Поминания Аллаха (зикры) в молитве

 

Хвала Аллаху, Который оказывает Своим рабам помощь в поклонении и облегчает им его! Благословение и приветствие лучшему из всех молящихся, постящихся и разговляющихся — нашему пророку Мухаммаду!

Поистине, в продолжительности ночной молитвы в месяц Рамадан есть призыв к размышлению и концентрации внимания, к освобождению сердца от занятий этого преходящего мира и установлению связи со своим Создателем, с Господом Небес и Земли, Свят Он и Велик.

Аллах, Всемогущ Он и Велик, похвалил людей, которые совершают свои молитвы, преклоняясь перед Аллахом, чувствуя страх перед Ним. Аллах Всевышний сказал:

قَدْ أَفْلَحَ الْمُؤْمِنُونَ الَّذِينَ هُمْ فِي صَلَاتِهِمْ خَاشِعُونَ  

  «Воистину, преуспели верующие, которые смиренны во время своих молитв» (Аль-Муъминун, 1-2).

Ибн Касир (да помилует его Аллах) сказал: «Смирение (хушуъ) — это спокойствие, безмятежность, умиротворенность, достоинство и покорность, а его носителем служит страх перед Аллахом и постоянное чувство, что Он тебя видит».

Смиренность в молитве (хушуъ) — это выстаивание перед Аллахом с покорностью и благоговением, унижая себя перед Ним.  Это качество является основной составляющей  молитвы. Смиренность – это плод крепкой веры и спокойствия души.

Место хушуъ (смирения) в сердце, а результаты его воздействия проявляются и в других органах, во всём теле молящегося. Человек не обретёт смиренность в молитве до тех пор, пока не освободит своё сердце только для молитвы и не отвлечётся от всего другого, не предпочтёт её всему остальному. Только лишь в таком случае он найдёт в молитве удовольствие, и она станет усладой его глаз, как сказал об этом посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует): «Усладой моих глаз сделана молитва»[1].

Ты становишься на молитву, подчиняясь Аллаху, исполняя Его повеление, но каково же будет тебе, если ты всё это сведёшь на нет, сделаешь тщетным своими лишними телодвижениями и рассеянностью во время её совершения. Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Человек завершит молитву, а ему запишется только её одна десятая, одна девятая, одна восьмая, одна седьмая, одна шестая, одна пятая, одна четвертая, одна третья часть или половина»[2].

Так же достоверно передано, что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Худший из людей – тот, кто крадет из своей молитвы». Люди спросили: «О посланник Аллаха, как же он может красть из своей молитвы?» Он ответил: «Это когда он не совершает должным образом до конца поясной и земной поклоны»[3].

Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сообщил следующую весть, доставляющую огромную радость для нас: «Каждый мусульманин, который при наступлении времени обязательной молитвы совершит для нее омовение должным образом и проявит во время её совершения покорность, выполнит все поклоны, как положено, заслужит тем самим искупления своих грехов, совершенных ранее, если только он не совершил больших (смертных) грехов, и будет так всегда»[4].

О мусульманин! Ты совершаешь в этот великий месяц в течение дня и ночи пятикратную обязательную молитву, а вслед за ней молитвы таравих и тахаджуд. Потому я изложу тебе, какова была молитва пророка этой уммы Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует), чтобы ты брал с него пример. Ведь он тот, кому были прощены бывшие и будущие грехи.

