Многобожие
§ 2. Многобожие
Многобожие (Ширк) – это полная противоположность Единобожия (Таухида). Если Единобожие является наилучшим из всех дел перед Аллахом, открывает людям вход в Рай, то многобожие является наихудшим из всех мыслимых и немыслимых грехов и на веки ввергает людей в Адский Огонь.
Языковое значение слова «Ширк».
Словом «многобожие» обозначается такой шариатский термин как «ширк». Однако слово «многобожие» не отражает всей полноты понятия «ширк». Когда люди слышат слово «многобожие», то у многих в голове возникает образ языческого капища, до отказу набитого идолами злобного вида, и тогда человек вздыхает с облегчением и говорит себе: «Уж я-то точно не многобожник». Также слово «ширк» иногда переводится на русский язык словом «идолопоклонство», «язычество», реже некоторыми другими словами, но упомянутые слова наиболее распространены как перевод слова «ширк». Надо заметить, что чисто с языковой точки зрения слово «ширк» в арабском языке не содержит никаких оттенков таких слов как «много», «божество», «идол», «поклонение», «язык», от которых в свою очередь образованы слова: многобожие, идолопоклонство, язычество. Поэтому очень часто немусульмане, и в том числе христиане, негодуют, когда их определенные действия классифицируются мусульманами как «многобожие». Например, им бывает непонятно, почему крестик на груди – это многобожие, ведь они не считают крестик Богом, тем более он у него только один, и он не носит много крестиков. Иногда они не понимают, почему обращение за просьбой к святому является многобожием, ведь они не считают святых богами. Некоторые даже заявляют, что «ТРИ» – это, в принципе, не так уж и много, поэтому не надо называть это МНОГОбожием. Также иногда люди удивляются, когда мусульмане называют показуху (совершение богоугодных дел напоказ) многобожием. Поэтому надо усвоить, что понятие «ширк» в исламской терминологии и в арабском языке намного шире, чем обозначение грубого и примитивного многобожия и идолопоклонства. Дело в том, что выражая понятие «ширк» словом «многобожие» переводчики в какой-то степени сужают рамки данного понятия. Этот делается так, потому что в русском языке трудно подобрать адекватную альтернативу данном слову, нам же следует знать значение слова «ширк» во всей его полноте.
Слово «ШиРК» (شِرْكٌ) происходит от корня «Ш+Р+К» (ش+ر+ك) и образуется от глагола «ШаРиКа» (شَرِكَ), что значит: «быть соучастником/компаньоном/партнёром(в деле)». Следовательно, само слово «ШиРК» (شِرْكٌ) значит: «Соучастие, компаньонство, партнёрство», также этим словом в арабском языке обозначается какое-либо «общее имущество», «общее добро», у которого больше одного хозяина. Например, если два человека купили машину на двоих, то эта машина является их ширком.
Другие слова арабского языка, образованные от корня «Ш+Р+К» (ش+ر+ك):
«аШРаКа» глаг. (أَشْرَكَ) – ввести в компанию, сделать кого-то соучастником (в доле), сделать партнёром, привлекать к участию, присоединять, прикомандировывать. Выражение «аШРаКа би-ллях» (أَشْرَكَ بِاللَّه) будет обозначать «Сделал кого-то компаньоном (соучастником, партнёром) для Аллаха». Данное выражение зачастую переводится на русский язык как «придал Аллаху сотоварища» или «… в сотоварищи» или просто «совершил многобожие». Все эти варианты правильны, но вторые идут больше как смысловой перевод, а первый – это буквальный, дословный перевод. При этом именно у распространённого смыслового перевода теряется часть смысла, однако это нетрудно восполнить, если человек ознакомился с данной работой и получил более полную картину о том, что имеется в виду под словом «многобожие» в русскоязычной литературе.
«муШРиК» сущ. (مُشْرِكٌ) – это слово указывает на действующее лицо и образовано от глагола «аШРаКа»(أَشْرَكَ) и значит: «тот, кто привлекает к участию», «делает кого-либо соучастником». В данное время это слово применимо только в отношении человека, совершающего ширк. Иными словами, «многобожник», «политеист», «идолопоклонник» – это человек, совершающий действия, подпадающие под определение слова «ширк» (многобожие), о котором мы поговорим ниже.
