Удостоверяйтесь, чтобы не навредить
Удостоверяться и проверять достоверность услышанного − это важный моральный принцип общения, которому нас учит Ислам. Это веление Господа миров и самого лучшего Пророка. Этот принцип оберегает жизнь людей, дабы не проливалась кровь сынов Адама невинно, дабы сохранились права и достоинства каждого человека в отдельности, а также больших сообществ.
Принцип проверки полученных слухов и вообще любого рода информации, распространяемой среди мусульман, пресекает пути возникновения смут, распрей и междоусобных конфликтов. Это то, посредством чего Истина отличается от лжи. Только методом прямой проверки мы можем отличить правду от вымысла и отличить реальность от ложных наветов и надуманных обвинений.
Как сильно нам нужно это знание и этот благородный нрав! Именно сегодня, когда одни люди обвиняют других без опасения и без веских оснований и распространяют слухи без проверки и различения. Именно сегодня мы нуждаемся в том, чтобы реализовать этот принцип в жизни всего нашего общества и каждого его члена в отдельности.
Проверка и перепроверка полученной информации является необходимой, когда речь идёт о поступках людей или о каких-то событиях в нашем обществе. Это качество являются особенностью разумных, рассудительных и справедливых людей, в то время как поспешность и опрометчивость в суждениях говорят о глупости и недальновидности человека.
Стремление проверять и удостоверяться в правдивости услышанного – это похвальное качество, достойное верующего человека, а распространение непроверенной информации без подтверждения говорит о дурном характере и об отсутствии мудрости и не соответствует образу, к которому должен стремиться мусульманин.
Первое качество является доказательством зрелости ума и мудрости, что же касается поспешности в принятии решений, то такое качество, наоборот, указывает на слабость интеллекта и отсутствие рассудительности.
Сообщается от Анаса ибн Малика (да будет доволен им Аллах), что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
«Рассудительность − от Аллаха, а поспешность − от шайтана»[1].
«Рассудительность − от Аллаха». Рассудительность – это способность здраво оценивать события и делать выводы только на основе проверенных фактов. Это качество, которое любит Аллах, и Он велит своим рабам стремиться к его обретению, потому что оно оберегает человека от промахов и ошибок.
«Поспешность − от шайтана». Поспешность, суетливость и скоропалительность происходят от шайтана, именно эти качества человека он использует для того, чтобы сеять смуту и рознь, внушать людям свои дьявольские наущения и мешать их благополучной жизни.
Ибн аль-Кайим (да одарит его Аллах своей милостью) говорил в толковании к данному хадису: «Поспешность исходит от сатаны, потому что она есть слабость рассудка, глупость и вспыльчивость. Эти качества мешают человеку удостоверяться, мешают сохранять самообладание и быть снисходительным к людям. Поспешность подталкивает человека делать неверные суждения, ставить вещи не на свои места, она притягивает к себе всякое зло и отталкивает любое благо. Поспешность рождена двумя порицаемыми качествами: попустительство [относительно правил Шариата и нравственности] и неуместная и несвоевременная торопливость».
Ислам порицает поспешность при вынесении суждений относительно людей и при совершении каких-либо дел, но, с другой стороны, Ислам также порицает лень и нерасторопность в благодеяниях. Поэтому следует отличать необдуманную поспешность и стремление к совершению большого количества добрых дел от своевременного исполнения своих религиозных и мирских обязанностей. Поспешность порицаема, а стремление обогнать других в праведных делах – похвальна. Поспешность – это когда человек делает что-либо, не получив достоверного знания. Если же он исследовал вопрос и узнал, что какое-то действие является богоугодным, то пусть торопится выполнить его, как сказал Всевышний Аллах:
«Спешите же к прощению вашего Господа и к Раю, ширина которого равна небесам и земле, уготованному для богобоязненных».[2]
Наша религия называет похвальными такие качества, как степенность, рассудительность и желание убедиться в достоверности получаемой информации. Более того, Аллах велит нам проверять то, что мы слышим от людей. Он сказал:
«О те, которые уверовали! Если нечестивец принесет вам весть, то разузнайте, чтобы не поразить по незнанию невинных людей, а не то вы будете сожалеть о содеянном»[3].
Слово «разузнавайте» значит: обдумывайте услышанное, ознакомьтесь, исследуйте вопрос. Если у вас нет достоверного знания и есть сомнения, то выясните всё, что связано с этим делом. Также это слово значит: сравнивайте то, что говорят, с тем, что есть на самом деле; проявляйте сдержанность и неспешность; ищите информацию об истинном положении вещей; проверяйте достоверность сказанного до того, как принять это за чистую монету.
Шейх Абдур-Рахман ас-Саади сказал относительно этого аята:
«Большой и опасной ошибкой является принятие всего, что говорят люди друг про друга. И затем тот, кто слышит эти разговоры, делает поспешные выводы и строит свою любовь и ненависть, своё порицание и одобрение на основе услышанного.
Сколько произошло ошибок из-за этой поспешности!? Сколько деяний обернулось сожалением для людей!? Сколько раз люди распространяли слухи о других − слухи, в которых нет абсолютно ничего правдивого!? Или, может быть, отчасти они соответствовали действительности, но на своём пути обрастали ложью и наветами. В особенности это касается слухов, которые распространяются людьми, известными тем, что они не придают значения своим словам и передают всё без разбору − так, как диктуют им их желания.
