Первый столп Имана – Вера в Аллаха
Из серии «Основное о столпах Имана и Ислама» (ч.2) — Вера в Аллаха
Вера в Аллаха означает убеждённость (обязывающую принятие связанных с ней нормоположений и подчинение им) в том, что у нашего мироздания есть Создатель, Господь, обладающий исключительным правом на господство и поклонение Ему и обладающий прекрасными именами и совершенными качествами.
Из этого определения мы видим, что вера в Аллаха включает в себя следующие три пункта:
Первый: Вера в существование Аллаха.
Существование Всевышнего Аллаха можно обосновать тремя способами: разумом, врождённым инстинктом и Шариатом.
Указание разума на существование Аллаха:
Весь наш мир, со всеми существующими в нём знамениями и созданиями, является разумным аргументом в пользу существования Аллаха – Творца всех миров. Действительно, должен же быть тот, кто всё это создал, а затем этим управлял. Невозможно, чтобы эти миры появились сами по себе или чтобы они сами себя создали! Всевышний, взывая к человеческому разуму, говорит:
Неужели они были сотворены сами по себе из ничего?! Или же они сами являются творцами?! Или, может, это они сотворили небеса и землю?! О нет, они просто лишены верного убеждения. Или, может, у них находятся сокровищницы твоего Господа?! Или же они сами являются владыками?! [Ат-тур: 35-37].
Один из сподвижников Пророка Мухаммада ﷺ, которого звали Джубейр ибн Мут’им, да будет доволен им Аллах, когда ещё не был мусульманином, был поражён, услышав эти аяты. «Моё сердце было готово взмыть в небо!» – сказал он.[1] И это чувство он испытал потому, что в его сердце появилась вера. Не редко Всевышний Аллах призывает Своих рабов к Его познанию посредством знамений из числа Его созданий. Поэтому мы читаем в Коране:
На земле есть знамения для людей убеждённых. А также в вас самих. Неужели вы не видите? [Аз-зарият: 20–21].
Т.е. Он призывает внимательно взглянуть на эту землю: равнины, горы, леса и реки — как много на ней всяких знамений, указывающих на существование Создателя, на Его величие и на Его безграничные возможности. Удивительное многообразие живых тварей на земле, отличие людей друг от друга цветом кожи, языками, на которых они общаются, их различие по умственным и физическим способностям и даже само строение человеческого тела с мудрым расположением органов и значимость каждого из них на своём месте – всё это достаточное знамение для людей размышляющих.
Как оригинален и прост был ответ одного бедуина, когда его спросили о существовании Творца: «Субхан Аллах (Пречист Аллах)! Известно, что верблюжий навоз указывает на существование верблюда, а след от ног указывает на то, что здесь проходил путник. Так вот, небеса с их сводами, земля с её долинами, моря с их волнами – неужели всё это не указывает на существование Знающего Создателя?!».
Указание врождённого инстинкта на существование Аллаха:
Многие люди, инстинкт поклонения которых не был искажён, верят в Аллаха. Этот инстинкт изначально присутствует в живых душах. Даже бессловесный скот – и тот верит в существование Аллаха и Его единственность. Всевышний сказал:
Вот твой Господь вынул из поясниц сынов Адама их потомство и заставил их засвидетельствовать против самих себя[, вопросив]: «Разве Я – не ваш Господь?» Они ответили: «Да [мы свидетельствуем, что Ты наш Господь]». И Мы (Господь) засвидетельствовали [ваш ответ], чтобы в Судный день вы не говорили: «Мы не знали этого». Или же чтобы не говорили: «Воистину, наши отцы были многобожниками до нас, а мы —потомки, пришедшие на смену им. Неужели ты станешь губить нас за то, что содеяли нечестивцы?» [Аль-А’раф: 172–173].
Этот аят Корана указывает на то, что человек сотворён с инстинктом поклонения, с готовностью засвидетельствовать существование Всевышнего, Пречистого Алаха.
