Уроки хаджа и его польза
Всевышний Аллах велел пророку Ибрахиму (мир ему) призвать людей к совершению хаджа. Ибрахим спросил: «О Господь мой, как же я призову их, ведь голос мой слаб и не достигнет их всех?» Аллах ответил ему: «Твоя обязанность провозгласить, а доведение лежит на Мне».
Аллах сказал:
وَأَذِّنْ فِي النَّاسِ بِالْحَجِّ يَأْتُوكَ رِجَالا وَعَلَى كُلِّ ضَامِرٍ يَأْتِينَ مِنْ كُلِّ فَجٍّ عَمِيقٍ *لِيَشْهَدُوا مَنَافِعَ لَهُمْ وَيَذْكُرُوا اسْمَ اللَّهِ فِي أَيَّامٍ مَعْلُومَاتٍ عَلَى مَا رَزَقَهُمْ مِنْ بَهِيمَةِ الأنْعَامِ فَكُلُوا مِنْهَا وَأَطْعِمُوا الْبَائِسَ الْفَقِيرَ *ثُمَّ لْيَقْضُوا تَفَثَهُمْ وَلْيُوفُوا نُذُورَهُمْ وَلْيَطَّوَّفُوا بِالْبَيْتِ الْعَتِيقِ *ذَلِكَ وَمَنْ يُعَظِّمْ حُرُمَاتِ اللَّهِ فَهُوَ خَيْرٌ لَهُ عِنْدَ رَبِّهِ وَأُحِلَّتْ لَكُمُ الأنْعَامُ إِلا مَا يُتْلَى عَلَيْكُمْ فَاجْتَنِبُوا الرِّجْسَ مِنَ الأوْثَانِ وَاجْتَنِبُوا قَوْلَ الزُّورِ *حُنَفَاءَ لِلَّهِ غَيْرَ مُشْرِكِينَ بِهِ وَمَنْ يُشْرِكْ بِاللَّهِ فَكَأَنَّمَا خَرَّ مِنَ السَّمَاءِ فَتَخْطَفُهُ الطَّيْرُ أَوْ تَهْوِي بِهِ الرِّيحُ فِي مَكَانٍ سَحِيقٍ *ذَلِكَ وَمَنْ يُعَظِّمْ شَعَائِرَ اللَّهِ فَإِنَّهَا مِنْ تَقْوَى الْقُلُوبِ
«Возвести людям о хадже, и они будут прибывать к тебе пешком и на всех истощённых верблюдах с самых отдаленных дорог.
Пусть они увидят то, что приносит им пользу, и поминают имя Аллаха в установленные дни, принося в жертву животных, которыми Он наделил их. Ешьте от них и кормите страдающего бедняка!
Затем пусть они завершат свои обряды, исполнят свои обеты и обойдут вокруг древнего Дома (Каабы).
Таково [веление Аллаха]! Кто почитает святыни Аллаха, тот поступает во благо себе перед своим Господом. Вам дозволена скотина, кроме той, о которой вам читается. Избегайте же скверны идолов и избегайте лживых речей.
Оставайтесь единобожниками и не приобщайте к Нему сотоварищей. А кто приобщает сотоварищей к Аллаху, тот словно падает с неба, и птицы подхватят его, или же ветер забросит его в далекое место.
Таково [веление Аллаха]! И если кто почитает обрядовые знамения Аллаха, то это исходит от богобоязненности в сердцах» (22.Аль-Хадж: 27-32).
Хадж – это одно из лучших средств достижения богобоязненности и избавления от грехов. Хадж является подтверждением покорности Всевышнему, отстранением от прикрас этого мира. Хадж – это путь к Аллаху, это смиренность и благочестие, упование и покорность. Вместе с тем, хадж – это труд, усталость, расходы и терпение на пути Аллаха, это работа, совершаемая ради довольства Господа небес и Земли. Хадж – это милостыня, усердие, приближение к Аллаху с покаянием и просьбой о прощении грехов.