Передаётся, что Абу Абдуллах Хузайфа ибн аль-Яман (да будет доволен им Аллах) сказал: «Однажды ночью я совершал молитву вместе с Пророком (да благословит его Аллах и приветствует). Когда он начал читать суру «Аль-Бакара», я подумал: «Он совершит поясной поклон после ста аятов», — однако он продолжал читать. Тогда я подумал: «Во время этого ракаата он прочтёт её полностью», — он же продолжал читать, и я сказал себе: «Он совершит поясной поклон, закончив её». Однако потом он начал читать суру «Ан-Ниса» и прочёл её полностью, а потом приступил к чтению суры «Али Имран», которую также прочёл полностью, чётко произнося каждую букву, и каждый раз, когда он доходил до такого аята, в котором содержалось веление прославлять Аллаха, он произносил слова «Слава Аллаху!» /Субхана-Ллахи!/. А прочитав такой аят, в котором говорилось о необходимости обращения к Аллаху с мольбами, обращался к Нему с мольбой, прочитав же аят, в котором упоминалось об обращениях к Аллаху с мольбой о спасении, обращался к Нему с такой мольбой. После этого посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) склонился в поясном поклоне и стал говорить: «Слава моему великому Господу!» /Субхана Раббия-ль Азым!/, — и его поясной поклон продолжался примерно столько же, сколько он стоял прямо, потом он сказал: «Да услышит Аллах того, кто воздал Ему хвалу, Господь наш, хвала Тебе!»  /Сами’a-Ллаху лиман хамидах, Раббана, лякя-ль-хамд!/, — потом он выпрямился и стоял прямо примерно так же долго, сколько совершал поясной поклон, а потом он совершил земной поклон и сказал: «Слава моему Высочайшему Господу!» /Субхана Раббия-ль-А’ля!/, — и этот поклон продолжался примерно столько же, сколько он стоял»[5].

Умар ибн аль-Хаттаб (да будет доволен им Аллах) сказал: «Человек может поседеть, прожив в Исламе, но при этом не совершить ни одной молитвы». Его спросили: «Как же такое может быть?» — Он ответил: «Не пребывая во время молитвы в состоянии смирения, покорности и обращения сердца к Аллаху».

Не думай, что совершение молитвы ограничивается на сильных и энергичных людях. Нет, скорее  это удел людей волевых и решительных. Разве ты не видел, какого-нибудь немощного старца, который приходит в мечеть и становится перед Аллахом для совершения поклонения Ему?! Здесь идет в счёт живость души, а не тела. Старайся – да наставит тебя и меня Аллах – совершать ночные молитвы таравих и тахаджуд.

По причине того, что эти ночные молитвы являются продолжительными, многие люди задаются вопросом: «Что же мне говорить во время молитвы, что просить?» Ниже я приведу некоторые установленные посланником Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) зикры (поминания Аллаха), которые можно говорить во время совершения молитвы:

1. Зикры (поминания Аллаха), которые нужно говорить во время поясного поклона (руку):

1) «Слава моему Великому Господу!» /Субхана Раббия-ль Азым!/

2) «Преславный, Пресвятой[6], Господь ангелов и Духа[7]!» / Суббухун, Куддусун, Раббу-ль-маляикяти ва-р-рух/[8].

3) «Безупречен[9]  Ты, о Аллах, наш Господь, и хвала Тебе! О Аллах, прости меня!» / Субханакя, Аллахумма, Раббана ва бихамдикя! Аллахумма — гфир ли! /

Он часто произносил эти слова во время совершения поясных и земных поклонов[10].

4) «О Аллах, Тебе я поклонился, в Тебя я уверовал, Тебе я покорился, Тебе покорились мой слух и моё зрение, и мой мозг, и моя кость, и мои сухожилия» / Аллахумма, лякя ракя’ту, ва бикя аманту, ва лякя аслямту, хаша‘а лякя сам’и, ва басари, ва муххи, ва ‘азми ва ‘асаби /.

5) «Безупречен Обладатель могущества, владычества, величавости и величия!» / Субхана зи-ль-джабарути, ва-ль-малякути, ва-ль кибрийаи, ва-ль — ‘азамати /. Он произносил эти слова, совершая дополнительную ночную молитву[11].

2. Зикры (поминания Аллаха), которые нужно говорить после выпрямления с поясного поклона.

1) «О Аллах! Господь наш, и хвала Тебе!» / Аллахумма, Раббана, лякя-ль-хамд! /[12]

2) Иногда к вышеупомянутым словам он добавлял  также следующие слова, которые передал имам Муслим (да помилует его Аллах): «…пусть она наполнит собой Небеса и наполнит собой Землю, и наполнит собой то, что ещё Ты потом пожелаешь. Ты достоин восхваления и прославления. Все мы – рабы Твои, а самым правильным из того, что может сказать раб, являются слова: «О Аллах, никто не лишит того, что Ты даровал, и никто не дарует того, чего Ты лишил, и бесполезным окажется перед Тобой могущество обладающего могуществом»» /…миль’а-с-самавати, ва миль’а-ль-арди, ва миль’а ма ши’та мин шайъин ба’ду, ахля-с-сана’и ва-ль-маджд, ахакку ма каля-ль-‘абду, ва куллюна лякя ‘абдун. Аллахумма, ля мани’а лима а’тайта, ва ля му’тыя лима мана’та, ва ля йанфа’у за-ль-джадди мин-кя-ль-джадду /[13].

