Фетвы больших ученых о Рамадане
Часть 1: о хадисе, поясняющем достоинство Рамадана, посте лишь в некоторые дни, о начале месяца по лунному календарю и о посте 30-го числа месяца Ша’бан
О достоинстве Рамадана (номер фетвы: 4145)
Вопрос:
Некоторые проповедники в мечетях произнесли проповеди, в которых упомянули хадис от Сальмана, где якобы посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) произнёс проповедь в конце месяца Ша’бан… Однако другие братья возразили им, сказав, что этот хадис, а также слова: «Кто накормит постящегося, того напоит Аллах из моего водоёма так, что такой человек никогда больше не почувствует жажды, пока не войдёт в Рай» являются выдуманными. Суть вопроса заключается в разъяснении достоверности приведённых в вопросе хадисов.
Ответ:
Хадис Сальмана привёл Ибн Хузейма в своём сборнике «Ас-Сахих» в главе «О достоинстве месяца Рамадан». Сказал Сальман: «Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) произнёс проповедь в последний день месяца Ша’бан (восьмой месяц, предшествующий месяцу Рамадан)»: «О люди! Наступает великий и благословенный месяц, в котором есть ночь лучше, чем тысячи месяцев. Аллах сделал пост в этот месяц обязательным, а ночное стояние добровольным. Кто совершит благодеяние в этот месяц, тот подобен совершившему обязательное предписание в другом месяце, а кто совершит обязательное предписание в этот месяц, тот подобен совершившему семьдесят обязательных предписаний в другом месяце. Рамадан – это месяц терпения, а наградой за терпение будет Рай. Рамадан – это месяц благотворительности. В этот месяц увеличивается удел верующего. Кто накормит в этот месяц постящегося, тому будут прощены его грехи и это будет для него спасением от огня, и ему достанется такая же награда (как награда постящегося), при этом из его награды ничего не убудет». На что сподвижники сказали: «Не каждый из нас в состоянии найти то, чем он смог бы накормить». Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Аллах даёт такую награду тому, кто накормит постящегося даже одним фиником, глотком воды или молока. Он (Рамадан) – это месяц, начало которого милость, середина которого прощение, конец которого спасение от огня. Кто облегчит своему рабу, того простит Аллах и спасёт от огня. Совершайте побольше четыре дела: ваш Господь доволен двумя из них, и два деяния, в которых вы все нуждаетесь. Два дела, которыми доволен ваш Господь – это свидетельство того, что нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха, и испрашивание прощения у Него. Два деяния, в которых вы все нуждаетесь – это то, что вы просите Аллаха Рая и прибегаете к Нему от огня. Кто накормит постящегося в этот месяц, того напоит Аллах из моего водоёма так, что такой человек никогда больше не почувствует жажды, пока не войдёт в Рай».[1]
В цепочке передатчиков хадиса есть Али ибн Зейд ибн Джуд’ан, являющийся слабым, т.к. обладал плохой памятью. Также среди передатчиков есть Йусуф ибн Зийяд Аль-Басри, приводящий слабые хадисы, явно противоречащие достоверным изречениям, а также есть Хаммам ибн Яхйя ибн Динар Аль-‘Ауди, о котором сказал Ибн Хаджар в книге «Ат-такриб»: «Надёжный передатчик, но иногда ошибался. Таким образом, этот хадис с такой цепочкой не придуманный, но слабый. Кроме того, существует множество достоверных хадисов, указывающих на достоинство месяца Рамадан».
Да поможет вам Аллах! Мир и благословение Аллаха пророку Мухаммаду и его семье![2]
Духовное воспитание в Рамадане
Вопрос первый и второй из фетвы номер 9395:
Вопрос:
Может ли мусульманин с помощью поста одолеть свои желания и страсти? Как этого добиться? И как должен воспринимать мусульманин действительную сущность этого мира?
Ответ:
Всевышний Аллах предписал пост в месяц Рамадан во благо своим рабам для воспитания их духовного мира и доведения их до человеческого совершенства. Пост заключается в воздержании от еды, питья и других вещей, нарушающих пост. Таким образом, пост тренирует человека противостоять собственным страстям, помогает побеждать запретные во время поста желания, воспитывает и обучает быть благонравными. Чем больше человек узнаёт о своей религии и о том, что приготовил Всевышний Аллах для Своих верующих рабов в будущей жизни, чем крепче он соблюдает свою религию, тем лучше он осознаёт ничтожность этого мира и реальную его значимость перед Аллахом. Он видит, что вся эта жизнь не стоит для Всевышнего (Свят Он и Велик) даже крылышка комара, как об этом упоминается в хадисе пророка (мир ему и благословение Аллаха), приведённом имамами Ат-Тирмизи[3] и Ибн Маджа[4]. И эта жизнь приобретает достойную ценность в отношении лишь того, кто проводит её в поклонении Аллаху, и она для него является всего лишь средством для будущей жизни.
Да поможет вам Аллах! Мир и благословение Аллаха пророку Мухаммаду и его семье![5]
Пост в некоторые дни Рамадана
Четвёртый вопрос из фетвы номер 3089.
Вопрос:
Можно ли поститься человеку трое суток в течение Рамадана, и будет ли это засчитано вместо тридцати дней поста?
