Неверие
§ 4. Неверие
Словом «неверие» при переводе на русский язык обозначается такой шариатский термин как «куфр». Мы уже говорили о том, что «куфр» (неверие) является антиподом Имана (Веры). Разъяснение этого слова важно, потому что у некоторых людей слово «неверие» ассоциируется с атеизмом. Когда говорят, что такой-то человек неверующий, то обычно подразумевают атеиста. Но с точки зрения Ислама куфр (неверие) является понятием гораздо более широким, нежели просто неверие в существование Аллаха. Более того, любая вера во что-то помимо Ислама, считается по Шариату неверием (куфром), в том смысле, что человек, например, верующий в идолов и иконы, соответственно является неверующим в Единобожие и Ислам.
То же самое можно сказать и про Иман (Веру), обязанностью му’мина (верующего) является быть неверующим по отношению к любой другой религии помимо Ислама. Как говорится в Коране:
فَمَنْ يَكْفُرْ بِالطَّاغُوتِ وَيُؤْمِن بِاللّهِ فَقَدِ اسْتَمْسَكَ بِالْعُرْوَةِ الْوُثْقَىَ
«Кто не верует (яКФуР) в лжебогов, а верует в Аллаха, тот ухватился за самую надежную рукоять». (Коран 2: 256)
Понятие «куфр» (неверие) не ограничивается только неверием. Если Вера (Иман) может выражаться в словах, делах и убеждениях, то и куфр (неверие) также может выражаться в словах, делах и убеждениях. Куфр (неверие) – это большой раздел в науке Ислама и он неразрывно связан с наукой об Имане (Вере). Важно не обманываться русскими словами «вера» и «неверие», когда речь идёт о таких понятиях как «Иман» и «куфр», потому что «вера» и «неверие», как правило, указывают, только на внутренние убеждения, в то время как «Иман» и «куфр» проявляются и в словах, и в делах, и в убеждениях. Может быть такое, что человек выйдет из Имана и войдёт в куфр, будучи убеждённым в истинности Ислама, но совершит куфр своими делами и станет неверным (кафиром). Также нередко и слово «кафир» (неверный), которое происходит от слова «куфр», переводят как «безбожник», несмотря на то, что безбожие и атеизм – это только одно из проявлений куфра (неверия). Мы уже говорили, что переделать все термины очень трудно и, наверное, даже невозможно, но мы лишь попытаемся раскрыть смысл этих слов в их истинном свете, чтобы каждый читатель русскоязычной литературы об Исламе понимал, что подразумевается под словами «неверие» и «неверный», а также под другими словами, о которых мы поговорим в данном труде.
Языковое значение слова «Куфр»
Слово «куфр» происходит от корня «К+Ф+Р» (ك+ف+ر) и образуется из глагола «КаФаРа» (كَفَرَ), что значит: 1) покрывать, накрывать, закрывать, скрывать, 2) быть неблагодарным, 3) не веровать. Следовательно, основой слова «КуФР» (كُفْرٌ) являются такие смыслы как: покрытие, скрытие.
Другие слова арабского языка, образованные от корня «К+Ф+Р» (ك+ف+ر):
«КаФиР» сущ. (كَافِرٌ) – 1) покрывающий, накрывающий 2) земледелец (потому что он засыпает семена землёй), 3) густая тёмная ночь (потому что она покрывает землю своим мраком), 4) неверный, неверующий.
«КаФуР» сущ. (كَفُورُ) – неблагодарный (потому что он закрывает глаза на оказанное ему добро).
«КуФРан» сущ. (كُفْرَانُ) – неблагодарность.
«КаФфаРат» сущ. (كَفَّارَةٌ) – искупление грехов (потому что оно покрывает грехи).
«таКФиР» сущ. (تَكْفِيرٌ) – 1) прощение грехов Аллахом, 2) совершение действий, искупающих грехи, 3) обвинять в неверии, предавать анафеме.
«КаФРан» сущ. (كَفْرَانُ) – 1) скучный (досл. закрытый), 2) раздражённый, недовольный (накрытый волной своих эмоций).