3) А иногда добавлял следующие слова: «…хвала многократная, благая и благословенная» / …хамдан кясиран, таййибан, мубаракян фихи /[14].

3. Зикры (поминания Аллаха), которые нужно говорить во время земногопоклона (саджда):

1) «Слава моему Высочайшему Господу!» /Субхана Рабби-ль-А’ля!/

2) «Преславный, Пресвятой, Господь ангелов и Духа!» / Суббухун, Куддусун, Раббу-ль-маляикяти ва-р-рух/[15].

3) «Безупречен   Ты, о Аллах, наш Господь, и хвала Тебе! О Аллах, прости меня!» / Субханакя, Аллахумма, Раббана ва бихамдикя! Аллахумма — гфир ли! /

Он часто произносил эти слова во время совершения поясных и земных поклонов[16].

4) «О Аллах, перед Тобой я склонился и в Тебя уверовал, и Тебе покорился. Лицом своим я пал ниц перед Тем, Кто сотворил его, придал ему форму и сделал совершенным его образ, наделил его слухом и зрением, благословен Аллах, наилучший из Творцов» /Аллахумма, лякя саджадту, ва бикя аманту, ва лякя аслямту, саджада ваджхи ли-Ллязи халякаху, ва саввараху, ахсана сувараху, ва шак’к’а сам‘аху ва басараху, табаракя Ллаху, ахсану-ль-халикин/[17].

5) «О Аллах, прости мне все мои грехи – и малые и большие, и первые и последние, и явные и тайные» / Аллахумма-гфир ли занби кулляху, ва дик’к’яху, ва джилляху, ва авваляху ва ахираху, ‘аланийятаху ва сирраху /[18].

6) «О Аллах, я прибегаю к благоволению Твоему от негодования Твоего, и к прощению Твоему от наказания Твоего, и я прибегаю к Тебе от Тебя! Не сосчитать мне всех похвал, которых Ты достоин, ибо лишь Ты Сам воздал их Себе в достаточной мере!» / Аллахумма инни а’узу биридакя мин сахатикя, ва биму‘афатикя мин ‘укубатикя, ва а’узу бикя минкя, ля ухсы сана’ан ‘аляйкя, Анта кяма аснайта ‘аля нафсикя /[19].

4. Зикры (поминания Аллаха), которые нужно говорить между двумя земными поклонами:

1) «О Аллах, прости меня и помилуй меня, и дай мне силы, и возвысь меня, и наставь меня на прямой путь, и даруй мне прощение, и даруй мне средства к существованию!» / Аллахумма, гфир ли, ва-рхамни, ва-джбурни, ва-рфа’ни, ва-хдини, ва-‘афини], ва-рзукни/[20].

2) «Господи, прости меня, прости меня!» / Рабби-гфир ли, гфир ли/[21].

5. Зикры (поминания Аллаха), которые нужно говорить после последнего ташаххуда[22]:

1) «О Аллах, поистине, я прибегаю к Твоей защите от мучений Ада и от мучений могилы,  и от искушений жизни и смерти, и от зла искушения Даджжаля (Антихриста)» /Аллахумма, инни а’узу бикя мин ‘азаби джаханнама, ва мин ‘азаби-ль-кабри, ва мин фитнати-ль-махйа ва-ль-мамати, ва мин шарри фитнати- ль-масиихи-д-даджаль/[23].

2) «О Аллах, поистине, я обижал самого себя много раз (т.е. грешил), а никто, кроме Тебя, грехов не простит! Прости же меня, даровав мне Твоё прощение и помилуй меня, поистине, Ты — Прощающий, Милосердный!» / Аллахумма, инни залямту нафси зульман кясиран, ва ля йагфиру-з-зунуба илля Анта, фа-гфир ли магфиратан мин ‘индикя ва-рхамни, иннакя Анта-ль-Гафуру-р-Рахим/[24].

