Лицемерие

§ 8. Лицемерие

Словом «лицемерие» принято обозначать такой шариатский термин как «нифак». Слово лицемерие как нельзя лучше отражает смысл арабского слова «нифак» (نِفَاقٌ), однако в связи с тем, что лицемерие (нифак) является антиподом искренности (Ихляс), то необходимо остановиться на этом слове и хорошо усвоить его в свете Шариата, потому что все вещи познаются в сравнении с его противоположностью.

 

Языковое значение слова «нифак».

Это слово происходит от корня «Н+Ф+К» (ن+ف+ق) и образуется от глагола «На̀ФаКа» (نَافَقَ), этот глагол в основе арабского языка указывает на то, как тушканчик «прячется в свою нору». Затем это слово приобрело вторичный смысл: «лицемерие», потому что тушканчик в своей норе всегда имеет безопасный выход в другом месте, и если ты попытаешься поймать его через один вход в норку, то потерпишь неудачу, так как животное всегда найдет себе выход в другом месте. Лицемер (мунафик) подобен этому тушканчику, он всегда ищет для себя запасной выход, он старается угодить и мусульманам, и неверным, желает усидеть на двух стульях. Внешне он делает всё, чтобы угодить мусульманам и удобно адаптироваться в их обществе, с другой стороны в сердце он остается связанным с неверием (куфром) и ищет выгоды у людей неверных и своих идолов. Соответственно, слово «НиФаК» (نِفَاقٌ) значит 1) прятаться в нору (применимо к тушканчику), 2) лицемерие, притворство, противоречие между внешним и внутренним, проявление добра при сокрытии зла.

В данное время в обычной речи уже никто не использует слово «НиФаК» (نِفَاقٌ) в отношении действий тушканчика, и оно стало указывать на лицемерие в религиозном понимании этого слова.

 

Другие слова арабского языка, образованные от корня «Н+Ф+К» (ن+ف+ق)

«НаФаКа» глаг. (نَفَقَ) – 1) вышел из норы (применимо к тушканчику), 2) «НаФаКат аль-мар’а» (نفقت المرأة) — говорят про женщину, к которой много сватаются (т.е. у этой женщины есть большой выбор, всегда есть возможность уйти от одного выбора к другому).

«НаФфаКа» глаг. (نَفَّقَ) то же, что и «На̀ФаКа» (نَافَقَ)

«муНаФиК» сущ. (مُنَافِقٌ), отглагольное имя слова «На̀ФаКа» (نَافَقَ) — 1) тушканчик, 2) лицемер, тот, кто внешне проявляет Веру (Иман), а скрывает неверие (куфр).

«НаФиКа’» сущ. (نَفِقَاء) и «НуФаКат» сущ. (نُفَقَاء) – нора тушканчика.

«НаФаК» сущ. (نَفَقٌ) – тоннель, любой проход в земле или в горе, у которого есть вход и выход.

«НайФаК» сущ. (نَيْفَقٌ) – штаны.

 

Нифак (лицемерие) как термин Шариата

Определение: «Нифак/Лицемерие» (نِفَاقٌ) – это внешняя демонстрация приверженности Исламу и совершение праведных дел, которое сопровождается внутренним неверием (куфром) и злом».

Данное явление называется «нифаком», потому что человек входит в Шариат через одну видимую дверь и выходит из него через тайную, незаметную для окружающих дверь.

Лицемеры (мунафики) намного хуже тех, кто открыто исповедует неверие (куфр). Всевышний Аллах сказал:

إِنَّ الْمُنَافِقِينَ فِي الدَّرْكِ الْأَسْفَلِ مِنَ النَّارِ

«Воистину, лицемеры окажутся на нижайшей ступени Огня, и ты не найдешь для них помощника». (Коран 4: 145)

يُخَادِعُونَ اللّهَ وَالَّذِينَ آمَنُوا وَمَا يَخْدَعُونَ إِلاَّ أَنفُسَهُم وَمَا يَشْعُرُونَ

فِي قُلُوبِهِم مَّرَضٌ فَزَادَهُمُ اللّهُ مَرَضاً وَلَهُم عَذَابٌ أَلِيمٌ بِمَا كَانُوا يَكْذِبُونَ

«Они пытаются обмануть Аллаха и верующих, но обманывают только самих себя и не осознают этого. Их сердца поражены недугом. Да усилит Аллах их недуг! Им уготованы мучительные страдания за то, что они лгали». (Коран 2: 9-10)

 

Виды лицемерия (нифака).