Во время хаджа сближаются души и сердца верующих, во время хаджа зарождается взаимная любовь, братство, сострадание, милосердие. Люди в хадже становятся равными, подобно зубьям одной расчески, нет разницы между богатым и бедным, большим и малым, все они облачены в одинаковую одежду и обращаются в молитве в одну и ту же сторону.
Хадж – это один из самых прекрасных способов приближения к Аллаху и один из величайших видов поклонения. Где еще человек добьется такой награды и такого прощения, как во время хаджа? Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
الحج المبرور ليس له جزاءٌ إلاّ الجنة
«За праведный хадж нет другой награды, кроме Рая».
من حجّ فلم يفسق ولم يرفث رجع من ذنوبه كيوم ولدته أمه
«Кто совершит хадж, не греша и не ведя непристойных речей, тот вернется свободным от своих грехов, каким он был в тот день, когда его родила мать».
Аллах Велик! Аллаху Акбар! Какая милость может быть больше этого!? Где еще прощение Аллаха орошает рабов Его так щедро!? Сколько раз люди ослушались своего Господа днём и ночью!? Сколько разных грехов и преступлений они совершали!? Сколько раз их руки и ноги направлялись к запретному!? Сколько раз языки их шевелились в словоблудии, произнося сплетни, поклёп, ругань и непристойность!? Сколько раз уши их внимали пению шайтана, музыке и песням!? Сколько раз глаза их смотрели на запрещённое Аллахом!?
Кто из нас не совершал грехов? Кто из нас не нарушал границ Аллаха?
О братья и сестры! Нет среди нас того, кто свободен от всего перечисленного, но Аллах даровал нам эту возможность, которая дается некоторым людям только раз в жизни. Этот шанс перед вами, используйте его, чтобы стереть то, что накопилось в книге грехов.
Однажды пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха) спросили о том, какое дело является наилучшим. Пророк ответил:
إيمانٌ بالله وحده، ثم الجهاد، ثم حجة برّة، تفضل سائر الأعمال، ما بين مطلع الشمس إلى مغربها
«Это вера в одного Аллаха, затем борьба на пути Аллаха, затем праведный хадж. И он опережает остальные дела настолько, насколько далеко расстояние между востоком и западом».
Хадж не уменьшает благосостояние человека, а расходы, которые мусульманин несет во время хаджа, компенсирует сам Всевышний. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
تابعوا بين الحج والعمرة، فإن متابعة بينهما تنفي الفقر والذنوب كما ينفي الكير خبث الحديد
«Совершайте хадж и умру регулярно, потому что постоянство в их совершении удаляет бедность и грехи так же, как кузнечные меха удаляют шлаки железа».
В другой версии хадиса говорится:
تابعوا بين الحج والعمرة، فإنهما ينفيان الفقر والذنوب كما ينفي الكير خبث الحديد، والذهب والفضة، وليس للحجة المبرورة ثوابٌ إلا الجنة
«Совершайте хадж и умру регулярно, потому что они удаляют бедность и грехи так же, как кузнечные меха удаляют шлаки железа, золота и серебра. И несомненно, что наградой за праведный хадж будет Рай».
О мусульманин! Если Аллах испытал тебя бедностью, то ищи избавления от неё в хадже. Будь уверен в обещании Аллаха и обещании Его посланника (мир ему и благословение Аллаха).
Дорогие братья и сестры, совершающие хадж!
В хадже есть много пользы и для религии, и для каждого отдельного человека, и для всего общества в целом. Полезных свойств хаджа, действительно, невозможно счесть. Поэтому наш Господь (Велик Он и Славен) сказал об этом коротко:
لِيَشْهَدُوا مَنَافِعَ لَهُمْ
«Пусть же они увидят то, что приносит им пользу» (22.Аль-Хадж: 28).
Аллах употребил обобщённое выражение, включающее в себя все виды полезных свойств хаджа.
Если говорить о духовной, религиозной пользе, то хадж – это один из лучших способов избавиться от грехов, как об этом говорилось выше. Хадж очищает душу от ослушания, укрепляет Иман (веру) и помогает нам обновить завет, который мы заключили с Аллахом. Хадж помогает нам обратиться к Аллаху с искренним, чистосердечным покаянием, воспитывает наши души, размягчает черствые сердца и пробуждает в людях самые лучшие и высокие чувства.
