Мировая война: схватка с дьяволом (ч.3 Козни дьявола)
Сражение сатаны с человеком начинается с момента его самого первого появления на свет. Сообщается со слов Абу Хурайры, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
ما من مولود يولد إلا نخسه الشيطان فيستهل صارخا من نخسة الشيطان إلا ابن مريم وأمه
«Каждый раз, когда рождается младенец, шайтан обязательно тычет в него, и ребёнок начинает плакать из-за этого прикосновения шайтана. Так было со всеми, кроме сына Марьям (Марии)[1] и её самой»[2]. Затем Абу Хурайра сказал: «Поэтому, если хотите, читайте:
وِإِنِّي أُعِيذُهَا بِكَ وَذُرِّيَّتَهَا مِنَ الشَّيْطَانِ الرَّجِيمِ
«И я прошу Тебя защитить её и её потомство от сатаны изгнанного и побиваемого»[3].
В другом хадисе также говорится:
صياح المولود حين يقع نزغة من الشيطان
«Новорожденный кричит из-за прикосновения сатаны»[4].
Пророк (мир ему и благословение Аллаха) научил нас словам поминания, которыми мы можем защитить своих детей от шайтана, задолго до того, как они родятся. Он сказал:
لو أن أحدكم إذا أتى أهله قال باسم الله اللهم جنبنا الشيطان وجنب الشيطان ما رزقتنا، فقضي بينهما ولد لم يضره
«Если кто-либо из вас, желая близости с женой, скажет: «С именем Аллаха. О Аллах, отстрани от нас шайтана, и отстрани шайтана от того, кто будет нам дарован[5]», — и если им будет дан ребёнок, то шайтан не сможет повредить ему»[6].
Затем, после рождения, на протяжении всей своей жизни человек вынужден противостоять нападкам дьявола и обходить расставленные им ловушки. Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
إن الشيطان يحضر أحدكم عند كل شيء من شأنه
«Шайтан приходит к человеку при каждом его деле»[7].
Рассмотрим некоторые примеры того, как дьявол сопровождает нас в наших делах, желая нанести нам вред и сбить с прямого пути.
1) Намаз (молитва)
Аиша (жена Пророка) сказала: «Я спросила Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) о поворотах во время намаза, на что он сказал:
هو اختلاس يختلسه الشيطان من صلاة العبد
«Это воровство, так шайтан ворует часть молитвы раба Аллаха»[8].
Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
إذا نودي للصلاة أدبر الشيطان وله ضراط حتى لا يسمع التأذين، فإذا قضى النداء أقبل حتى إذا ثوب بالصلاة أدبر حتى إذا قضى التثويب أقبل حتى يخطر بين المرء ونفسه، يقول: اذكر كذا اذكر كذا -لما لم يكن يذكر — حتى يظل الرجل لا يدري كم صلى
«Когда раздаётся призыв на молитву (азан), то сатана убегает, испуская газы, на такое расстояние, докуда не слышно азана. После завершения азана он возвращается. Когда начинают произносить икаму[9], он снова удаляется, а после завершения икамы возвращается и начинает внушать человеку разные мысли. Он говорит молящемуся: «Вспомни это, вспомни то». Шайтан напоминает такие вещи, о которых человек и не вспоминал. Так может продолжаться до тех пор, пока человек не забудет, сколько ракаатов[10] он прочитал»[11].
إن أحدكم إذا قام يصلي جاء الشيطان فلبس عليه حتى لا يدري كم صلى، فإذا وجد ذلك أحدكم فليسجد سجدتين وهو جالس
«Когда кто-либо из вас молится, к нему приходит шайтан и начинает его путать. Так может продолжаться до тех пор, пока человек не забудет, сколько он молился. Если такое случится с кем-либо из вас, то пусть совершит два земных поклона (суджуд) в сидячем положении[12]»[13].