Лицемерие (нифак) делится на два вида: великое лицемерие (нифак акбар) и малое лицемерие (нифак асгар).

Вид первый: Великое лицемерие (нифак акбар)

Великое лицемерие (нифак акбар) – это лицемерие в убеждениях. Оно заключается в том, что человек внешне проявляет себя как мусульманин, скрывая при этом неверие (куфр). Данный вид лицемерия (нифака) полностью выводит человека из Ислама. Человек, являющийся лицемером (мунафиком) по убеждению, навечно останется в самой глубине адского пламени. Аллах охарактеризовал  лицемеров всеми возможными качествами, которые только могут быть присущи злу, в Коране говорится, что они истинные неверные (кяфиры), у них нет Веры (Имана), они издеваются над Религией и верующими, насмехаются над ними, полностью склоняются на сторону врагов Ислама, чтобы участвовать с ними в борьбе против Религии Аллаха.

Такие люди существовали во все времена, особенно в те периоды, когда Ислам набирает силу, и неверные не могут противостоять ему в открытую. Они внешне принимают  Ислам либо для сохранения своих мирских интересов, либо, что еще хуже, для вредительства и борьбы с мусульманами изнутри. Лицемер (мунафик) на языке утверждает, что он верит в Аллаха, в Коран, в пророка (мир ему и благословение Аллаха), в ангелов и в Судный День, но в сердце он всё это считает ложью, он не верит в Аллаха, не верит в то, что Он лично произнёс слова Корана, а затем ниспослал его человечеству через пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха). Они не прислушиваются к предостережениям пророка (мир ему и благословение Аллаха), не боятся наказания своего Господа.

Всевышний Аллах раскрыл нам их тайну в Коране, и предупредил верующих, чтобы они были настороже в отношении лицемеров. В самом начале суры аль-Бакара («Корова») Аллах (Велик Он и Славен) упомянул о трёх группах, на которые можно разделить всех людей этого мира: верующие (му’мины), неверные (кафиры) и лицемеры (мунафики). О верующих Аллах сказал в четырёх аятах, о неверных — в двух аятах, а о лицемерах — в тринадцати аятах. Аллах уделил большое внимание повествованию о лицемерах по причине их большого вреда, именно они всегда становятся главной причиной всех смут и искушений для мусульман, именно они приносят все беды людям Ислама и пытаются ввести людей в заблуждение. Неверный (кафир) не может  нанести Исламу такого вреда, на который способен лицемер (мунафик), потому что последний входит в доверие, знает тайны, позиционирует себя как сторонник и даже защитник Ислама, но на самом деле он — истый враг Ислама. Они, наущаемые своими шайтанами, стремятся нанести урон Исламу любыми способами, а зачастую они пользуются невежеством некоторых людей, чтобы замаскировать свою вредительскую деятельность покровом благодеяния. Многие неискушённые люди считают их людьми знания и благодетельности, но на самом деле они люди невежества и распутства.

Вид второй: Малое лицемерие (нифак асгар).

Малое лицемерие (нифак асгар) – это лицемерие в делах, то есть совершение каких-либо действий, которые свойственны лицемерам (мунафикам), при наличии Веры (Имана) в сердце и некоторых других деяний, вроде намаза, уразы и т.д. Такое лицемерие (нифак) не выводит человека из Религии, однако оно приближает человека к этому. Человек, совершающий дела лицемерия, имеет Веру (Иман), но наряду с ним он имеет какую-то долю лицемерия (нифак), и если эта доля увеличится и охватит его, то она вытеснит Веру (Иман), и он станет абсолютным лицемером (мунафиком). Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

أربعٌ مَنْ كُنَّ فيه كانَ منافقًا خالصًا ، ومن كانت فيه خصلة منهن كانت فيه خصلة من النفاق حتى يدعها ؛ إذا اؤتمن خان ، وإذا حدّث كذب ، وإذا عاهد غدر ، وإذا خاصم فجر

«Есть четыре качества, тот в ком они присутствуют, является абсолютным лицемером, а в ком будет одно из этих качеств, в том будет одно из качеств лицемерия, пока он не оставит его. Если ему доверяют, он обманывает доверие, если говорит, то врёт, если обещает, то нарушает обещание, и если препирается, то отходит от Истины» (хадис привели аль-Бухари и Муслим).