Посредством совершения хаджа человек возносит Аллаху благодарность за оказанную ему милость, за имущество, которым Он его наградил, за здоровье и благополучие. Известно, что поклонение Аллаху может осуществляться разными способами: только имуществом, как, например, при выплате закята и милостыни; только телом, как при намазе и посте. Что же касается хаджа, то его выполнение требует и участия телом, и участия имуществом. Поэтому обязанность хаджа лежит только на тех, кто имеет физические и материальные возможности для этого. Хадж является благодарностью и признательностью за эти две милости, проявленные к человеку, ведь проявить благодарность за дарованное Аллахом благо можно только путём использования этих благ в послушании нашему Благодетелю. Несомненно, что благодарность является естественным и необходимым действием как с точки зрения Шариата, так и с точки зрения человеческого благоразумия.
Также во время хаджа человек подтверждает своё рабство перед Аллахом, ведь в состоянии ихрама он не может следить за собой, как в обычное время. Паломник отказывается от всех украшений, он не душится, не стрижется, облачается в одежду бедняков. Во время хаджа мусульманин уничижает себя перед Аллахом настолько, что принимает вид раба, просящего прощения у своего господина. Это заставляет его прочувствовать величие Аллаха и свою бесконечную нужду в Его Милости.
Что касается пользы хаджа для самого человека, то она также многогранна. Так, хадж приучает человека к терпению, перенесению тягот и трудностей, учит его пунктуальности, точности и обязательности в выполнении своих дел и обрядов поклонения. Хадж помогает человеку преодолеть трудности и тяготы на пути к довольству Всевышнего Аллаха, развивает в нём качество самопожертвенности и бескорыстия. Хадж очищает душу человека, возвращает её к непорочному и искреннему состоянию, что помогает мусульманину воспрять духом и начать свою жизнь с нового листа. Хадж даёт человеку импульс в жизни, повышает его энтузиазм, активность, усиливает его стремления и создает сильную жизненную мотивацию.
Совершая паломничество, верующий вспоминает о прошлом Ислама, о борьбе пророка (мир ему и благословение Аллаха), о наших праведных предшественниках, которые озарили мир своей праведностью.
Также хадж воспитывает в мусульманах мужество и силу при расставании с домом, женой и детьми. Все мы понимаем, что расставание неизбежно, и когда-нибудь нам придется расстаться с близкими. Если человек покидает своих домочадцев неожиданно, то это бывает трудно для них. Если они не знакомы с этим чувством, то это будет тяжелым ударом по ним. Все мы приходим в этот мир лишь на время и рано или поздно его покинем.
Хадж – это замечательная возможность для человека, склонного к жадности, излечить эту болезнь в своём сердце. Если скряга выйдет в дальний путь, то не сможет жадничать в отношении самого себя и экономить на всём с целью сберечь капитал. Так он привыкнет не экономить на себе, затем эта привычка распространится и на других людей. В тесном кругу спутников, где ничто не скроется он посторонних глаз, у скупого проснется чувство стыдливости, что является естественным для любого человека. Стыдясь других, человек расходует часть денег и имущества на своих товарищей, но когда он видит, что щедрость нисколько не вредит ни ему, ни его имуществу, он приобретает замечательный опыт и начинает расходовать уже ради Аллаха. Известно много случаев, когда очень жадные люди привыкали к щедрости после совершения дальнего путешествия.
Хадж приучает человека к упованию и надежде на Аллаха, потому что человек не может взять с собой все необходимое. Это побуждает его возлагать свои надежды на Аллаха в тех нуждах, которые он не смог обеспечить на будущее заранее, а впоследствии это упование начинает проявляться во всех его делах, как в тех, что должны произойти в будущем, так и в тех, что происходят в настоящем времени.