Неверный же назван кафиром, потому что он покрывает истину ложью, прячет свою врождённую Веру (Иман) от самого себя и от окружающих, старается подавить в себе естественную для человека веру в Аллаха и Единобожие.
Чем отличается великое (акбар) и малое (асгар) неверие?
До того, как начать говорить о куфре в понимании Шариата, хотелось бы уделить внимание такому вопросу, что куфр (неверие) и ширк (многобожие), а также нифак (лицемерие) – каждый из них делится на великое (акбар) и малое (асгар). Неверие бывает великим (куфр акбар) и малым (куфр асгар), такой же классификации подвержены многобожие и лицемерие. Разница между этими двумя понятиями заключается в четырёх основных различиях:
1. Великое (неверие, многобожие или лицемерие) противоречит Вере (Иману) и Единобожию (Таухиду) абсолютно и полностью, а малое противоречит их полноте и совершенству, но не уничтожает их на корню.
2. Великое (неверие, многобожие или лицемерие) полностью уничтожает все благие дела и выводит человека из исламской религии, а малое не имеет таких последствий, хотя и является большим грехом.
О великом (неверии, многобожии или лицемерии) Всевышний Аллах сказал:
مَّثَلُ الَّذِينَ كَفَرُواْ بِرَبِّهِمْ أَعْمَالُهُمْ كَرَمَادٍ اشْتَدَّتْ بِهِ الرِّيحُ فِي يَوْمٍ عَاصِفٍ
«Деяния тех, кто не уверовал (КаФаРу) в своего Господа, подобны пеплу, над которым пронесся сильный ветер в ветреный день». (Коран 14: 18)
وَلَوْ أَشْرَكُواْ لَحَبِطَ عَنْهُم مَّا كَانُواْ يَعْمَلُونَ
«Но если бы они приобщили сотоварищей (аШРаКу), то стало бы тщетным все, что они совершали». (Коран 6: 88)
يُخَادِعُونَ اللّهَ وَالَّذِينَ آمَنُوا وَمَا يَخْدَعُونَ إِلاَّ أَنفُسَهُم وَمَا يَشْعُرُونَ
فِي قُلُوبِهِم مَّرَضٌ فَزَادَهُمُ اللّهُ مَرَضاً وَلَهُم عَذَابٌ أَلِيمٌ بِمَا كَانُوا يَكْذِبُونَ
«Они пытаются обмануть Аллаха и верующих, но обманывают только самих себя и не осознают этого.
Их сердца поражены недугом. Да усилит Аллах их недуг! Им уготованы мучительные страдания за то, что они лгали». (Коран 2: 9-10)
3. Великое (неверие, многобожие или лицемерие) Аллах не прощает, пока человек не принесёт покаяние, а малое Он может простить, кому пожелает, даже без покаяния.
إِنَّ اللَّهَ لَا يَغْفِرُأَنْ يُشْرَكَ بِهِ وَيَغْفِرُمَا دُونَ ذَلِكَ لِمَنْ يَشَاءُ
وَمَنْ يُشْرِكْ بِاللَّهِ فَقَدِ افْتَرَى إِثْمًا عَظِيمًا
«Воистину, Аллах не прощает, когда к Нему приобщают сотоварищей, но прощает все остальные (или менее тяжкие) грехи, кому пожелает. Кто же приобщает сотоварищей к Аллаху, тот измышляет великий грех». (Коран 4: 48).
4. Великое (неверие, многобожие или лицемерие) в обязательном порядке заводит человека в Ад навечно, а малое делает человека заслуживающим получить суровое наказание.