Сообщается со слов Анаса ибн Малика, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
رصوا صفوفكم وقاربوا بينها وحاذوا بالأعناق، فوالذي نفسي بيده إني لأرى الشيطان يدخل من خلل الصف كأنها الحذف
«Смыкайте ваши ряды[14], сближайте между ними[15], выравнивайте шеи[16]. Клянусь Тем, в чьей руке моя душа, я вижу, как шайтан проходит через бреши в ряду, подобно маленьким чёрным овцам[17]»[18].
Сообщается со слов Абу ’Аля, что к Пророку (мир ему и благословение Аллаха) пришёл ’Усман ибн Абу аль-’Ас и сказал: «Посланник Аллаха, шайтан мешает мне совершать намаз и читать Коран, постоянно меня путает». Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
ذاك شيطان يقال له خنزب فإذا أحسسته فتعوذ بالله منه واتفل على يسارك ثلاثا
«Это шайтан, которого зовут Хинзаб, если ты почувствуешь его, то попроси защиты у Аллаха[19] и поплюй три раза налево[20]».
’Усман сказал: «Я начал так делать, и Аллах отвёл от меня шайтана»[21].
Абдулла ибн Умар (да будет им доволен Аллах) рассказывал, что видел человека, который сидя во время намаза перебирал в руке камешки. Когда он завершил молитву, Абдулла сказал ему: «Не перебирай камешки, когда совершаешь намаз.Это дело от шайтана.Но делай так, как Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха)». Человек спросил: «А как он делал?» Тогда Абдулла ибн ’Умар положил правую руку себе на бедро и выпрямил указательный палец в сторону киблы[22], направив на него свой взгляд, и сказал: «Я видел, как Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) делал так»[23].
2) Зевота
Шайтан любит видеть в человеке слабость, вялость и леность. Самым радостным для шайтана признаком этих качеств у человека является зевота. Когда человек зевает при совершении какого-либо поклонения, во время пятничной проповеди или во время присутствия на исламских уроках, то это особенно веселит шайтана, потому что таким образом он самоутверждается и видит, что его обольщение возымело силу. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
التثاؤب من الشيطان، فإذا تثاءب أحدكم فليرده ما استطاع فإن أحدكم إذا قال: ها، ضحك الشيطان
«Зевота – от дьявола. Если кого-то из вас одолевает зевота, то пусть подавляет её, как может. Когда человек говорит «А-а», шайтан смеётся над ним»[24].
Также Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
إن الله يحب العطاس ويكره التثاؤب، فإذا عطس فحمد الله فحق على كل مسلم سمعه أن يشمته، وأما التثاؤب فإنما هو من الشيطان فليرده ما استطاع، فإذا قال: ها، ضحك منه الشيطان
«Аллах любит чихание и не любит зевоту. Если кто-то чихнёт и восхвалит Аллаха[25], то услышавший его мусульманин должен ответить[26] на эти слова. Что же касается зевоты, то она от шайтана, пусть человек сдерживает ее, как может, а если он скажет «А-а», то шайтан будет смеяться над ним»[27].
Также в одном из хадисов говорится:
العطاس من الله والتثاؤب من الشيطان، فإذا تثاءب أحدكم فليضع يده على فيه، وإذا قال: آه آه ،فإن الشيطان يضحك في جوفه
«Чихание – от Аллаха, а зевота – от шайтана.Если кто-то из вас начнёт зевать, то пусть закроет рот рукой, а если он произнесёт «ах-ах», то шайтан засмеётся у него в животе»[28].