Кто объединит в себе все четыре качества, указанные в хадисе, тот соберет в себе достаточно зла для того, чтобы считаться истинным лицемером (мунафиком) в делах. Тот же, кто обладает одним из этих качеств, приобретает одно из качеств лицемерия (нифака). Такое возможно, порой, в одном человеке могут присутствовать качества добра и зла, качества Веры (Имана) с одной стороны и качества неверия (куфра) и лицемерия (нифака) — с другой. Такой человек заслуживает награды от Аллаха по мере своей Веры (Имана) и наказания по мере своего лицемерия (нифака).

Ибн аль-Кайим (да одарит его Аллах своей милостью) сказал: «Лицемерие в деяниях может присутствовать в человеке наряду с основой Веры (Иман), но если это лицемерие станет преобладающим и полным, то такой человек  может полностью выйти из Ислама»[1].

Поэтому надо осознавать, что лицемерие (нифак) может  быть не только у тех людей, которые осознанно не верят в исламскую Религию. Лицемерие, в той или иной степени, может быть присуще и людям, которые искренне осознают себя мусульманами и единобожниками. Например, леность при  совершении коллективной молитвы (намаз) в мечети, является одним из признаков лицемерия, который может поразить и некоторых верующих людей. Если какое-либо дело названо лицемерием или признаком лицемеров, то следует избегать этих признаков всеми путями, чтобы не стать одним из них, потому что лицемерие — это очень опасное качество. Сподвижники посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) боялись впасть в эту смуту и остерегались любых проявлений лицемерия. Ибн Абу Мулейка сказал: «Я встретил тридцать сподвижников посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), и все они боялись впасть в лицемерие».

Поэтому обязанность каждого мусульманина заключается в очищении своего сердца от малейших проявлений лицемерия так, как это делали сподвижники и праведники исламской Уммы. Мусульманин никогда не должен чувствовать себя в безопасности от лицемерия и всегда обязан стремиться к чистому Единобожию в словах, делах и убеждениях.

 

Высказывания сподвижников и учёных первых поколений Ислама, говорящие об их страхе перед лицемерием.

Аль-Хасан аль-Басри говорил о лицемерии: «Боится его только верующий (му’мин), а в безопасности от него чувствует себя только лицемер (мунафик)».

Ибрахим ибн ат-Тайми говорил: «Каждый раз, когда я сравнивал свои слова со своими делами, то боялся, что тем самым буду обличать себя во лжи».

Ибн Абу Мулейка сказал: «Я встретил тридцать сподвижников посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), и все они боялись впасть в лицемерие и никто из них не говорил, что его Вера (Иман) подобна Вере Джибриля и Микаиля».

Аль-Хафиз ибн Хаджар аль-Аскаляни (да одарит его Аллах своей милостью) сказал: «Самыми лучшими из сподвижников, которых повстречал ибн Абу Мулейка были: Аиша, её сестра Асма, Умму Саляма, все четыре Абдуллаха (ибн `Умар, ибн Аббас, ибн `Амру ибн аль-`Ас, ибн аз-Зубейр), Абу Хурейра, `Укба ибн аль-Харис, аль-Мисвар ибн Махрама, а также тех, кто лучше них, таких как Али ибн Абу Талиб и Саад ибн Абу аль-Ваккас. При этом он решительно утверждал, что все они боялись лицемерия в своих делах. Ни от кого из сподвижников не передаётся ничего, что противоречило этому, и это выглядит как единогласное мнение (иджма`) [всех сподвижников]. Это так, потому что в деяниях верующего может появляться нечто такое, что загрязняет праведные дела и противоречит искренности (Ихлясу). Однако страх сподвижников перед лицемерием не говорит о том, что оно действительно исходило от них, это было сказано как указание на их великую богобоязненность и осторожность в делах религии, да будет доволен ими Аллах»[2].