Ответ:
Таким образом поступать никак нельзя, и такого мнения среди учёных нет вообще, потому что ночью не постятся. И кто поступает так, тот идёт против священного Шариата и совершает действие, противоречащее предписанному Аллахом закону. Этот человек разговляется в Рамадане без обоснованной причины, хотя Всевышний вменил в обязанность мусульманам, на которых распространяются обязательные предписания, соблюдать пост в течение всех дней месяца Рамадан. Поэтому будет недостаточным соблюдение поста лишь в некоторые дни. Да поможет вам Аллах! Мир и благословение Аллаха пророку Мухаммаду и его семье![6]
Определение начала месяца по лунному календарю
(Фетва номер 2031).
Вопрос:
Как определяется начало каждого месяца по лунному календарю?
Ответ:
Достоверные хадисы пророка (мир ему и благословение Аллаха) указывают на то, что начало месяца определяется зрительно. Это значит, что надёжный человек должен увидеть молодой полумесяц после заката солнца в тридцатую ночь месяца Ша’бан. А при завершении поста несколько надёжных людей должны увидеть новый полумесяц в тридцатую ночь месяца Рамадан. При этом достаточно увидеть молодой месяц, независимо от того, как долго его было видно после заката солнца: двадцать минут или меньше, или больше, т.к. в достоверных хадисах не сообщается, что указывало бы на то, что молодой месяц должен быть виден какое-то определённое время после заката солнца. То же самое упомянул комитет больших учёных Королевства Саудовская Аравия.
Да поможет вам Аллах! Мир и благословение Аллаха пророку Мухаммаду и его семье![7]
Пост тридцатого числа месяца Ша’бан
Четвёртый вопрос из фетвы номер 4442.
Вопрос:
Будет ли достоверным пост, соблюдаемый тридцатого числа месяца Ша’бан (месяц, предшествующий месяцу Рамадан), при этом никто не видел появление молодого месяца (предзнаменующего наступление месяца Рамадан)? Поясните ответ с доводами.
Ответ:
Если никто не видел молодого месяца (предзнаменующего наступление месяца Рамадан) в тридцатую ночь месяца Ша’бан, то мусульманину нельзя поститься в этот день, если только этот день не совпадёт с днём, когда он обычно постился. Как, например, его обычным делом был пост в понедельник или четверг, который совпал с тридцатым числом месяца Ша’бан, то он может поститься в этот день вместе с предшествующими днями месяца Ша’бан. Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) по этому поводу сказал: «Не поститесь за день или за два дня до месяца Рамадан, Но если кто-то постился обычно в этот день (т.е. его пост совпал с предшествующим Рамадану днём), то может поститься»[8].[9]
Перевод: Вахитов М.
Каноническая редакция: Максад Каримов
Корректор текста: Тамки́н Р.Г.
Для сайта «Почему Ислам?»
www.whyislam.ru
- [1] Привёл Ибн Хузейма, 3/191-192 (1787), Аль-Байхакый в книге «Шу’аб аль-иман», 7/215-217 (3336); Аль-Асбахани в книге «Ат-таргыб уа ат-тархиб», 2/349-350 (1753).
- [2] Сборник фетв Постоянного Комитета по научным исследованиям и фетвам, 10/84-86. Члены комитета: Абдулла ибн Ка’уд, Абдулла ибн Гудайян, Абдур-Раззак ’Афифи, Абдуль- ’Азиз ибн Абдулла ибн Баз.
- [3] Сообщается от Сахль ибн Са’ад, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Если бы этот мир стоил перед Аллахом хотя бы крылышко комара, то Он не дал бы неверному отпить даже глоток воды» (Ат-Тирмизи, 2320).
- [4] Ибн Маджа, 4110.
- [5] Сборник фетв постоянного комитета по научным исследованиям и фетвам, 10/86-87. Члены комитета: Абдулла ибн Гудайян, Абдур-Раззак ’Афифи, Абдуль- ’Азиз ибн Абдулла ибн Баз.
- [6] Сборник фетв постоянного комитета по научным исследованиям и фетвам, 10/87-88. Члены комитета: Абдулла ибн Ка’уд, Абдур-Раззак ’Афифи, Абдуль- ’Азиз ибн Абдулла ибн Баз.
- [7] Сборник фетв постоянного комитета по научным исследованиям и фетвам, 10/91-92. Члены комитета: Абдулла ибн Ка’уд, Абдулла ибн Гудайян, Абдур-Раззак ’Афифи, Абдуль- ’Азиз ибн Абдулла ибн Баз.
- [8] Привёл Ахмад, (1/367; 2/234, 347, 408, 438, 477, 497, 513, 521); Аль-Бухари, (2/230); Муслим, (2/762, номер хадиса (1082)), Абу Дауд, (2/745, 750, номера хадисов (2327) и (2335), Ат-Тирмизи, (3/68-69, номер хадиса (684)), Ан-Насаи, (4/149-154, номера: (2172-2174) и (2190), Ибн Маджа, (1/528, номер хадиса (1650), Ад-Дарими, (2/4), Ибн Абу Шейба, (3/23), Аль-Байхакый, (4/207)).
- [9] Сборник фетв постоянного комитета по научным исследованиям и фетвам, 10/92-93. Члены комитета: Абдулла ибн Ка’уд, Абдулла ибн Гудайян, Абдур-Раззак ’Афифи, Абдуль- ’Азиз ибн Абдулла ибн Баз.
Комментариев нет
Пинги и трекбэки