Долгом разумного человека является проверка услышанного, осторожность и неспешность при вынесении суждений. Так познаётся истинная Вера рабов Аллаха, их мудрость и разум».
Поэтому мусульманин должен удостовериться в действительности тех вестей и слухов, которые ходят среди людей. Разумный человек никогда не станет опираться на слова без явных доводов, указывающих на то, что они соответствуют действительности, и даже если множество людей говорят об этом, это не является доказательством того, что эти слова являются правдой.
Сунна всех пророков
Это является Сунной и нравом всех пророков и посланников. Вот вам пример того, как Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) старался удостовериться даже в том случае, когда человек свидетельствовал против самого себя.
Сообщается от Сулеймана ибн Бурейды, что его отец Бурейда ибн аль-Хусейб (да будет доволен им Аллах) рассказывал: «К Пророку (мир ему и благословение Аллаха) пришёл Маиз ибн Малик и сказал: «Посланник Аллаха, очисти меня[4]». Пророк сказал: «Горе тебе, иди попроси у Аллаха прощения и покайся перед Ним». Через некоторое время он вернулся вновь, подошёл и снова сказал: «Посланник Аллаха, очисти меня». Пророк повторил: «Горе тебе, иди попроси у Аллаха прощения и покайся перед Ним». Затем он вернулся вновь и снова сказал: «Посланник Аллаха, очисти меня», − и Пророк (мир ему и благословение Аллаха) повторил то же, что говорил прежде. Когда же Маиз пришёл в четвёртый раз, Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) спросил: «За что мне очистить тебя?» Маиз сказал: «За прелюбодеяние».
Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) обратился к людям и спросил: «Является ли он умалишённым?» − и ему сообщили, что этот человек в здравом уме. Он спросил: «Может, он напился вина?» − тогда один человек подошёл, понюхал Маиза и не почувствовал от него винного запаха.
Затем Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) обратился к Маизу и спросил: «Ты совершил прелюбодеяние?» Он ответил: «Да». После этого Пророк (мир ему и благословение Аллаха) отдал распоряжение, и его казнили»[5].
Так Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) старался убедиться и удостовериться в действительности того, что человек говорит о самом себе. Что же тогда можно сказать про свидетельство одного человека о другом?! И что говорить о свидетельстве врагов друг о друге?! Это, несомненно, нуждается в тщательной проверке.
Данный хадис — это прекрасный урок: прежде, чем выносить какие-то суждения, нужно убедиться, что услышанное является истиной. А иначе велика вероятность того, что человек будет сожалеть и раскаиваться за те последствия, к которым его подтолкнула опрометчивость.
В Коране также сообщается о том, как пророк Сулейман (мир ему) выслушал удода, принесшего ему весть о заблуждениях, в которые впали жители Йемена. При этом пророк Сулейман не принял его слова сразу же на веру, но пообещал проверить и разобраться. Аллах (Велик Он и Славен) сказал в Священном Коране:
«Осматривая птиц, Сулейман сказал: „Что это? Почему я не вижу удода? Или же он отсутствует? Я подвергну его суровому наказанию или зарежу, если он не приведет ясного довода”.
Удод недолго оставался в стороне и сказал: „Я узнал о том, чего ты не знаешь. Я прибыл к тебе из Сабы[6] с достоверным известием. Я обнаружил там женщину, которая царствует над ними. Ей даровано всё, и у неё есть великий трон. Я увидел, что она вместе со своим народом поклоняется солнцу вместо Аллаха. Дьявол представил им их деяния прекрасными и сбил их с пути, и они не следуют прямым путем. Это было сделано для того, чтобы они не поклонялись Аллаху, Который выявляет всё сокрытое на небесах и на земле и знает то, что вы скрываете, и то, что делаете открыто. Нет иного божества, кроме Аллаха, Господа великого Трона”.
Сулейман сказал: „Посмотрим, сказал ли ты правду или же являешься обманщиком”»[7].
Посмотрим, удостоверимся, возможно, ты обманываешь или ошибаешься, или, может, ты не так понял происходящее, может, там не все так очевидно, возможно, есть какие-то неясные моменты, которые нужно прояснить.
«Посмотрим, сказал ли ты правду или же являешься обманщиком».
Как было бы прекрасно, если бы люди сделали эти слова девизом для себя. И каждый раз, когда они будут встречать человека, который станет говорить им, что тот человек сказал то-то, а тот сделал так-то, тех людей обвиняют в том-то, а другие совершили такие-то грехи. Если бы каждый раз, когда мы слышим человека, который разносит слухи и молву, мы отвечали бы ему словами Сулеймана: посмотрим, проверим, убедимся «сказал ли ты правду или же являешься обманщиком”. Если бы мы сделали эти слова своим девизом в нашей жизни, в нашем общении с людьми, то тем самым мы отрезали бы путь сплетникам и лжецам, которые разносят порчу и сеют смуту на земле. Если бы это было так, то прекратилась бы рознь и вражда между людьми, потому что большинство проблем и конфликтов возникает на основе непроверенных слухов, разносимых языками безответственных людей и сплетников. Эти слухи и становятся главной причиной взаимной неприязни, разрыва отношений и раздоров.
Проверка достоверности слухов и отказ от поспешности в суждениях – это качество праведников.
Каждый праведный раб Аллаха должен стремиться к тому, чтобы улучшить свою религиозность, свой нрав, оберегать свою честь, тем самым совершенствуя себя и свою жизнь. Он должен сторониться поступков, порочащих его репутацию или репутацию других людей, а также сторониться действий или слов, которые доставляют страдание ему самому или окружающим его людям.