Ибн аль-Кайим сказал: «Соответственно уровню Веры и знаний в сердце человека возникает страх перед тем, чтобы не оказаться из числа этих людей (т.е. лицемеров). Поэтому саляфы и предводители этой Уммы испытывали сильнейший страх за то, чтобы не оказаться в числе лицемеров. Умар[3] говорил Хузейфе[4]: «Спрашиваю тебя именем Аллаха, назвал ли меня посланник Аллаха в числе этих людей (лицемеров)?» Хузейфа ответил: «Нет, и после тебя я больше никого не буду оправдывать». Он имел в виду, что больше я не позволю себе открыть эту дверь и давать людям положительные характеристики (на основании своих знаний, полученных от пророка). Смысл слов Хузейфы не в том, что никто, кроме Умара не является свободным от лицемерия»[5].

Аль-Джаад Абу Усман сказал: «Я спросил у Абу Раджа аль-`Атариди: «Из тех сподвижников пророка (мир ему и благословение Аллаха), которых ты встречал, встретил ли ты тех, кто боялся бы лицемерия?» Аль-Джаад ответил: «Да, хвала Аллаху, я встретил их приличное количество. Однозначно, да! Однозначно, да!» А из тех, кого встретил аль-Джаад, был Умар ибн альХаттаб».

Аль-Хафиз ибн Раджаб аль-Ханбали сказал: «Из тех сподвижников, которые испрашивали у Аллаха защиты от лицемерия (нифака), были такие: Хузейфа, Абу Дарда, Абу Айюб аль-Ансари. Что касается табиинов, то среди них таких было много. Ибн Сирин сказал: «Ничего я не боюсь так, как этого аята:

وَمِنَ النَّاسِ مَن يَقُولُ آمَنَّا بِاللّهِ وَبِالْيَوْمِ الآخِرِ وَمَا هُم بِمُؤْمِنِينَ

«Среди людей есть такие, которые говорят: «Мы уверовали в Аллаха и в Последний день». Однако они не являются верующими». (Коран 2: 8)

Айюб говорил: «Я боюсь каждого аята в Коране, в котором упоминается про лицемерие». Муавия ибн Курра говорил: «Умар боялся лицемерия! Так неужели я могу чувствовать себя в безопасности от этого!?» Также существует очень много замечательных высказываний табиинов на эту тему, а также высказываний имамов[6] Ислама. Имама Ахмада ибн Ханбаля спросили: «Что ты скажешь о человеке, который не боится лицемерия (нифака) в себе?» Имам воскликнул: «Неужели есть те, кто чувствует, что его душа в безопасности от лицемерия!?»[7].

И закрывая тему, хотелось бы вспомнить хадис Ханзалы аль-Усайиди (да будет доволен им Аллах), который сказал: «Однажды меня встретил Абу Бакр и спросил: «Как ты Ханзала?» Я ответил: «Ханзала совершил лицемерие». Абу Бакр сказал: «Субхана-Ллах! Что ты говоришь!?» Тогда я сказал: «Когда мы находимся у посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), он напоминает нам про Рай и про Ад, так, словно мы видим это своими глазами, а когда мы уходим от посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), то нас увлекают жёны, дети, дела по хозяйству и мы многое забываем». Абу Бакр сказал: «Клянусь Аллахом, и мы чувствуем нечто подобное». Тогда мы вместе с Абу Бакром отправились к посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) и вошли к нему, и я вновь сказал: «Ханзала совершил лицемерие». Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Как же это?» Я сказал: «Когда мы находимся у тебя, о, посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), ты напоминаешь нам про Рай и про Ад, так, словно мы видим это своими глазами, а когда мы уходим от тебя, то нас увлекают жёны, дети, дела по хозяйству и мы многое забываем». И посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