Всевышний Аллах сказал:
إِنَّ الَّذِينَ كَفَرُوا مِنْ أَهْلِ الْكِتَابِ وَالْمُشْرِكِينَ فِي نَارِ جَهَنَّمَ خَالِدِينَ فِيهَا أُوْلَئِكَ هُمْ شَرُّ الْبَرِيَّةِ
«Воистину, неуверовавшие люди Писания и многобожники окажутся в огне Геенны и пребудут там вечно. Они являются наихудшими из тварей». (Коран 98: 5)
إِنَّهُ مَن يُشْرِكْ بِاللّهِ فَقَدْ حَرَّمَ اللّهُ عَلَيهِ الْجَنَّةَ وَمَأْوَاهُ النَّارُ وَمَا لِلظَّالِمِينَ مِنْ أَنصَارٍ
«Воистину, кто приобщает к Аллаху сотоварищей, тому Он запретил Рай. Его пристанищем будет Геенна, и у беззаконников не будет помощников». (Коран 5: 72)
إِنَّ الْمُنَافِقِينَ فِي الدَّرْكِ الأَسْفَلِ مِنَ النَّارِ وَلَن تَجِدَ لَهُمْ نَصِيراً
«Воистину, лицемеры окажутся на нижайшей ступени Огня, и ты не найдешь для них помощника». (Коран 4: 145)
Куфр (неверие), ширк (многобожие), а также нифак (лицемерие), о котором мы поговорим ниже, являются противоположностью следующим понятиям соответственно: Иман (Вера), Таухид (Единобожие) и Ихлас (Искренность). И они (ширк, куфр и нифак), так же как и их антиподы, могут уменьшаться и увеличиваться, в зависимости от слов, дел и убеждений человека.
Такое разделение учёные сделали, опираясь на тексты Корана и Сунны, а также переняв это знание от сподвижников (да будет доволен ими Аллах). Поэтому в толкованиях учёных к некоторым хадисам, в которых какой-то определённый грех именуется куфром, вы можете встретить такие выражения: «куфр меньше куфра»[1] (куфр дуна куфр). Например, аль-Бухари одну из глав своего сборника «ас-Сахих» назвал «Куфр меньше куфра» (куфр дуна куфр). Ибн Хаджар сказал: «Автор (аль-Бухари) хотел разъяснить, что как дела покорности могут называться Иманом (Верой), так же и грехи могут именоваться куфром (неверием), однако когда они называются куфром, то не имеется в виду тот куфр, который выводит человека из религии Ислам»[2].
Мы не будем на долго останавливаться на этом вопросе и излагать его подробно, но хотелось бы, чтобы мусульмане знали, что не все, что в хадисах названо куфром (неверием), ширком (многобожием) или нифаком (лицемерием) выводит человека из Ислама. Поэтому никогда не следует торопиться называть какого-либо человека кафиром (неверным), мушриком (многобожником) илм мунафиком (лицемером), основываясь на поверхностном понимании того или иного хадиса. Аяты Корана и хадисы взаимно толкуют друг друга, поэтому прежде чем вынести какое-то решение по какому-либо вопросу необходимо всесторонне изучить данный вопрос в свете всех имеющихся на данную тему текстов Корана и Сунны. Это особенно важно, когда речь идёт о том, чтобы назвать (обвинять, приговорить) кого-либо кафиром или мушриком или мунафиком. Это очень опасно, потому что если этими словами будет назван человек, который не заслужил таких обвинений, то эти слова обратятся против того, кто их сказал. И также мы должны помнить, что мы не судьи, и если в хадисах какое-то действие названо куфром (неверием), ширком (многобожием) или нифаком (лицемерием), то это в-первую очередь адресовано нам самим, чтобы мы избегали этих действий и оберегали себя от того, что ввергнет нас в Ад. Такие хадисы не должны служить инструментом для вынесения приговора другим людям и выражения своих суждений о степени их принадлежности к Исламу. Мы всегда должны помнить, что выносить решение о неверии и вероотступничестве от Ислама имеют право только те люди, которые обладают глубокими и всесторонними знаниями Шариата. Что касается нас, то мы должны заниматься собой и предостерегать людей от опасности, а судить людей и выводить их из Ислама — не наша прерогатива. Наша первостепенная обязанность — призывать людей к Исламу, а не выводить их из него, а судить в первую очередь мы должны самих себя, а не других людей.