Хадж представляет перед паломником ясную и удивительную картину долгожданной встречи с Аллахом. Когда пройдены тяготы пути, когда родной дом и семья остались позади, и человек достигает Заповедной мечети и смотрит на Дом Аллаха, то проходит вся усталость и изнеможение. Также и в День Суда: это долгий, трудный, страшный и суровый день, но когда раб Аллаха увидит Лик своего Господа, то пройдет вся усталость и беспокойство, словно ничего и не было. Свят Аллах и Велик! Тот, кто увидит Его, навсегда забудет о трудностях и бедах.
Если говорить о пользе хаджа для общества, то он, без сомнения, играет ключевую роль для общения последователей Ислама. В хадже встречаются люди всех цветов кожи, говорящие на разных языках, проживающие в разных уголках мира. Эта встреча и близость дают чувство сопереживания проблемам мусульман в целом. Хадж даёт мусульманам возможность почувствовать важность взаимопомощи и сплоченности перед лицом врагов Ислама. Хадж укрепляет братскую связь между верующими со всех концов света. Ведь верующие – братья друг другу. Люди во время хаджа чувствуют подлинное равенство, у араба нет преимущества над неарабом, у белого нет преимущества над чёрным, кроме как в степени их богобоязненности.
Хадж является превосходной возможностью для тех, кто занят делом призыва. Во время хаджа проповедник может, находясь в одном городе, обратить свой призыв к людям, живущим в любой части земного шара. Так делал и пророк (мир ему и благословение Аллаха), который обращал свои проповеди к паломникам, каждый год прибывающим в Мекку.
Также паломники не должны забывать слова Аллаха:
لِيَشْهَدُوا مَنَافِعَ لَهُمْ
«Пусть же они видят то, что приносит им пользу» (22.Аль-Хадж: 28).
То есть, пусть они вдумываются и размышляют над пользами хаджа, как над религиозными, так и над мирскими.
Каждому паломнику следует строить свой хадж на знании, чтобы он был принят Всевышним Аллахом. Хадж должен соответствовать Сунне избранника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), потому что он сказал:
خذوا عني مناسككم
«Берите от меня обряды хаджа».
Хадж совершается следующим образом:
1) Паломник облачается в одеяние ихрама и провозглашает о совершении хаджа в микате, соответствующем стране, из которой он прибыл, или он делает это в Мекке, если проживает в ней.
2) В восьмой день месяца Зу-ль-хиджа (день Тарвия) паломники отправляются в долину Мина и читают там намазы зухр, аср, магриб и иша, затем ночуют в Мине и утром читают фаджр. Все молитвы читаются в своё время, без сокращения и объединения.
3) В девятый день Зу-ль-хиджы (день Арафата) после восхода солнца паломники отправляются в долину Арафат. Они читают там намзы зухр и аср, объединяя их вместе и сокращая каждую из них до двух ракаатов. Два намаза читаются с одним азаном и двумя икамами. При этом паломники должны убедиться, что они находятся на территории долины Арафат.
Паломники пребывают на Арафате до захода солнца, делают дуа (мольбы) и поминают Аллаха.
4) После захода солнца паломники не торопясь и без суеты направляются в долину Муздалифа. В Муздалифе они читают намазы магриб и иша, совмещая их, с одним азаном и двумя икамами. Намаз иша в Муздалифе читается сокращённо.
Паломники проводят ночь в Муздалифе, читают намаз фаджр, поминают Аллаха возле Маш`ар аль-Харам или в любом другом месте Муздалифы.
Тем, у кого есть какие-либо уважительные причины, разрешается покинуть Муздалифу после полуночи.
5) В десятый день Зу-ль-хиджы (день Курбан-байрам) паломник до восхода солнца направляется из Муздалифы обратно в Мину, бросает семь камней в «Джамрат аль-Акаба» (последний из трёх джамаратов) и при каждом броске говорит: «Аллаху Акбар». После этого он прекращает повторять слова Тальбии, которые он произносил на протяжении всего хаджа, и начинает произносить слова Такбира (Аллаху Акбар, Аллаху Акбар, ля иляха илля-Ллах, Аллаху Акбар, Аллаху Акбар, ва лиЛляхи-ль-хамд).