«иШРа̀К» сущ. (إِشْرَاكٌ) – это отглагольное имя, образованное от глагола «аШРаКа»(أَشْرَكَ), с соответствующим смыслом: привлечение к партнерству, соучастию, компаньонству, присоединение и т.д.
«ШиРа̀Кат» сущ. (شِرَاكَةٌ) – соучастие (в доле).
«ШаРиКат» и «ШиРКат» сущ. (شَرِكَةٌ/ شِرْكَةٌ) – общество (напр. акционерное), компания, кооператив, агентство, бизнес вскладчину.
«ШаРѝК» сущ. (شَرِيكٌ) – сотоварищ, компаньон, партнёр, соучастник, сообщник.
«ШаРѝКа» сущ. (شَرِيكَةٌ) – подруга.
«муШа̀РиК» сущ. (مُشَارِكٌ) – участник.
«иШтиРаК» сущ. (ِاِشْتِراَكٌ) – соединение, общность, членский взнос, приобщение, подписка (на что-то вместе с другими), совместные действия.
«иШтиРаКийят» сущ.(اِشْتِرَكِيَّةٌ) – социализм.
«муШтаРаК» сущ. (مُشْتَرَكٌ) – общий, объединённый, совместный, обоюдный, взаимный, тройник (электр.).
«ШиРКийят» сущ. (شِرْكِيَّاتٌ) – языческие дела, дела многобожия, дела, содержащие в себе элементы ширка.
Ширк (Многобожие) как термин Шариата
Это несколько определений данного понятия в терминологии Шариата:
1) «ШиРК» (شِرْكٌ) – это приравнивание кого-то, помимо Аллаха, к Аллаху в тех правах и качествах, которые являются исключительной особенностью Аллаха.
2) «ШиРК» (شِرْكٌ) – это придание Аллаху компаньонов, соучастников в каком-либо из Его прав или качеств.
3) «ШиРК» (شِرْكٌ) – это когда человек совершает поклонение[1] творению, также как совершает поклонение Аллаху, когда он возвеличивает кого-то, так как следует возвеличивать только Аллаха. Ширк происходит, когда человек утверждает, что кто-то, помимо Аллаха, достоин какого-либо поклонения или способен распоряжаться какими-либо делами этого мироздания, то есть когда творению приписывается доля в Таухиде аль-Улюхийя или в Таухиде ар-Рубубийя, о которых мы говорили выше.
4) «ШиРК» (شِرْكٌ) – когда кого-либо делают подобным Аллаху, приравнивая его к Господу миров.
Из всех указанных определений первое можно взять за основу, а остальные рассматривать как толкование к первому. Как мы уже сказали, ширк (многобожие) является полной противоположностью Таухиду (Единобожию). И если Таухид делится на три раздела, то ширк, соответственно, может проявляться во всех этих сферах Единобожия и разрушать его.
Повторим три раздела Единобожия (Таухида), это:
1) Единобожие во Владычестве (Таухид ар-Рубубийя).
2) Единобожие в поклонении (Таухид аль-Улюхийя).
3) Единобожие в именах и качествах (Таухид фи аль-асмаи ва ас-сыфат).
Примеры ширка, нарушающегоЕдинобожие во Владычестве
(Таухид ар-Рубубийя):
- Это полное отрицание существования Аллаха, и утверждение, что все в мире создано природой или случайностью, как это заявляли коммунисты и прочие атеисты.
- Это притязание на божественность, как это делал фараон, который объявил себя единственным богом.
- Это утверждение, что кто-то помимо Аллаха может управлять этим мирозданием.
- Утверждение, что благо или зло может исходить от звезд или чего-то другого помимо Аллаха.
- Суеверие, когда люди полагают, что карканье ворон, особенности их полета, кофейная гуща, черная кошка, игральные карты и тому подобные вещи могут повлиять на судьбу человека.