Не суди людей, пока не выяснишь всё как следует, а если ты выяснишь всё наилучшим образом, то не суди, пока в этом не будет реальной необходимости.
Сообщается от Абу Забьяна аль-Джанби, что к Умару ибн аль-Хаттабу (да будет доволен им Аллах) привели женщину, которую уличили в прелюбодеянии, и он велел казнить её, как положено по Шариату − закидать камнями. Люди повели её, чтобы выполнить данный приговор, но по пути им встретился Али ибн Абу Талиб, который спросил: «Что с ней?» Люди ответили: «Она прелюбодействовала, и Умар велел казнить её». Тогда Али вырвал её у них из рук и велел им вернуться. Они вернулись к Умару, и он спросил: «Почему вы вернулись?» Они ответили: «Это Али отправил нас обратно». Тогда Умар сказал: «Али сделал это лишь потому, что он знает что-то». Тогда он послал за ним людей, и Али пришёл, и признаки гнева были видны на его лице. Умар спросил: «Зачем ты остановил этих людей?» Али сказал: «Разве ты не слышал Пророка (мир ему и благословение Аллаха), когда он говорил:
«Подняты письменные перья[8] относительно троих: спящий, пока не проснётся; малолетний, пока не повзрослеет; и сумасшедший, пока к нему не вернётся разум».
Умар сказал: «Да, слышал». Али сказал: «Так ведь она же умалишённая из такого-то племени. Возможно, джинн подступил к ней и подтолкнул её к этому». Умар сказал: «Этого я не знаю». Али сказал: «И я не знаю». После этого женщину отпустили и не подвергли наказанию.[9]
Однажды к халифу Умару ибн Абдуль-Азизу (да одарит его Аллах своей милостью) вошёл человек и в беседе упомянул нечто дурное о другом человеке, на что Умар ибн Абдуль-Азиз сказал: «Если хочешь, мы рассмотрим это твоё дело, и если ты лжёшь, то о тебе говорится в следующем аяте Корана: „Если нечестивец принесет вам весть, то разузнавайте…” [10] Если же ты правдив, то о тебе говорится в другом аяте: „Не повинуйся всякому расточителю клятв, презренному, хулителю, разносящему сплетни”[11]. Если же хочешь, то мы простим тебя». Тогда человек осёкся и сказал: «Прошу прощения, повелитель верующих, больше я не вернусь к этому».
Абу Исхак аль-Кайравани сказал: «Мудрецы говорили: «Сторонитесь поспешности, ведь арабы еще в древности называли её матерью сожалений (умму надама). Тот, кто поспешен в суждениях, говорит до того, как узнает; отвечает до того, как поймёт; решается на что-либо до того, как обдумает; режет прежде, чем отмерит; хвалит до того, как испытает на деле; порицает до того, как получит достоверные факты. Кто заведёт в себе такой нрав, познает горечь сожаления и будет лишён спокойствия и благополучия».
Удостоверяйся в том, что слышишь, и ты убережёшь себя и мусульман от смуты и конфликтов.
Ещё большую роль данное качество играет во времена, когда на земле разгорается огонь фитны, когда между людьми происходит разлад, когда истина смешивается с заблуждением, а правда с ложью, потому что именно в такие времена увеличивается зло, распространяются домыслы, преувеличения и явный обман.
Именно слухи, разговоры и непроверенные рассказы людей являются лучшим топливом, разжигающим смуту. Один сказал то, другой добавил это − и всё это вкупе с недостатком благоразумия и слабой богобоязненностью разжигает эмоции и мешает людям спокойно проверить факты и убедиться в правдивости или лживости слухов. Они начинают спешить и, естественно, допускают ошибки.
Ты можешь заметить, что те, кто проявляет больше всего настойчивости в защите своего мнения, – это самодовольные люди, которые фанатично убеждены, что их мнение не может быть ошибочным, и при этом именно они склонны к тому, чтобы брать всё без проверки и подтверждения. Они впитывают то, что подходит их страстям и желаниям, а затем их одолевают спесь и надменность. После этого они не желают слушать доводы, потому что их оппоненты − всего лишь «жалкие невежды», которые ничего не знают, ничего не понимают, а сами они являются большими знатоками, познавшими то, что неведомо другим.
Основой в отношениях между мусульманами является проявление справедливости и расположенности. Мы должны думать друг о друге наилучшим образом и не должны поддаваться необоснованным предположениям, если только не будут приведены неопровержимые доказательства обратного.
Если же человек станет распространять слухи и домыслы, которые вышли невесть откуда, непонятно на какой почве выросли и в какой голове родились, то тем самым он совершает преступление, за которое будет спрошен; и станет сожалеть о содеянном уже в этом мире, а в Мире Будущем предстанет перед своим Господом.
Если даже ты убедился, что эта новость действительно достоверная, то нужно ещё подумать над тем, будет ли польза в её распространении или лучше этого не делать. Ведь не всё, что ты знаешь, следует говорить. Есть такие знания, которые могут обсуждаться только в очень узких кругах, среди людей, которые будут исправлять проблему и не станут подкидывать дров в это пламя.
Знай, что срывать покров с тех, кто оступился и согрешил, и трезвонить повсюду об их грехах не является исправлением. Всевышний Аллах велел нам скрывать ошибки наших братьев и сестёр и давать им искренний добрый совет, делать мудрое наставление. Праведность достигается лишь праведными путями, и пусть ваш призыв к добру будет добрым, а ваше удержание от зла пусть не будет злым.
