Сто полезных слов о Рамадане (11–20)

Как узнать, когда начинается Рамадан, кто должен поститься и входят ли в их число дети, когда поститься нежелательно, а когда и вообще запретно – в третьем выпуске «Полезных слов о Рамадане».

11) Нежелательный пост (макрух).

Нежелательными постами являются следующие посты:

  1. Отдельный пост в пятницу. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

لا تصوموا يوم الجمعة إلا وقبله يوم أو بعده يوم

«Не поститесь в пятничный день, не добавив к нему день до него или после него»[1].

Это значит, что если человек желает поститься в пятницу, то следует предварить её постом в четверг или же поститься после пятницы в субботу так, чтобы пятница не стала одиночным днём поста.

  1. Соединение поста (висаль) – когда человек постится два дня подряд, не совершая ифтара после заката солнца, а затем постится на следующий день, так и не употребив пищу ночью.
  2. Постоянный пост (сауму-ддахр) – когда человек постится каждый день на протяжении всей жизни или на протяжении очень длительного периода времени.

 

12) Запретный пост (харам).

Существуют дни, в которые поститься запрещено: это пост в дни исламских праздников ’Ид аль-фитр (Ураза-байрам) и ’Ид аль-адха (Курбан-байрам). Также запрещено поститься на протяжении трёх дней после ’Ид аль-адха (Курбан-байрам), эти дни называются днями Ташрика.

Пророк (мир ему и благословение Аллаха) запретил соблюдать пост в праздничные дни, а относительно трёх дней Ташрика сказал:

أيام التشريق أيام أكل وشرب وذكر لله عز وجل

«Дни Ташрика – это дни еды, питья и поминания Аллаха (Велик Он и Славен)»[2].

Поститься в дни Ташрика разрешается только тем, кто совершал хадж-таматту или хадж-кыран, но не смог совершить жертвоприношения, потому что им предписано поститься три дня в хадже и семь дней по возвращении домой.

 

13) Каким образом определяется наступление месяца Рамадан?

Наступление месяца Рамадан определяется по одному из двух признаков.

  1. Если после 29-го дня месяца Шаабан люди увидят на небе новый месяц своими глазами, это значит, что Рамадан настал.
  2. Если после 29-го числа небо было затянуто облаками и люди не увидели месяц, то Шаабан доводится до 30-ти дней, и после этого дня начинается Рамадан.

 

14) Условия обязательности поста.

  1. Ислам. Пост обязателен для мусульман и не принимается от неверных.
  2. Разум (’Акль). Пост предписан только для здравомыслящих людей и не является обязательным для умалишённых.
  3. Половозрелость (Булюг). Пост не обязателен для маленьких детей.
  4. Знание (’Ильм). Если человек не знает о посте, то на нём нет греха за его несоблюдение.

 

15) Когда следует побуждать детей к посту?

Если к семи годам ребёнок в состоянии поститься, то следует побуждать его к посту, а к десяти годам нужно настойчиво велеть ему соблюдать пост так же, как это делается в отношении намаза.

Пост ребёнка не является обязательным, но он желателен: если ребёнок будет поститься, то получит за это награду, а если не будет, то греха ему не будет, но родителям следует побуждать дитя к посту, чтобы приучить его к этому.

 

16) Условия, при которых соблюдение поста становится обязательным.

  1. Хорошее здоровье и отсутствие физических отклонений, препятствующих соблюдению поста. Во время болезни пост не является обязательным.
  2. Пребывание по месту жительства. Если человек находится в пути, то пост для него не обязателен. Всевышний Аллах сказал:

فَمَن كَانَ مِنكُم مَّرِيضاً أَوْ عَلَى سَفَرٍ فَعِدَّةٌ مِّنْ أَيَّامٍ أُخَرَ

«А если кто из вас болен или находится в пути, то пусть постится столько же дней в другое время»[3].

Пост в месяц Рамадан обязаны соблюдать только здоровые люди и те, которые не отягощены трудностями пути. Когда же больной человек поправится, он должен восполнить пропущенные дни. То же самое касается и путешественников.

  1. Чистота женщины от месячных и послеродовых кровотечений. Во время месячных женщины не должны читать намаз и соблюдать пост, более того, это не только нежелательно, но даже запрещено. Что касается намаза, то его не нужно восполнять после завершения месячных, а пост следует восполнить. Аиша (да будет доволен ею Аллах) говорила:

كنا نؤمر بقضاء الصوم ولا نؤمر بقضاء الصلاة

«Нам было велено восполнять пост и не было велено восполнять намаз»[4].

 

17) Намерение (ният) при совершении обязательного поста.

Для соблюдения обязательного поста у человека ещё до наступления рассвета должно появиться намерение (ният) сделать это. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

لا صيام لمن لم يبيت الصيام من الليل

«Не будет поста у того, кто ещё с ночи не вознамерится, что будет поститься»[5].

Намерение может появиться в любое время ночи, предшествующей посту, пусть даже за мгновение до наступления рассвета. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

من لم يجمع الصيام قبل الفجر فلا صيام له

«Кто до рассвета (фаджр) не решился на соблюдение поста, у того нет поста»[6].

Намерение должно быть твёрдым и не должно содержать в себе сомнений или неопределённости, – таким является мнение большинства учёных. Шейх-уль-Ислам Ибн Таймийя считал, что когда человек скажет в своём сердце: «Если завтра наступит Рамадан, то я буду поститься», – то такое намерение будет правильным. Но большинство учёных (джумхур) утверждают, что намерение должно быть определённым.

 

18) Намерение (ният) при совершении обязательного поста не в месяце Рамадан.

Заблаговременное намерение является условием для любого обязательного поста – как в Рамадане, так и вне этого месяца (например, для таких постов, как восполнение пропущенных дней Рамадана или различных обязательных искупительных постов).

 

19) Намерение (ният) при совершении добровольного поста.

По мнению большинства учёных, добровольный пост разрешается соблюдать даже тогда, когда у человека изначально не было намерения поститься. Сообщается со слов Аиши (да будет доволен ею Аллах):

دخل عليه النبي صلى الله عليه وسلم ذات يوم فقال: هل عندكم شيء، فقلنا: لا، قال: فإني إذاً صائم

«В один из дней к нам зашёл Пророк (мир ему и благословение Аллаха) и спросил: „Есть ли у вас что-нибудь поесть?”, мы сказали, что ничего нет, и он сказал: „В таком случае, я пощусь”»[7].

Что касается добровольных постов, которые имеют определённую дату (таких как пост Ашура или пост в день Арафата), то некоторые учёные считали, что для таких постов также необходимо заблаговременное намерение.

 

20) Как должно рождаться намерение?

Намерение рождается в сердце и связано со знанием того, какое дело человек собирается совершить. Когда человек готовится что-то сделать, это и является его намерением. Шейх-уль-Ислам Ибн Таймийя говорил: «Если человек знает, что завтра будет Рамадан и желает поститься в этот месяц, то это и является его намерением (ниятом). Так всегда поступали все мусульмане».

 

Подготовил: Абу Ясин Маликов Р.Х.
Коррекция текста: Тамкин Р.Г.
Каноническая редакция: Каримов М.
Для сайта «Почему Ислам» – 
www.whyislam.ru

 

 

  • [1] Аль-Бухари.
  • [2] Муслим.
  • [3] Коран, сура 2 «аль-Бакара» («Корова»), аят 184.
  • [4] Аль-Бухари и Муслим.
  • [5] Абу Дауд.
  • [6] Абу Дауд.
  • [7] Муслим.

]]>]]>