6) Если он должен зарезать животное, то делает это в день праздника, в Мине или в Мекке. Паломник может кушать это мясо сам, дарить и раздавать нуждающимся в качестве милостыни. Если же он не в состоянии заколоть животное по финансовым причинам, то тогда он должен поститься десять дней: из них три дня – во время хаджа и семь дней – по возвращении домой.
7) Затем он бреет или стрижет волосы, после чего происходит первый частичный выход из состояния ихрама. Это позволяет ему делать любые действия, которые были запрещены ему в ихраме, кроме половой близости с женой.
8) Затем он направляется в Мекку и совершает обход вокруг Каабы (таваф аль-Ифада). Затем совершает семикратный проход (сай) от горы Сафа до горы Марва. Совершив эти действия, паломник полностью выходит из состояния ихрама, и ему становится дозволенным всё, что было запрещено в ихраме, в том числе и близость с женой.
9) Затем паломник возвращается в Мину и проводит там три ночи. Находясь в Мине, паломник каждый день кидает камни в джамарате, бросая по семь штук в каждую джамру: в Малую Джамру, в Среднюю Джамру и в Последнюю Джамру.
10) В завершении хаджа, непосредственно перед выходом из Мекки, паломник должен совершить прощальный обход (таваф аль-вада), не совершая при этом сай между Сафой и Марвой.
Уроки хаджа
Братья и сёстры, из хаджа мы можем взять для себя много поучительных уроков. Когда паломник отправляется в путь и готовится к поездке, то пусть вспомнит о дне, когда истечет срок его жизни на Земле, и начнётся другой путь. Долгое путешествие может быть сопряжено с опасностями и трудностями, также и путь в Следующую Жизнь может содержать много опасностей. Рано или поздно, люди пройдут по этому пути, где есть такие вещи, как страх смерти, мрак могилы и могильное наказание, строгие допросы ангелов Мункара и Накира и ужас Судного Дня. И пусть каждый отправляющийся в путь, даже укладывая свой личный багаж, вспомнит, что мирская жизнь – это время подготовки к самому главному и к самому ответственному пути, в который когда-либо отправлялся человек.
Перед выездом паломнику следует положиться на Аллаха и искренне попросить Его позаботиться о своей семье, детях и имуществе.
Когда паломник садится на транспортное средство, то пусть вспомнит о том, что его последним транспортным средством станут погребальные носилки, на которых его понесут к могиле. Кто знает, возможно, смерть близка, и она опередит те планы, которые мы строим на жизнь. Если человек в пути ночью останется один вдали от любимых и близких, то пусть вспомнит, что мрак могилы чернее ночи, а одиночество в ней длительнее и тяжелее. И пусть помнит, что мрак могилы невозможно осветить фонарём, но можно удалить его светом добрых дел.
Паломнику следует освободить свою душу от посторонних вещей и посвятить всего себя поминанию Аллаха, размышлению над глубоким смыслом, вложенным в обряды хаджа. Паломник должен возвеличивать обряды, установленные Аллахом, направить всё своё сердце к Нему так же, как он обращает своё тело к Его Дому во время молитвы.
Несомненно, что во время пути паломник видит что-то удивительное, пусть это побудит его к тому, чтобы задуматься над величием Творца. Затем ему следует повторить эту мысль и вдумается ещё глубже, чтобы проникнуться смирением и покорностью перед Всемогущим Аллахом. Мусульманину следует делать так всегда, когда он видит удивительные творения Всевышнего, и он не должен считать, что окружающие нас вещи – это нечто само собой разумеющееся. Всё, что нас окружает – это знамения всемогущества и мудрости Аллаха, но понимают это только размышляющие.
Прибыв в микат, паломнику следует вспомнить о милости Аллаха, которую Он проявил к нему. Аллах помог ему проделать этот путь, приблизиться к Дому Аллаха. Мусульманин должен благодарить Всевышнего за такой дар и соблюдать правила приличия в отношении своего Господа, чтобы быть достойным увеличения этой милости.