Если человек старается удостоверяться в том, что слышит, и узнавать о том, как обстоят дела на самом деле, насколько слухи соответствуют действительности, то тем самым он бережёт не только честь, имущество и жизнь других людей. В первую очередь он бережёт свою собственную честь, оставляет в себе дух благородства и достоинства.
Аллах велел нам удостоверяться, даже когда речь идёт о войне с врагами − если мусульманин вышел на путь священной борьбы за свою веру, то он все равно должен быть осторожен. Ислам – религия справедливости; она не позволяет нам переходить границы дозволенного или же совершать враждебные действия против невинных людей, даже если они не являются мусульманами. Так что же тогда сказать про отношение между единоверцами!?
Аллах (Велик Он и Славен) сказал:
«О те, которые уверовали! Когда вы выходите на пути Аллаха, то удостоверяйтесь и не говорите тому, кто приветствует вас миром (салям): „Ты − неверующий”, − стремясь обрести тленные блага мирской жизни. У Аллаха есть богатая добыча. Такими же вы были прежде, но Аллах оказал вам милость, и посему удостоверяйтесь. Воистину, Аллах ведает о том, что вы совершаете»[12].
Этот аят был ниспослан относительно боевого отряда мусульман, который оказался на вражеской территории, принадлежащей племени Сулейм, с которым они воевали, и когда мусульмане остановились на привал, то увидели одного из представителей вражеского народа. Этот человек поздоровался с ними приветствием Ислама «Ассаляму алейкум», но они не поверили ему и напали на него, после чего был ниспослан данный аят.
Сообщается от Ибн Аббаса (да будет доволен им Аллах): «Человек из племени Сулейм прошёл мимо отряда сподвижников Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), при этом он вёл с собой овец. Увидев их, он сказал: «Ассаляму алейкум» («Мир вам»). Они же сказали между собой: «Он пожелал вам мира (салям) лишь для того, чтобы уберечься от вас». После этого они напали на него, убили и забрали овец, затем вернулись с этим стадом в Медину к Посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха). [И в порицание им] были ниспосланы слова Аллаха: «О те, которые уверовали! Когда вы выступаете на пути Аллаха, то удостоверяйтесь и не говорите тому, кто приветствует вас миром (салям): „Ты − неверующий”, − стремясь обрести тленные блага мирской жизни. У Аллаха есть богатая добыча. Такими же вы были прежде, но Аллах оказал вам милость, и посему удостоверяйтесь» [13].[14]
Сообщается от Усамы ибн Зейда ибн Харисы (да будет доволен им Аллах): «Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) отправил нас в поход против людей из Джухейны. Поутру мы напали на них и разгромили. В погоне я и ещё один человек из ансаров догнали одного из них, и, когда мы уже приблизились к нему, он сказал: „Ля иляха илля-Ллах” („Нет божества кроме Аллаха”). Тогда ансар воздержался от каких-либо действий в отношении него, а я вонзил в него своё копьё и убил его.
Когда же мы вернулись к Пророку (мир ему и благословение Аллаха), он спросил меня: „Усама, ты убил его после того, как он сказал «Ля иляха илля-Ллах!?»” Я сказал: „Он просто хотел спастись”. Он вновь воскликнул: „Усама, ты убил его после того, как он сказал «Ля иляха илля-Ллах!?»” И он повторял этот вопрос так много, что я пожелал принять Ислам только в этот день[15]»[16].
В той версии хадиса, которая приводится в сборнике Муслима, говорится: «…Я ответил: „Посланник Аллаха, он сказал это из-за страха перед моим оружием”. На что он сказал: „Почему же ты не рассёк ему сердце, чтобы посмотреть, сказал ли он это искренне или нет?!” И он повторял это так долго, что я пожелал: «О, если бы я принял Ислам только в тот день».
В другой версии, которая также приводится в сборнике Муслима, говорится: «… Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) спросил: „Ты убил его?” Я ответил: „Да”, − и он сказал: „Что же ты будешь делать с его словами «Ля иляха илля-Ллах», когда они подступят к тебе в День Суда!?” Я сказал: „О, Посланник Аллаха, попроси у Аллаха прощения для меня”, − он же повторил: „Что же ты будешь делать с его словами «Ля иляха илля-Ллах», когда они подступят к тебе в День Суда!?”, − и после этого он, не переставая повторял мне лишь один вопрос: „Что же ты будешь делать с его словами «Ля иляха илля-Ллах», когда они подступят к тебе в День Суда!?”»
Велик Аллах! Если бы люди вдумались в смысл этого хадиса, то никогда бы ни один мусульманин не посмел назвать другого неверным (кафиром) и никогда ни один мусульманин не пролил бы крови другого. Как бы у него повернулся язык назвать его неверным, если тот говорит «Ля иляха илля–Ллах»!? Как бы поднялась его рука убить того, кто говорит «Ля иляха илля–Ллах»!? Как он позволил бы себе затронуть честь или имущество человека, который говорит «Ля иляха илля–Ллах!?
«Что же ты будешь делать с его словами „Ля иляха илля-Ллах”, когда они подступят к тебе в День Суда!?»
Ведь люди стремятся к Раю и ищут спасения от Ада посредством этих святых слов, потому что наш Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
«Человек, последними словами которого были „Ля иляха илля — Ллах”, войдёт в Рай».