3) Сон
Когда человек отходит ко сну, шайтан его сопровождает и усыпляет до того, как он произнесёт слова поминания Аллаха. Сообщается со слов Абдуллы ибн Амра, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Есть два особых зикра[29], если мусульманин будет произносить их, то непременно войдёт в Рай. Они лёгкие, но мало кто делает это. После каждого намаза следует десять раз говорить «субхана-Ллах», десять раз – «аль-хамду ли-Ллях» и десять раз – «Аллаху Акбар», при этом Пророк (мир ему и благословение Аллаха) показывал рукой. Затем он сказал: «Это будет сто пятьдесят на языке (за день) и тысяча пятьсот на Весах. Когда же ты ложишься спать, то скажи фразы «субхана-Ллах», «Аллаху Акбар» и «аль-хамду ли-Ллях» сто раз[30]. Сотня на языке и тысяча на весах. Кто же из вас сможет за один день и одну ночь совершить две тысячи пятьсот грехов?!» Сподвижники воскликнули: «Как же может человек не соблюдать этого зикра?!» Пророк сказал: «Шайтан придёт к некоторым из вас во время намаза и скажет: «Вспомни о том, вспомни об этом», он будет делать так, пока человек не вскочит, и, возможно,забудет помянуть Аллаха. Затем он придёт к нему, когда тот будет лежать на постели, и начнёт усыплять его, пока тот не заснёт»[31].
Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
يعقد الشيطان على قافية رأس أحدكم إذا هو نام ثلاث عقد، يضرب كل عقدة عليك ليل طويل فارقد، فإن استيقظ فذكر الله انحلت عقدة، فإن توضأ انحلت عقدة فإن صلى انحلت عقدة فأصبح نشيطا طيب النفس وإلا أصبح خبيث النفس كسلان
«Каждому из вас во время сна шайтан завязывает три узла на затылке, затем бьёт по каждому узлу и говорит: «Пусть долгой будет твоя ночь, спи». Если человек встанет и помянет Аллаха, развяжется первый узел, если совершит омовение (тахарат), то развяжется второй, а когда совершит молитву (намаз), то развяжется последний узел. Тогда человек встретит день бодрым, в прекрасном расположении духа. Если же он не сделает этого, то на душе у него будет смрадно, и его будет одолевать лень»[32].
Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
الرؤيا الصالحة من الله والُحلم من الشيطان، فإذا حلم أحدكم حلما يخافه فليبصق عن يساره وليتعوذ بالله من شرها فإنها لا تضره
«Благое видение – от Аллаха, а сон – от шайтана, если вы увидите страшный сон, то плюньте налево и просите защиты у Аллаха[33] от зла этого сна, и тогда он ничем не повредит человеку»[34].
Шайтан нередко просто «играет» с человеком, внушая ему нелепые бессвязные сны.Такие сны нельзя рассказывать другим людям, нужно их просто забыть. Сообщается со слов Джабира, да будет доволен им Аллах, что один бедуин[35] пришёл к Пророку (мир ему и благословение Аллаха) и сказал: «Мне приснилось, что мне отсекли голову, и я иду за ней». Пророк ответил ему с укором:
لا تخبر بتلعب الشيطان بك في المنام
«Не рассказывай никому о том, как шайтан играет с тобой во сне»[36].
Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
إذا استيقظ أحدكم من منامه فتوضأ فليستنثر ثلاثا، فإن الشيطان يبيت على خيشومه
«Когда вы просыпаетесь ото сна и совершаете омовение (тахарат), то трижды высморкнитесь[37], потому что шайтан ночует в носовой полости»[38].
Из-за узлов, которые шайтан делает на голове мусульманина, человек просыпает утренний намаз (фаджр). Сообщается со слов Абдуллы ибн Аббаса, что однажды у Пророка (мир ему и благословение Аллаха) спросили про человека, который спал до тех пор, пока не рассвело, и не встал для совершения намаза[39]. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
بال الشيطان في أذنه
«Шайтан помочился ему в ухо»[40].