Облачаясь в ихрам, паломник вспоминает о том куске материи, в который когда-то укутают его, чтобы уложить его тело в могилу. Кто знает, возможно, он не сможет завершить свой путь до конца и предстанет перед Аллахом (Велик Он и Славен) в этом саване. Человек отправляется к Дому Аллаха и придёт к месту поклонения не в той одежде, в которую он привык одеваться. Также и после смерти он предстанет перед Аллахом в одежде не похожей на одежду этого мира, и нет в мире одежды более похожей на саван, чем одежда ихрама.
Во время хаджа мусульмане произносят слова Тальбии:
Ляббайка-Ллахумма ляббайк,
ляббайка ля шарика ляка ляббайк,
инна-ль-хамда уа-н-ни`мата ляка уа-ль-мульк
ля шарика ляк.
Эти слова подобны гимну воина на поле боя, они пробуждают в паломнике дух, целеустремлённость и решительность в преодолении трудностей. Тальбия сокрушает высокомерие в человеке, и на протяжении всего хаджа он провозглашает, что принадлежит только Аллаху, подчиняется Ему одному, живёт, повинуясь его законам и приказам, как и подобает жить рабам Аллаха, смиренно и не преступая границ, установленных Всевышним.
Когда паломник благополучно войдет в Мекку, то пусть он возвеличит этот город в своём сердце и пусть поблагодарит Аллаха за то, что ему был дарован безопасный путь. Заходя в Мекку, мусульманин помнит, что вход в этот город разрешён только мусульманам, и ему следует восхвалить Аллаха за то, что он принял эту религию и может безопасно посещать Святой Город, без страха и открыто. Это напоминает верующему, что по милости Аллаха он покорился Ему и дает надежду, что так же, как Господь избавил его от неверия, Он избавит его и от наказания Ада. Пусть же надежда пребывает постоянно в сердце мусульманина, ведь Аллах Милостив, и милость Его охватывает всё сущее.
Когда паломник обходит вокруг Каабы, то пусть возвеличивает этот храм, соблюдает правила приличия и не причиняет людям страданий в святом месте.
Когда паломник бежит вокруг Каабы первые три круга, то он словно убегает от своих грехов, совершая покаяние и прося у Аллаха прощения. Когда на четвертом кругу он пойдёт простыми шагами, то пусть сердце его наполнится надеждой на то, что Аллах примет его покаяние и простит ему грехи, от которых он хотел избавиться.
Когда паломник находится в Арафате, то пусть посмотрит на людскую толкотню, различие их языков, громкие голоса, на то, как люди, разделившись на группы, следуют за своими руководителями в известном для них направлении. Всё это напоминает мусульманину о событиях Судного Дня.
Дорогие братья и сестры, когда вы вспомните об этом и представите перед собой реальную картину Дня Воскресения, то обратитесь к Аллаху с искренней молитвой и от всей души просите Его, чтобы он сделал вас среди тех, кто преуспел, кому была оказана милость и дано прощение.
Ожидая захода солнца в Арафате, вспомни о том, с каким нетерпением воскресшие люди будут ждать начала Великого Суда.
Во время пребывание на Арафате происходит великое событие: мусульманин имеет возможность обновить свою душу, словно он заново рождается, избавиться от прошлого, отравленного грехами и жизненными ошибками. На Арафате происходит обновление великого договора между рабами Аллаха и их Господом, после чего они начинают чистую и праведную жизнь.
Все действия, совершаемые в хадже, являются проявлением богобоязненности. Обряды хаджа – это яркие знамёна, призывающие к покорности и поклонению Аллаху. Также обряды хаджа являются напоминанием о древних веках Ислама, о завете Ибрахима (мир ему) и других великих событиях. Хадж – это напоминание о послушании, покаянии и искреннем стремлении к Лику Аллаха.
Выход из состояния ихрама, как мы уже говорили, происходит после бритья или остригания головы. Бритье головы при выходе из ихрама – то же самое, что и произнесение саляма при завершении молитвы. Брея или остригая голову и избавляясь от волос, паломник делает то, что, возможно, ему не нравится, но он делает это, повинуясь Аллаху. Аллах словно говорит ему: «Ты удалил часть волос по Моему приказу, изменил свой внешний облик, хотя это не нравится тебе, и за это Я удалю из твоей души то, что не нравится Мне, изменю тебя в лучшую сторону и прощу твои грехи».