3) «О Аллах, прости мне то, что я совершил прежде и то, что оставил на потом, что я совершил тайно, что совершил явно, то, в чем я преступил границы, и то, о чем Ты знаешь лучше меня! Ты – Выдвигающий вперёд и Ты – Отодвигающий, и нет божества, достойного поклонения, кроме Тебя!» / Аллахумма-гфир ли ма каддамту, ва ма аххарту, ва ма асрарту, ва ма а’лянту, ва ма асрафту, ва ма Анта а’ляму бихи мин-ни, Анта-ль-Мукаддыму, ва Анта-ль-Муаххиру, ля иляха илля Анта/[25].

О мусульманин! Старайся сконцентрировать всё своё внимание и сосредоточиться во время совершения молитвы, пусть твоё положение выражает смирение и подчинение. Чувствуй величие Того, перед Кем ты стоишь. Обратись к Нему с искренней мольбой, непрерывными слезами и покорным сердцем, проси Его сделать тебя в этот великий месяц из числа своих приближённых. Не скупись просить за себя и за всю исламскую умму.

Да сделает Аллах нас, наших родителей и наших братьев мусульман из числа обитателей высших садов Фирдауса! И одарит нас искренностью в словах и делах! Да благословит Аллах нашего пророка Мухаммада, его семейство и всех сподвижников!

Абдуль-Малик аль-Касим
“40 уроков тем, кто застал Рамадан”
Переведено сайтом «Почему Ислам?»
www.whyislam.ru

  • [1] «Муснад» Ахмада (3/128) и «Сунан» Насаи (3950), Альбани в «Сахих аль-джамиъ» (3124) подтвердил достоверность этого хадиса.
  • [2] «Муснад» Ахмада (4/319) и «Сунан» Абу Дауда (896), Альбани в «Сахих аль-джамиъ» (1626) признал хадис хорошим.
  • [3] «Муснад» Ахмада (5/310) и «Мустадрок» Хакима (896), Альбани в «Сахих аль-джамиъ» (986) признал хадис достоверным.
  • [4] «Сахих» Муслима (228).
  • [5] «Сахих» Муслима (772).
  • [6] Абу Исхак сказал: «Суббух означает, что Аллах лишен всяческого зла, тогда как Куддус означает, что Он —  Благословенный либо Пречистый» (прим. пер.).
  • [7] Имеется в виду ангел Джибриль (прим. пер.).
  • [8] «Сахих» Муслима (487).
  • [9] Т.е. свидетельствую, что Слава Твоя превыше всего неподобающего, что приписывают Тебе.
  • [10] «Сахих» Бухари (817) и «Сахих» Муслима (484).
  • [11] «Сунан» Абу Дауда (873) и «Сунан» Насаи (2/191 и 1049), Альбани в «Сифату ас-соля ан-набий», стр. 133.
  • [12] «Сахих» Бухари (795).
  • [13] «Сахих» Муслима (477).
  • [14] «Сахих» Бухари (799).
  • [15] «Сахих» Муслима (487).
  • [16] «Сахих» Бухари (817) и «Сахих» Муслима (484).
  • [17] «Сахих» Муслима (771).
  • [18] «Сахих» Муслима (483).
  • [19] «Сахих» Муслима (486).
  • [20] «Сунан» Абу Дауд (850), «Сунан»  Тирмизи (283),«Сунан»  Ибн Маджа (898), Хаким в «Мустадрак» (1/271) назвал этот хадис достоверным, и с ним согласился Захаби.
  • [21] «Сунан» Абу Дауд (874), «Сунан»  Насаи (2/231),«Сунан»  Ибн Маджа (897), Альбани назвал этот хадис достоверным.
  • [22] Произнесение слов свидетельства в молитве, находясь в положении сидя (прим.пер.).
  • [23] «Сахих» Муслима (588).
  • [24] «Сахих» Бухари (834) и «Сахих» Муслима (2705).
  • [25] «Сахих» Муслима (771).

]]>]]>