Куфр (неверие) – как термин Шариата
Очень хорошее объяснение как великого неверия (куфр акбар), так и малого неверия (куфр асгар) в Шариате было дано ибн аль-Кайимом (да одарит его Аллах своей милостью) в его книге «Мада̀риджу ас-са̀ликин» (Пути идущих). Ибн аль-Кайим разделил великое неверие (куфр акбар) на пять видов.
Пять видов неверия:
1) Неверие, которое заключается в обвинении пророков во лжи (Куфру ат-такзиб/كُفْرُ التَكْذِيب).
Всевышний Аллах сказал:
كَذَّبَتْ ثَمُودُ بِطَغْوَاهَا
«Самудяне сочли лжецом пророка из-за своего беззакония». (Коран 91: 11)
وَمَنْ أَظْلَمُ مِمَّنِ افْتَرَى عَلَى اللَّهِ كَذِباً أَوْ كَذَّبَ بِالْحَقِّ لَمَّا جَاءهُ أَلَيْسَ فِي جَهَنَّمَ مَثْوًى لِّلْكَافِرِينَ
«Кто может быть несправедливее того, кто возводит навет на Аллаха или считает ложью истину, которая явилась к нему? Разве не в Геенне будет обитель неверующих?». (Коран 29: 68)
Обвинение пророков во лжи далеко не всегда исходит из истинных убеждений и взглядов человека. Зачастую причиной такого неверия может быть упрямство, при том что в душе человек может быть уверен в истинности Ислама. Про таких людей Аллах сказал:
فَإِنَّهُمْ لاَ يُكَذِّبُونَكَ وَلَكِنَّ الظَّالِمِينَ بِآيَاتِ اللّهِ يَجْحَدُونَ
«Они не считают тебя лжецом, но эти беззаконники из упрямства отрицают знамения Аллаха!» (Коран 6: 33)
То же самое Всевышний сказал и про фараона и его грешный народ:
فَلَمَّا جَاءتْهُمْ آيَاتُنَا مُبْصِرَةً قَالُوا هَذَا سِحْرٌ مُّبِينٌ
وَجَحَدُوا بِهَا وَاسْتَيْقَنَتْهَا أَنفُسُهُمْ ظُلْماً وَعُلُوّاً
«Когда Наши знамения были наглядно показаны им, они сказали: «Это – очевидное колдовство». По своей несправедливости и надменности они упрямо отвергли их, хотя в душе они были убеждены в их правдивости». (Коран 27: 13-14)
2) Неверие исходящее из высокомерия (Куфру аль-истикбар/ كُفْرُ الإِسْتِكْبَار).
Это неверие (куфр) подобное неверию Иблиса, про которого Аллах (Велик Он и Славен) сказал:
وَإِذْ قُلْنَا لِلْمَلاَئِكَةِ اسْجُدُواْ لآدَمَ فَسَجَدُواْ إِلاَّ إِبْلِيسَ أَبَى وَاسْتَكْبَرَ وَكَانَ مِنَ الْكَافِرِينَ
«Вот Мы сказали ангелам: «Падите ниц перед Адамом». Они пали ниц, и только Иблис отказался, возгордился и стал одним из неверующих». (Коран 2: 34)
Это подобно неверию тех, кто понял, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) правдив в своём призыве, но их высокомерие и надменность не позволили им уверовать в него. В таком неверии (куфре) находились, и по сей день находится большинство тех, кто активно враждует с религией пророков. Аллах поведал нам о словах, которые говорил фараон и его люди в отношении Мусы и Харуна:
فَقَالُوا أَنُؤْمِنُ لِبَشَرَيْنِ مِثْلِنَا وَقَوْمُهُمَا لَنَا عَابِدُونَ
«Они сказали: «Неужели мы уверуем в двух людей, которые подобны нам, в то время как их народ пребывает у нас в рабстве?» (Коран 23: 47)
Также и другие погибшие народы говорили своим пророкам:
قَالُواْ إِنْ أَنتُمْ إِلاَّ بَشَرٌ مِّثْلُنَا
«Они говорили: «Вы – такие же люди, как и мы». (Коран 14: 10)
Также поступали и иудеи, о которых Аллах сказал:
أَفَكُلَّمَا جَاءكُمْ رَسُولٌ بِمَا لاَ تَهْوَى أَنفُسُكُمُ اسْتَكْبَرْتُمْ فَفَرِيقاً كَذَّبْتُمْ وَفَرِيقاً تَقْتُلُونَ
«Неужели каждый раз, когда посланник приносил вам то, что было вам не по душе, вы проявляли высокомерие, нарекали лжецами одних и убивали других?» (Коран 2: 87)
Многие немусульмане в глубине души верят и осознают, что Ислам — это лучшая из религий. Однако не принимают Ислам и не следуют ему из зависти или из-за вражды к этой религии, из-за солидарности со своей нацией или из-за ревности к обычаям предков и боязни засвидетельствовать, что их отцы были неверными (кафирами) и заблудшими. Всё это побуждает их к высокомерию.