Ты явишься на Суд Аллаха, и перед тобой встанут слова «Ля иляха илля–Ллах», и они будут спорить с тобой за то, что ты назвал кафиром тех, кто произносил их, или убивал тех, кто произносил их, или ненавидел их и враждовал с ними. Побойся Аллаха, брат мой.
Почему же до сих пор находятся те, кто торопится при вынесении суждения относительно людей и обвиняют тех, кто противоречит им в чём-либо, называя их неверными и лицемерами? Зачастую это лишь страсти, глупость и легкомысленность.
Приводится в сборниках аль-Хакима и аль-Байхакы, от Кайса ибн Абу Хазима и ’Амира аш-Шааби, что они сказали: «Халиф Марван ибн аль-Хакам обратился к Айману ибн Хурейму аль-Асади и спросил: „Разве ты не выйдешь и не будешь сражаться вместе с нами, в наших рядах?” В то время Марван вёл сражения с ад-Даххаком ибн Кайсом. Айман ответил: „Мой отец и мой дядя участвовали в сражении при Бадре, и они взяли с меня обещание, чтобы я никогда не сражался против человека, который говорит „Ля иляха илля-Ллах”. Но если дашь мне гарантированную защиту от Ада, то я буду сражаться вместе с тобой”. Марван сказал: „Тогда уходи от нас”. Айман вышел, повторяя следующие строки:
Я не убью человека, который читает молитву,
За очередного султана из курайшитов.
Ему достанется власть, а мне − лишь мой грех.
Упаси же Аллах от невежества и страсти!
Разве можно убить мусульманина без всякой вины?!
Если сделаю это, то всё, чем я жил, станет напрасным».
Удостоверяйся и проверяй − так ты сохранишь свою семью, свой род, своё общество и свою Умму от фитны и разобщённости.
Как часто причиной распада семей становятся слухи и молва. Одни люди распространяют вести, другие превращают их в ложь, а третьи додумывают сами, и так от истины не остаётся и следа, друзья превращаются во врагов, разрушаются семьи, уходит доверие, разрушаются узы родства. Единственное, что может стать преградой на пути этой смуты, – это принцип проверки любой полученной информации. Только так можно пресечь пути лжецам, сплетникам и злым языкам.
Брат мой, если ты услышишь нечто подобное − какие-то слухи и кривотолки о своих братьях и сёстрах, − затем примешь это без проверки и начнёшь разносить это среди людей, то станешь таким же сплетником и злодеем, как те шайтаны, от которых ты это услышал.
Пустые разговоры, необоснованные обвинения, неподтверждённые слухи − всё это постепенно превращается в шторм, раскачивающий основы нашего исламского общества, это внушает тревогу в сердца мусульман и подталкивает их к взаимному недоверию.
Распространение непроверенной информации − удел ничтожных малодушных творений, это качество плутов и обманщиков, это качество, противоречащее высокой исламской нравственности.
Ислам призывает нас к благородству, к щедрости, к прощению, к братству, к сокрытию чужих грехов и ошибок, к любви и взаимопомощи, состраданию и сочувствию.
Мы, мусульмане, − единое тело. Как сказал Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха):
«В своей любви, милосердии и сочувствии по отношению друг к другу верующие подобны единому телу: когда одну из частей его поражает болезнь, всё тело отзывается на это бессонницей и горячкой»[17].
Так где же тот, кто враждует со своими единоверцами? Где же этот сплетник? Где тот, кто желает зла своим братьям и сёстрам? Пусть он придёт и прочитает этот хадис, пусть узнает, что значит по-настоящему быть братом и сестрой в Исламе, вместо того чтобы становиться орудием, разрушающим исламскую Умму.
Аллах велел нам хранить свой язык от сплетни и лжи, от ложного обвинения и разнесения слухов и пригрозил распространителям непроверенных обвинений тем, что сожжёт их в Огне мучительного наказания. Он сказал:
«Воистину, тем, которые любят, чтобы о верующих распространялась мерзость, уготованы мучительные страдания в этом мире и в Последней жизни. Аллах знает, а вы не знаете»[18].
Мусульманин должен всегда понимать, что он не одинокий странник в этом мире, он преодолевает это испытание вместе с остальными своими братьями и сёстрами, мусульманами и мусульманками. Он не должен выглядеть как глупый марафонец, желающий скинуть всех попутчиков с дороги и быть единственным, кто придёт финишу.
Мусульмане близки друг к другу как никто другой, они помогают друг другу войти в Рай, вместе спасаются от Ада, и именно поэтому Аллах повелел нам сохранять единство, заботиться о нерушимости нашей Уммы. И каждый верующий обязан чувствовать на себе эту ответственность, что именно от него зависит успех всей общины, и также он должен опасаться того, что именно он может стать причиной необратимого зла для своих единоверцев.
Всевышний Аллах сказал:
«Крепко держитесь за вервь Аллаха все вместе и не разделяйтесь. Помните о милости, которую Аллах оказал вам, когда вы были врагами, а Он сплотил ваши сердца, и по Его милости вы стали братьями. Вы были на краю Огненной пропасти, и Он спас вас от неё. Так Аллах разъясняет вам Свои знамения, − быть может, вы последуете прямым путем»[19].
Наш долг − беречь это братство в Исламе, это обязанность всей общины и каждого мусульманина в отдельности.
