Богобоязненность
Хвала Аллаху, Которого мы восхваляем, молим о помощи и прощении, Которому приносим покаяния и к Которому прибегаем от зла наших душ и наших скверных деяний! Кого Аллах поведет прямым путем, того никто не введет в заблуждение, а кого Аллах введет в заблуждение, того никто не наставит на прямой путь. Свидетельствую, что нет божества, кроме Единого Аллаха, у Которого нет сотоварищей, и свидетельствую, что Мухаммад – Его раб и посланник. Мир и благословение Аллаха ему, его семье, сподвижникам и всем, кто верно следует его путем!
«О те, которые уверовали! Бойтесь Аллаха должным образом и умирайте не иначе, как будучи мусульманами!» (3:102). «О люди! Бойтесь вашего Господа, Который сотворил вас из одного человека, сотворил из него пару ему и расселил много мужчин и женщин, произошедших от них обоих. Бойтесь Аллаха, именем Которого вы просите друг друга, и бойтесь разрывать родственные связи. Воистину, Аллах наблюдает за вами» (4:1). «О те, которые уверовали! Бойтесь Аллаха и говорите правое слово. Тогда Он исправит для вас ваши дела и простит вам ваши грехи. А кто повинуется Аллаху и Его Посланнику, тот уже достиг великого успеха» (33:70,71).
Поистине, богобоязненность является достохвальным качеством для всех видов благ, а также является основой счастья, Аллах возвеличил её место и значение, и именно это завещал Он для предыдущих и последующих поколений.
Также Всевышний Аллах сказал: «О те, которые уверовали! Если вы будете бояться Аллаха, то Он одарит вас способностью различать истину и ложь, отпустит вам ваши прегрешения и простит вас. Воистину, Аллах обладает великой милостью» (8:29). Поэтому богобоязненность — спасение и помощь, она отделяет истину ото лжи, а также стирает прегрешения и прощает грехи.
Богобоязненные люди — обретающие успех. Аллах сказал: «И бойтесь Аллаха, — быть может, вы преуспеете» (3:200). А также: «О те, которые уверовали! Бойтесь Аллаха и веруйте в Его Посланника, и тогда Он одарит вас вдвойне из Своей милости, и дарует вам свет, при котором вы будете идти, и простит вас. Аллах — Прощающий, Милосердный» (57:28). В этом священном аяте Аллах гарантирует богобоязненным три вещи: 1) одаряет вдвойне из Своей милости – удел в этом мире и удел в загробной жизни; 2) дарует им свет, при котором они будут идти во мраке; 3) обещал им прощение грехов.
Поэтому когда пропала богобоязненность в обществе в целом и среди отдельных людей, результатом этого стало уменьшение успеха, сердца людей ужесточились, пропал баракят (благо) в пропитании и в сроках жизни, это привело к слабости и унижению перед врагами, появились печаль и огорчение.
Суть богобоязненности:
Не смотря на различные определения богобоязненности, смысл этого понятия одинаков: предостережение человека от гнева Всевышнего Аллаха и Его наказания, подчиняясь Его приказам и отстраняясь от Его запретов. Также к определению совершенной богобоязненности относится совершение обязательных предписаний и добровольных вещей, оставление запретного, сомнительного и нежелательного. Аллах Всевышний сказал: «Благочестие состоит не в том, чтобы вы обращали ваши лица на восток и запад. Но благочестив тот, кто уверовал в Аллаха, в Последний день, в ангелов, в Писание, в пророков, кто раздавал имущество, несмотря на свою любовь к нему, родственникам, сиротам, бедным, путникам и просящим, расходовал его на освобождение рабов, совершал намаз, выплачивал закят, соблюдал договора после их заключения, проявлял терпение в нужде, при болезни и во время сражения. Таковы те, которые правдивы. Таковы богобоязненные» (2:177).
Ученый Тальк Ибн Хабиб сказал: «Если произойдёт фитна (смута), то погасите её с помощью богобоязненности», тогда люди спросили его: «Что же такое богобоязненность?», на что он ответил, что богобоязненность – это совершение дел, подчиняясь Аллаху в соответствие света, исходящего от Аллаха, желая при этом награды Всевышнего, и оставление грехов в соответствие света, исходящего от Аллаха, страшась наказания Аллаха. И никакое дело не будет признано поклонением и приближением к Аллаху, пока оно не будет исходить от Имана (веры), поэтому побуждающим фактором для любого начинания и дела должна быть вера, а не традиции, обычаи, страсти, желание самовыразиться и т.п.
Богобоязненность имеет три степени:
1. Предостережение от вечного наказания в аду путём избегания многобожия. Аллах Всевышний сказал: «и возложил на них (или сделал неразлучным с ними) слово богобоязненности (свидетельство о том, что нет божества, кроме Аллаха)» (48:26).