وَالَّذِي نَفْسِي بِيَدِهِ إِنْ لَوْ تَدُومُونَ عَلَى مَا تَكُونُونَ عِنْدِي وَفِي الذِّكْرِ لَصَافَحَتْكُمْ الْمَلَائِكَةُ عَلَى فُرُشِكُمْ وَفِي طُرُقِكُمْ وَلَكِنْ يَا حَنْظَلَةُ سَاعَةً وَسَاعَةً ثَلَاثَ مَرَّاتٍ

«Клянусь Тем, в чьей руке моя душа, если бы вы постоянно пребывали в таком состоянии, в каком вы находитесь при мне и в поминании [Аллаха], то ангелы пожимали бы вам руки, когда вы лежите на ваших кроватях и ходите по дорогам. Однако Ханзала, от времени к времени». И он повторил это три раза» (хадис привел Муслим).

Комментируя этот хадис, аль-Хафиз ибн Раджаб аль-Ханбали сказал: «Так как сподвижники отлично осознавали, что лицемерие (нифак) — это противоречие внутреннего внешнему, то некоторые из них боялись, когда их внутренняя собранность сердца, покорность, и мягкосердечность, вызванные наставлениями пророка, сменялась на увлечённость семьёй, детьми и имуществом, когда они возвращались к мирской жизни. Они боялись, что это является лицемерием (нифаком)»[8].

Эти люди обладали более чистыми сердцами, чем наши сердца, их души были самыми благочестивыми душами этого мира. Эти люди больше всех чтили заповеди Аллаха и были дальше всех от пределов запретного. Обладая совершенными знаниями о своём Господе и боясь того Дня, когда они предстанут перед Ним, все они считали свои грехи огромными, даже те грехи, на которые сегодня мало кто обращает внимание. Так неужели после них, кто то может считать, что он в безопасности от лицемерия!?

В завершение прошу Аллаха Всемогущего и Всемилостивого дать нам всем полезные знания, вести нас по пути Единобожия и уберечь нас от многобожия, одарить нас крепкой Верой и оградить нас от неверия, дать нам понимание в Его Религии и  сделать нас преданными рабами, благодарными своему Создателю. Просим Аллаха искренности во всех наших словах и делах, помыслах и намерениях. И обращаемся к защите Аллаха от лицемерия и малодушия, от грехов и ошибок. Аллах на всё это способен и Он наш Покровитель!

Хвала Аллаху, мир и благословение нашему пророку Мухаммаду, а также его семье и всем его сподвижникам.

Остальные части книги §1, §2, §3, §4, §5, §6, §7, §8
Скачать книгу (PDF)

Абу Ясин Р. Маликов
www.whyislam.ru

  • [1] См.: «Китабу ас-Салят», стр. 59.
  • [2] См.: «Фатх аль-Бари» (1/110-111).
  • [3] Умар ибн аль-Хаттаб – тестьпророка (мир ему и благословение Аллаха), один из его ближайших сподвижников, и второй праведный халиф.
  • [4] Хузейфа ибн аль-Яман – сподвижник пророка (мир ему и благословение Аллаха), и хранитель его секретов, единственный сподвижник, которому посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) поимённо назвал мединских лицемеров.
  • [5] См.: «Тарик аль-хиджратайн», стр.604.
  • [6] Имам – под этим словом подразумеваются выдающиеся учёные Ислама в более поздних поколениях.
  • [7] См.: «Фатх аль-Бари», ибн Раджаб, (1/178-179).
  • [8]См.: «Фатх аль-Бари», ибн Раджаб, (1/111).

]]>]]>

16 комментариев

  1. муслим

    Ассалямуаляйкум, а какое у нас доказательство того, что лицемерия делиться на большое и малое? Например про куфр у нас есть хадис, а про лицемерие, как вывели ученые, что есть большое и малое и есть ли на это доказательство?

  2. умм абдуррахман

    Ас салам алейкум уарахматуллах уабаракатух . А есть ли дуа к побуждение искренности и защита от лицемерия? ?

  3. Анжела

    Ва алейкум ассалям, есть такое дуа: «О Аллах! Мы просим Твоей защиты от того, чтобы приобщать что-либо Тебе в сотоварищи, зная об этом, и просим у Тебя прощения за то, что мы не знаем» (хадис привёл Ахмад). Надеюсь Вам помогут с арабским текстом этого дуа и транскрипцией.