- Дуализм зороастрийцев, которые полагают, что миром управляют два бога – бог света и бог тьмы.
- Троица христиан, которые полагают, что миром управляют три божественные сущности, каждая из которых является отдельной личностью.
- Утверждение, что умершие святые и праведники способны дать пропитание, облагодетельствовать, оградить от зла, дать детей или напротив, наказать, ослепить, покарать, умертвить и т.п.
Человек, имеющий такие убеждения, приобщает к Аллаху соправителя, придаёт Ему сотоварища, утверждает, что кто-то ещё соучаствует с Ним во власти над этим миром и имеет долю в Его могуществе. Тем самым он совершает многобожие, даже в том случае, если он ничему из этого не поклоняется и ни к чему из этого не обращается с молитвами. Если человек думает, что звёзды даруют и забирают, приносят пользу или вредят, но при этом он не поклоняется им и не почитает их, то он все равно является многобожником (мушриком), потому-что он разделил власть над Вселенной между звездами и Аллахом, сделал их совладельцами в том, что подобает только Аллаху. Также коммунисты и атеисты, которые верят в то, что силы природы, эволюция, случайности, законы физики и химии, первоматерия создали всё сущее, тоже являются многобожниками. Они поделили власть Аллаха и его могущество между неодушевлёнными предметами. Коммунисты и атеисты являют собой пример крайнего многобожия. Если другие многобожники (мушрики) утверждают, что Аллах делит свою власть со святыми и умершими, которые хотя бы при жизни имели силу на определённые действия, то атеисты делят власть Аллаха между стихиями, которые не обладают душой и никогда не были живыми, Аллаху же они оставляют самую малую долю. При жизни они молчат, и закапывают в глубине своих тёмных душ веру в Аллаха, и обращаются к ней только тогда, когда обращаться больше уже не к кому и не к чему. Как сказал Всевышний Аллах про фараона, который объявил себя богом, и про его последователей:
فَلَمَّا جَاءتْهُمْ آيَاتُنَا مُبْصِرَةً قَالُوا هَذَا سِحْرٌ مُّبِينٌ
وَجَحَدُوا بِهَا وَاسْتَيْقَنَتْهَا أَنفُسُهُمْ ظُلْماً وَعُلُوّاً فَانظُرْ كَيْفَ كَانَ عَاقِبَةُ الْمُفْسِدِينَ
«Когда Наши знамения были наглядно показаны им, они сказали: «Это – очевидное колдовство».
Они отвергли их несправедливо и надменно, хотя в душе они были убеждены в их правдивости. Посмотри же, каким был конец распространяющих нечестие!» (Коран 27: 13-14).
وَجَاوَزْنَا بِبَنِي إِسْرَائِيلَ الْبَحْرَ فَأَتْبَعَهُمْ فِرْعَوْنُ وَجُنُودُهُ بَغْياً وَعَدْواً حَتَّى إِذَا أَدْرَكَهُ الْغَرَقُ قَالَ آمَنتُ أَنَّهُ لا إِلِـهَ إِلاَّ الَّذِي آمَنَتْ بِهِ بَنُو إِسْرَائِيلَ وَأَنَاْ مِنَ الْمُسْلِمِينَ
آلآنَ وَقَدْ عَصَيْتَ قَبْلُ وَكُنتَ مِنَ الْمُفْسِدِينَ
«Мы переправили сынов Исраила (Израиля) через море, а Фараон и его войско последовали за ними, бесчинствуя и поступая враждебно. Когда же Фараон стал тонуть, он сказал: «Я уверовал в то, что нет Бога, кроме Того, в Кого уверовали сыны Исраила (Израиля). Я стал одним из мусульман». Аллах сказал: «[Ты говоришь это] только сейчас! А ведь раньше ты ослушался и был одним из распространяющих нечестие». (Коран 10: 91-92).
Любой, кто убеждён, что кто-то наряду с Аллахом имеет долю в Его власти, в управлении миром, в даровании удела творениям, тот является многобожником (мушриком) потому что он в своём сердце сделал для Аллаха компанию, в которой Он лишь один из Ему подобных. Тем самым, человек возносит на уровень Аллаха того, кто этого не достоин и низводит своего Господа до уровня, который Ему не подобает. Если человек делает это, то совершает многобожие (ширк) и нарушает Единобожие во Владычестве (Таухид ар-Рубубийя).