Брат-мусульманин и сестра-мусульманка, остерегайтесь слухов, потому что они разжигают смуту и разрушают Умму, они ломают судьбы и разделяют семьи, озлобляют друзей и отвращают сердца. Вот лишь некоторые примеры из истории, как неподтверждённые слухи повредили людям:
1) Когда сподвижники переселились в первый раз (это было переселение из Мекки в Эфиопию), там они нашли покой и безопасность и поклонялись своему Господу, и никто не причинял им зла. Но до них дошёл слух о том, что их соплеменники курайшиты приняли Ислам, и так как они скучали по родным местам и по близким людям, то многие из них сразу же собрали вещи и отправились в путь, домой. Когда же они уже проделали это далёкое путешествие на родину и прибыли в Мекку, то узнали, что слухи оказались ложными. Одни из них смогли вновь вернуться в Эфиопию, а некоторые попали в руки своих неверующих соплеменников, где подверглись издевательствам и пыткам.
2) Когда в сражении при Ухуде убили сподвижника по имени Мус’аб ибн ’Умейр, то кто-то подумал, что это был сам Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), и закричал: «Посланник Аллаха убит!» И содрогнулась исламская армия, и ослабел дух воинов, и опустились руки − одни из них убежали в Медину, другие просто перестали сражаться, а некоторые бросились в бой со словами: «Умрём же за то, за что умер Пророк». В тот день мусульмане потерпели поражение всего лишь из-за одного возгласа, которому многие поверили, но никто не проверил.
3) И, наверное, самым ярким примером распространения слухов является история, которую мусульмане называют «событиями лжи» (хадисат-уль-ифк), когда подлые лицемеры (мунафики) оболгали жену Пророка Аишу (да будет доволен ею Аллах) и обвинили её в распутстве. В то время как она − мать всех верующих, благочестивая и пречистая женщина − даже не подозревала, какие интриги плелись вокруг неё. Честнейшая женщина, дочь честнейшего отца, жена лучшего из пророков, сестра сподвижников и сподвижниц, великий учёный нашей Уммы – это Аиша (да будет доволен ею Аллах).
Это испытание, на котором поскользнулись стопы некоторых верующих, которые по небрежности подхватили эти лживые разговоры без проверки, без убеждённости, без ясности. И даже до наших дней, уже после того как Аллах с высоты семи небес опроверг эту ложь и оправдал нашу мать Аишу (да будет доволен ею Аллах), шииты умудрились воскресить эту смуту и наполнить ею свои заблудшие сердца. Они продолжают верить тем притворным лицемерам, которые уже давно горят в своих могилах, и распространять эту ложь, каждый раз добавляя и придумывая новые легенды.
Но это было не только различение и испытание для той эпохи, это событие стало важным уроком для всех мусульман нашей Уммы на все времена и обратилось во благо мусульманам. Аллах сказал:
«Те, которые возвели навет [на мать правоверных Аишу], являются группой из вас самих. Не считайте это злом для вас. Напротив, это является благом для вас. Каждому человеку из них достанется заслуженный грех. А тому из них, кто взял на себя большую часть этого, уготованы великие мучения»[20].
Как мы должны поступать в отношении подобных слухов?
После событий лжи Аллах научил верующих, как они должны были поступить в этой ситуации. Поэтому, дорогие мои братья и уважаемые сёстры, если вы слышите какие-то слухи, то поступайте следующим образом:
1) Думайте о своих братьях и сёстрах положительно и не поддавайтесь тем, кто порочит их в ваших глазах.
Аллах (Велик Он и Славен) сказал:
«Почему же, когда вы услышали это, верующие мужчины и женщины, не подумали друг о друге хорошее и не сказали: „Это − очевидная клевета”?»[21]
«Вы распространяете ложь своими языками и говорите своими устами то, о чём у вас нет никакого знания, и полагаете, что этот поступок незначителен, хотя перед Аллахом это − великий грех.
Почему, когда вы услышали это, вы не сказали: „Нам не подобает говорить такое. Безупречен Аллах! А эти слухи − великая клевета”?»[22]
Сообщается от Абу Хурейры, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
«Не стройте предположений, потому что предположения – это самые лживые слова, не следите друг за другом, не подглядывайте, не конкурируйте [в мирском], не завидуйте друг другу, не будьте ненавистниками между собой, не отворачивайтесь друг от друга. И будьте, рабы Аллаха, братьями»[23].
2) Требуйте доказательств от тех, кто рассказывает вам что-либо, дабы удостовериться, что сказанное соответствует действительности. Для некоторых вещей требуются не менее двух свидетелей, а для обвинения в прелюбодеянии нужно четыре свидетеля. Аллах сказал:
«Почему они не привели для подтверждения этого четырех свидетелей? Если они не привели свидетелей, то перед Аллахом они являются лжецами»[24].
В этом аяте говорится про грех прелюбодеяния, но каким бы ни было прегрешение или ошибка, для обвинения всегда должно быть весомое доказательство. Мусульманин не должен делать свои уши урной для помоев, он должен отделять зёрна от плевел и проверять всё, что слышит. Если же человеку нет дела до каких-то проблем и он не хочет ввязываться в разбирательства и что-либо проверять, то пусть пропустит всё это мимо себя, словно ничего не слышал, и хранит молчание.
Как сказал Пророк (мир ему и благословение Аллаха):
«Кто верует в Аллаха и в Судный День, пусть говорит благое или молчит»[25].