4) Приём пищи
Сатана присутствует при каждом приёме пищи человеком. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
إذا دخل الرجل بيته فذكر الله عند دخوله وعند طعامه قال الشيطان: لا مبيت لكم ولا عشاء، وإذا دخل فلم يذكر الله عند دخوله قال الشيطان: أدركتم المبيت، فإذا لم يذكر الله عند طعامه قال: أدركتم المبيت والعشاء
«Если человек войдёт к себе домой и при входе помянет Аллаха, и то же самое сделает перед началом приёма пищи, то шайтан скажет [своим соратникам]: «Нет у вас ни ночлега, ни обеда». Если же человек не помянет Аллаха при входе, шайтан скажет: «Вы нашли себе ночлег», а если не помянет Аллаха перед едой, то шайтан скажет: «Вы нашли себе ночлег и обед»[41].
Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
إن الشيطان يحضر أحدكم عند كل شيء من شأنه حتى يحضره عند طعامه، فإذا سقطت من أحدكم اللقمة فليمط ما كان بها من أذى ثم ليأكلها ولا يدعها للشيطان،
«Шайтан приходит к человеку при каждом его деле, даже присутствует во время приёма пищи. Поэтому если у кого-то из вас упадёт кусочек, то пусть удалит то, что испачкалось, а затем съест и не оставляет его шайтану».
5) Хождение по рынку
Дьявол сопровождает сынов Адама в местах, где они ведут торговлю. Сальман аль-Фариси говорил: «Если сможешь, то ни в коем случае не будь первым, кто заходит на рынок, и не будь последним,покинувшим его, ведь это поле битвы для шайтана, там он устанавливает своё знамя»[42].
Сообщается со слов Кайса ибн Абу Гаразы: «Однажды [в место, где мы вели торговлю] пришёл Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха). Тогда нас называли посредниками (симсар), а он сказал:
يا معشر التجار، إن الشيطان والإثم يحضران البيع فشوبوا بيعكم بالصدقة
«О собрание торговцев[43]! Воистину, шайтан и грех подступают во время торговой сделки, посему замешивайте её на милостыне»[44].
6) Момент смерти
Сатана повсеместно сопровождает человека вплоть до самой смерти, когда наступает финальный и решающий момент его существования. Поэтому Пророк (мир ему и благословение Аллаха) учил нас наряду с другими молитвами просить Аллаха о том, чтобы Он оберёг нас от дьявольских наущений в момент смерти. Он обучил нас такой молитве:
اللهم إني أعوذ بك من التردي والهرم والغرق والحريق، وأعوذ بك أن يتخبطني الشيطان عند الموت، وأعوذ بك أن أموت في سبيلك مدبرا وأعوذ بك أن أموت لديغا
«О Аллах, я обращаюсь за Твоей защитой от падения, от скверной старости, от потопа и пожара. Обращаюсь к Твоей защите, дабы шайтан не подхватил меня перед смертью. Прошу Твоей защиты, дабы не умереть мне на твоём пути бегущим от врага и прошу защитить меня, дабы я не умер от змеиных укусов»[45].
Сообщается, что когда Гайлян ибн Саляма ас-Сакафи принял Ислам, у него было десять жён. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал ему: «Выбери из них четырёх[46]». Позднее, когда уже была эпоха правления халифа Умара ибн аль-Хаттаба, Гайлян ибн Саляма развёлся и с оставшимися у него жёнами и разделил имущество среди своих детей.[47] Когда это дошло до Умара, он сказал Гайляну: «Я полагаю, что шайтан, который тайком подслушивает веления с небес, услышал там о твоей смерти и закинул это в твою душу. И, возможно, долго ты уже не проживёшь. Так вот, клянусь Аллахом, ты непременно вернёшь своих жён, и они вернутся к твоему имуществу, а если не сделаешь этого, то я все равно начислю им наследство из того, чем ты владеешь, а затем велю закидать твою могилу камнями, также как это сделали с могилой Абу Ригаля[48]»[49].
Перевод и подготовка текста: Абу Ясин Руслан Маликов
Корректор текста: Тамки́н Р.Г.
Каноническая редакция: Каримов М.
Для сайта «Почему Ислам?»
www.whyislam.ru
- [1] Сын Марьям (Марии) – это один из величайших пророков Аллаха Иса ибн Марьям (Иисус сын Марии).