Указание Шариата на существование Аллаха:
Все божьи посланники были ниспосланны с шариатами, включающими в себя всё, что было необходимо человеку. И это указывает на то, что тот, кто их посылал, – Господь миров, Знающий проблемы человечества лучше, чем кто-либо другой. К тому же последнее Писание – Священный Коран, до сих пор удивляющий своим содержанием, стилем, знамениями, научными открытиями, заключёнными в нём и мн. др., – является неоспоримым доказательством существования ниспославшего его Аллаха, бросившего человечеству вызов ниспослать что-либо подобное.
Второй: Вера в исключительное право Аллаха на поклонение Ему.
Вера в Аллаха включает в себя веру в то, что только Всевышний Аллах является истинным Богом, достойным поклонения, у которого нет сотоварищей, и что всё, чему поклоняются помимо Него, является ложным. Всевышний сказал:
Это – потому, что Аллах есть Истина, а то, чему они поклоняются помимо Него, есть ложь, а также потому, что Аллах – Возвышенный, Большой [Аль-хадж: 62 ].
Наша вера в исключительное право Аллаха на поклонение Ему обязывает нас обращать своё поклонение сердцем, словом, и действием только к Аллаху. Всевышний сказал:
О люди! Поклоняйтесь вашему Господу, Который сотворил вас и тех, кто был до вас, – быть может, вы устрашитесь. [Аль-бакара: 21].
Также Всевышний сказал:
И предписал Твой Господь вам не поклоняться никому, кроме Него… [Аль-исраъ: 23].
Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Благословенный и Всевышний Аллах сказал: “Я больше других не нуждаюсь в пособничестве, потому тот, кто будет совершать поклонение Мне и при этом будет подразумевать еще кого-либо другого, помимо Меня, того Я оставлю и оставлю его поклонение”»[2].
Таким образом, если человек совершит какой-либо вид поклонения не Аллаху (как, например, обет, заклание животного, вознесение мольбы, испрошение защиты от того, в чём не может помочь никто, кроме Аллаха, а также совершение намаза, поломничество, раздача милостыни, проявление смиренности и любой другой вид поклонения), то это будет ширком (придаванием Аллаху сотоварищей)!
Третий: Вера в имена Аллаха и Его качества.
Вера в прекрасные имена Аллаха и Его совершенные качества предполагает утверждение тех имён и качеств, которые утвердил сам Аллах в Своей Книге и в Сунне Своего Посланника утверждением, достойным Аллаха, без внесения в них изменений, без уничтожения их значений и без придания образа или создания подобия. Аллах сказал:
У Аллаха – самые прекрасные имена. Посему взывайте к Нему посредством их и оставьте тех, которые отрицают Его имена. Они непременно получат воздаяние за то, что совершали [Аль-а’раф: 180].
Рабы Аллаха должны ощущать величие имён и качеств Аллаха, Пречист Он и Славен, и стараться приблизиться к Нему посредством веры в них. Поистине, вера в имена Аллаха и его качества, а также познание их значений порождает в рабах Аллаха любовь к своему Господу, ощущение богобоязненности перед Ним и желание достичь Его довольства и Его наград.
Плоды веры в Аллаха:
Как и все благие деяния, вера в Аллаха тоже имеет свои результаты и свои плоды. Кратко упомянем некоторые из них:
- претворение человеком единобожия в жизнь так, что его сердце больше уже не привязано к чему или кому-либо помимо Аллаха;
- настоящая любовь человека к Аллаху и Его возвеличивание в соответствии с тем, что познал он из Его прекрасных имён и возвышенных качеств;
- осуществление поклонения в соответствии с тем, что велел нам Всевышний совершать и чего остерегаться;
- освобождение человека от уз раболепства перед другими созданными Аллахом тварями, от ощущения страха перед ними, заискивания и прислужничества. В этой свободе – честь человека.
Продолжение следует…
По книге «Основное о столпах Имана и Ислама»
д. Абдуллы ибн Мухаммада Ат-Тайара
Перевод и подготовка материала:
редакция сайта «Почему Ислам?» www.whyislam.ru
Спасибо за ваши труды,
джазака Аллаху хайрукум