Примеры ширка, нарушающего Единобожие в поклонении
(Таухид аль-Улюхийя).
Этот ширк (многобожие) может проявляться как в словах, так и в делах, а также в убеждениях (в делах сердца).
Ширк в делах:
- Земной поклон кому-то помимо Аллаха.
- Жертвоприношение ради кого-то помимо Аллаха с поминанием имени не Аллаха.
- Обход (таваф) вокруг могил и взывание к умершим.
Ширк в словах:
- Молитва и обращение с мольбой к кому-то помимо Аллаха.
- Обращение за защитой (исти`аза)и спасением (истигаса) к кому-то помимо Аллаха.
- Клятва не Аллахом (не именем Аллаха).
- Выражения наподобие: «Если пожелает Аллах и ты» или «Это благодаря Аллаху и тебе» или «Нет у меня никого кроме Аллаха и тебя» или «Я уповаю на Аллаха и на тебя» или «Если бы не Аллах и ты, то не было бы у меня этих благ» и т.п.
- Давание обета (назр) не Аллаху. Когда, к примеру, человек говорит: «Если у меня родится сын, то я принесу барана в жертву такому-то святому» или «Если к концу года я дострою дом, то раздам милостыню ради такого-то угодника». Тем самым они ищут помощи у тех лиц, кому дают обетование (назр).
Ширк в убеждениях (в делах сердца):
- Обожествляющая любовь (хубб) к кому-то кроме Аллаха. Как любовь язычников к духам святых и предков, любовь христиан к Иисусу, любовь кришнаитов к Кришне и т.д. Когда человек из любви к кому-то может сделать нечто запрещённое Аллахом или оставить какое-либо веление Аллаха.
- Убеждение, что кто-то помимо Аллаха может быть источником законодательства, как убеждение христиан и иудеев в отношении своих священников и раввинов. Если их папы, патриархи, раввины и всевозможные священные синоды говорят своей пастве, что какая-то вещь запрещена, то они считают это запретным, а если они скажут, что это разрешено, то они считают это разрешённым, не обращая внимания на то, соответствует ли это велениям Аллаха или противоречит им.
- Испытание такого страха (хауф) перед кем-то помимо Аллаха, каким следует страшиться только Аллаха. Одним из примеров этому может служить то, что некоторые люди без принуждения, а только из-за страха перед кем-либо совершают такие действия, которые запретил Аллах, или оставляют что-либо из Его велений. Если же человека насильно заставляют сделать что-либо запретное, то совершение этого дела не будет являться ширком, но если он делает это только из-за страха перед кем-либо, то совершение запретного из простого греха превращается в ширк.
- Надежда (раджа) и упование (таваккуль) на кого-то помимо Аллаха, когда человек надеется на того, кого нет рядом, кого он не видит, кто его не слышит и кто не в состоянии выполнить его просьбу и спасти от бедствий. Как, например, надежда и упование на умерших святых или на живых святых, но которых нет рядом. Также если эти святые и праведники живы и находятся рядом с нами, но при этом кто-то будет возлагать на них надежду в тех вещах, в которых подобает возлагать надежду только на Аллаха, то такая надежда и упование будут считаться ширком. Например, надежда на то, что святой может исцелить от болезней, которые принято считать неисцелимыми, или даровать детей, богатство, счастье и т.п.
Это разделение довольно условно, потому что так или иначе, все эти действия взаимосвязаны друг с другом, дела не совершаются без убеждений, слова также не произносятся без убеждений, а убеждения человека никогда не остаются запертыми в сердце, они рано или поздно превращаются в дела или слова.