3) Не пересказывайте всё, что слышите. Аллах (Велик Он и Славен) сказал:
«Почему же, когда вы услышали это, верующие мужчины и женщины, не подумали о друг о друге хорошее и не сказали: „Это − очевидная клевета”?»[26]
Сообщается от Абу Хурейры, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
«Достаточно человеку лжи, если он будет говорить всё, что слышит»[27].
В другой версии этого хадиса говорится:
«Достаточно человеку греха в том, что он рассказывает обо всём, что слышит»[28].
Если мусульманин выбросит из своего сердца желание пересказывать всё услышанное, то этого уже будет достаточно для того, что бы поставить заслон распространению смуты. И если верующий говорит, то говорит хорошие слова, а иначе сохраняет молчание.
Сообщается со слов Асмы бинт Язид (да будет доволен ею Аллах), что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
«Сообщить ли мне о лучших из вас?» Сподвижники сказали: «Конечно, о Посланник Аллаха!» Он сказал: «Это те, глядя на кого люди начинают поминать Всевышнего Аллаха». А затем спросил: «Сообщить ли мне о худших из вас?» Сподвижники вновь сказали: «Конечно, о Посланник Аллаха!» И Пророк сказал: «Те, кто разносят сплетни, портят отношения между любящими друг друга и ищут пути доставить неприятности невинным людям»[29].
4) Если среди людей распространился какой-то слух, который создаёт общественный резонанс, то обратитесь к учёным, а если вы проживаете в мусульманской стране, то обратитесь также в компетентные органы, если они действуют в соответствии с Законом Аллаха.
Аллах (Велик Он и Славен) сказал:
«Когда до них доходит известие о безопасности или опасности, они разглашают его. Если бы они обратились с этими известиями к Посланнику и обладающим влиянием среди них, то об этом узнали бы те, кто может исследовать эти вопросы. Если бы не милость и милосердие Аллаха к вам, то вы, за исключением немногих, последовали бы за дьяволом»[30].
В толковании к словам Аллаха: «Когда до них доходит известие о безопасности или опасности, они разглашают его», − Ибн Касир (да одарит его Аллах своей милостью) сказал: «Это порицание тем людям, которые спешат предпринять какие-то действия или сказать что-либо, основываясь на слухах, до того как удостоверятся в правдивости. Они начинают передавать слова, распространять их среди людей и рассказывать другим, притом что это может не соответствовать действительности».
Если же человек не может разобраться в услышанном и разные слухи запутали его, то ему следует обратиться к обладателям знания, которые могут понять проблему, которые умеют выносить правильное суждение на основе Корана и Сунны, знают истинное положение вещей и ставят всё на свои места.
Аллах возвысил учёных, озарил их сердца светом Корана и Сунны, дал им понимание тех вопросов, которые неведомы другим, укрепил их разум божественным Откровением, а их души − искренним поклонением.
Глубокие познания учёных показывают им путь к тому, что угодно Аллаху. Их годы и жизненный опыт дают им возможность видеть реалии этой мирской жизни в их подлинном свете. И то и другое вместе помогает им выносить наиболее верные решения в каждом отдельном вопросе по воле Аллаха. И именно поэтому Всевышний Аллах сказал:
«Если вы не знаете, то спросите обладателей Напоминания»[31].
6) Смотрите на последствия.
Когда человек принимает и верит во всё, что слышит от людей, без проверки и без подтверждения, то его ждёт лишь сожаление и убыток. Аллах предупредил нас о том, что вера во всё услышанное и скоропалительные выводы на основе этих слов приводят человека к дурному итогу. Всевышний сказал в священном Коране:
«Вы распространяете ложь своими языками и говорите своими устами то, о чём у вас нет никакого знания, и полагаете, что этот поступок незначителен, хотя перед Аллахом это − великий грех.
Почему, когда вы услышали это, вы не сказали: „Нам не подобает говорить такое. Безупречен Аллах! А это − великая клевета”?
Аллах наказывает вам никогда не повторять подобного, если вы являетесь верующими.
Аллах разъясняет вам знамения. Аллах − Знающий, Мудрый.
Воистину, тем, которые любят, чтобы о верующих распространялась мерзость, уготованы мучительные страдания в этом мире и в Последней Жизни. Аллах знает, а вы не знаете.
Если бы не щедрость Аллаха и Его милость к вам, и если бы Аллах не был Сострадательным и Милостивым, то грешников постигло бы скорое наказание»[32].
Мусульманин! Когда ты слышишь, как люди рассказывают о ком-то или о чём-то, то знай, что это искушение, и оно подобно тому запретному плоду, которое было запрещено нашему отцу Адаму.
Как много было услад в Раю, но всего лишь один плод из множества других низверг нашего отца в этот мир.
Также и для нас существует множество благ, огромное количество слов и дел, которые могут приносить нам пользу: мы можем читать Коран и Сунну, мы можем произносить слова поминания Зикр и читать исламские книги, внимая словам праведных учёных, мы можем говорить о людях хорошее и молиться за них. Зачем же нам слухи? Зачем нужны сплетни? Неужели кто-то из нас желает купить пустословие и возможность посудачить о людях, а потом заплатить за это своим райским Садом!?
Мусульманин! Помни, что всё сказанное тобой будет записано и может обратиться против тебя на поприще Судного Дня. Аллах сказал:
«Стоит ему произнести слово, как при нем оказывается готовый наблюдатель»[33].
Также Аллах (Велик Он и Славен) сказал:
«Не следуй тому, чего ты не знаешь. Воистину, слух, зрение и сердце − все они будут призваны к ответу»[34].