- [2] Хадис привели аль-Бухари (4548) и Муслим (2366).
- [3]Коран, сура №3 «Аль ’Имран (Семейство Имрана), аят 36.
Эти слова сказала мать Марьям (Марии), когда родила её.
Транскрипция данной молитвы:
Для девочек: Инни у’ызу-ха би-ка вазуррийята-ха мина ш-шайтани р-раджим.
Для мальчиков:Инни у’ызу-хуби-ка вазуррийята-ху мина ш-шайтани р-раджим. - [4] Хадис привел Муслим (2367).
- [5] Транскрипция молитвы: «Би-сми-Ллях. Аллахуммаджанниб-на ш-шайтана. Ваджаниби-ш-шайтана маразакта-на».
- [6] Хадис привели аль-Бухари (7391) и Муслим (1434).
- [7] Хадис привёл Муслим (2033).
- [8] Хадис привёл аль-Бухари (751).
- [9] Азан – долгий и громкий призыв на коллективную молитву в мечети, он произносится заблаговременно, чтобы люди могли подготовиться к молитве и прийти в мечеть.
- Икама — краткий призыв, знаменующий непосредственное начало коллективного намаза. Икама произноситься внутри мечети.
- [10] Ракаат – молитвенный цикл. Обязательная молитва может состоять из двух, трёх и четырёх ракаатов.
- [11] Хадис привели аль-Бухари (608) и Муслим (389).
- [12] Это делается в конце намаза, до или после слов «ассалямуалейкумварахмату-Ллах».
- [13] Хадис привёл ат-Тирмизи (397).
- [14] «Смыкайте ряды» — это значит: не оставляйте в ряду пустых мест, вставайте плечом к плечу, стопа к стопе.
- [15] «сближайте между ними» — это значит, что один ряд должен идти сразу после следующего, не следует оставлять между рядами пространство, в котором смог бы поместиться ещё один ряд. Между рядами должно быть оставлено столько места, сколько достаточно для одного ряда.
- [16] «выравнивайте шеи» — т.е. пусть никто из вас не выступает вперёд или не отходит назад. Все люди должны стоять ровно в один ряд. Определение ровности ряда должно производиться не по носочкам стоп, которые у всех людей отличаются по длине, а по оси опоры тела, которая проходит через шею в верхней части тела и через щиколотки ног в нижней его части. Также некоторые толкователи хадисов сказали, что выражение «выравнивайте шеи», обозначает, что молящиеся одного ряда не должны стоять на разном уровне, кто-то на возвышенности, а кто-то в низине.
- [17] Если мусульмане смыкают свои ряды, то шайтан уже не может так свободно подходить к молящимся со своими наущениями и разворовывать их намазы.
- [18] Хадис привели ан-Насаи (815) и Абу Дауд (667).
- [19] Скажи: «А’узуби-Лляхи мина ш-шайтани р-раджим» (Обращаюсь за защитой Аллаха от проклятого шайтана)
- [20] Это не плевки, а лёгкое поплёвывание, с незначительным выделением слюны. Для этого достаточно лишь небольшого поворота головы в левую сторону.
- [21] Хадис привели Муслим (2203) и Ахмад (17440).
- [22]Кибла – направление в сторону священной Каабы, Заповедной мечети, находящейся в городе Мекка.
- [23] Хадис привёл ан-Насаи (1160).
- [24] Хадис привёл аль-Бухари (3289).
- [25] «Восхвалит Аллаха» — скажет «аль-хамду ли-Ллях» (хвала Аллаху).
- [26] «ответить на эти слова» — ответить чихнувшему человеку следует словами «ярхаму-ка-Ллах» (да одарит тебя Аллах своей милостью).
- [27] Хадис привёл аль-Бухари (6223).
- [28] Хадис привёл ат-Тирмизи (2746).
- [29] Зикр – слова поминания Аллаха.