Если человек посвящает какое-либо действие, которое можно охарактеризовать, как поклонение[2] (ибада), кому-то помимо Аллаха, то тем самым он придаёт Аллаху компаньона, соучастника в праве на то, чтобы ему поклонялись. Право на поклонение принадлежит только Аллаху, но многобожник (мушрик) разделяет это право между Аллахом и кем-то помимо Него. Многобожник (мушрик) ставит творение на одну степень с Творцом, делает Аллаха равным Его творениям, ставит их в одну категорию. Безусловно, что такое поклонение не будет принято, ведь Всевышний сказал:
وَلَقَدْ أُوحِيَ إِلَيْكَ وَإِلَى الَّذِينَ مِنْ قَبْلِكَ لَئِنْ أَشْرَكْتَ لَيَحْبَطَنَّ عَمَلُكَ وَلَتَكُونَنَّ مِنَ الْخَاسِرِينَ
«Тебе и твоим предшественникам уже было внушено: «Если ты станешь приобщать сотоварищей, то тщетными будут твои деяния и ты непременно окажешься одним из потерпевших убыток». (Коран 39: 65).
Именно этот вид ширка (ширк в Таухиде поклонения) имеет самое большое распространение среди людей, именно для борьбы с этим видом ширка посылалось большинство пророков, именно на нём в бо̀льшей степени было сконцентрировано внимание посланников Аллаха. Этот вид многобожия (ширка) быстрее всего распространялся среди людей, а Таухид аль-Улюхийя (Таухид в поклонении) быстрее всего забывался людьми.
Подытожим, какая же разница между «Единобожием во Владычестве» (Рубубийя) и «Единобожием в Поклонении» (Улюхийя). Единобожие во Владычестве, как вы наверняка заметили, полностью связано с делами Аллаха, а Единобожие в Поклонении связано с делами людей.
Если человек делит власть и управление миром между Аллахом и ещё кем-то, он совершает ширк, который нарушает «Единобожие во Владычестве» (Рубубийя).
Если человек поклоняется Аллаху и ещё кому-то помимо него, то он совершает ширк, нарушающий «Единобожие в Поклонении» (Улюхийя).
Что касается Единобожия в именах и качествах (Таухид фи аль-асмаи ва ас-сыфат), то мы не будем на нём долго останавливаться в этой статье, так как это отдельная большая тема. Некоторые учёные Ислама не выделяют Единобожие в именах и качествах в отдельный раздел Единобожия и рассматривают его как один из элементов Единобожия во Владычестве (Рубубийя), потому что оно так же, как Единобожие во Владычестве говорит о том, какие убеждения должны быть у нас о самом Аллахе, и о том, что нельзя никому придавать качества подобные Его качествам. Однако из-за важности данной темы, сильных разногласий и распространения заблуждений в том, что касается Единобожия в именах и качествах, учёные Ахлю Сунна чаще рассматривают его, как отдельный вид Единобожия (Таухида). Здесь мы приведём несколько самых ярких примеров ширка (многобожия) в именах и качествах Аллаха.
Примеры ширка, полностью или частично нарушающего Единобожие
в именах и качествах Аллаха (Таухид фи аль-асмаи ва ас-сыфат).
- Уподобление творений Творцу. Например, когда люди взывают с молитвами к святым и угодникам, тем самым придавая им качество Аллаха, ведь только Аллах отвечает на мольбы людей и распоряжается судьбами этого мира.
- Называние кого-то именами Аллаха,которые присущи только Ему. Например, именовать кого-то Всемилостивым (ар-Рахман), как называли Мусайлиму-Лжеца[3] его последователи.
- Уподобление Творца Его творениям.К этому числу относятся антропоморфисты, которые утверждают, что Аллах – это такое же физическое тело, как и человек, и все Его качества подобны качествам человека.
- Приписывание Аллаху некоторых качеств, которые приводят к многобожию.Например, пантеизм, убеждение о единосущности всего сущего (вахдату-ль-вуджуд). Сторонники данного убеждения говорят, что Аллах везде и повсюду, весь этот мир пронизан Аллахом, другие из них говорят, что всё сущее сотворено из сущности Аллаха, третьи говорят, что Аллах растворён в этом мире так же, как молоко растворено в чашке кофе, да убережёт нас Аллах от подобных воззрений. Такие взгляды приводят к оправданию поклонения всему подряд, так как всё окружающее они считают богом, а значит, по их убеждениям, можно поклоняться всему, чему они захотят и даже самим себе.