3) Неверие, основанное на полном игнорировании Ислама (Куфр И`рад/ كُفْرُ الإِعْرَاض)
Это неверие (куфр) выражается в том, что человек полностью игнорирует посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха). Этот человек отворачивается от пророка своим сердцем и своим слухом, он не подтверждает его правдивость, но и не называет его лжецом, не дружит с ним и не враждует с ним, он совершенно не обращает никакого внимания на миссию посланника (мир ему и благословение Аллаха) и не интересуется тем, что ниспослал Всевышний Аллах. Про таких людей Аллах сказал:
مَا خَلَقْنَا السَّمَاوَاتِ وَالْأَرْضَ وَمَا بَيْنَهُمَا إِلَّا بِالْحَقِّ وَأَجَلٍ مُّسَمًّى وَالَّذِينَ كَفَرُوا عَمَّا أُنذِرُوا مُعْرِضُونَ
«Мы сотворили небеса, землю и то, что между ними, во истине и на определенный срок. Но те, которые не веруют, отворачиваются от того, от чего их предостерегают». (Коран 26: 3)
أَمِ اتَّخَذُوا مِن دُونِهِ آلِهَةً قُلْ هَاتُوا بُرْهَانَكُمْ هَذَا ذِكْرُ مَن مَّعِيَ وَذِكْرُ مَن قَبْلِي بَلْ أَكْثَرُهُمْ لَا يَعْلَمُونَ الْحَقَّ فَهُم مُّعْرِضُونَ
«Неужели они стали поклоняться иным божествам вместо Него? Скажи: «Приведите ваши доказательства! Вот напоминание для тех, кто со мной, и напоминание для тех, кто жил до меня». Однако большинство их не ведает об истине и отворачивается». (Коран 21: 24)
4) Неверие, основанное на сомнениях (Куфру аш-Шакк/كُفْرُ الشَّكّ)
Это неверие (куфр) выражается в том, что человек не утверждает однозначно и убеждённо об истинности пророчества посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), но в то же время и не обвиняет его во лжи. Про таких людей Аллах (Свят Он и Велик) сказал:
إِنَّمَا يَسْتَأْذِنُكَ الَّذِينَ لاَ يُؤْمِنُونَ بِاللّهِ وَالْيَوْمِ الآخِرِ وَارْتَابَتْ قُلُوبُهُمْ فَهُمْ فِي رَيْبِهِمْ يَتَرَدَّدُونَ
«У тебя просят дозволения остаться дома [чтобы не выходить на сражение] только те, которые не веруют в Аллаха и в Последний день, сердца которых испытывают сомнение. И по причине своего сомнения они пребывают в замешательстве». (Коран 9: 45)
Они просили посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) позволить им остаться дома и не выходить на поле битвы за Исламскую Веру, потому что в их сердцах нет Веры (Имана), они не убеждены в Истине и пребывают в постоянных сомнениях.
5) Неверие, основанное на лицемерии (нифак) (Куфру ан-нифак/كُفْرُ النِفَاق)
Этот вид неверия (куфр) заключается в том, что своим языком и даже своими делами человек создаёт видимость того, что он верующий (му’мин), однако сердце его не верит в истинность Ислама. Это считается великим лицемерием (нифак акбар), которое выводит человека из круга Веры (Иман) и вводит его в неверие (куфр). Подробнее мы поговорим об этом, когда будем разъяснять смысл слов Искренность (Ихляс) и лицемерие (нифак).