  4. умм абдуррахман

    БаракАллаху фики за напоминание это дуа я знаю оно от ширка. Я боюсь показухи, лицемерие словах делах субхьаналлах.

  5. Анжела

    Показуха — малое лицемерие, наузу би Ллях

  6. Анжела

    То есть малое многобожие

  7. умм абдуррахман

    Ас салам алейкум В некоторых случаях малый ширк. Почему админ не отвечает может мне другом месте нужно задать вопрос, незнаешь?

  8. Анжела

    Не знаю ), я — гость сайта, как и Вы, сестра )

  9. Абу Ясин

    Ва алейкум ассалям ва рахмату-Ллахи ва баракатух
    Обращайтесь к Аллаху с такими словами:

    اللَّهُمَّ إِنِّي أَعُوذُ بِكَ مِنَ النِّفَاقِ ، وَسُوءِ الأَخْلاقِ وَ أَسْأَلُك َالإِخْلاَصَ فِي القَوْلِ وَ العَمَلِ

    «Аллахумма инни аузу бика мина-ннифак , ва су-иль-ахляк, 
    ва ас-алюка ль-ихляса фи ль-каули ва ль-амаль».

    «О, Аллах, я обращаюсь к Тебе за защитой от лицемерия и скверного нрава, и прошу у тебя искренности в словах и в делах». 

  10. умм абдуррахман

    ас салам алейкум уарахматуллах далиль скинте мне на это дуа с какого источничника?

  11. Абу Ясин

    Умм АбдуРрахман, первая часть дуа взята из этих источников:
    سنن أبي داود / سنن النسائى الصغرى/ لسنن الكبرى للنسائي/ تاريخ بغداد للخطيب البغدادي/ الدعاء للطبراني/ الدعوات الكبير للبيهقي / صفة النفاق ونعت المنافقين لأبي نعيم
     
    А вторую часть (وَ أَسْأَلُك َالإِخْلاَصَ فِي القَوْلِ وَ العَمَلِ/ ва ас-алюка ль-ихляса фи ль-каули ва ль-амаль/ и прошу у тебя искренности в словах и в делах»). Это не из хадисов, просто дуа.

  12. умм абдуррахман

    Ас салам алайкум я арабский незнаю, если не из хадисов она оттудото должно приводиться или книгах достоверных, или от учёных и.т.д.

  13. Абу Ясин

    Ва алейкум ассалям ва рахмату-Ллахи ва баракатух
    Дуа не обязательно должно быть из каких-то источников, у Аллаха можно просить всё что угодно, если это халяль , и если нет в этой молитве ни греха , не разрыва родственных отношений.

    И это дуа, которое учёные часто произносят в своих молитвах. 

    А насчёт источников, то какой смысл переводить названия этих книг на русский язык, если этих книг нет на русском языке. Учите арабский язык. К тому же знание источника ещё не говорит о достоверности того или иного хадиса. Поэтому в вашем положении спрашивать надо не столько об источниках хадиса (потому что вы все равно не можете их проверить), спрашивать следует о достоверности.

  14. Хидр

    Расскажите о недуге сердца. Что это такое? Марадун ведь еще переводится как отвращение? как лечится от этого недуга? и что делать

  15. Хидр

    Было бы очень хорошо, если бы вы наряду с такими статьями о «неверии» «лицемерии», «вере», «искренности» еще написали о недуге сердца, встречаемое в Коране, имеющее плохое последствие, т.к. многие не понимают что это, я в том числе

  16. Анжела

    У сердца бывает много болезней: сомнения, показуха, зависть, злоба, плохие мысли об Аллахе (как, что Он не простит, или подобное), аузу биЛлях, плохие мысли о мусульманах, хорошие о себе (самообольщение), связывание сердца с творениями (недостаточное упование), много других болезней. Очень много о делах сердец работ у выдающегося ученного ибн Кайма, да помилует его Аллах. А лечение в самом Коране, в чтении, понимании (через надежные общепринятые  тафсиры), жизнь в соответствии с ним…, ну и в сунне тоже конечно, изучайте религию, живите в соответсвии с этим только ради лика Аллаха, просите Аллаха очистить , излечить сердце