- Преобразование имён Аллаха в другие имена и наречение этими именами идолов, святых и праведников. Так делали арабы-язычники, одну из своих богинь они назвали «`Узза», как производное женского рода от имени Аллаха «аль-`Азиз», другую богиню они назвали именем «ал-Лят» образовав его от имени Всевышнего «Аллах».
- Называние Аллаха именами, указывающими на многобожие, подобно тому, как христиане называют Аллаха отцом, сыном или духом.
- Убеждение в том, что качества Аллаха обладают отдельной от него сущностью, подобно тому, как у кришнаитов для каждой функции существует отдельная сущность (аватара, ипостась) бога, одна отвечает за создание, другая за разрушение, третья за войну, четвёртая за мир и т.д., при этом у каждой из них своя индивидуальная внешность и характер. В меньшей мере это выражено и у христиан, так как Бог в соответствии с их воззрениями слит из трёх неразрывных, но личностно индивидуальных сущностей (ипостасей), каждая из которых в отдельности осуществляет особые функции, не присущие другим двум сущностям.
Почему ширк является самым большим из грехов?
Ширк (многобожие) является самым большим из всех грехов. В Коране говорится:
لَا تُشْرِكْ بِاللَّهِ إِنَّ الشِّرْكَ لَظُلْمٌ عَظِيمٌ
«Не приобщай к Аллаху сотоварищей, ибо многобожие (ширк) является великой несправедливостью». (Коран 31: 13).
Многобожие (ширк) и неверие (куфр)[4] в Аллаха – единственное, что Аллах никогда не простит, если человек при жизни не принесет покаяние и не встанет на путь Единобожия (Таухид) и Веры (Иман). Всевышний Аллах сказал:
إِنَّ اللَّهَ لَايَغْفِرُأَنْ يُشْرَكَ بِهِ وَيَغْفِرُمَا دُونَ ذَلِكَ لِمَنْ يَشَاءُ
وَمَنْ يُشْرِكْ بِاللَّهِ فَقَدِ افْتَرَى إِثْمًا عَظِيمًا
«Воистину, Аллах не прощает, когда к Нему приобщают сотоварищей, но прощает все остальные (или менее тяжкие) грехи, кому пожелает. Кто же приобщает сотоварищей к Аллаху, тот измышляет великий грех». (Коран 4: 48).
По сути, каждый грех является несправедливостью либо по отношению к Аллаху, либо по отношению к людям, либо по отношению к самому себе. Но из всех видов несправедливости многобожие является самым большим. Почему? Чтобы ответить на этот вопрос, давайте проведём некоторые размышления на данную тему.
Что такое несправедливость? Это антипод справедливости. Справедливость же заключается в том, чтобы уравнивать равных и проводить различия между неравными, а противоположность этого является несправедливостью.
Если между двумя равными проводят различие, то это несправедливость. Например, если двух одинаково талантливых студентов, давших одинаковые ответы на экзамене, оценят по-разному — это будет несправедливо.
Если уравнивают двух неравных, то это тоже несправедливость. Например, если один рабочий является специалистом высокого класса, усердным и полезным сотрудником, а второй – разнорабочий, да к тому же тунеядец, и начальник назначит им одинаковую заработную плату – это будет несправедливо.
Чем большее будет сделано различий между двумя равными, тем больше будет несправедливость. Например, те же студенты, если они равны в способностях и результатах, но одному поставят тройку с плюсом, а другому четвёрку с минусом, то это несправедливо. Но если при таком же раскладе одному поставят пятёрку, а другому кол, то несправедливость возрастает в разы.
Чем сильнее неравенство между двумя уравниваемыми объектами, тем больше будет несправедливость. Например, если в зарплате уравняли рядового строителя и бригадира, то это несправедливо. Но если в зарплате уравняют директора строительной компании и дворника, который в ней работает, то несправедливость будет намного больше.