Все пять перечисленных видов неверия являются великим неверием (куфр акбар), что касается малого неверия(куфр асгар), то к нему относятся слова и дела, которые в хадисах названы неверием (куфром), или говорится, что данные дела лишают человека Веры (Имана), однако это неверие (куфр) не достигает степени великого неверия (куфр акбар). Вот несколько примеров таких хадисов, в которых определённые слова или действия названы неверием (куфр), но они не делают человека неверным (кафиром).
Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
سِبَابُ الْمُسْلِمِ فُسُوقٌ وَقِتَالُهُ كُفْرٌ
«Обругивание мусульманина – это нечестивость, а сражение с ним — это неверие (куфр)» (хадис привел аль-Бухари).
لَاتَرْجِعُوا بَعْدِي كُفَّارًا يَضْرِبُ بَعْضُكُمْ رِقَابَ بَعْضٍ
«Не становитесь после меня неверными (кафирами), когда одни из вас будут рубить головы другим» (хадис привел аль-Бухари).
إِذَا قَالَ الرَّجُلُ لأَخِيهِ يَا كَافِرُ فَقَدْ بَاءَ بِهِ أَحَدُهُمَا
«Если человек скажет своему брату [по Вере]: «Эй ты, неверный (кафир)», — то кто-то из них двоих точно заслуживает этого [обвинения]» (хадис привел аль-Бухари).
اثْنَتَانِ فِي النَّاسِ هُمَا بِهِمْ كُفْرٌ: الطَّعْنُ فِي النَّسَبِ وَالنِّيَاحَةُ عَلَى الْمَيِّتِ
«Есть две вещи среди людей, которые являются неверием (куфром), — это дискредитация родословной и причитание над умершим» (хадис привеёл Муслим).
لَايَزْنِي الزَّانِي حِينَ يَزْنِي وَهُوَمُؤْمِنٌ وَلَايَسْرِقُ حِينَ يَسْرِقُ وَهُوَمُؤْمِنٌ وَلَايَشْرَبُ حِينَ يَشْرَبُهَا وَهُوَمُؤْمِنٌ
«Прелюбодей не совершает прелюбодеяния, будучи верующим (му’мином), вор не ворует, будучи верующим (му’мином), и не пьет опьяняющего, будучи верующим (му’мином)» (хадис привёл аль-Бухари).
В этих хадисах перечислены определённые слова и дела, которые названы неверием (куфром) или же говорится об отсутствии Веры (Имана) у тех, кто их совершает, что по сути равноценно неверию (куфру). Однако в свете других хадисов и аятов Корана мы видим, что к людям, совершившим такие поступки, не относятся так, как следует относиться к вероотступникам, и их грехи не выводят их из Ислама. Именно поэтому они были названы малым неверием, которое не выводит человека из Ислама. При этом надо отметить, что малыми они являются только при том условии, если человек совершил их под давлением своих страстей и желаний, но с осознанием запретности этих дел.
Если же человек совершает эти дела, отрицая саму их запретность, то такой человек вообще не является верующим (му’мином).
Также пусть никто не обольщается, когда слышит выражения «малый ширк» (ширк асгар) или «малый куфр» (куфр асгар), это отнюдь не значит, что это просто маленькие грешки, на которые можно не обращать внимания. Они названы «малыми» только как термин, чтобы отличить их от «великого куфра» (куфр акбар) и «великого ширка» (ширк акбар). На самом деле, каждое дело, которое классифицировано учёными как «малое неверие» или «малое многобожие», является одним из величайших смертных грехов. Люди, которые совершают малый ширк или малый куфр, подобны человеку, шагающему по краю карниза, и от погибели его отделяет лишь один небольшой шаг.
Остальные части книги §1, §2, §3, §4, §5, §6, §7, §8
Скачать книгу (PDF)
«Важные слова»
Абу Ясин Р. Маликов
www.whyislam.ru