- [30] Это делается следующим образом: «субхана-Ллах» — 33 раза, «аль-хамду ли-Ллях» — 33 раза, а «Аллаху Акбар» — 34 раза, как об этом в подробностях сообщается в риваятах (версиях) данного хадиса приводимых у ан-Насаи и Ибн ас-Сунни.
- [31] Хадис привёл ат-Тирмизи (3410).
- [32] Хадис привели аль-Бухари (1142) и Муслим (776).
- [33] Просить защиты у Аллаха следует словами «А’узуби-Лляхи мина ш-шайтани р-раджим» (Обращаюсь к Аллаху за защитой от проклятого шайтана).
- [34] Хадис привели аль-Бухари (7005) и Муслим (2261).
- [35] Бедуин – кочевник.
- [36] Хадис привёл Муслим (2268).
- [37] Высмаркивание (истинсар) – его следует выполнить после втягивания воды в нос. Втягивание воды в нос называется истиншак, а высмаркивание воды – истинсар.
- [38] Хадис привели аль-Бухари (3295) и Муслим (238).
- [39] Многие учёные сказали, что речь идёт о желательном намазе-тахаджуд, который совершается в последнюю треть ночи. В числе этих учёных и сам передатчик хадиса имам аль-Бухари, который привёл данный хадис в разделе «О молитве тахаджуд». Тем не менее, существует другой хадис, который прямо указывает, что в данном хадисе имеется в виду утренний намаз (фаджр), а не тахаджуд. В хадисе, который приводится у Ибн Хиббана с достоверным иснадом, говорится, что Пророк
(мир ему и благословение Аллаха) сказал:
من نام عن الفريضة حتى أصبح فقد بال الشيطان في أذنه - «Если человек проспал обязательную молитву, пока не рассвело, значит, шайтан помочился ему в ухо».
- [40] Хадис привели аль-Бухари (1144) и Муслим (774).
- [41] Хадис привёл Муслим (2018).
- [42] Хадис привёл Муслим (2451).
- [43] В других риваятах данного хадиса сообщается, что сподвижники, ведущие торговлю, обрадовались тому, как назвал их Пророк (мир ему и благословение Аллаха), раньше их называли симсарами, что в основе не является словом арабского происхождения. Оно было заимствовано из другого языка и вошло в обиход, так как торговля всегда сопровождалась поездками в чужие страны, к тому же многие торговцы сами были чужеземцами. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) назвал их арабским словом таджиры, что значит «торговцы, купцы», и новое имя польстило сподвижникам, которые занимались торговлей.
- [44] Хадис привели ат-Тирмизи (1208) и ан-Насаи (3797).
- [45] Хадис привели ан-Насаи (5531) и Абу Дауд (1552).
- [46] По Исламу запрещается иметь более четырёх жён, поэтому Пророк (мир ему и благословение Аллаха) велел Гайляну оставить только четверых, а с остальными разойтись.
- [47] Он сделал это с намерением, чтобы его жёны не получили наследства после его смерти, и чтобы всё его имущество было поделено только между детьми.
- [48] Абу Ригаль – человек из народа Самуд, к которым был направлен пророк Салих (мир ему). Могила Абу Ригаля находится неподалёку от Мекки. Когда самудиты были погублены за свои грехи, кара снизошла на всех представителей этого народа, где бы они ни находились. Но Абу Ригаль в тот момент, когда все его соплеменники были уничтожены, остался в живых благодаря тому, что во время небесной кары находился на территории Заповедной мечети. Но стоило ему покинуть святую землю, как его постигла та же участь, что и его соплеменников.
См.: статью «Пророк Аллаха Салих». - [49] Хадис привёл Ахмад (4617).
спасибо огромное! Жду продолжение!
Очень полезная статья, ждем продолжения! ДжазакАллаху Хайран
OOOchen nujnaja statja. Da voznagradit vas Vsevischnii Allah!!