Когда будете брить или остригать свои волосы, то представьте, что вы избавляетесь от всего дурного, от всех своих грехов. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
وأما حلقك رأسك فإن لك بكل شعرة تسقط حسنة
«Что касается бритья головы, то за каждый упавший волос тебе будет засчитано доброе дело».
Также он сказал:
اللهم ارحم المحلقين –ثلاثًا- ثم قال: والمقصرين
«О Аллах, окажи милость к тем, кто побреет голову». Он повторил эти слова три раза, а затем сказал: «…и к тем, кто укоротит».
Если паломник захочет отбыть на родину, то непосредственно перед отъездом он должен сделать обход вокруг Каабы. Тем самым паломник словно просит разрешения у Аллаха покинуть Мекку и прощается со Священным Домом Аллаха. Совершая хадж, мусульманин посетил величайшую из мечетей, встал на пороге Священного Дома, был почётным гостем, и поэтому ему не подобает уходить без разрешения и не попрощавшись. И если почетные гости, побывавшие у царей этого мира, желают вернуться от них с подарками и премиями, то гости Аллаха возвращаются с прощением от Него и великой наградой, которой является не что иное, как Рай.
О, братья и сестры, совершающие хадж! Постоянно держите в сердцах своих, что вы совершаете один из величайших обрядов Ислама. Вы выполняете пятый столп вашей религии. Возможно, вы переносите тяготы, трудности и неудобство, расходуете свое время, имущество, деньги и силы, однако всё это вы делаете ради Аллаха, надеясь на вознаграждение от Него, и опасаясь Его наказания.
فَمَنْ كَانَ يَرْجُو لِقَاءَ رَبِّهِ فَلْيَعْمَلْ عَمَلا صَالِحًا وَلا يُشْرِكْ بِعِبَادَةِ رَبِّهِ أَحَدًا
«Тот, кто надеется на встречу со своим Господом, пусть совершает праведные деяния и никому не поклоняется наряду со своим Господом» (18.Аль-Кяхф: 110).
Подготовлено редакцией сайта
«Почему Ислам?» — www.whyislam.ru
Ассаляму алайкум.Огромное спасибо за прекрасное и полезное статья.джазак Аллаху хайран
о время хаджа существует такая молитва, которую паломники произносят на протяжении всего хаджа, она называется «тальбия», что значит «ответ на призыв», эта тальбия существовала со времён пророка Ибрахима и Исмаиля, но затем невежественные люди отклонились от чистого Единобожия и изменили тальбию, внеся в неё многобожие, но по милости Аллаха, Пророк научил нас Таухиду (Единобожию) и вернул нам Тальбию Ибрахима.
Вот как произносили тальбию мушрики (многобожники) после того как изменили тальбию Ибрахима в пользу своих страстей.
لبيك اللهم لبيك, لبيك لا شريك لك, إلا شريكا هو لك, تملكه و ما ملك
«Я ответил на Твой зов о Аллах, я ответил на Твой зов, нет у Тебя сотоварища, кроме сотоварища который принадлежит Тебе, Ты владеешь им самим и всем тем, чем он владеет»
Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) запретил тальбию многобожников и вернул нам тальбию Ибрахима, Вот она:
لبيك اللهم لبيك, لبيك لا شريك لك لبيك إن الحمد و النعمة لك و الملك لا شريك لك
«Я ответил на Твой зов о Аллах, я ответил на Твой зов, нет у Тебя сотоварища,я ответил на Твой зов.Воистину вся хвала, вся Милость и вся власть принадлежит Тебе, нет у тебя сотоварища».
Вот это и есть чистое единобожие.
спасибо, учусь самостоятельно. встречаю незначительные опечатки, как вам показать.
Абдрахман, ассаламу алейкум. Напишите на форуме в отзывах и предложениях.