2. Отстранение от всех видов прегрешения, в том числе и маленьких.
3. Очищение и отдаление от всего того, что отвлекает от Всевышнего Аллаха – это и есть истинный смысл богобоязненности, и именно об этом Аллах сказал в следующем аяте: «О те, которые уверовали! Бойтесь Аллаха должным образом» (3:102).
Богобоязненность человека часто не совершенна, так, например, человек может бояться впасть в многобожие, но пренебрегает некоторыми запретами Аллаха. В этом случае мы уже не можем назвать его богобоязненным в полной мере. Другими словами степень его богобоязненности определяется степенью соответствия определению — стремление оставления грехов малых и больших и стремление совершение предписаний обязательных и добровольных.
Важность богобоязненности:
Богобоязненность является заповедью Аллаха для предыдущих народов и последующих. Всевышний сказал: «Мы заповедали тем, кому было даровано Писание до вас, а также вам, чтобы вы боялись Аллаха» (4:131). Также пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) заповедовал для своей общины проявлять богобоязненность, так он сказал в хадисе, переданном от Ирбад Бен Сария у Тирмизи: «Я заповедаю вам бояться Аллаха, слушаться и подчиняться», также он сказал: «Бойся Аллаха, где бы ты ни был, и пусть за твоим неправильным поступком последует хорошее дело, которое стирает первое, и будь в благонравных отношениях с людьми» (Ат-Тирмизи, от Абу Зара и Муаз Бен Джабаль).
Богобоязненность – лучший припас, которым можно запастись, Аллах Всевышний сказал: «Берите с собой припасы, но лучшим припасом является богобоязненность. Бойтесь же Меня, о, обладающие разумом!» (2:197). Таким образом, как указывает аят, богобоязненность – качество обладающих разумом, те же, кто не боится своего Господа, они не разумны.
Богобоязненные люди являются близкими рабами Аллаха, и они самые почитаемые перед Ним, сказал Всевышний: «Воистину, угодники Аллаха не познают страха и не будут опечалены. Они уверовали и были богобоязненны.»(10:62-63), Аллах также сказал: «И самый почитаемый перед Аллахом среди вас — наиболее богобоязненный» (49:13). Т.е. весами для определения степени человека перед Аллахом является богобоязненность, и поэтому Аллах приказал мусульманам помогать и содействовать друг другу в этом и запретил помогать в том, что противоречит этому. Всевышний Аллах сказал: «Помогайте друг другу в благочестии и богобоязненности, но не помогайте друг другу в грехе и вражде. Бойтесь Аллаха, ведь Аллах суров в наказании» (5:2). Сказали аль-Куртуби и аль-Маурди: «Всевышний Аллах побудил к содействию и взаимопомощи в благочестие и связал это с богобоязненностью, потому что довольство Аллаха заключается в богобоязненности, а в благочестии – довольство людей и тот, кто совместил между довольством Аллаха и довольством людей, тот приобрёл счастье и милость Аллаха.
Некоторые качества богобоязненных:
1. Богобоязненные верят во всё то, о чём сообщил Аллах и Его посланник (да благословит его Аллах и приветствует) без всякого сомнения. Они выстаивают молитву и расходуют на пути Аллаха, Он сказал: «Алиф. Лам. Мим. Это Писание, в котором нет сомнения, является верным руководством для богобоязненных, которые веруют в сокровенное, совершают намаз и расходуют из того, чем Мы их наделили» (2:1-3).
2. Богобоязненные верят в книги Аллаха, ниспосланные людям, верят в Его пророков, убеждены они в Судном Дне и идут по правильному пути Своего Господа, который сказал: «…которые веруют в ниспосланное тебе и ниспосланное до тебя и убеждены в Последней жизни. Они следуют верному руководству от их Господа, и они являются преуспевшими» (2:4-5). Они заслужили успех благодаря своим вышеперечисленным качествам.
3. Они стараются просить прощения у Аллаха и прибегают от адского огня: «Для тех, кто богобоязнен, у Господа есть Райские сады, в которых текут реки, и в которых они пребудут вечно, а также очищенные супруги и довольство от Аллаха». Аллах видит рабов, которые говорят: «Господь наш! Воистину, мы уверовали. Прости же нам наши грехи и защити нас от мучений в Огне» (3:15-17).
4. Они сдерживают гнев, прощают людям, а совершив по небрежности ошибку, просят прощения у Аллаха и не упорствуют в том, что совершили.
5. Они правдивы и оказывают благочестие людям.
О Аллах, одари нас богобоязненностью, прости наши грехи и защити от адского огня.
Подготовил Вахитов Мухаммад
для сайта www.whyislam.ru — «Почему Ислам?»