Эти примеры понятны каждому человеку, любой здравомыслящий человек осознаёт, что приравнять дворника к директору – есть вопиющая несправедливость и глупость. Тогда что можно сказать про человека, который приравнял творение к Творцу, а созданное возвеличивает как Создателя!? Какой разум позволяет почитать ничтожное подобно тому, как можно почитать только Господа миров? Что можно сказать о том, кто ставит Всесильного Создателя небес и земли в один ряд с бедными тварными существами, которые не могут прожить и мгновения без заботы Аллаха о них? Между кем в этой жизни есть бо̀льшее различие, чем различие между Богом и Его рабами? И какая несправедливость может быть больше, чем приравнять слабого человека к Великому и Всемогущему Аллаху.
Истину сказал Аллах:
وَمَا قَدَرُوا اللَّهَ حَقَّ قَدْرِهِ وَالْأَرْضُ جَمِيعاً قَبْضَتُهُ يَوْمَ الْقِيَامَةِ وَالسَّماوَاتُ مَطْوِيَّاتٌ بِيَمِينِهِ سُبْحَانَهُ وَتَعَالَى عَمَّا يُشْرِكُونَ
«Не ценили они Аллаха должным образом, а ведь вся земля в День Воскресения будет всего лишь Пригоршней Его, а небеса будут свернуты Его Десницей. Безупречен Он и превыше того, что они приобщают к Нему в сотоварищи». (Коран 39: 67)
И истину сказал посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), когда Абдулла ибн Мас`уд спросил его: «Какой из грехов является самым страшным?», пророк (мир ему и благословение Аллаха) ответил:
أَنْ تَجْعَلَ لِلَّهِ نِدًّا وَهُوَخَلَقَكَ
«Придавать Аллаху равного, в то время как Он тебя создал» (хадис передали аль-Бухари и Муслим).
Это и есть суть многобожия, это и есть причина того, почему приписывание Аллаху сотоварищей и компаньонов является самым большим из грехов.
Остальные части книги §1, §2, §3, §4, §5, §6, §7, §8
Скачать книгу (PDF)
«Важные слова»
Абу Ясин Р. Маликов
www.whyislam.ru
- [1] Отнеситесь внимательно к слову «поклонение» в данном определении, потому что оно также будет рассмотрено позднее, с соизволения Аллаха.
- [2] О смысле слова «поклонение» (`Ибада) мы будем говорить далее
- [3] Мусайлима Каззаб (Лжец) – один из лжепророков в Аравии.
- [4] Неверие (Куфр) – это слово мы будем рассматривать ниже с дозволения Аллаха.
Ассаламу алейкум. ДА убережет нас Аллах от многобожия.
МашаАллах! Какая полезная статья!!!!
джазакаЛлаху хайран мой брат по вере! очень полезная статья для размышляющих, эту статью нужно распечатать и раздать всем.
Ассаляму алейкум уа рахматуллахи уа баракатух!
Полнорстью с тобой согласен хаджи абу муслим, особенно там где нет алимов. А то передают из рук в руки такую ересь, которая может вывести из Ислама, не приведи АЛЛАХ. Эта тенденция очень сильна среди людей старшего поколения, которые не могут посещать уроки по знанию и поэтому становятся объектами для всяких невежд. ДжазакАллаху хайр.
Ассаляму алейкум братья, это будет серия статей из восьми параграфов, каждый из которых выйдет как отдельная статья: об этом писалось в первом параграфе «Единобожие-Таухид» :
1 . Единобожие (Таухид/توحيد).
2. Многобожие (Ширк/شرك).
3. Вера (Иман/إيمان).
4. Неверие (Куфр/كفر).
5. Божество (Илях/إله).
6. Поклонение (`Ибада/عبادة).
7. Искренность (Ихляс/إخلاص).
8. Лицемерие (Нифак/نفاق).
Так что следите за появлением новых статей, а затем конечно это все можно будет скачать как целую книгу ин шаа-ЛЛах, и при желании распечатать. Но уже и сейчас братья призываю начать распечатывать и давать братьям почитать, в этих статьях нет ни чего концептуально нового, но это основательные фундаментальные понятия которые должен знать каждый.