Мусульманин! Знай, что любая проблема, которая случится с твоими братьями или сёстрами, любая их печаль или тревога, которые возникли по причине распространяемых тобой слухов, − за всё это ты понесёшь персональную ответственность, и это ляжет на чашу твоих грехов. Не считай, что помимо тебя много других болтунов, а твоё слово не сыграло никакой роли.
Помни, что от искры разгорается пламя, а потоп − это всего лишь скопление капель.
Разумный человек говорит лишь то, что он знает, то, в чём он уверен. Тот же, кто говорит всё, что слышит, считается легкомысленным глупцом, как малое дитя, не познавшее правил этого мира. Наши мудрецы говорили:
«Победи свой язык, и народ сделает тебя своим вождём».
«Поспешен в речах лишь тот, кто сам понимает свою никчёмность».
«Кто занимается тем, чего он не знает, потеряет доверие и в том, что он знает».
Катада ибн Даама (да одарит его Аллах своей милостью) говорил:
«Мы видели людей, которые торопятся к смутам (фитне) и соревнуются в этом. Также мы видели других, которые воздержались из-за трепета перед Аллахом и страха перед Ним. Когда же смута рассеялась, то стало ясно, что те, кто воздержался, были чище душой, свободнее сердцем и легче для людей, чем те, кто стремился к смуте и пытался взять верх. Поступки последних стали колющей болью в их груди. Каждый раз, когда они вспоминают, что натворили, они сожалеют. О Аллах! Если бы люди знали о смутах до их наступления то, что они узнают после их завершения, то многие проявили бы больше благоразумия»[35].
О Аллах! Просим Тебя сделать нас людьми, несущими в себе благодать, праведность и пользу. И не сделай нас теми, кто сеет смуту на земле, возводит ложь и распространяет нечестие.
О Аллах! Благослови нашего Пророка Мухаммада, ниспошли мир ему, а также его семье и всем его сподвижникам.
Хвала Аллаху, Господу Миров.
Составил: Абу Ясин Руслан Маликов
на основе статьи Ахмада Аммари «التثبت والتبين»
Каноническая редакция: Каримов М.
Для сайта: www.whyislam.ru
- [1] Аль-Байхакы. Аль-Альбани назвал этот хадис хорошим (хасан).
- [2] Коран, сура 2. «аль-Бакара» («Корова»), аят 133.
- [3] Коран, сура 49 «аль-Худжурат» («Комнаты»), аят 6.
- [4] Маиз просил Пророка (мир ему и благословение Аллаха) применить к нему наказание по Шариату за совершённый грех, дабы очистить его от этого греха.
- [5] Муслим.
- [6] Саба – древнее государство в Йемене, одной из правительниц которого была царица Савская Билькыс.
- [7] 27 20-27.
- [8] «Подняты письменные перья…» — это значит, что ангелы, которым поручено писать хорошие и плохие дела людей, не записывают деяния тех людей, которые упомянуты в хадисе.
- [9] Ахмад.
- [10] Коран, сура 49 «аль-Худжурат» («Комнаты»), аят 6.
- [11] Коран, сура 68 «аль-Калям» («Письменная трость»), аят 11.
- [12] Коран, сура 4 «ан-Ниса» («Женщины»), аят 94.
- [13] Коран, сура 4 «ан-Ниса» («Женщины»), аят 94.
- [14] Ахмад, Ибн Хиббан, ат-Тирмизи и аль-Хаким, последний назвал хадис достоверным (сахих), с чем также согласился аз-Захаби, и шейх аль-Альбани, который назвал хадис достоверным.
- [15] «…я пожелал, принять Ислам только в этот день» − этими словами Усама хотел сказать, что в тот момент осознал, сколь тяжкий грех он совершил, поступив опрометчиво. Усама захотел, чтобы до этого дня он не был мусульманином, а принял Ислам только в тот самый день, дабы начать свой Ислам с чистого листа, и чтобы ему были стёрты все прежние грехи, потому что Ислам стирает все прошлые грехи человека.
- [16] Аль-Бухари и Муслим.
- [17] Аль-Бухари, Муслим.
- [18] Коран, сура 24 «ан-Нур» («Свет»), аят 19.
- [19] Коран, сура 3 «Аль ’Имран» («Семейство Имрана»), аят 103.
- [20] Коран, сура 24 «ан-Нур» («Свет»), аят 11.
- [21] Коран, сура 24 «ан-Нур» («Свет»), аят 12.
- [22] Коран, сура 24 «ан-Нур» («Свет»), аят 15-16.
- [23] Аль-Бухари и Муслим.
- [24] Коран, сура 24 «ан-Нур» («Свет»), аят 13.
- [25] Муслим
- [26] Коран, сура 24 «ан-Нур» («Свет»), аят 12.
- [27] Муслим.
- [28] Ибн Хиббан, аль-Хаким, Абу Дауд.
- [29] Ахмад и аль-Бухари («аль-Адаб аль-муфрад»). Аль-Альбани назвал хадис хорошим (хасан).
- [30] Коран, сура 4 «ан-Ниса» («Женщины»), аят 83.
- [31] Коран, сура 16 «ан-Нахль» («Пчелы»), аят 43.
- [32] Коран, сура 24 «ан-Нур» («Свет»), аят: 15-20.
- [33] Коран, сура 50 «Каф», аят 18.
- [34] Коран, сура 17 «аль-Исра» («Перенос»), аят 36.
- [35] См.: примечания к «Хильят аль-авлия» (2/337).