ни одного Писания и не переписывал его своей десницей. В противном случае приверженцы лжи впали бы в сомнение» (29, Аль-’анкабут: 48).
Если бы он говорил не от Бога, то разве стали бы приходить к нему иудеи и христиане, знавшие по своим Писаниям о приходе неграмотного посланника, и стали бы задавать ему вопросы о вере и просить рассудить их в своих спорах между собой? Аллах сказал, поясняя данный довод: «Те, которые последуют за посланником, неграмотным (не умеющим читать и писать) пророком, запись о котором они найдут в Таурате (Торе) и Инджиле (Евангелии). Он повелит им совершать одобрямое и запретит им совершать предосудительное, объявит дозволенным благое и запрещенным скверное, освободит их от бремени и оков» (7, Аль-а’раф: 157).
Некоторые современники посланника Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха) старались задать пророку трудные вопросы, которые беспокоили их самих. Всевышний говорит про них:
«Люди Писания просят тебя, чтобы ты низвел им Писание с неба» (4, Ан-ниса:153), а также: «Они станут спрашивать тебя о душе» (17, Аль-исраъ:85), а также: «Они спрашивают тебя о Зуль-Карнейне» (18, Аль-кахф:83).
На них посланник Аллаха отвечал, основываясь на божьем откровении. Всевышний сказал:
«Воистину, этот Коран рассказывает сынам Исраила (Израиля) большую часть того, о чем они расходятся во мнениях» (27, Ан-намль:76).
Коран продолжает восхищать людей, в том числе и в наше время. Так, христианский священник Авраам Филипс подготовил докторскую диссертацию, в которой он собирался, как ему казалось, разоблачить Коран и найти в нем несоответствия. Вместо этого ему пришлось заявить, что он не может найти никакого противоречия в Коране. Он был так впечатлен неподражаемостью этого Священного Писания и его доводами, что подчинившись зову Всевышнего, принял Ислам[2].
Когда американскому профессору Джефри Лангу подарили перевод смыслов Корана, он, читая его ощутил, что Коран обращён именно к нему. Он нашел ответы на свои вопросы и в конце так впечатлился прочитанным, что заявил: «Такое ощущение, что Коран знает обо мне больше меня самого»[3]. Как же может быть иначе, ведь Господь Корана сказал: «Неужели этого не будет знать Тот, Кто сотворил, а ведь Он – Проницательный, Сведущий?» (67, Аль-мульк: 14).
Читая Коран и восхищаясь им, Джефри Ланг принял Ислам, о чём он сообщил в собственной биографии.
Великий Коран поясняет всё, в чём нуждается человек. В нём есть указания на базовые принципы всех сфер жизни – и правовые нормы, и вероубеждения, и законы, и хозяйственные взаимоотношения, и нравственное воспитание. Всевышний сказал: «Мы ничего не упустили в Писании» (6, Аль-ан’ам:38).
Коран содержит призыв к Единобожию, в нем упоминаются имена Аллаха, Его качества и действия.
Также Коран призывает последовать за истинным учением всех пророков и посланников, рассказывает о Судном Дне, расчете и возмездии, подтверждая это вескими доводами. Кроме того, Коран упоминает некоторые события, касающиеся древних народов, каким бедам они были подвергнуты при жизни и какое наказание ожидает их после смерти.
В Коране содержится большое количество знамений, доводов и указаний, способных восхитить ученых. В нашем веке многие знатоки естественных наук нашли в Коране подтверждение современным научным открытиям.
Приведем некоторые примеры сказанному.
1- Всевышний сказал:
«Он – Тот, Кто смешал два моря: одно – приятное, пресное, а другое – соленое, горькое. Он установил между ними преграду и непреодолимое препятствие» (25, Аль-фуркан: 53).
А также в другом аяте сказал:
«Или же они подобны мраку во глубине морской пучины. Его покрывает волна, над которой находится другая волна, над которой находится облако. Один мрак поверх другого! Если он вытянет свою руку, то не увидит ее. Кому Аллах не даровал света, тому не будет света» (24, Ан-нур: 40).
При этом известно, что Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) никогда не плавал по морю, и в его время не было технических средств для изучения морских глубин. Так откуда же он мог узнать о сказанном в аяте, если это не Господь сообщил ему?
2- Всевышний сказал:
«Воистину, Мы сотворили человека из эссенции глины. Потом Мы поместили его каплей в надежном месте. Потом Мы создали из капли сгусток крови, потом создали из сгустка крови разжеванный кусочек, потом создали из этого кусочка кости, и потом облекли кости мясом. Потом Мы вырастили его в другом творении. Благословен же Аллах, Наилучший из творцов!» (23, Аль-муъминун:12-14).
Подобные подробности об этапах развития эмбриона в утробе матери науке удалось открыть только в наше время.
3- Всевышний сказал:
«У Него ключи к сокровенному, и знает о них только Он. Ему известно то, что на суше и в море. Даже лист падает только с Его ведома. Нет ни зернышка во мраках земли, ни чего-либо свежего или сухого, чего бы не было в ясном Писании» (6, Аль-ан’ам:59).
Люди не привыкли мыслить столь же масштабным образом, учитывая все малейшие детали! Человечество не только не обладает столь обширным знанием, как сказано в аяте, но даже не помышляет ни о чем подобном. Более того, когда ученые открывают какое-то новое растение или насекомое, а затем пишут об этом, мы восхищаемся их открытиями. Но как же много еще остается непознанного по сравнению с тем, что было открыто!
Известный французский ученый Морис Бюкай в своей книге «Библия, Коран и современная наука» провел сравнительный анализ этих двух Писаний с точки зрения последних научных открытий о возникновении небес, земли и появлении человека. Он установил, что ничего из Корана не противоречит данным науки, зато в Евангелии и Торе он нашел много противоречий и несоответствия открытому.[4]
Это относительно первого источника Ислама — Корана. Относительно же второго источника, то мы поговорим о нём в следующей статье этой серии. Там мы раскажем о Сунне.
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ…….
По книге Мухаммада Ас-Сухейма
«Ислам: его основы и принципы»
Перевод и редакция редколлегии сайта
«Почему Ислам?» — www.whyislam.ru.
- [1] См. «Сунна и ее значимость в исламском законодательстве» (араб.) автор: Мустафа ас-Сиба’и: стр376.
- [2] «Востоковеды и христианское миссионерство в арабском и исламском мире», Ибрахим Халиль Ахмад.
- [3] «Борьба ради веры» автор: д.Джафри Ланг.
- [4] См. «Библия, Коран и современная наука», Морис Бюкай: стр.133-283. Морис Бюкай – еще один пример человека, который принял Ислам после изучения доводов, несмотря на то, что ранее был христианином.